Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Памяти прекрасные мгновения




Юность – весеннее время

человека, в которое засеваются

семена на будущие годы жизни.

Я.Б.Княжнин

В начале 1992 года я приехал в Курск со своей семьей из Белоруссии, уволившись из армии. Сыну тогда было 11 лет. Как-то так случилось, что мне предложили отправить его в лагерь «Гайдаровец». Я с удовольствием согласился, отдаваясь приятным воспоминаниям о своем пребывании в лагере подобного типа «Комсорг».

И не ошибся. В течение многих лет он ездил в этот лагерь, а последние годы в качестве комиссара этого лагеря. Потом и дочка продолжила его традицию. Сейчас она уже тоже комиссар этого лагеря. Я рад, что такая форма общения приносит молодежи огромную пользу.

К сожалению, в моей жизни была только одна поездка в лагерь «Комсорг». Это был 1976 год. В школе №9 г. Курска меня избрали секретарем комитета комсомола школы и в качестве поощрения и обучения организаторским формам и методам работы направили в этот лагерь, с которым, как ни странно, оказалось многое связанным в моей дальнейшей жизни.

Было ли случайностью то, о чем я хочу поведать, либо закономерностью – судить не мне. Однако, как бы там ни было, – у меня самые теплые и искренние чувства воспоминания обо всем, что мне удалось увидеть и узнать в лагере.

Например, разве может кто-либо сейчас похвастаться тем, что кто-то организует для них показательный сеанс гипноза? Наши же шефы организовали такое мероприятие с приглашением профессиональных гипнотизеров. Нам было интересно.

Три часа подряд ребята и девчонки с открытыми ртами наблюдали за своими же уникальными способностями, которыми их наделила природа, но которые скрываются в состоянии бодрствования.

Тогда я понял, что возможности человека безграничны, но их нужно развивать и не бояться говорить себе «я умею… я не боюсь… и т.д.». Помню, как одну девушку из моего отряда пригласили на сцену, дали чистый лист ватмана и карандаши. Попросили нарисовать на листе розу. После продолжительных уговоров она все-таки нарисовала что-то похожее на цветок, испытывая при этом массу комплексов.

Каково же было удивление присутствующих в зале, когда все увидели совершенную розу, которую девушка нарисовала в состоянии гипнотического сна. Но еще больше она удивилась этой розе сама, после того как ее разбудили, не поверив в свои художественные возможности.

Подобными интересными мероприятиями и встречами было наполнено все время пребывания в лагере. Не знаю, где организовывался лагерь в дальнейшем, но в том году он стоял в старинном русском городе Рыльске Курской области, в городе, славном своей историей.

Как ни странно, поводом познакомиться и подружиться с девушкой, которая впоследствии стала моей женой, было то, что она родом оказалась из Рыльска. Эта есть как бы моя первая приятная случайность, связанная с «Комсоргом».

После окончания военного училища я служил в ракетных войсках стратегического назначения. Тогда мне казалось, что уже никогда я не соприкоснусь с чем-то, что могло бы быть связано с «Комсоргом».

Но каково же было мое удивление, что тонкая ниточка между мной и тем далеким комсорговским прошлым цела.

В 1992 году я продолжил службу в органах внутренних дел УВД Курской области. Необходимо было получить еще одно высшее образование, и я поступил на юридический факультет Курского государственного технического университета.

Наряду с теми дисциплинами, которые были переаттестованы, некоторые из них нужно было пересдать, чтобы закончить 2 курс. Но студент есть студент, и он всегда волнуется перед любым экзаменом, даже если он в звании майора милиции.

Получив свой допуск к экзаменам, я пошел искать своих преподавателей. Конечно, никого из них я тогда не знал и шел в неизвестность.

Когда очередь дошла до дисциплин, которые нужно было сдавать некоему профессору, доктору исторических наук, я оказался возле двери кабинета с табличкой «В.П. Пашин». Фамилия мне ни о чем не говорила, но отступать было поздно, и я переступил порог его кабинета.

Кстати, я был в гражданской одежде, он предложил мне присесть. Пока он разговаривал по телефону, у меня было несколько минут для того, чтобы внимательно разглядеть этого человека. И чем дольше я на него смотрел, тем все знакомее казалось его лицо.

