Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткое изложение 3 страница




 

Буквальный перевод термина «representativeness» принят в специальной литературе. Однако при переводе однокоренных слов мы сочли более удобным русский вариант: «to represent» — «представлять», непосредственно передающий содержание. При чтении учебного текста это позволит избежать трудностей в понимании таких терминов, как «цредставленность» (ср. «репрезентированность»), «представитель» (ср. «репрезентант») и т. п.

 

СМЕШЕНИЕ (confounding) СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ — второй основной источник нарушения внутренней валидности.

 

С. С. связано с тем фактом, что действие независимой переменной сопровождается целым рядом других переменных, которые могут систематически различаться при предъявлении разных условий независимой переменной, и тем самым оказывать на действие одного из них благоприятное (или неблагоприятное) влияние. Предъявить же эти условия одновременно невозможно, и поэтому иногда С. С. называют «процедурным».

 

Факторы, порождающие С. С., можно разделить на три группы. Во-первых, это различия уровней необходимых дополнительных переменных: факторов задачи, индивидуальных различий испытуемых и т. п. Во-вторых, периодические или долговременные изменения побочных факторов, входящих в состав факторов времени (например, изменение погодных условий, периодическая регулировка экспериментальной аппаратуры и т.д.). И наконец, различия взаимных влияний самих условий независимой переменной, приводящие (в индивидуальных экспериментах) к эффектам последовательности.

 

Совокупность способов контроля С. С. можно описать следующим образом. Во-первых, с усовершенствованием экспериментов появляется возможность полного устранения некоторых (но не всех) источников С. С. Так, в искусственном эксперименте унифицируется ряд важных дополнительных переменных, в групповом — устраняются факторы задачи и эффекты последовательности, в многоуровневом — предубежденность испытуемых. Во-вторых, для усреднения результатов неустранимых влияний применяются различные экспериментальные схемы. В интраиндивидуальных экспериментах, где таких влияний больше всего, наиболее эффективной является схема случайной последовательности (и это понятно, ведь остальные последовательности — систематичны): только она позволяет усреднить эффекты неоднородного (и отчасти — асимметричного) переноса, снять влияния предубеждений экспериментатора и т. п. Схемы межгруппового сравнения позволяют достичь соответствия групп по индивидуальным различиям испытуемых. Кроме того, привлекаются меры для контроля отдельных факторов: подбор и распределение экспериментальных задач, применение косвенных инструкций и т. д.

 

В специальной литературе термин «confounding» иногда переводят как «смешивание». Предложенный нами вариант выбран не только в силу чуть лучшего звучания по-русски. Ведь постоянное взаимное сопровождение, т. е. смешивание основной и дополнительной переменных происходит в реальности (где, собственно, нет никаких проблем контроля С. С.), а экспериментатop имеет дело с уже совершившимся событием — фактом С., последствия которого ему нужно предусмотреть, устранить или усреднить, т. е. проконтролировать.

 

СМЕШЕНИЕ СОПУТСТВУЮЩЕЕ (assoative confounding) — источник нарушения внутренней валидности, возникающий с необходимостью оперировать единичными переменными для проверки точных экспериментальных гипотез. Напрямую это оказывается невозможным даже в лабораторном эксперименте, где независимая переменная освобождена от побочных влияний: предъявление активного условия независимой переменной (например, рассечение свода) необходимо (дословно — «ассоциативно») связано с воздействием, не входящим в экспериментальную гипотезу (оперирование животного). По характеру этой связи различаются два вида С. С. — искусственное и естественное. С. С. неустранимо, его последствия можно только усреднить. Проблема контроля С. С. возникает также в отношения зависимой (точнее, базисной) переменной, когда для проверки теоретической модели требуется точно определить результат действия независимой переменной (а результат, свидетельствующий, например, о нарушении памяти, может быть приписан нарушению восприятия). Кроме того, вопросы С. С. являются важными для теоретических корреляционных исследований, где необходимо различать возможные детерминанты полученных результатов (например, порядок рождения детей, величина семьи, социальное происхождение родителей н т. д.);

