Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Теория потребительского выбора




Потребительское поведение – процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров с учет цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов.

В поведении покупателей имеется «эффект подражания», «эффект сноба», «эффект исключительности». У покупателей формируются предпочтения: большее количество товаров по низкой цене, качественные, экологически чистые – не относятся к факторам ценообразования и не могут учитываться при анализе спроса потребителей.

Каждый потребитель вынужден решать ля себя три вопроса: 1) что купить? 2) сколько стоит? 3) хватит ли денег на покупку? Чтобы решить эту проблему надо определить полезность блага, его цену и личный доход – три проблемы составляют содержание теории потребителя. Они взаимосвязаны. Может показаться, что более полезное благо будет больше стоить. Парадокс «вода и алмаза» А. Смита.

Полезность – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Первоначально экономисты устанавливали связь стоимости и полезности – стоимость имеет все, что полезно – Тюрго и Кондильяк. Смит опроверг. Австрийская школа (Менгер) говорит не о полезности благ вообще, а о полезности определенного количества того и ил иного блага – закон насыщения потребностей.

 

Закон убывающей предельной полезности (введен Германом Госсеном в 1854 г.) – первый закон Госсена - при последовательном потреблении единиц блага их полезность падает. (Пимер)

 

Любому бесконечно малому увеличению количества блага соответствует прирост общей полезности (total utility). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (marginal utility) каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.

Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества

U = f ( Qi ),

U – полезность блага, Qi - последовательные части блага.

 

Предельная полезность – разность значений последующей и предыдущей числовых величин общей полезности.

 

Количество товара Общая полезность Предельная полезность
  - -
     
     
     
     
     

 

 
 

 

 
Максимальная полезность достигается в точке А (5 ед.), предельная равна нулю. Это значит, благо полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление приносит вред, то общая полезность снижается (АВ).

Количество материальных благ находится в обратном отношении к их полезности. Этот маржиналистский метод исследования был использован австрийскими экономистами для объяснения закона спроса («падающей» кривой спроса). Поскольку предельная полезность блага по мере потребления снижается, то потребитель будет увеличивать объем покупок (объем спроса) лишь при снижении цены.

 

При фиксированном личном бюджете и неизменных текущих ценах товаров потребитель руководствуется своеобразным правилом здравого смысла: при убывающей предельной полезности любого товара он стремится максимизировать суммарный потребительский эффект от всех осуществленных покупок.

Второй закон Госсена: максимум полезности от потребления заданного набора благ потребитель получит при условии равенства предельных полезностей всех потребленных благ. Потребитель находится в состоянии равновесия при условии:

 

MUA / PA = MUB / PB = MUn / Pn = l - предельная полезность денег

 

 

Выбор максимально полезного товара

Альтернативы выбора товаров Предельная полезность, усл. шт. MU Цена, у.е., Р Средняя предельная полезность MU / P
X      
Y      
Z      

Увеличение полезности от затрат на приобретение товара Y должно уравновесить снижение закупок товара Х. В конечном итоге такие замещения обеспечивают одинаковый уровень полезности на равновеликую единицу денежных затрат. Руководствуясь этим правилом, покупатель перераспределит свои денежные расходы в пользу большей закупки товаров У, отказавшись от последней единицы товара Х

Цена Х, равная в нашем пример 100 у. е., позволит купить дополнительно 2, 5 ед.более полезного товара У, что даст более высокий полезный эффект. В денежном выражении он составит 2000 у.е. потребления товара У. За вычетом 1000 у.е. от экономии на товаре Х покупатель получает потребительскую выгоду от рационального выбора, равную 1000 у.е. полезного эффекта. Такое перераспределение приведет к тому, что предельная полезность блага А будет повышаться, а предельная полезность блага В – понижаться. Перераспределяя наш доход таким образом. Мы постараемся достичь ситуации, при которой наши средние предельные полезности будут равны.

 

Альтернативы выбора товаров Предельная полезность, усл. шт. MU Цена, у.е., Р Средняя предельная полезность MU / P
X      
Y      
Z      

 

Для моделирования потребительского выбора используются кривые безразличия и бюджетное ограничение (линия потребительских возможностей).

Кривые безразличия (введены итал. Парето) – множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю «безразлично», какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность одинакова. Кривую безразличия называют также «равнополезным» контуром».

Потребителю безразлично какой набор товаров выбрать: 6 батонов и 2 пакет молока; 4 батона и 4 пакет молока, 1 батон и 6 пакетов молока...

 
 

Кривые имеют отрицательный наклон и никогда не пересекаются.

Если наборы А и В равноценны, то точки А и В лежат на одной кривой безразличия. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляют собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров (А и С).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.