Но где и когда мы виделись, не припоминал. Слишком много городов, событий и людей прошло за эти годы. Но то, что мы где-то встречались, я понял точно. И, когда он, положив трубку телефона, заговорил со мной, меня осенило: «Да это же мой шеф по «Комсоргу», и шеф именно моего отряда!». Не буду передавать смысл нашего разговора, но одно мне стало ясно - со сдачей этих предметов проблем у меня не будет.

Встреча с моим бывшим шефом была вторым приятным совпадением моих случайностей, связанных с лагерем «Комсорг».

Третьим событием, которое я также не могу обойти стороной, было то, что через почти десять лет мой шеф по «Комсоргу» стал моим научным руководителем в написании диссертационной работы, и то, что под его руководством я ее успешно защитил. Пользуясь случаем, я его в очередной раз хочу за это поблагодарить.

Все это говорит о том, что жизнь «Комсорга» продолжается.

Не знаю, может быть, у меня на этом закончилась череда случайностей, связанных с «Комсоргом», но хочется верить, что это не так, ибо в нашей памяти не может быть начала того окончания, которым заканчивается начало.

Панекин Владимир Михайлович,учитель истории школы №2 г. Дмитриева, отличник народного просвещения, шеф-инструктор лагеря «Комсорг» в 1973 году

Работниками этого лагеря были лучшие студенты историко-педагогического факультета. Душой и сердцем «Комсорга» был начальник лагеря, преподаватель историко-педагогического факультета Шанин Евгений Алексеевич. Отсутствие всякой показной начальственности во взаимоотношениях с подчинёнными ему работниками и обладание в то же время большими организаторскими способностями, его добрые человеческие качества благотворно влияли на творческую деятельность инструкторов, способствовали их ответственному отношению к делу, что обеспечивало чёткую слаженную работу лагеря. Он был образцом для подражания как у инструкторов, так и у комсоргов.

По истечении значительного времени начинаешь лучше понимать, что такой благоприятный климат для работы в этом лагере ещё исходил от той психологической атмосферы, царившей тогда на историко-педагогическом факультете, которым руководил А.С. Чернышёв. Для него бала характерна высокая ответственность за состояние дел на факультете, хорошие знания не только каждого преподавателя, но и каждого студента, доброжелательность, уважительное отношение к личности, стремление всегда справедливо решить возникшую проблему.

Факультет готовил нас быть лидерами в трудовых коллективах, а мы в этом лагере помогали становлению юных лидеров из школьников. Контингент воспитанников лагеря состоял из лучших старшеклассников школ области. Это были воспитанные, организованные, способные юноши и девушки. И работать с ними было очень интересно и относительно легко.

Кем стали впоследствии бывшие шефы-инструкторы, комсорги? Какой след оставил «Комсорг» в их жизни? Многие стали известными руководителями. Другим же истпед, «Комсорг» помогли быть всегда впереди, вести за собой людей. В этом и выражается, по моему мнению, «комсорговский дух». Пусть даже сегодня это изменило в некотором отношении своё значение, (в плане куда вести), но, по-прежнему, есть в этом и нечто доброе, идушее из давнего, библейского – вести людей, помогать им.

Мне истпед, лагерь «Комсорг» всегда помогали в работе, «куда бы не бросала жизнь», как об этом говорилось в песне А.Н. Лутошкина «Комсорги». Сразу после окончания факультета работал директором и учителем в Погодинской воcьмилетней школы Дмитриевского района Курской области, директором Селинской средней школы, инспектором школ Борисовского РОНО Белгородской области, курировал народное образование и культуру, работая в партийных органах. С 1990 до 2003 года работал учителем истории школы №2 г. Дмитриева до ухода на пенсию.

Продолжая рассказ о «Комсорге-73» замечу, что о его работе подробно писала тогда областная газета «Молодая гвардия» в одном из номеров, вышедшем в августе 1973 года. Там были помещены портреты некоторых шефов-инструкторов с информацией об их работе. Был там и мой портрет.