 

искусственное (artifactual) С. — сопутствующее С. независимой или базисной переменной в лабораторном эксперименте, вызванное своеобразием условий и процедур его проведения. Для контроля искусственного С. независимой переменной (например, введение лекарства — факт инъекции) контрольной группе испытуемых предъявляется не просто пассивное условие этой переменной (отсутствие инъекции), но специальное контрольное условие (инъекция без лекарства), и, таким образом, при сравнении результатов экспериментальной и контрольной групп воздействия сопутствующего влияния усредняется. Контроль искусственного С. базисной переменной (например, нарушения узнавания у животных, требующего для своего исследования привлечения задач на запоминание по ассоциации) возможен только в факторном эксперименте: используется вторая, контрольная переменная (объекты, не получающие подкрепления либо предъявляются, либо нет), при активном условии которой воздействие испытывает только сопутствующая переменная, а при пассивном — и сопутствующая, и базисная;

 

естественное (natural) С. — натуральная, не зависящая от методических процедур связь независимой (или базисной) и сопутствующей ей переменных,.не позволяющая проверить точную гипотезу в лабораторном эксперименте (например, плач ребенка может быть вызван тем, что из комнаты вышла мать, или же тем, что он просто остался один). Способ контроля естественного С. независимой переменной аналогичен введению контрольного условия, используется расширенная переменная (уход человека): при одном из ее условий (уход матери) сопутствующая переменная смешивается с основной, а при другом (уход ассистента) — нет; при сравнении этих двух условий.воздействие сопутствующей переменной можно «вынести за, скобки». Естественное С. базисной переменной (например, связь памяти с восприятием) контролируется так же, как и искусственное — привлекается контрольная переменная (здесь — интервал отсрочки выполнения тестовой задачи): «чистое» воздействие основной независимой переменной (рассечение свода) на базисную (нарушение памяти) определяется как разность ее воздействий при одном из условии контрольной переменной (длинная отсрочка), затрагивающем и базисную, и сопутствующую переменные (память и восприятие), и при другом (короткая отсрочки), затрагивающем только сопутствующую (восприятие).

 

СООТВЕТСТВИЕ (appropriateness) — степень адекватности отражения изучаемой реальности или теоретического представления о ней в проводимом эксперименте. Проблемы С. связаны с обеспечением внешней валидности (и ее безупречный образец не случайно назван экспериментом полного С.), они возникают в отношении всех составных частей экспериментальной гипотезы: независимой, зависимой и уровней дополнительных переменных. Контроль С. обычно представляет собой анализ (предварительный или констатирующий) всех последствий изменения реальности в наличной экспериментальной ситуации. Так, при интерпретации результатов искусственных экспериментов рассматриваются главным образом вопросы о С. значений зависимой переменной, а также уровней ключевых и других дополнительных переменных (например, анализ действий испытуемого, выполняемых одновременно с задачей, снятия напряженности и сжатия (compression) проб во времени. Проблемы С., возникающие в основных видах эксперимента, а также способы контроля и обобщения результатов приведены в табл. 1.

 

СОСТОЯНИЕ, или УСЛОВИЕ (treatment) — форма предъявления независимой переменной. Независимая переменная имеет обычно два или несколько С. (например, два метода заучивания фортепьянных пьес—целостный и частичный), причем С. всегда различается качественно. Содержание термина «treatment» в данном контексте, т. е. «форма, или способ, предъявления, действия», трудно передать на русский язык одним словом. Выбор термина «С.» связан, прежде всего, с конкретной спецификой первых экспериментов в книге (скажем, использование и неиспользование наушников). Среди возможных его синонимов автор указывает термин «У.» (condition), и именно он оказывается удобным для описания большинства приводимых экспериментов. Поэтому термин «С.» встречается главным образом в первой главе, а далее заменяется более нейтральным — «У.».

