Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Библиографический список. 1. Киреев Е.М. Логика и теория аргументации: учеб




Задачи

Часть 2. Суждение.

Дополнительный

Основной

1. Киреев Е.М. Логика и теория аргументации: учеб. пособие / Е.М. Киреев. Воронеж: ВГТУ, 2005.

  1. Гетманова А.Д. Логика: учебник для ВУЗов. / А.Д. Гетманова. – М.КноРус, 2010.
  2. Ивлев Ю.В. Логика: учебник для ВУЗов / Ю.В. Ивлев, - М.Велби. Проспект, 2010.

 

1. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.П. Логика как часть теории познания и научной методологии. – в 2-х кн. – М., 1994.

2. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.П. логика. Учебник для вузов. – М., 1998.

3. Ивин А.А. Логика и ценности // Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. – М., 1988.

4. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1992.

  1. Суждение как форма мысли. Термины суждения.
  2. Виды суждений.
  3. Отношения совместимых и несовместимых суждений.

 

Понятие суждения. Состав суждения. Термины суждения: субъект и предикат. Связки и кванторные слова. Виды суждений: атрибутивные, суждения отношения, суждения существования. Виды атрибутивных суждений: по качеству связки (утвердительные и отрицательные), по качеству отображаемых предметов (единичные, частные, общие), по качеству связки и количеству предметов (общеутвердительные, частноутвердительные, частноотрицательные), по характеру логических отношений (категорическое, условное, разделительное суждения), совместимые суждения, отношение равнозначности, отношение подчинения, несовместимые суждения, отношения контрарности (противоположности), подконтрарности (проти­воположности), контрадикторности (противоречия).

 

Основные понятия: суждение, квантор, субъект, предикат, атрибутивное суждение, суждение отношения, суждение существования, утвердительное суждение, отрицательное суждение, единичное суждение, частное суждение, общее суждение, общеутвердительное, суждение, частноутвердительное суждение, частноотрицательное суждение, категорическое суждение, условное суждение, разделительное суждение, совместимое суждение, отношение контрарности, отношение контрадикторности, отношение подконтрарности.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое суждение?

2. Какие элементы входят в состав суждения?

3. Что такое связка?

4. Что такое атрибутивное суждение?

5. Какие виды отношений выделяют в совместимых суждениях?

6. Назовите виды отношений несовместимых суждений.

I. Определить вид суждения, его термины и их распределенность в следующих суждениях:

1. Иногда люди опаздывают на работу.

2. Все распространенные предложения имеют второстепенные члены.

3. Некоторые спортсмены не являются мастерами спорта.

4. Вода, нагретая до 80оС, не кипит.

5. Цыплят по осени считают.

6. Общественное бытие определяет общественное сознание.

7. Ни один учитель нашей школы не является отличником народного просвещения.

8. «Некоторые лекарства опаснее самих болезней» (Сенека).

9. «Никакая причина не извиняет невежливость» (Т.Г. Шевченко).

10. Среда – третий день недели.

11. Некоторые люди не изучают логику.

II. Определить вид и логическую форму следующих сложных высказываний. Записать их структуру в виде формулы:

1. Покрылись зеленью сопки, освобождаются от снега вулканы, в скверы, на улицы Петропавловска-Камчатского в июне высажены деревья, кустарники, готовятся клумбы под цветы.

2. Этот приезд не является ни необходимым, ни желательным.

3. Поиски врага длились уже три часа, но результатов не было, притаившийся враг ничем себя не выдавал.

4. Если эта фигура квадрат, то диагонали в ней равны, взаимно перпендикулярны и в точке пересечения делятся пополам.

5. «Если вы желаете себе несокрушимого памятника, вложите свою душу в хорошую книгу» (Б. Буаст).

 

III. Произвести отрицание следующих сложных суждений, предварительно записав в виде формулы их структуру.

1. Если мне дадут отпуск летом, то я поеду отдыхать к морю или по туристической путевке в Карпаты.

2. Неверно, что этот писатель – драматург или поэт.

 

IV. Определить с помощью «логического квадрата» отношения между следующими простыми суждениями:

1. Неверно, что все дети послушны – Некоторые дети являются послушными.

2. Все книги – рукописные – Ни одна книга не является рукописной.

 

V. Определить вид модальности в следующих суждениях:

1. С появлением средств генной инженерии можно предвидеть значительные успехи в улучшении качества и состава микробиологической продукции.

2. Вероятно, молоко было одним из первых продуктов сельского хозяйства.

3. Хлебопечение возникло на заре развития человечества, вероятно, в Египте.

4. Необходимо соблюдать правила поведения в общественных местах.

5. Разрешен проезд автомобилей при зеленом свете светофора.

6. Невозможно построить вечный двигатель.

7. «Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сам сделать» (Л.Н. Толстой).

8. «В специально оборудованных вольерах для содержания горилл в зоопарках должны быть деревья, по которым они могли бы лазать, а также солома, ветки или бамбук для сооружения гнезд. Пищу следует давать небольшими порциями на протяжении всего дня, причем в таком виде, чтобы животные имели возможность заниматься ее подготовкой (скажем, обдирать кожицу или расщеплять стебли) или поиском, для чего лучше беспорядочно разбрасывать съедобные растения в вольере. Гориллам нужно обеспечить возможность пребывания на свежем воздухе» (Дайан Фосси).

 

VI. Являются ли суждениями следующие предложения:

1. «Что без тебя просторный этот свет?

Ты в нем одна. Другого счастья нет».

(В. Шекспир).

2. В каком году родился писатель А. Толстой?

3. Принеси мне книгу в среду вечером.

4. Не в свои сани не садись.

5. «Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился?» (А.С. Пушкин),

6. «Каких цветов в саду весеннем нет!» (В. Шекспир).

7. «И казалось, что после конца

Никогда ничего не бывает …

Кто же бродит опять у крыльца

И по имени нас окликает?

Кто приник к ледяному стеклу

И рукою, как веткою, машет?»

(А. Ахматова).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.