Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы педагогики А.С.Макаренко в действии




Писать воспоминания, тем более мемуары – удел пожилых людей и пенсионеров. Лица, работающие с молодежью, занимающиеся преподавательской деятельностью, таковыми себя никогда не считают. Воспоминания о молодости всегда приятны и легки, навевают ностальгические мажорно-минорные нотки. Но все же за подобными рассуждениями «Комсорг» в моей творческой и личной жизни сыграл если не первостепенную, то, во всяком случае, существенную роль.

На мой взгляд, основной недостаток современной студенческой жизни – отсутствие коллективных форм работы. Студенты могут пять лет проучиться на одном потоке и недостаточно хорошо знать друг друга. В колхозе, на «яблоках или картошке», в пионерском лагере, где 24 часа в сутки ты находишься в одном коллективе, мы не только хорошо узнавали друг друга, но и «притирались» характеры, учились жить в коллективе, воспитывались чувства товарищества, взаимопомощи, уважительного отношения к коллеге… – формировались определенные качества личности, а личность полностью раскрывалась.

Вне сомнения, каждый из участников настоящего сборника будет говорить о положительной роли «Комсорга» в его жизни. На основе его материалов написана не одна диссертация, образовалась не одна супружеская пара. Одним словом (извините за штамп), он дал путевку в жизнь многим сотням и сотням людей.

Впервые в «Комсорг», в качестве руководителя секретарского отряда я попал после 2-го курса историко-педагогического факультета в 1976 г. Сомневаюсь, что до «Комсорга» меня многие знали в вузе. Студент и студент. Таких многие сотни. Отличник. Таких десятки. Предложение от декана факультета Е.А. Шанина поехать в лагерь явилось неожиданностью. А так как в отряде предполагались и теоретические занятия, началась к ним подготовка. Это была, по-существу, первая подготовка к предстоящим занятиям «не для преподавателей», а «для себя». Заложенный подобный подход в дальнейшем сыграл свою позитивную роль. Пытаюсь подобное отношение сформировать и у современных студентов.

Вне сомнения (даже с высоты сегодняшнего педагогического и социального опыта), первостепенную роль играли в организации комсорговской жизни составленные преподавателями кафедры психологии и теории и методики пионерской и комсомольской работы организационно-массовые и индивидуальные мероприятия, их последовательность в днях. В первые дни смены проводились дела, направленные на сплочение коллектива, поднятие авторитета шефа-инструктора, каждого работника лагеря. А последние - обязательно проводились на большом эмоциональном подъеме, которые не оставляли ни одного равнодушного человека.

Многие из мероприятий в современных условиях мы видим на экранах телевизоров. Например, дни спорта, обязательной программой которых являлась Спортландия, где через различные игроразвлекательные номера соревновались между собой отряды. Это прообраз, например, современных «Больших гонок», только с использованием большого количества спецэффектов и атрибутов. Мы проявляли инициативу и смекалку, разрабатывая десятки разнообразных номеров практически с одним мячом, скакалкой и эстафетной палочкой.

А можно ли забыть инсценировки юмористических миниатюр, которые сегодня уже набили оскомину в огромном количестве расплодившихся юмористических программ на экранах телевизоров? Как жаль, что мы не знали, что такое авторское право и патент. Практически в каждом из 21 дня была своя «изюминка». По-существу, сегодня все дни «Комсорга» в моем представлении – это телевизионная программа «Последний герой». Но если в последнем идет развлекательно-отупляющая игра, то в первом – настоящая творческая, эмоциональная, развивающая и обогащающая личность жизнь. «Комсорг» – это театр одного спектакля, длиной в 21 день, но проходящий на одном дыхании и практически мгновенно. Но роли исполняли не артисты, а живые люди. Мы жили этим сценарием, а не играли его. Анализируя с позиции сегодняшних дней и опыта мероприятия, видишь что они были направлены не только на внешне-эмоциональную сторону, но и на внутренне-содержательную, на формирование личности, добрых отношений друг к другу.

Вне сомнения, «Комсорг» помог в моем становлении как профессионального преподавателя. Теория и практика педагогики и психологии стали для меня неразрывными. До сих пор заложенные в далекие летние дни и вечера педагогические приемы использую на работе. Здесь был заложен фундамент знаний. А каков фундамент, таково будет и здание профессионального мастерства.

Знаменитые планерки по подведению итогов дня, записи в «гармошке-дневнике» о наиболее ярких впечатлениях приучали кратко, емко, точно выражать свои мысли, излагать их на бумаге, формировать цель и задачи на следующий день. Они заложили некоторые основы будущей моей научной работы, в написании кандидатской и докторской диссертаций, восьми монографических исследований, на которые пишутся рецензии в центральной прессе. Их названия находятся на сайтах университетов США, а центральные библиотеки Российской Федерации просят прислать книги для их фондов.

Сыграл «Комсорг» свою роль и в личной жизни. Уже после окончания вуза, продолжая работать в «Комсорге» в должности старшего методиста, встретил свою будущую супругу, которая работала шефом-инструктором (вожатой) отряда, с которой скоро будем отмечать «серебряную свадьбу».

Менее всего хотелось бы рассуждать о роли и значении «Комсорга» для его воспитанников. Но особо необходимо подчеркнуть его значение в формировании личностей шефов-инструкторов, их творческом росте и раскрытии. Кто не вживался в коллектив, на второй – третий год уже не появлялся здесь. Но интуитивно чувствую: кто проработал несколько лет в «Комсорге» - добился жизненных успехов, реализовал свои замыслы, поставленные цели. Он учил самостоятельности, честности и порядочности, ответственности, умению работать творчески и в соревновательном духе. (Кстати последнему качеству при советской системе практически не учили.) Хотя справедливости ради следует отметить, что в «Комсорг» не брали «всех подряд». Шел отбор, выбирали лучших, творческих людей. Здесь удивительным образом сочетались частные, личные интересы и коллективные, массовость и «звездный» подход. Сколько лет был в «Комсорге» (лет 5-7, трудно вспомнить), всегда шли дискуссии, например, по вопросу обучения школьников танцам: учить всех, но это будет ширпотреб, или учить 2-3-5, но способных и талантливых и показать на их примере красоту танца, а остальные должны быть статистами. Но компромисс всегда находили. И не только в этом вопросе, но и многих-многих других.

И последнее. «Комсорг» прожил свою жизнь. Яркую, творческую, индивидуальную. Но возрождать многие его мероприятия, стиль, формы работы в современных условиях – не желательно и не реально. В «Комсорге» в полном объеме реализовывался знаменитый принцип педагогики А.С.Макаренко – «воспитание в коллективе, для коллектива и через коллектив». Его реанимация в полном объеме - абсурд. Общество другое и задачи его другие. Нас дети не поймут. А если и поймут, сформируют в себе подобные качества – жизнь накажет. Сегодня нужны качества конкурентности, пробивных способностей, настойчивости, где-то и жесткости. Нужны новые дела, новые формы. Нельзя входить в одну реку дважды. Увы! Даже Конституция РФ изменила не только строй, государственные институты и право, но и стремится изменить мировоззрение человека, его идеологию, сформировать новые качества.

Гонеев Александр Дмитриевичзав. кафедрой педагогики КГУ, доктор педагогических наук, профессор, годы работы в «Комсорге» 1971-1973 гг.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.