 

СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, или результатов (combining the assessments) — способ количественной обработки измеряемых показателей поведения испытуемого в эксперименте, применение которого окончательно определяет конкретный вид зависимой переменной. Итоги применения С. П. (или обработки) данных — значения зависимой переменной — представляются обычно в таблицах или на графиках.

 

СТРАТЕГИЯ ПОСТРОЕНИЯ (constructing) ГРУПП — адекватный способ организации испытуемых для участия в групповом эксперименте, позволяющий усреднить их индивидуальные различия в различных группах (внутренняя валидность) и адекватно - представить изучаемую популяцию (внешняя валидность). Выделяют три основных С. П. Г.— случайную (random, или randomization, «рандомизация»), попарную (matching, «подбор пар») и случайную с предварительным выделением слоев (stratified random) (комбинация первых двух). Каждая из них применяется для распределения испытуемых по группам, а первая и третья — для отбора испытуемых из популяции. Это дает пять эффективных схем — схем межгруппового сравнения. Отсутствие специальной С. П. Г.. т. е. использование реально существующих (exsisting) групп, является неудачной схемой, неизбежно порождает систематическое смешение независимой переменной с индивидуальными различиями испытуемых. Для достижения внутренней валидности в лабораторных экспериментах (в том числе — с небольшим количеством испытуемых) применяются следующие С. П. Г.:

 

предварительные меры —случайное распределение или отбор;

сериальное решение —достижение соответствия групп по ходу эксперимента (в частности, с помощью предварительной проверки испытуемых по значимым характеристикам) и

использование максимально сходных индивидов (например, животных одного помета).

 

Попарная С. и выделение слоев (stratification, «стратификация») используются также как способы контроля в корреляционных исследованиях: это С. попарного подбора испытуемых (в разные группы) и построение однородных подгрупп, т. е. подбор пар или групп таких испытуемых, которые уравнены между собой по всем переменным, кроме интересующей исследователя.

 

СХЕМА (design) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ — определенный план предъявления испытуемым (или их группам) разных условий независимой переменной для адекватной проверки экспериментальной гипотезы. С. Э. классифицируются по трем основным параметрам:

 

основание сравнения условий (или уровней):

тип изменения и

число независимых переменных.

 

интраиндивидуальная С. Э. — предъявление одному (или нескольким — группе) испытуемому всех исследуемых условий независимой переменной. Используется главным образом в практических индивидуальных экспериментах (и поэтому иногда называется просто С. индивидуального эксперимента). Различаются по используемым последовательностям предъявления условий:

 

С. случайной последовательности;

С. регулярного чередования;

С. позиционно уравненной последовательности.

 

межгрупповая С. Э. — предъявление каждого из исследуемых условий независимой переменной разным группам испытуемых. Сочетание двух типов набора испытуемых (распределение по группам и отбор из популяции) с тремя стратегиями построения групп дает пять возможных С. межгрупповых сравнений:

 

случайное распределение групп;

попарное распределение групп;

случайное распределение групп с выделением слоев;

случайный отбор, групп;

случайный отбор групп с выделением слоев (см. табл. 4);

 

кроссиндивидуальная С. Э. — предъявление каждому из испытуемых — (или их групп) всех исследуемых уровней независимой переменной в определенной последовательности, причем позиции каждого уровня в наборе этих последовательностей — численно уравнены. Применяется как наиболее оптимальная в лабораторных многоуровневых экспериментах. В соответствии с различными вариантами позиционного уравнивания выделяют:

 

реверсивное (обратное) уравнивание,

полное уравнивание,

латинский и

сбалансированный квадрат;

 

— С. Э., связанные с разными типами независимой переменной легко различить по используемой терминологии: условия — для качественного а уровни — для количественного типа:

 

факторная С. Э. — С. эксперимента с двумя или несколькими независимыми переменными. Применяется для проварки гипотез с одним отношением, обеспечивая контроль сопутствующего смешения базисной переменной и обобщения результатов, и для проверки комбинированных гипотез;

 

гомогенная С. Э. — С. факторного эксперимента с одинаковыми основаниями сравнения.и типами изменения все привлекаемых независимых переменных. Примеры гомогенных С. Э. даны в табл. 8.2;

 

гетерогенная С. Э.—то же при разнородности оснований сравнения и типов изменения независимых переменных.