В этот год лагерь традиционно разместился в Горнале Суджанского района в школе-интернате. Нельзя не вспомнить, что место это расположено в условиях исключительно живописного окружения, на фоне красивой своеобразной природы. Не случайно в прошлом на таких местах, которые были «придивно зело», любили ставить свои обители монахи отшельники. В 1671 году иноки Дивногорского монастыря, бежавшие от непрерывных нападений татар, основали здесь Николаевский Белогорский монастырь, который расположился на меловых горах и был как бы поднят над равниной на высоком белом пьедестале. До нас дошли только некоторые башни и остатки монастырских стен, служебные монастырские здания, в которых разместилась Горнальская школа-интернат, а в летнее время работал лагерь «Комсорг». На соседней возвышенности в давние времена располагалось древнее городище, на другой – на горе Фагор, на площадке длиной около 200 м и шириной около 100 м, у десятка свечеобразных сосен часто проводились мероприятия. Особенно ярко, эмоционально насыщенно проходила здесь в вечернее время линейка-митинг «памяти павших» с перекличкой героев, павших за независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Она заканчивалась факельным шествием.

В другие обычные вечера мы приходили сюда, чтобы полюбоваться с пятидесятиметровой высоты открывающейся взору красивой местности прибрежной долиной, которая в вечернее время застилалась сплошным туманом, что создавало впечатление необычных, необъятных, манящих куда-то далей. Собравшиеся под гитару Сергея Иванникова пели песню «Туман-туманище над миром стелется». И это создавало ощущение единства с открывавшейся взору картиной природы.

Отряды в лагере «Комсорг» были профилированы: идейно-политический, военно-спортивный и другие. Шеф-инструктор отряда обладал склонностью и способностью для работы в таком профилированном отраде. А вообще все они были очень интересными людьми.

Руководство лагеря делало все для того, чтобы школьные молодежные лидеры не только весело отдыхали, но и научились проводить мероприятия; планировать и организовывать воспитательную работу. С этой целью в первой половине дня для них проводились занятия: лекции, практикумы и др. В методическом кабинете для комсоргов были представлены разработки мероприятий, проводились консультации, давались советы. Возглавить работу методического кабинета было поручено мне. Кроме того, приходилось по совместительству замещать отсутствующего по уважительной причине инструктора и руководить каким-либо профильным отрядом. В соответствии с планом-сеткой воспитательной работы, все отряды готовили свое представление на конкурс, которое проводилось в вечернее время. Однажды я замещал отсутствующего шефа-инструктора. В этот день шла подготовка конкурса инсценированной песни, намеченного на вечер. Практически для подготовки было несколько часов. Все члены отрядов принимали активное участие в этом. В разгар подготовки кто-то принёс тревожное сообщение, что другой отряд готовит эту же песню, что и мы. На некоторое время возникло смятение: что делать? Были разные предложения. Кто-то сказал: «Ну и ладно, пусть посмотрит жюри кто лучше её исполнит». Были и другие мнения: выбрать другую песню. Но ведь до конкурса оставалось всего три часа. Выбрали русскую народную песню: «Захотела меня мать да за первого отдать». Только распелись, а тут проходила зам.начальника лагеря и выдала сразу оценку песне и исполнителям, и даже пессимистический прогноз результата на будущем конкурсе. Она сказала: «Песня какая-то деревенская, дети деревенские. Займете на конкурсе последнее место». Еще больше задумались и пригорюнились исполнители. Но оптимистически настроенные предложили мне опять взять баян и продолжить репетировать эту песню. Так и сделали. И вот наступил конкурс. Авторитетное жюри во главе со вторым секретарем обкома комсомола С.Г. Латышевой, подводя итоги участия 15 отрядов в этом конкурсе, назвало отряд, получивший первое место, потом второе и третье место, которое получил наш отряд. Дети бросились ко мне, поздравляли друг друга с победой. Увидев это и почувствовав необходимость как-то объяснить свой несбывшийся прогноз и оценку исполнителей, зам. начальника лагеря сказала: «Дело в том, что на репетиции у вас получалось хуже».

В лагере проводились и другие традиционные мероприятия, причем при максимальной самостоятельной их подготовке самими комсоргами. Каждый день был наполнен интересным содержанием. Руководство лагеря даже смогло организовать соревнования по стрельбе, и не с пневматического оружия, а огнестрельного, малокалиберного. Его проводили работники ДОСААФ из Суджи. Комсорги стреляли из малокалиберных винтовок, а шефы из малокалиберного пистолета Марголина.

