Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человеческое тело




 

Ещё одной важной темой древнеегипетской религии является большое внимание к телу человека, что было распространено ещё до египетской религии, но чётко сформулировано ею. В христианстве не догматическом, а эмпирическом тело зачастую пренебрегается относительно души.

 

Чем же было тело в Египте?

 

Тело – хэт (изображался в виде палицы) – тело живого человека, а хад (изображался в виде осетра) – это тело мёртвого человека, мумия, и третья важная категория относительно тела – иваф (изображался с виде рогатой гадюки и отрезанного ребре) – плоть.

 

Египет дал миру понятие мумификации, которая начинается со второй династии, а возможно и раньше. Геродот в своей «Истории», во второй главе посвященной Египту уделил очень большое внимание мумификации. Он описывал три основных вида мумификации, которые отличались по дороговизне, но не по сути. Мумификация была не роскошью, а неким очень важным элементом заупокойного действа, в ней был глубокий смысл.

 

В египетских текстах мы постоянно встречаем образ нетления плоти (иваф), что является образом её божественности. Точно также и в христианстве, плоть Христа нетленна. «Плоть Тети этого не истлеет, не разложится, не издаст зловония. Взойди же в небо как Орион, ибо как Сириус могуча душа твоя». Божественна душа, соответственно коли так, то и тело человека не истлеет. «Нефер-Кара сей один из тех четырёх, кто зачаты были Атумом, и рождены были Нут. Он не разлагается (Осирис), и потому не разложится Нефер-Кара сей. Он не тлеет, и потому не истлеет Нефер-Кара сей. Он не ниспадет на землю, и потому не падёт на землю с неба Нефер-Кара сей». То есть постольку поскольку не разложился и не истлел Осирис, поэтому не разложится и не истлеет этот умерший.

 

Мумификация это и есть образ неразложимости и божественности человека. Но только образ. Даже если тело человека не удалось сохранить, он всё равно воскреснет. Однако надо приложить все усилия к тому чтобы тело сохранилось именно как тело. Поэтому египтяне старались это сделать максимально тщательно. При мумификации удалялись внутренние органы, потому что их разложение и приводит к тлению тела. Но они не выбрасывались, а складывались в специальные четыре сосуда, которые символически изображали четырёх сыновей Гора. В этих сосудах хранились эти органы, которые тоже были забальзамированы. Но для чего? Во-первых, всё в человеческом теле было важно. Во-вторых, наиболее важная часть органов, в числе которых и сердце, не изымалась из тела, а оставлялась на своих анатомических местах. Ещё одной важной деталью было пеленание тела, при котором в бинты вкладывались свитки Книги Мёртвых. Задачею этого было сохранить тело от распада, чтобы всё тело было вмести. Когда тело воскресает, то бинты уже не нужны, поэтому священного значения в них не было. «Он грядёт к тебе, (Гор идёт к Осирису - умершему человеку) дабы освободился ты от пелен твоих и сбросил обвязывания твои». В коконе бинтов человек сохраняется как целостность, а когда он воскресает, его тело наполняется жизнью и восстаёт. То есть бинты, заменяющие гроб, являются вместилищем ценной вещи – тела.

 