 

С. Э. иногда называют также особые способы контроля (например, контроль обоих видов.сопутствующего смешения).

 

ТИП (gradiation) независимой переменной — характер ее изменения, один из параметров классификации экспериментальных схем. Два Т. независимой переменной — качественный и количественный — характеризуют различия между ее условиями (в первом случае) или уровнями (во втором). Использование переменных количественного Т. позволяет вводить метрические шкалы и проверять точные экспериментальные гипотезы в многоуровневых экспериментах.

 

УЛУЧШЕНИЕ (improvement) (в узком смысле) — изменение или имитация) реальности при проведении практического эксперимента с целью повышения его внутренней валидности. Так, «У.» реального мира в искусственных экспериментах позволяет устранить систематическое смешение и повысить надежность результатов за счет увеличения количества проб и сокращения несистематической изменчивости. В более широком смысле термин «improvement» переводится как преимущество каждого более совершенного типа эксперимента. Такими преимуществами являются, во-первых, возможность проверки новых экспериментальных гипотез и их более широкого обобщения и, во-вторых, контроль (и даже устранение) ряда источников нарушения внутренней валидности (см. табл. 2). Необходимо помнить, что практически каждое У. реальности (т. е. удаление от нее) порождает новые проблемы обеспечения внешней валидности, соответствия реальности (см. Табл.1)

 

УРАВНИВАНИЕ ПОЗИЦИОННОЕ (counterbalancing) — достижение численного равенства средних позиций каждого из условий (или уровней) независимой переменной в последовательности (или наборе последовательностей) их предъявления. У. П. применяется в индивидуальных экспериментах для контроля эффектов последовательности проб. Схема позиционно уравненной последовательности — одна из схем интраиндивидуального эксперимента (см. Последовательность). В многоуровневых экспериментах, где (использование этой схемы требует слишком много времени (а межгрупповой — слишком большого числа испытуемых), применяется У. П. по определенному набору последовательностей уровней,, каждая из которых предъявляется одному испытуемому (или одной группе). Таких схем У. П., или кросс-индивидуальных схем — несколько:

 

реверсивное (обратное) У. (П.) — предъявление двух последовательностей уровней — прямой и обратной — двум разным испытуемым (или их группам); позволяет контролировать эффекты однородного переноса;

 

полное У. (П.) — использование всех возможных вариантов последовательностей уровней с предъявлением каждой из них одному испытуемому (или одной группе); обеспечивают контроль эффектов неоднородного переноса, поскольку каждый уровень оказывается в каждой позиции одинаковое число раз; используется крайне редко из-за необходимости привлекать большое количество испытуемых;

 

латинский квадрат (см. Квадрат латинский);

 

сбалансированный квадрат (см. К. сбалансированный).

 

УРОВЕНЬ (level) — форма предъявления, или способ действия независимой переменной количественного типа. Привлечение большого количества У. в многоуровневом эксперименте позволяет преодолеть неполноту независимой переменной. Термин «У.» используется также применительно к разным способам действия побочных и дополнительных переменных. Определенный У. дополнительной переменной — необходимая составная часть экспериментальной гипотезы.

 

В данном случае различия между У. являются, как правило, не количественными, а качественными (например,.разные типы музыкальных. пьес). Соответствие У. дополнительных переменных — главное условие достижения внешней валидности, а проведение экспериментов на разных У, этих переменных обеспечивает возможность широкого обобщения результатов. При контроле сопутствующего смешения в факторном эксперименте выделяют активный (т. е. У. действия) и пассивный У., (а также более и менее активные У.).

