Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание методики моделирования совместной деятельности




Цели:

1) диагностика процессов групповой динамики (сплочен­ности, лидерства и др.) эмоционально-волевых состояний группы, ее организованности и стрессоустойчивости;

2) коррекция группы с целью оптимизации ее основных характерис­тик и стимуляция интегративных процессов.

Методические средства:

- приборы-модели совместной деятельности ГСИ, «Арка»;

- бланки наблюдения;

- опросники для измерения эмоционально-волевых характерис­тик и социометрического выбора.

Процедура:

1 этап: диагностика основных характеристик группы в норма­льном режиме работы с приборами-моделями:

2 этап: повышение стрессогенности режима работы группы за счет изменения условий (изоляция лидера, организационные перест­ройки, создание дефицита времени и т.п.).

3 этап: организация коррекции деятельности группы, включаю­щая в себя групповое обсуждение хода работы, обучение навыкам организаторской деятельности и совершенствование организационных структур, выработка умений психической саморегуляции и др.

Описание методики моделирования межгруппового взаимодействия

Цели:

1) диагностика направленности межгрупповой активности групп, изучение процессов групповой динамики и особенностей межличностных отношений в условиях межгруппового взаимодействия;

2) коррекция групповых характеристик с целью оптимизации межг­рупповых отношений в основном коллективе и стимуляции интегра­тивных процессов в группе.

Методические средства:

- 2 комплекта прибора-модели «Арка»;

- опросник для выявления установки на тип межгрупповго взаимодействия:

- схема контролируемого наблюдения и оценки поведения группы.

Процедура состоит из 3 этапов: сначала группа работает в условиях изоляции, затем - в условиях присутствия другой группы и. наконец, в условиях взаимозависимой межгрупповой деятельнос­ти. Выделение этапов обусловлено необходимостью актуализации групповых процессов в различных ситуациях межгрупового взаимо­действия - от предполагаемого контакта до взаимодействия группы в его взаимозависимой форме.

Психокоррекционный эффект методики выражается в том, что она создает условия для:

- повышения статуса группы в межгрупповых отношениях;

- сближения психологической дистанции между группами:

- приобретения позитивного опыта реальной межгрупповой совместимой деятельности;

- повышения значимости основного коллектива.

Для приближения моделей к естественным условиям групповой деятельности и повышения их внешней валидности введены специаль­ные процедуры (повышение мотивации, включение в контекст естест­венной деятельности и в обучение).

Описание методики «Выбор»

Цели:

1) диагностика установки на тип межгруппового взаимо­действия, включенности индивидов в группу, особенностей груп­пового принятия решения, выявление интеллектуальных лидеров;

2) стимулирование процессов групповой динамики.

Методические средства:

- опросник «Выбор предпочитаемого типа организации межгруп­повой деятельности», построенный по технологии шкалирования Лайкерта;

- бланк контролируемого наблюдения за групповым обсуждени­ем;

- компьютерный вариант опросника «Выбор» с автоматической выдачей результатов опроса.

Процедура:

· Индивидуальная работа с опросником «Выбор» (выбор пред­почитаемого типа организации межгрупповой деятельности).

· Групповое обсуждение проблемы эффективности, приемлемос­ти указанных типов организации деятельности в данном основном коллективе.

· Стимуляция гласного группового принятия решения. Для снятия групповой эмоциональной напряженности в Центре применялись психологические приборы ГСИ-7, «Арка».

Каждый день проводились эксперименты на приборах (для детей они представлялись игровыми автоматами) с активом отрядов. Для создания естественных условий эксперимента и с целью снятия напряженности проводилось соревнование между отрядами. Иногда в состав экспериментальной группы вводились те члены отрядов, которые являлись своего рода «очагами напряженности» (в основ­ном те, кто хотел уехать домой или не участвовал в отрядных делах). Объективными показателями эффективности применения пси­хологических приборов для снятия напряженности являлись: повыше­ние настроя на групповую деятельность (с каждой новой серией); яркие положительные эмоции (смех, крики радости и т.д.); желание еще раз придти поиграть, продолжительность игры (некоторые группы проводили на «Арке» по 8-10 серий).

Большую эффективность имеет «Арка» (может быть, это связано с высоким темпом и тесным групповым контактом).

В анкетах, заполненных детьми в конце смены, указывалось на то, что игра на приборах доставила им много радости.

Проведение психологических тренингов (аутотренингов):

- одновременно со всем лагерем (250 человек);

- групповые аутотренинги (группы по 5-10 человек);

-индивидуальные.

Индивидуальное общение психолога с наиболее «напряженными ребятами» (метод «недирективной психотерапии» К. Роджерса). Шефы-инструкторы указывали на таких школьников как на «очаги напряженности» в отрядах. Психолог вступал в общение с ними в течение 2-3 дней по 6-7 часов, при этом подопечному давалась возможность выговориться, выразить свои отрицательные эмоции (психолог находился в роли доброжелательного свидетеля пережива­ний, но не советчика). Для создания естественности общения дети катались на лодках, участвовали в подготовке психологических экспериментов, помогали фотографировать и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.