Самое главное это воскресение тела, которому египтяне уделяли особое внимание. Человеку не даётся новое тело, или астральное тело, человек воскресает именно в своём теле. На том же настаивает и христианская догматика. Поэтому в греческом языке для этого используется слово «восстановление». И именно эта идея восстановления плоти очень важна для египтян. Но не потому что это плоть конкретного человека, а потому что эта плоть – это плоть Бога, которая по определению неразрушима. В анастатическом гимне Текстов Пирамид перечисляются 26 частей тела, подразумевая под этим всю полноту телу, и каждая из этих частей соотносится с той или иной божественной реальностью. Например: «Глава Пепи – коршун, он возносит себя, он воздвигает себя в небо. Стороны главы Пепи – звёздное небо Божье, он возносит себя, он воздвигает себя в небо. Макушка главы Пепи – бездна Нуна, он возносит себя, он воздвигает себя в небо. Лик Пепи – Анубис, открыватель пути, он возносит себя, он воздвигает себя в небо. Очи Пепи – единое великое во главе сил Иуну, он возносит себя, он воздвигает себя в небо. Нос Пепи – Тот, он возносит себя, он воздвигает себя в небо. Детородный член Пепи – Хапи (Нил), он возносит себя, он воздвигает себя в небо. Бёдра Пепи – Нейте Селкет, он возносит себя, он воздвигает себя в небо. … Пальцы ног Пепи – силы Иуну, он возносит себя, он воздвигает себя в небо». Таким образом в этом тексте перечисляются все части тела, нет таких, которые не возносятся и не воздвигают себя в небо. Это речение завершается утверждением обожения тела, именно тела, а не только души. «Пепи спутник Божий и сын Божий, он возносит себя, он воздвигает себя в небо. Пепи возлюбленный сын Ра, он возносит себя, он воздвигает себя в небо. Пепи зачат Ра, он возносит себя, он воздвигает себя в небо. Пепи носим во чреве Ра, он возносит себя, он воздвигает себя в небо. Пепи рождён Ра, он возносит себя, он воздвигает себя в небо».

 

В Книге Мёртвых коротко и ясно говорится: «^ Нет у меня (умершего) ни одной части тела не являющейся частью тела Бога. Ит-Хот защитник плоти моей». Таким образом, каждая часть человеческого тела это часть Бога, и поэтому он воскресает. Не потому человек воскресает потому что он сам по себе хороший, а потому что человек это тело Божье. И это знание, которое было в Египте общераспространённым, постепенно становится тайным знанием к Позднему царству. Это знание называют «Тайной инобытия», что человеческое тело и тело Божье это одно и тоже. «О Пепи, воскресни и воссядь на престол Осириса. Целостна вся плоть твоя, ибо она плоть Атума. Лик твой – лик Анубиса. К Ра обращены уста твои, дабы он разрушил преграды на пути слов твоих и мог благословенно внимать речам твоим. Восстань, ты не погибнешь, не разрушишься, но жив будешь, о Пепи. Твоя мать Нут держит тебя и обнимает тебя, и Геб ведёт тебя за руку твою. «Взойди в мире», глаголют тебе отцы твои. Обладай телом своим облачённый в тело своё. Взойди как вышние инобытия, пребывающие во главе звёзд негибнущих. Воссядь на незыблемый престол твой у прохладных вод. Будь жив и незыблем вечно».

 

Без воскресения плоти вечное посмертное бытие человека невозможно. Человек и плоть его нерасторжимы при достойной и праведной жизни. «Он улетает от нас. Он улетает от нас, о люди, как улетают птицы. Его руки отдаляются от нас как крылья сокола. Его тело возносится от нас как тело коршуна». То есть умерший возносится в теле.

 

Очень часто в египетских текстах происходит игра слов хэт («тело») и дэт («сам»), которые иногда менялись местами, и они оказываются синонимами. «Я сам» обозначает тоже самое что «моё тело». «О солнце божественное восходящее на небе, восходишь ты для Унаса, владыка всяческих. Если всё сущее тело твоё (хэт), то всё сущее суть (ка) Унаса этого, всё сущее тело его, Воздвижение жертвенника пред лицом его». Но если прочесть это иначе «Если всё сущее ты сам, то всё сущее это Унас». Значит сущее это ты сам, соответственной Унас потому бессмертен, потому для него воздвигается жертвенник, потому он воздвигается сам в небо, потому что он и Ра одно. Тело Божие это и есть человек. В этом мире человек есть тело Божие в особой степени, потому что он не только тело, но он ещё и свободная энергия, воля и т.д. То есть мир это тело Божие и сам человек, то есть его тело и он сам это одно.

 

Совершитель заупокойного ритуала обращается к Богу-Творцу: «О Боже, Пепи этот есть тело твоё, и ваши тела о боги». В Текстах Пирамид: «Тело твоё это тело Унаса этого, плоть твоя – плоть Унаса этого, кости твои – кости Унаса этого. Когда шествуешь ты Унас шествует, когда шествует Унас – ты шествуешь». Тайна инобытия заключается не только в том, что человек это плоть Бога, но и в том, что это плоть – это свободное от человеческой воли, зависящее бытие Бога в мире. Когда человек действует в этом мире в соответствии с Божьей волей, его тело является телом Бога, и поэтому не истлевает, воскресает и возносится. Когда же человек поступает не в соответствии с волей Бога, тогда его тело перестаёт выполнять свою функцию, божественная энергия перестаёт по нему течь, поэтому оно не воскресает, не сохраняется, не возносится в небо. От того делает ли человек своё тело телом Бога или нет, от этого зависит судьба его тела и судьба его самого.