 

альфа (и)У.— вероятность появления случайного события (например, определенного значения зависимой переменной), при которой нуль-гипотеза отвергается. А.-у. иногда называют уровнем значимости статистического критерия, используемого для проверки экспериментальной гипотезы. Так, в гл. 6 приводятся примеры проверки гипотез с помощью критерия при А.-у., равных 0,05 и 0,01. С уменьшением величины А.-у повышается строгость проверки исследуемого отношения между независимой и зависимой переменными, т. е. понижается риск ошибочного отвержения нуль-гипотезы (ошибки 1 типа);

 

бета (Р)-У.—вероятность появления определенных значений зависимой переменной, свидетельствующих о наличии ее связи с воздействием независимой переменной, при которой нуль-гипотеза не отвергается. Величину, равную 1 — в, называют мощностью используемого статистического критерия. При обработке результатов следует учитывать связь между альфаи Б.- у.: уменьшение альфа-у. приводит к снижению мощности критерия, т. е. к увеличению риска ошибочного неотвержения нуль-гипотезы (ошибки 2 типа). Выбор величин альфаи Б.-у. должен быть адекватным общей задаче эксперимента.

 

УСЛОВИЕ: a) (treatment) — см. Состояние, или Условие; б) У. (condition) контрольноеспособ контроля сопутствующего смешения независимой переменной. Введение У. К. на специальной группе испытуемых позволяет в итоге достичь постоянного уровня сопутствующей переменной и тем самым «очистить» активное У. независимой переменной. В данном случае (к счастью, он — единственный) термины «condition» и «treatment» приходится различать по контексту (контрольное У. и У. независимой переменной). Впрочем, идентичность русского перевода этих терминов не столь опасна: так, при контроле сопутствующего смешения базисной переменной новое, специально введенное У. (condition) становится одним из У. (treatment) второй независимой (контрольной) переменной. Добавим, что как в оригинале, так и при переводе «У.» используется и как просто слово языка, не получая терминологического смысла (например, «погодные У.» или «У. проведения эксперимента»).

 

ФАКТОР — любая реальность, влияющая на поведение испытуемого в эксперименте. Термин «Ф.» содержательно близок термину «переменная» и использовал как его синоним при описании факторных экспериментов и для обозначения ряда побочных переменных — Ф. времени, Ф. задачи, субъективного Ф.:

 

— ф. времени (time variable) — условное обозначение для совокупности Ф., оказывающих побочное влияние на результаты эксперимента (значения зависимой переменной) и связанных с изменениями, которые происходят с течением времени. К изменениям во времени автор относит, во-первых, известные побочные Ф., которые при правильном планировании эксперимента можно произвольно сохранять постоянными по своему уровню (например, время дня, погодные условия), и, во-вторых, различные виды нестабильности во времени побочных, независимых и зависимых переменных (причем сюда относятся изменения я в поведении испытуемого, и в измеряемых показателях). Нестабильность во времени трудно устранить непосредственно, необходимы способы первичного контроля, применение экспериментальных схем (здесь — интраиндивидуальных). Один из основных Ф., порождающих несистематическую изменчивость и ненадежность результатов, особо опасен для естественных и долговременных экспериментов;

 

— Ф. задачи (task variable) — совокупность побочных влияний на результаты эксперимента, связанных с различием экспериментальных задач, которые предъявляются испытуемым при разных условиях независимой переменной. Эти влияния (различия) усредняются с помощью правильного подбора задач. В большинстве индивидуальных практических экспериментов Ф. задачи входит в состав Ф. времени; применение межгрупповых схем позволяет полностью устранить его;

 

субъективный Ф. (subject variable) (см. Различия индивидуальные).

 

ЭКСПЕРИМЕНТ — проведение исследования в условиях заранее запланированного (в частности, специально созданного) измерения реальности с целью получить результаты, которые можно обобщить: средство проверки экспериментальной гипотезы. Э. называются как реально выполняемые (actua l) исследования, так и их мысленные образцы (standards).

