Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии муниципального правотворчества




Впервые вопросам местного правотворчества посвящено несколько статей Федерального закона «Об общих принципах осуществления местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 46-48). Ранее этот вопрос регулировался преимущественно актами органов местного самоуправления, в отдельных случаях законами субъектов Российской Федерации.

Правотворческий процесс - урегулированный нормативными пра­вовыми актами порядок осуществления правотворческой деятельности, включающий внесение в правотворческий орган (вынесение на референ­дум), рассмотрение, принятие, подписание, опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов. Любая правотворческая деятель­ность осуществляется в особой процессуальной форме, которая пред­ставляет собой упорядоченную систему стадий деятельности.

Стадии правотворческой деятельности органов местного само­управления и их должностных лиц - ряд последовательных этапов при­нятия нормативного правового акта местного самоуправления, на каж­дом из которых решаются самостоятельные задачи правотворческой деятельности.

Как правило, правотворчество органов местного самоуправления осуществляется на плановой основе с учетом правовых прогнозов. Пла­ны подготовки проектов муниципальных правовых актов предусматри­вают разработку проектов наиболее важных и трудоемких актов и не ис­ключают подготовки проектов вне плана. Планы подготовки проектов муниципальных правовых актов могут быть краткосрочными (годичны­ми), среднесрочными (двух-, трехлетними) и долгосрочными (пяти-, се­милетними). Кроме того, могут разрабатываться и утверждаться еже­квартальные и полугодовые рабочие планы. Обычно планы подготовки проектов муниципальных правовых актов формируются с учетом про­грамм и планов работы органов государственной власти.

Стадия 1. Разработка проектов муниципальных правовых актов и внесение их в соответствующий орган местного самоуправления или должностному лицу на рассмотрение.

Под правотворческой инициативой понимается официальное вне­сение правомочным субъектом в представительный орган местного само­управления проекта нормативного правового акта, влекущее за собой обязанность представительного органа местного самоуправления рас­смотреть и принять либо отклонить его. Как правило, в качестве субъ­ектов права правотворческой инициативы признаются: глава муници­пального образования; постоянные комиссии (комитеты) представи­тельного органа местного самоуправления; депутаты представительного органа местного самоуправления; органы территориального обществен­ного самоуправления соответствующего муниципального образования; граждане, проживающие на территории соответствующего муниципаль­ного образования, в порядке, установленном законом или уставом муниципального образования; иные субъекты, предусмотренные норматив­ными правовыми актами местного самоуправления (например, в Рес­публике Мордовия к таковым относят прокурора). До реализации права правотворческой инициативы необходимо выявление объективной по­требности в муниципальном правовом регулировании.

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Достаточно часто органы государственной власти, иные организации (например, Союз российских городов, институт муниципального управления и др.) распространяют модельные акты по вопросам, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления. Эти акты носят рекомендательный характер и могут учитываться в местном правотворчестве.

В необходимых случаях органы и должностные лица местного самоуправления организуют и проводят внутреннюю или независимую экспертизу проекта нормативного правового акта местного самоуправления. К таким экспертизам могут быть отнесены правовая, финансовая, научно-техническая, экологическая и др.

При разработке проектов муниципальных правовых актов особое! значение приобретает соблюдение правил юридической техники. Юридическая техника - это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации юридических документов в целях придания им ясности, понятности и эффективности. В самом общем смысле можно выделить требования юридической техники к форме и содержанию юридического документа; структуре юридического документа; соблюдению логичности и последовательности изложения; этичности изложения; правильному использованию юридического языка; правильному использованию юридической и иной терминологии.

Стадия 2. Обсуждение и принятие муниципальных правовых актов. Процедура обсуждения и принятия муниципального правового акта существенно зависит от того, о каком органе идет речь - индивидуальном (глава муниципального образования) или коллегиальном (представительный орган местного самоуправления). Как правило, эти вопросы регулируются в уставах муниципальных образований или в регламентах соответствующих органов. При этом в зависимости от вида муниципального правового акта, его юридической силы могут быть предусмотрены дополнительные различия (например, для принятия устава муни­ципального образования требуется квалифицированное большинство).

Достаточно часто решения представительных органов местного са­моуправления подписываются главой муниципального образования. Причем у главы муниципального образования может быть право отлага­тельного вето.

Стадия 3. Опубликование (обнародование) и вступление в силу муни­ципальных правовых актов. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных орга­нов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Муниципальные пра­вовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных право­вых актов устанавливается уставом муниципального образования и дол­жен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за ис­ключением муниципальных правовых актов или их отдельных положе­ний, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Стадия 4. Контроль за исполнением и отмена муниципальных право­вых актов или приостановление их действия. Как правило, в каждом му­ниципальном правовом акте указывается ответственный исполнитель. Это может быть орган местного самоуправления, должностное лицо, де­путатская комиссия и т. п. Целью контроля является выявление степени эффективности реализации положений муниципального правового ак­та, причин затруднения его реализации, а также при необходимости обеспечение исполнения положений правового акта в судебном порядке.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их дейст­вие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (из­давшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправле­ния отдельных государственных полномочий, переданных им феде­ральными законами и законами субъектов Российской Федерации, -уполномоченным органом государственной власти Российской Феде­рации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

В последнее время все чаще стал подниматься вопрос о качестве при­нимаемых на региональном и местном уровне юридических документов.

Министерство юстиции, Генеральная прокуратура, иные органы госу­дарственной власти регулярно представляют данные о состоянии закон­ности в сфере издания правовых актов. Эти данные неутешительны. Так, только в 1997-1998 гг. прокурорами выявлено почти 50 тыс. неза­конных правовых актов органов местного самоуправления, причем бо­лее 90% приходится на исполнительные органы. По экспертной оценке на 2001 г., уставы 864 из 1164 муниципальных образований Уральского федерального округа не соответствуют ни Конституции РФ, ни феде­ральному законодательству.

Нарушений в этой сфере слишком много, и многие из них вызваны игнорированием элементарных правил юридической техники. В качест­ве основных нарушений отмечаются: отсутствие унификации по структуре и стилю изложения; противоречие действующему законодательству; отсутствие единства терминологии; несоблюдение обязательных правил отмены устаревших нормативных актов или внесения в них изменений и дополнений; декларативность, отсутствие механизма действия принимаемых норм, их реализации; многословность и мелкотемье (издание документа по узким, мелким проблемам). Анализ судебной практики показывает, что значительное количество правовых споров вызывается низким качеством подготовки таких юридических документов, как договор, соглашение о намерениях, претензия, исковое заявление и т. п. Эти и ряд других проблем можно избежать, владея приемами юридической техники.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1987; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.