 

В позднем тексте Книги Врат говорится: «Те чьи руки сокрыты, совершители тайного, они совершают тайну великого Бога, которую не видят обитатели инобытия и которую умершие не видят. Они пылают в доме камня Бен-Бен (первое начало творения, точка между бытием и небытием) близ места где покоится тело этого Бога (Осириса). Ра глаголет им: «Возьмите для себя образ мой, обнимите тайну мою, ступайте упокоиться в доме Бен-Бен близ места где покоится тело моё, которое и есть я. Тайна принадлежащая вам это тайна инобытия, которую скрывают руки ваши». Они глаголют к Ра: «Дух твой принадлежит небесам, о ты пребывающий на небосклоне. Тень твоя вошла в область мёртвых, а тело твоё принадлежит земле, о ты пребывающий на небе. Мы возвращаем Ра небу, когда он отдаляется от него. Ты дышишь, ты покоишься в теле своём, которое в инобытии». То есть человек возвращает Богу его тело. Вознесение человека, воскресение человека это возвращение Богу Его божественного тела, и через себя возвращение всего мира. То есть в человеческом теле возвращается Богу Его тело, а в грешнике это тело не возвращается, таким образом возникает прореха. Поэтому каждый человек бесценен и каждый должен в принципе прийти к Богу.

 

«^ Грядёт Бог к телу своему. Ты (Ра) покоишься на теле твоём. Приди Ра дабы опочил ты на теле твоём». Тело человека это тело Бога, и так же как тело человека соотносится с человеческим духом, так же тварный мир соотносится с божественным духом. Эта идея присутствует и в христианстве, где постоянно подчёркивается вознесения Христа в теле, и постоянно говорится о том, что мы члены тела Христова, и соответственно мы тоже возносимся и восседаем одесную Отца. И соответственно если мы храним наше тело здесь, то оно будет нетленно и вечно, а если не храним его, то мы разрушаем саму основу себя. Идея воскресения означает метафизическую устойчивость личности.

 

Вот как в Текстах Пирамид говорится о том, что именно для воскресшего телесно открывается небо. «Отверсты двери небесные. О Тети, соединилась глава твоя с костями тела твоего, соединились кости твои с главою твоею. Отверсты двери небесные для тебя, тяжкие засовы отодвинуты для тебя, отвален камень от двери гробницы для тебя, восстань, воздвигни себя, о Осирис». Это очень тесно переплетается со словами апостола Павла к Коринфянам: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Не знаете ли что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога и вы не свои, посему прославляете Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божие». В Послание в Филиппийцам апостол Павел говорит, что взойдя на небеса Господь исцелил и оправдал человеческую плоть, вернув её изначальную славу божественного естества. Тертуллиан: «Во Христе упразднена не плоть греха, а грех плоти, не субстанция, а вина». То есть не плоть сама по себе греховна, а грех присутствует во плоти, и исправляя этот грех, человек делает плоть безгрешной, что даёт возможность для её воскресения. В христианстве это проявляется в почитании святых мощей, это не просто почитание памяти святого, а почитание обоженой плоти святых. Да они ещё не воскресли, но то что не произошло ещё во времени, произошло в вечности. И также египтяне почитали своих умерших в гробнице и в то же время говорили, что он восшёл на небеса в теле. Человек исполнивший путь до конца и мощами своими пребывающий на земле, он уже этим же телом воскрес в вечности. И через это воскресшее тело, но находящееся ещё здесь не в воскресшем состоянии мы соединяемся с Богом и вечностью. Отец Сергий Булгаков об этом писал: «Догматическое почитание мощей основывается на вере в особую связь Духа Святого с телесными останками, которая не разрушается и смертью. Святые не вполне оставляют своё тело, но имеют особое духовное благодатное присутствие в своих мощах. Мощи есть уже тело предпрославленное ранее всеобщего воскресения, хотя ещё и ждущее его».

