КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Описание методики моделирования совместной деятельности
Цели: 1) диагностика процессов групповой динамики (сплоченности, лидерства и др.) эмоционально-волевых состояний группы, ее организованности и стрессоустойчивости; 2) коррекция группы с целью оптимизации ее основных характеристик и стимуляция интегративных процессов. Методические средства: - приборы-модели совместной деятельности ГСИ, «Арка»; - бланки наблюдения; - опросники для измерения эмоционально-волевых характеристик и социометрического выбора. Процедура: 1 этап: диагностика основных характеристик группы в нормальном режиме работы с приборами-моделями: 2 этап: повышение стрессогенности режима работы группы за счет изменения условий (изоляция лидера, организационные перестройки, создание дефицита времени и т.п.). 3 этап: организация коррекции деятельности группы, включающая в себя групповое обсуждение хода работы, обучение навыкам организаторской деятельности и совершенствование организационных структур, выработка умений психической саморегуляции и др. Описание методики моделирования межгруппового взаимодействия Цели: 1) диагностика направленности межгрупповой активности групп, изучение процессов групповой динамики и особенностей межличностных отношений в условиях межгруппового взаимодействия; 2) коррекция групповых характеристик с целью оптимизации межгрупповых отношений в основном коллективе и стимуляции интегративных процессов в группе. Методические средства: - 2 комплекта прибора-модели «Арка»; - опросник для выявления установки на тип межгрупповго взаимодействия: - схема контролируемого наблюдения и оценки поведения группы. Процедура состоит из 3 этапов: сначала группа работает в условиях изоляции, затем - в условиях присутствия другой группы и. наконец, в условиях взаимозависимой межгрупповой деятельности. Выделение этапов обусловлено необходимостью актуализации групповых процессов в различных ситуациях межгрупового взаимодействия - от предполагаемого контакта до взаимодействия группы в его взаимозависимой форме.
Психокоррекционный эффект методики выражается в том, что она создает условия для: - повышения статуса группы в межгрупповых отношениях; - сближения психологической дистанции между группами: - приобретения позитивного опыта реальной межгрупповой совместимой деятельности; - повышения значимости основного коллектива. Для приближения моделей к естественным условиям групповой деятельности и повышения их внешней валидности введены специальные процедуры (повышение мотивации, включение в контекст естественной деятельности и в обучение). Описание методики «Выбор» Цели: 1) диагностика установки на тип межгруппового взаимодействия, включенности индивидов в группу, особенностей группового принятия решения, выявление интеллектуальных лидеров; 2) стимулирование процессов групповой динамики. Методические средства: - опросник «Выбор предпочитаемого типа организации межгрупповой деятельности», построенный по технологии шкалирования Лайкерта; - бланк контролируемого наблюдения за групповым обсуждением; - компьютерный вариант опросника «Выбор» с автоматической выдачей результатов опроса. Процедура: · Индивидуальная работа с опросником «Выбор» (выбор предпочитаемого типа организации межгрупповой деятельности). · Групповое обсуждение проблемы эффективности, приемлемости указанных типов организации деятельности в данном основном коллективе. · Стимуляция гласного группового принятия решения. Для снятия групповой эмоциональной напряженности в Центре применялись психологические приборы ГСИ-7, «Арка».
Каждый день проводились эксперименты на приборах (для детей они представлялись игровыми автоматами) с активом отрядов. Для создания естественных условий эксперимента и с целью снятия напряженности проводилось соревнование между отрядами. Иногда в состав экспериментальной группы вводились те члены отрядов, которые являлись своего рода «очагами напряженности» (в основном те, кто хотел уехать домой или не участвовал в отрядных делах). Объективными показателями эффективности применения психологических приборов для снятия напряженности являлись: повышение настроя на групповую деятельность (с каждой новой серией); яркие положительные эмоции (смех, крики радости и т.д.); желание еще раз придти поиграть, продолжительность игры (некоторые группы проводили на «Арке» по 8-10 серий). Большую эффективность имеет «Арка» (может быть, это связано с высоким темпом и тесным групповым контактом). В анкетах, заполненных детьми в конце смены, указывалось на то, что игра на приборах доставила им много радости. Проведение психологических тренингов (аутотренингов): - одновременно со всем лагерем (250 человек); - групповые аутотренинги (группы по 5-10 человек); -индивидуальные. Индивидуальное общение психолога с наиболее «напряженными ребятами» (метод «недирективной психотерапии» К. Роджерса). Шефы-инструкторы указывали на таких школьников как на «очаги напряженности» в отрядах. Психолог вступал в общение с ними в течение 2-3 дней по 6-7 часов, при этом подопечному давалась возможность выговориться, выразить свои отрицательные эмоции (психолог находился в роли доброжелательного свидетеля переживаний, но не советчика). Для создания естественности общения дети катались на лодках, участвовали в подготовке психологических экспериментов, помогали фотографировать и т.д.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |