Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные нормативные акты регламентирующие процессы реструктуризации в Украине, их особенности




Антимонопольное законодательство в решении проблем реструктуризации.

Правовые аспекты осуществления корпоративных сделок.

Основные нормативные акты, регламентирующие процессы реструктуризации в Украине и их особенности.

Тема 2. Правовые аспекты в разрешении проблем реструктуризации промышленности

Совершенствование эффективности функционирования предприятия у процессе реформирования в конечном итоге сводится к оптимизации его организационной структуры.

Процесс создания новых организационных структур может осуществляться в плане дифференциации, т.е. когда на базе одного юридического лица создаются самостоятельные хозяйствующие субъекты, и в плане интеграции, когда происходит слияние юридических лиц или включение юридического лица в интегральные системы (холдинги, ФПГ, концерны и др.) в процессе реорганизации.

Реорганизация - это общий термин, который включает в себя: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование, реализация которых приводит к прекращению реорганизуемого (реорганизуемых) и созданию нового (новых) юридического лица. Не исключено проведение и той, и другой форм реорганизации в один и тот же отрезок времени в рамках единого крупного мероприятия.

Значительная часть предприятий, в которых завершились или завершаются процессы приватизации, сталкиваются с проблемами оптимизации сформировавшейся вокруг инфраструктуры.

Необходимо отметить, что в настоящее время накоплен достаточный опыт и сформировалась определенная правовая база, предусматривающая создание, слияние и разделение предприятий. Гражданским кодексом Украины предусмотрены различные формы организации юридических лиц. Все они могут быть разделены на два вида: единоличные предприятия и объединения предпринимателей. Для промышленных предприятий характерными являются предприятия второго вида. Практически все предприятия промышленности преобразованы в процессе приватизации в акционерные общества с большим числом акционеров.

Согласно Закону Украины «О хозяйственных обществах» любое акционерное общество может быть реорганизовано в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. В результате образуется новое юридическое лицо, имеющее в собственности обособленное имущество, учитываемое на его собственном самостоятельном балансе, которое может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязательства, быть истцом и ответчиком в суде.

Несомненно, такая самостоятельность является привлекательной для предприятия, имеющего материальные, финансовые, кадровые возможности для осуществления активной производственно–хозяйственной деятельности, когда продукция пользуется спросом. Поскольку речь идет о реорганизации реально действующего общества (выделении из состава подразделения), образуемое общество несет определенную ответственность перед реорганизуемым предприятием: их тесно связывают общие материальные, хозяйственные, финансовые базы. Согласно закону (ст.37 Гражданского кодекса Украины) права и обязанности реорганизованного юридического лица к каждому из образующихся юридических лиц переходят в соответствии с разделительным балансом. Если нет возможности определить правопреемника реорганизуемого общества, юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами (ст.175 Гражданского кодекса Украины) [48]. Закон обязывает письменно уведомить кредиторов о намечающейся реорганизации. Оповещение производится в течение 30 дней с момента принятия решения о реорганизации (ст.14 п.1. Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом») [31]. При этом следует отметить право кредитора требовать от общества прекращения или досрочного исполнения обязательств путем письменного уведомления с момента уведомления кредитора о реорганизации.

Фондом государственного имущества, на основании «Государственной программы приватизации на 2000-2003 годы», разработано «Положение о порядке реструктуризации предприятий». Относительно этого нормативного документа реструктуризация предприятия рассматривается, как проведение комплекса организационно-хозяйственных, финансово-экономических, правовых, технических мер, направленных на увеличение инвестиционной привлекательности объекта приватизации, объемов выпуска конкурентоспособной продукции, повышение эффективности производства. А также разработан «Порядок принятия решения о необходимости реорганизации объекта приватизации». Сфера его деятельности объекты государственной собственности: цехи, производства, участки, другие подразделения, которые являются едиными имущественными комплексами. Указания определяют общий подход и требуют в каждом конкретном случае поиска индивидуальных путей решения задач реструктуризации.

Для обеспечения методической помощи работникам предприятий, центральных и местных органов власти в проведении работы по реструктуризации государственных предприятий Министерством экономики были разработаны и утверждены «Методические положения проведения реструктуризации государственных предприятий».

Агентством по вопросам предотвращения банкротства предприятий и организаций от 23 февраля 1998 года №22 была разработана «Методика интегральной оценки инвестиционной привлекательности предприятий и организаций», в целях определения интегрального показателя инвестиционной привлекательности предприятий и организаций, ускорения реализации инвестиционных проектов. Методические указания характеризуют инвестиционную привлекательность предприятия, как уровень удовлетворения финансовых, производственных, организационных и других требований, который может определяться или оцениваться значениями соответствующих показателей, в том числе интегральной оценки..

В целях содействия кооперированию корпоратизируемых и приватизируемых предприятий, а также укреплению производственных связей между ними разработано «Положение о холдинговых компаниях, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации» [97]. В соответствии с действующей Государственной программой демонополизации экономики и развития конкуренции разработано «Положение о порядке приватизации структурных подразделений (единиц) предприятий (объединений)». С целью системного порядка проведения анализа финансового состояния предприятия, которое приватизируется, Министерством финансов Украины разработано «Положение о порядке проведения анализа финансового состояния предприятия, которое подлежит приватизации». Этим положением определяется порядок расчета показателей (коэффициентов), которые характеризуют финансовое состояние предприятия и их нормативные значения по упрощенной схеме. Результаты проведенного анализа могут быть использованы при подготовке рекомендаций по целесообразности преобразования предприятия или его реструктуризации.