К концу соревнования были выявлены победители среди комсоргов и шефов.

Запомнилась и последняя линейка, посвященная закрытию лагерной смены. Кульминацией её была речь начальника лагеря Е.А. Шанина Его тонкое знание психологии ребячьих душ и умение, как говорят, затронуть нужные струны привели к тому, что, расставаясь с лагерем, успевшие за короткое время подружиться между собой комсорги просто плакали.

Несомненно, истпед, «Комсорг» оказали большое влияние на мою трудовую биографию. Никогда не испытывал затруднений при вхождении в новый коллектив в качестве руководителя. Достаточно успешно решал стоящие задачи и проблемы. К моему назначению директором Селинской средней школы накопилось множество проблем, не разрешенных моим предшественником. Не велась начальная военная подготовка, не было организовано производственное обучение сельских школьников по профессии тракторист, да и трактора не было в школе; в летнее время при школе не работал лагерь труда и отдыха старшеклассников и производственная бригада. Всё это удалось решить в течение одного учебного года. В 1987 году я с семьёй переехал в Белгородскую область, райцентр Борисовка. Там был назначен инспектором школ РОНО. Тогда далеко и всем был известен передовой опыт белгородских учителей. И у меня возникали некоторые опасения: справлюсь ли, хватит ли знаний и опыта, а не больше ли, чем я, знают и умеют работающие рядом инспектора и методисты. Однако мои опасения быстро рассеялись, так как знаний, приобретённых в Рыльском педучилище, в Курском пединституте оказалось вполне достаточно для новой работы. В работе помогали комсорговский дух и комсорговские наставления о необходимости преодоления всяких трудностей, так ярко выраженные в словах всё той же песни А.Н. Лутошкина. В этом районе Белгородской области к работе инспектора школ предъявлялись высокие требования: он должен был хорошо знать состояние дел в десятке закреплённых за ним школ. Для этого без особых напоминаний инспектора и методисты регулярно 2-3 дня в неделю отводили для посещения отдалённых от райцентра школ. Кроме того, инспектировал преподавание истории, НВП и физкультуры, а также отвечал за организацию спортивно-массовой работы в школах района. А она была достаточно запущена. Район по этому показателю находился на 20-ом месте в области. Мой новый начальник – зав. РОНО сказал: «Надо что-то сделать, чтобы улучшить показатели по физкультуре и спорту, да и по другим показателям».

В Белгородском пединституте был тогда физкультурный факультет, дававший профессиональное образование, что приводило некоторых выпускников к излишней заносчивости. Мною были замечены и другие причины, не позволяющие вместе добиваться успехов. Начал я с повышения требовательности к ним и вместе с тем с укрепления их авторитета в школе. Всякий успех каждого отмечался приказом по РОНО. Которые объявлялись директорами школ в коллективе.

Преподаватели физкультуры заметно повеселели, почувствовав свою полноценность среди учителей других предметов. Организовав проведение районных соревнований и направление команд-победителей на областные соревнования. Обо всём этом направлял статьи в районную газету. К концу учебного года были подведены итоги с указанием школ победителей и фамилиями преподавателей. В тот год школы Борисовского района заняли четвёртое место в области по спорту.

Через полтора года работы в отделе народного образования меня перевели на работу в вышестоящий орган и назначили инструктором, курирующем народное образование и культуру, заметив, это работа тоже педагогическая. Директора школ и учителя высказали лишь сожаление по поводу моего перевода на другую работу. А мне в связи с этим припомнилось, как когда-то в далёкой юности проходил педагогическую практику в сельской начальной школе. Детям тогда очень понравились уроки истории, физкультуры, музыки, рисования. В момент нашего расставания они спросили меня: «А как же теперь будет с этими уроками?». А я сказал, что они будут проходить с вашей старой учительницей. А дети лишь горестно вздохнули.

На новом месте тоже пришлось немало работать. В дальнейшем у меня было и следующее повышение в должности. Началась перестройка. Неожиданно для своих коллег я решил вернуться на родину и заняться снова работой по своей основной профессии в школе №2 г. Дмитриева.

Остаюсь благодарным судьбе, педучилищу, истпеду, «Комсоргу»; что работал среди людей и был им нужен.

