Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение грамоте




Развитие элементарных математических представлений

Программа развития элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы основывается на представлениях, сформированных в старшей группе.

Программа включает следующие основные задачи:

— развитие представлений о количественных отношениях,

— развитие представлений о числе как отношении,

— развитие представлений о числовом ряде,

— развитие представлений о составе числа (от трех до десяти) из двух меньших,

— развитие представлений о числах второго, третьего (и т. д. до ста) десятков (десятичной системе счисления),

— обучение решению арифметических задач,

— развитие представлений о временных отношениях.

Развитие представлений о количественных отношениях, о числе, числовом ряде, временных представлений, а также обучение решению арифметических задач происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей.

Обучение начинается с повторения наиболее трудных заданий, предлагавшихся детям старшей группы. Это задания по "установлению количественных отношений при помощи графических моделей типа оси с Нулевой точкой отсчета и стрелкой, показывающей направление увеличения.

Для совершенствования представлений детей о числовом, ряде в пределах десяти применяются модели в виде логического древа и кругов Эйлера. Причем используется прием перевода одной модели в другую.

При развитии представлений о составе чисел используются как предметные, таки графические модели в виде различных вариантов состава числа из предметов или значков двух видов,

Обучение решению арифметических задач проводится с использованием моделей «часть-целое». (Этот тип моде­лей предложен для обучения детей решению арифметичес­ких задач Н. И. Непомнящей.)

Для развития представлений о различных временных отношениях (времена года, месяцы. года, дни недели и т. д.) используются модели типа часов.

 

В подготовительной группе завершается овладение основами грамоты.

Программа предусматривает:

— обучение чтению на материале всего алфавита;

— членение предложений на слова и составление предложений из букв разрезной азбуки;

— ознакомление с некоторыми грамматическими правилами русского языка;

— решение некоторых орфографических задач.

Продолжается работа по расширению познавательного материала в звуковой стороне речи, направленная на формирование у детей умственного действия фонемного анализа слов (знакомство со «слабой» и «сильной» позициями звуков в слове).

Углубленная работав звуковой действительности языка предполагает свободное оперирование звуковыми, графическими моделями слов и предложений.

Обучение начинается с повторения программных задач старшей группы (умение проводить звуковой анализ слов; называние слов с заданным звуком; подбор родственных слов; различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных; вычленение словесного ударения, разли­чение ударных гласных).

Дети знакомятся со всеми гласными буквами попарно: А-Я, О-Е, У-Ю, Э- Е, Ы-И и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков

(после твердых согласных звуков пишем А, О, У, Ы; Э, после мягких Я, Е, Ю, И, Е). Модель гласного звука (красная фишка) - заменяется гласной - буквой красного цвета. Дети также узнают йотированную функцию гласных букв: Я, Е, Е, Ю и связанные с ними грамматические правила (когда в слове слышатся рядом два звука «И» и «А», то пишется буква Я и т: п.). Кроме того, дети узнают правила употребления заглавных и строчных букв (на примере своих имен: Аня, Оля, Яша, Юра и Т. д.). С этого момента дети учатся работать со смешанными моделями слов (твердые и мягкие согласные обозначаются

соответственно синими и зелеными фишками, а гласные звуки - гласными буквами красного цвета). Это создает ориентировку на гласную букву, необходимую для формирования механизма позиционного чтения.

Далее дети осваивают действие изменения слов с заменой только гласной буквы (лак-лук-люк). На этом этапе дети временно возвращаются к фишкам серого цвета для обозначения согласных звуков. Смысл этого действия заключается в том, чтобы сформировать механизм чтения до знакомства с согласными буквами, тем самым избежать пресловутые «муки слияния», т. е. побуквенность чтения.

Дети знакомятся с графическим изображением слова (черточкой) и на этой основе моделируют состав предложения (из 3-5 слов).

Расширение диапазона работы в звуковой стороне речи происходит за счет введения новой задачи: дети учатся подбирать слова к заданной звуковой модели (сначала трех-, затем четырех- и пятизвуковой). Эта задача реша­ется на протяжении всего года и служит ярким показателем ориентировки в звуковой действительности языка. Усложненным вариантом работы является игра-загадка по модели, когда дети с помощью логически построенных вопросов и соотнесения со звуковой конструкцией слова, представленного моделью из разноцветных фишек, отгадывают заданное воспитателем или ребенком слово.

Решение орфографических задач предполагает поэтапность работы:

— определение «слабой» и «сильной» позиций гласных звуков в заданном слове («слабая» — безударный гласный, «сильная» — ударный);

— подбор родственного слова с целью перевода звука из «слабой» позиции в «сильную», когда безударный гласный становится ударным;

— решение задачи правописания безударных гласных (коты-кот, лесок-лес).

Решение орфографических задач правописания ассими­лированных согласных звуков в середине слова и оглушенных в конце включает следующие этапы:

— определение «слабой» позиции согласного звука;

— подбор родственного слова к заданному с целью перевода согласного звука из «слабой» позиции в «сильную» (после «слабого» согласного звука в родственном слове обязательно должен стоять гласный звук, чтобы согласный стал «сильным»);

— решение орфографической задачи правописания ассими­лированных и оглушенных согласных (грибки - грибок; нож - ножи). Решение орфографических задач обеспечит в дальнейшем грамотное письмо.

Этап обучения чтению предполагает усвоение детьми знаковой системы языка. Дети последовательно знакомятся со всеми согласными буквами (М, Н, Р, Л, Г, К, З, С, Ш, Ж, Д, Т, Б, П), обозначающими, как правило, пару звуков: эм-м, мь; тэ - т, ть и т. д.). Кроме того, дети узнают Ъ и Ь и правила их употребления.

В это время у детей складывается способ слогового чтения с помощью пособия «окошечки».

Затем дети читают специально разработанные тексты, включающие материал разной степени сложности (слоги, слова, предложения, рассказы, пословицы и т. д.). К концу учебного года у детей вырабатывается способ плавного слогового, слитного чтения и они могут свободно читать произведения детской художественной литературы.
В контексте работы со знаковой системой языка дети знакомятся с предложением, учатся делить его на слова, графически изображать его на доске; составлять предложение из букв разрезной азбуки. Дети работают с предложениями, состоящими из 3-5 слов, включающих предлоги и союзы, знакомятся с правилами написания предложений.

По ходу ознакомления с согласными буквами вводятся правила написания сочетаний: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, Чу - ЩУ.

Логика предмета определяет структуру занятий, обязательно включающих работу детей как в звуковой, так и знаковой системе языка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.