Проведенный анализ содержания непромышленной группы подразделений свидетельствует, что сформировалась некоторая юридическая база содержания объектов социальной сферы на балансе предприятия, а также передача этих объектов в коммунальную собственность. Принят Закон Украины «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» [36] и есть Постановление Кабинета Министров Украины «О поэтапной передаче в коммунальную собственность объектов социальной инфраструктуры, которые принадлежат субъектам предпринимательской деятельности».

Постановлением Кабинета Министров Украины от 29 февраля 1996 года №272 была утверждена Концепция государственной промышленной политики Украины. Актуальность разработки и реализации ее обусловлена необходимостью определения методов активизации промышленного и технического потенциала, кризисным положением промышленности.

В тоже время процедуры проведения реорганизации предприятия, предусмотренные законодательными актами, затруднены по целому ряду обстоятельств как объективного, так и субъективного характера. Одним из таких обстоятельств является несовершенство законодательного поля.

Действующее законодательство, а именно Законы Украины «О предприятиях в Украине», «О хозяйственных обществах» характеризуют, в общем процессы реорганизации. Ст.34 Закона Украины «Про підприємства в Україні» [37], ст.19 Закона Украины «О хозяйственных обществах» [34] определяют как добровольную реорганизацию (решением собственника, высшего органа управления общества), так и принудительное разделение предприятия, которое злоупотребляет своим монопольным положением на рынке.

Разделительный баланс является основным документом, в соответствии с которым новому обществу передается часть прав и обязанностей реорганизованного общества. Согласно закона разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, иначе образованные юридические лица будут нести солидарную ответственность перед кредиторами..

Существующая проблема комплексного регулирования процессов реструктуризации присутствует и в проектах Законов Украины «Об акционерных обществах», в новой редакции закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признание его банкротом»[31]. Этими законопроектами законодатели попытаются урегулировать вопросы организации, деятельности, реорганизации и ликвидации акционерных обществ. Кроме того, в настоящее время разрабатывается проект Положения «О порядке регестрации, выпуска акций реорганизованных предприятий», целью которого являются попытки воплотить в практическую жизнь неурегулированные аспекты реорганизации.

Основной проблемой в процессе реорганизации является проблема справедливого разделения прав и обязанностей, разделения активов и пассивов предприятия между реорганизованными и вновь создаваемыми. Необходимо детально разработать механизм защищенности кредиторов по той причине, что реорганизация представляет собой риск для них, так как существует возможность преднамеренного увеличения активов.

Проанализировав сложившуюся ситуацию в отрасли, следует отметить, что на данный момент государство устранилось от прямого влияния на положение дел в отрасли. Поспешная приватизация не решила главных задач - улучшения состояния в экономике и привлечения дополнительных инвестиций. Новые «хозяева», как правило, не заинтересованы в развитии предприятий, инвестиции вкладываются частично в действующую техническую базу с целью стремительного «вымывания» накопленного капитала.

Зарубежный опыт свидетельствует, что решение социальных вопросов в процессе реструктуризации должно быть обеспечено осмысленной государственной и региональной политикой.

Определяя важность процесса реструктуризации предприятий на сегодняшний день и необходимость экономической стабилизации в государстве, следует, осуществляемые процессы обеспечить надежным правовым полем, которое дало бы возможность в полной мере охватить существующие взаимосвязи и стало бы надежной защитой хозяйственных субъектов.

2.2 Правовые аспекты осуществления корпоративных сделок

Тема корпоративных сделок достаточно нова для Украины. Практика осуществления таких сделок в Украине очень невелика, а законодательство регулирующее эту сферу вообще почти отсутствует. Поэтому приходиться обращаться к опыту других стран, в том числе России, США. стран ЕС и др. В связи с этим необходимо бы пояснить юридическое значение некоторых терминов используемых в сфере корпоративных сделок в разных юрисдикция.

Реорганизация

По украинскому и российскому гражданскому законодательству реорганизация - это одна из форм прекращения юридического лица. Реорганизация - это общий термин, включающий в себя различные виды корпоративных сделок, такие как слияние, присоединение, разделение и преобразование, реализация которых приводит к прекращению реорганизуемого (реорганизуемых) и созданию нового (новых) юридических лиц.

В Соединенных Штатах термин реорганизация имеет более широкое значение, включающее как те визы сделок, при которых происходит прекращение юридического лица, так и те, при осуществление которых юридическое лицо продолжает существовать.

Слияние

В украинско-российском контексте под слиянием понимается такая форма реорганизации, при которой возникает новое юридическое лицо путем передачи ему всего имущества, прав и обязанностей реорганизуемых юридических лиц с прекращением последних.

В Соединенных Штатах под слиянием понимается присоединение ("вливание") одного или нескольких юридических лиц к другому с прекращением своего существования.

Сделка аналогичная слиянию называется в США консолидацией. Различие это чисто техническое.

К обоим сделкам применяются одинаковые юридические нормы.

Под присоединением у нас понимаетсяпрекращение одного или нескольких юридических лиц

с передачей другому всехсвоих прав и обя­занностей.

В Соединенных Штатах и странах ЕС присоединение входит в понятие слияния и регулируется аналогично.

Разделение

В Украине и России разделением признается прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым юридическим лицам.

В странах ЕС в результате разделения права и обязанности исчезающего юридического лица могут быть переданы любым другим юридическим лицам, а не только вновь создаваемым.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.