Семенов Николай Петрович– заведующий хирургическим отделением Дмитриевской ЦРБ, врач хирург высшей категории, отличник здравоохранения, бывший комсорговец, «Комсорг 65, 66, 67, 68, 69»

В лагере «Комсорг» я был несколько раз начиная с 1965 года, впервые когда учился в 10 классе школы, а затем ежегодно до 1969 года включительно, когда уже являлся студентом Курского медицинского института.

В 1965 году я прибыл в лагерь «Комсорг» из п. Кшень в составе группы школьников, занимающихся музыкой в оркестре под руководством Ситникова Валерия Павловича. В «Комсорге» из этой группы был образован отряд «Лира».

Примечательно то, что в этот год лагерь «Комсорг» разместился впервые в Горнальской школе-интернате Суджанского района, там, где в дальнейшем он станет располагаться часто. В этом году основатели лагеря: Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, А.Н. Лутошкин, Е.А. Шанин выбрали для проведения мероприятий ставшее в дальнейшем известным место – гору Фагор и провели на ней торжественное открытие лагерной смены.

Особенностью нашего поколения, когда мы были юными, являлось то, что в нас проявлялось большое стремление научиться всему. Мы любили спорт, музыку. И не просто любили наблюдать, слушать, а хотели создавать, творить: участвовать в спортивных состязаниях, играть на музыкальных инструментах.

В лагере «Комсорг» наш духовой оркестр на торжественных мероприятиях исполнял марши, гимн и др. В духовом оркестре я играл на баритоне. Вечером отряд «Лира» исполнял эстрадную музыку. В эстрадном оркестре я играл на тромбоне. Интересно, что наш отряд, несмотря на отмеченную специфику, должен был так же как, и другие отряды, участвовать во всех традиционных конкурсных мероприятиях. Конкурентом и основным соперником у нашей «Лиры» был отряд «ТЮЗ», в котором было немало способных и даже талантливых ребят.

Хорошо помню всех руководителей лагеря и отдельных шефов-инструкторов. Так, например, Миша Рожков очень активно участвовал в диспутах о поэзии и литературе, проводимых Е.А. Шаниным. Как один из руководителей лагеря, А.С. Чернышев занимался военно-патриотическим воспитанием и организацией спортивно-массовых мероприятий. В лагере проводились соревнования по большинству видов спорта с выявлением и награждением победителей. Тогда в соревнованиях по настольному теннису я стал чемпионом.

Одним из самых памятных мероприятий стал марш-парад комсорговских отрядов в городе Сумы. В красивых формах, с духовым оркестром мы прошли по центральной улице. Нас приветствовали руководители области и города.

Помню и все другие мероприятия, которые тщательно подготавливались и эффектно проводились.

Руководители лагеря – учёные-психологи вели здесь исследования по выявлению лидеров с использованием созданных ими приборов.

Комсорговский дух положительно повлиял на моё становление. Честность, порядочность, взаимовыручка, товарищество и другие качества были закреплены во время пребывания в этом лагере. Заряд бодрости, сил, энтузиазма, полученный в лагере, помогал в решении всех вопросов, сказывался и на успехах в учёбе. В этом лагере воспитывали хорошее в человеке всё и все: от руководителей его до комсоргов. Помню, в день заезда я смог добраться в лагерь лишь к вечеру. Все комсорги уже разместились, а обслуживающего персонала к этому времени уже не было. Ребята нашли мне кровать, поделились кто подушкой, кто одеялом. Утром выяснилось, что на кровати одного из комсоргов было два матраца, но он не отдал лишний. За проявленный эгоизм комсорги требовали исключить его из своего отряда и из лагеря.

«Комсорг» оставил заметный след в моей жизни, помог и в профессиональном становлении. После окончания института в 1973 году я был направлен хирургом в Дмитриевскую ЦРБ. С 1978 года по настоящее время работаю заведующим хирургическим отделением. И как человек, и как врач, и как руководитель коллектива стремлюсь всегда быть таким, каким меня воспитали в «Комсорге». Несмотря на происходящий пересмотр некоторыми людьми в обществе сложившихся моральных ценностей, остаюсь в этом вопросе на прежних позициях и чувствую не меньшую, чем прежде, поддержку коллег, сотрудников.

Н.М. Еремин,директор МОУ СШ №2 г. Губкин Белгородской области.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.