 

Канон Иоанна Дамаскина, который читается при отпевании: «Плачу и рыдаю по образу Божию, видя созданную нашу красоту бесславну, безобразну, лежащую во гробе». По образу Божьему создана духовная субстанция человека. Почему же в данном отрывке присутствует «образ Божий»? И здесь открывается то, что было известно египтянам, что человеческое тело это образ божественного бытия. Человек и телесно образ Божий. Ириней Леонский говорил: «Образ Божий есть Сын, по образу Которого и человек произошёл, поэтому Он явился так же в последнее время чтобы показать подобие человеческого образа с Самим Собой». Климент Александрийский: «Не только человек боговиден и богоподобен, но и Бог человекоподобен». Эта двойная связь между человеческим телом и божественным, то есть что само человеческое тело бесценно потому что это образ божественного тела, это образ божественного естества, каждая часть человеческого тела божественно связана с миром, творением и с полнотой божественного бытия. Если этот мир имел бы только релятивную ценность, то и воскресение во плоти не было бы ценным, а было бы отбрасывание плоти как чего-то временного, но плоть оказывается нужной навсегда, и это ясно сознавалось в Египте.

 

Тем местом, где человеческая плоть и божественная плоть, воля и дух соединяются, является сердце. Поэтому сердце остаётся в теле человека после мумификации. Не случайно, что в нашем языке слово «сердце» и в прилагательных, и в метафорических выражениях, то есть сердце и у нас в языке намного больше чем анатомический орган. Для египтянина сердце было не только символом средоточия, не только образом жизни, но сердце было реальным соединением двух миров. И именно потому что сердце телесно, то в телесности сердца пребывает Бог. Для многих народов Переднего Востока двуприродность человеческого естества мыслилась в категориях «сердце», которое обращено к верхнему миру, и «печень» - к нижнему. Так в Месопотамии больше говорится о «печени», потому что больше внимания уделяется жизни в этом мире. Месопотамское пожелание: «Да упокоится сердце твоё, и да пребудет в мире печень твоя».

 

Но египтяне знали два сердца, и знали для них два разных слова иб и хати. Иб – это и есть сердце, иероглифически изображалось в виде анатомически точного изображения сердца. А хати – это «передний», поэтому очень часто изображается в виде передней части льва и маленького сердца. Хати – это «то что впереди», это грудь, поэтому очень часто это слово используется в обозначении того что впереди. Таким образом и анатомическое, физическое сердце обозначается словом хати. Иб это не какое-то духовное сердце, но это общее семито-хамитское понятие для сердце, оно обозначает и сердце физическое, и сердце духовное, что не обозначает хати. Хати преимущественно обозначает сердце как местоположение сердца, а иб сердце само по себе. В Египте со словом иб обозначали всё что связано с духовными состояниями: мягкосердечный, добросердечный, открытое сердце и т.д.

 

Начина я со Среднего Царства слово иб употребляется всё реже и в Новом Царстве вообще выходит из употребления, и сохраняется только в составных словах, а как анатомическая часть теле употребляется только хати. Но первоначально это синонимы с несколько различными значениями. И очень интересно, что вытеснение происходит потому что люди избегают называть эту важную часть тела, и избегали употреблять слово иб всуе. И это говорит о том, что это очень важная категория.

 

В чём же суть сердца? Чтобы понять что такое сердце для египтянина необходимо обратиться к текстам. Премудрость Птах-Хотепа (Древнее Царство): «Как прекрасно для сына ловить слова отца своего. Преклонных годов достигнет он благодаря им. Кого любит Бог тот внемлет словам отца. Не внемлет ненавидимый Богом. Это сердце творит обладателя его внемлющем или не внемлющем. Сердце человека источник – его жизни, благоденствия и здравия». Здесь для обозначения «жизни, благоденствия и здравия» употребляется слово, которое было постоянным эпитетом царя. То что они здесь употреблены говорит о том, что сердце это царь человека. Поэтому сердце творит обладателя внемлющем или не внемлющем. Итак мы видим, что сердце это телесный волевой центр человека. Как и царь управляет своей страной, принимает верное решение – страна процветает, принимает не верное – страна деградирует. Так же если и сердце принимает верное решение, то человек процветает, не верное – человек деградирует.

 

Поэтому в Египте было такое понятие вебаиб – «открытое сердце». Сердце должно быть открыто к Богу. Выражение древнейших времён: «Бог вложил в сердце его сделать так». И это понятие, что Бог вложил что-то в сердце очень распространено и в Библии, и вообще на Востоке. Но это не значит, что Бог вложил и всё, вкладывать может не только Бог. Таким образом человек должен размышлять в сердце своём, кто именно вложил в него то или иное. Египтяне говорили, что так же как клапан сердца открыт крови, которая через него проходит, но обратно он закрывается, точно так же человек должен быть открыт для Бога и закрыт для злых сил. Один из царей так говорит о сердце: «Знает сердце то что в человеке прежде чем уста изрекут слова. Сердце это голос Божий в каждом человеке. Процветает тот кого ведёт нон к достойным свершениям. Сердце моё побудило меня творить всё это. Прекрасный советчик пребывает во мне, не пренебрегал я советами его, боялся нарушить его указания». Речь идёт о том, что в сердце звучит голос Божий, и этот голос надо слушать.

 

Живший около 1540 г. при дворе писец Ани оставил свои поучения, в котором он даёт рекомендации именно о сердечном слушании и о сердечной молитве. «Не возвышай голос свой в доме Божьем, ненавистны ему громкие речи. Возноси молитвы свои в любящем сердце. Скрывай в нём все слова твои. Восполнит он нужды твои, услышит он слова твои, примет он приношения твои». То есть человек должен молиться в сердце, человек должен быть открыт сердцем Богу, человек должен в сердце своём носить божественное. «Бог ощутим для сердца, а не для разума», - писал Паскаль. И в этом смысле для египтян был очень важен образ земной любви мужчины и женщины. В этом таинственном отношении двух тоже говорит не разум, любовь никогда не идёт от разума. Настоящая любовь это всегда сердечное чувство, и не случайно, что со словом «любовь» у нас ассоциируется и сердце. В Новом Царстве египтяне создали замечательную любовную лирику, и она постоянно возвращается к образу сердца, но уже сердце которое открыто не для Бога, а для любимой или любимого, тем не менее она восходила к образу божественного. И не случайно любовная лирика сохранилась на тех же папирусах на которых сохранились и молитвы. Подобное сохранилось и в Песни Песней, и это не только метафора, а и образ любви людей как знак, и половое чувство есть лишь частное проявление тяги всего божественного к единству. Любовь преодолевает смерть. Отсюда и поэтика супружеской жизни в Египте, это например изображение парных статуй, когда муж и жена идут в вечность к Богу. На этих статуях жена на пол шага позади мужа, но держит мужа за плечо, который идёт вытянув руки в которых свитки священного текста, их лица повёрнуты в одну сторону и смотрят немного вверх (на Бога), который есть образ любви, и в своих отношениях они запечатлели знак этой любви.

 

Отрывок любовного гимна от имени девушки: «^ Проходила я перед домом его и вижу дверь приоткрыта. Стоит мой брат с матерью своей (так же как и в Песне Песней брат и сестра и возлюбленные это постоянные параллели) и все его братья с ним овладевает любовь к нему сердцем каждый проходящий этим путём. Прекрасна молодость твоя, нет ей равных. Брат мой, несравненный в достоинствах, смотрел он на меня когда шла я мимо и ликовала я в себе. Как трепетало от счастья сердце моё, брат мой, видя тебя. Если бы только знала мать сердце моё, всё бы поняла она».

 

Но сердце может принять и другую сторону, сердце это волевой центр. Но сердце не нейтрально. Созданное Богом, являющееся органом Божьим в человеке, сердце тем не менее находится под властью человека, который может его извратить. И вот в Египте есть рассказ о вельможе, который испугавшись возможности дворцового переворота убежал из Египта, а царь его пожалел и зовёт обратно. И вот этот вельможа оправдывается: «Что до этого бегства, то я не замышлял его. Не было его в моём сердце, я не задумывал его. Это было как сновидение. Подобно тому как обитатель болот видит себя в элефантине. Я не был объят страхом, за мной не погнались, я не услышал порочащего слова, моего имени не произнесли уста глашатая, но я задрожал всем телом, ноги мои помчались, сердце моё повело меня, Бог, определивший это бегство, увлёк меня». То есть здесь сердце приняло от каких-то духовных сил этот плохой помысел, и этот вельможа оправдывается перед царём этим помыслом.

 

Вышеславцев «Значение сердца в религии»: «Сердце на религиозном языке есть нечто очень точное, можно сказать математически точное, как центр круга, из которого могут исходить бесконечно различные радиусы. Библия приписывает сердцу все функции сознания, мышления, решения воли, ощущение, проявление любви, проявление совести, больше того сердце является центром жизни вообще, физической, душевной и духовной, оно есть центр прежде всего, центр во всех смыслах. Сердце есть центр не только сознания, но и бессознательного, не только души, но и духа, не только духа, но и тела, не только умопостигаемого, но и непостижимого. Одним словом оно есть абсолютный центр».

 

Поэтому главной задачей для египтянина было не только чтобы его тело воскресло, но чтобы его сердце было вложено в его тело, чтобы сердце принадлежало телу. Потому что всё тело, хотя оно и божественно, оно становится божественным, только из-за того что его сердце было таковым при жизни, при жизни сердце выбирало Божье, оно не извращало свою природу. Первое же речение Текстов Пирамид говорит: «О Пепи, даю я тебе эту сестру твою Исиду, дабы приняла она тебя в объятья свои и вложила сердце твоё в тело твоё». В другом тексте говорится: «Собственное твоё сердце принадлежит тебе. О Осирис-Нефер-Кара, скрепи вместе члены свои, воссоедини часть тела своего, помести сердце твоё на место его. О Осирис-Нефер-Кара, не испытывай недостатка. О Осирис-Нефер-Кара, я принёс сердце твоё для тебя, дабы поместить его в тело твоё, я помещаю его на место его для тебя». А в ещё одном тексте говорится следующее, очень важное: «О сердце (иб) моё, полученное мною от матери моей. О сердце моё (хати) от всех состояний моих». То есть сердце и наследуется телесно от матери и формируется всеми состояниями человека. И это сердце никуда не денется, даже когда воскреснет всё тело, сердце будет тоже самое, оно не обновится и не изменится в воскресении. Всё тело преобразится и обожится, а сердце останется таким каким оно было при жизни. И если сердце это при жизни не открыло себя Богу и не действовало по Богу, если оно свою плоть не расположило соответственно божественному духу и воли, тогда никакого воскресения в небо, никакого обожения для человека не произойдёт. Поэтому в Египте были очень распространены заклинания к сердцу, чтобы сердце на суде не свидетельствовало против человека, чтобы сердце на суде не уходило от человека. «Не становись обвинителем против меня, не выступай против меня на суде, не будь враждебным мне пред лицом правителей весов, ведь ты есть ка мой, пребывающий в теле моём, защитник мой, хранящий в целости все члены мои, не говори лжи обо мне в присутствии Божьем». «О сердце моё, я твой владыка, не удаляйся далеко от меня, ко мне собственное сердце моё. Пребываешь ты в теле моём, не восставай против меня». «Твоё сердце принадлежит тебе, не отберут его подобно сердцам мятежников». Постольку поскольку тело человеческое это тело Божье, то когда сердце человеческое действует в соответствии с Богом, оно и остаётся в теле по воскресении. А когда сердце человеческое не действует в соответствии с волей Божьей, тогда его отбирают те, в соответствии с кем оно действует. И тогда человек погибает для вечности будучи бессердечным, так же как не может человек жить без сердца на земле, так же не может и в вечности, а вечности человек может жить только с тем сердцем, которое соответствовало божественному телу его. Одна из надписей на скарабее (на которых делалась надпись имени и очень важной фразы для победы над смертью), которых помещали на грудь человека при мумификации, гласит: «Пошёл я к Амону. Ищут, а я нашёл того, кто в сердце моём».

 

Лекция VI (XIX)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.