 

Реальные Э., обсуждаемые в книге, подразделяются, прежде всего, на естественные (дублирующие реальный мир), искусственные (улучшающие реальный мир) и лабораторные. Цели первых двух видов Э., как правило, чисто практические, а в третьем исследуются сами механизмы изучаемого поведения, и поэтому он называется также собственно научным:

 

— Э., который дублирует реальный мир, — Э., проводящийся в естественных условиях, в которых экспериментатор изменяет только независимую переменную; это индивидуальный Э. В смысле распространения его результатов только на данного конкретного испытуемого.

 

— Э., который «улучшает» реальный мир, или искусственный Э. — Э. в условиях имитации реальности, позволяющий достичь относительной стабилизации уровней побочных и дополнительных переменных;

 

лабораторный Э. — Э. в условиях специального выделения независимой переменной и очищения ее условий.

 

Реальные Э. различаются также по используемым в них экспериментальным схемам, получая от них свои названия:

 

индивидуальный, или интраиндивидуальный Э. (см. Схема экспериментальная);

 

— Э. с одним испытуемым (single-subject) частный вариант индивидуального Э.;

 

групповой, или межгрупповой Э. (см. там же);

 

кросс-индивидуальный Э. (см. там же);

 

бивалентный Э, - Э. с двумя условиями независимой переменной;

 

мультивалентный, многоуровневый Э.—Э. с несколькими (более двух) уровнями независимой переменной;

 

факторный Э. (см. там же);

 

многомерный (multivariate) Э. — Э. с несколькими (не менее двух) независимыми и несколькими зависимыми переменными.

 

Мысленный образец для проведения любых возможных реальных Э. (выполнение которого невозможно или бессмысленно)

 

безупречный (perfect) Э., идея которого соотносится с понятием валидности Э. Различные типы безупречного Э. (примеры их содержательных интерпретаций приведена в табл. 3) соответствуют разделению внутренней и внешней валидности. Так, образцами для достижения высокой внутренней валидности являются:

 

идеальный Э.—Э., при проведении которого изменяется только независимая переменная, а все другие факторы остаются неизменными; таким образом, исследуется только само отношение между независимой и зависимой переменными;

 

чистый (pristine) Э. - разновидность идеального Э., при проведении которого экспериментатор оперирует единичной независимой переменной и ее полностью очищенными.условиями; мысленный образец для лабораторного Э.;

 

бесконечный Э. — бесконечно продолжающийся Э. (т. е. Э. с бесконечным количеством проб, испытуемых и т. п.), позволяющий усреднить результаты неизбежных изменений всех побочных факторов, влияющих на зависимую переменную.

 

Мысленный Э., обладающий безупречной внешней валидностью — Э. полного соответствия — Э. с привлечением таких уровней необходимых дополнительных переменных, которые совпадают с уровнями этих переменных в изучаемой реальности.

 

ЭФФЕКТЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ (sequence effect) — побочные и, как правило, систематические влияния на результаты эксперимента (значения зависимой переменной), связанные с предъявлением испытуемому экспериментальных проб (задач) в определенной последовательности. В специальной литературе иногда пользуются буквальным переводом — «сериальные Э.». Основной источник систематического смешения в индивидуальных экспериментах. В межгрупповых экспериментах Э. П. отсутствуют. В интраи кросс-индивидуальных экспериментах выделяют следующие разновидности Э. П.:

 

— Э. переноса (transfer) — результат взаимных влияний последовательно предъявляемых условий (уровней) независимой переменной, дающий преимущество действию одного из них. По характеру взаимовлияний различают однородный и неоднородный, симметричный и асимметричный Э. Наиболее уязвимы в отношении этих Э. регулярные последовательности предъявления условий — регулярное чередование и позиционно уравненная последовательность (индивидуальный эксперимент), а также реверсивное уравнивание (кросс-индивидуальный). При использовании этих схем устраняются Э. только однородного и симметричного переноса. Э. неоднородного переноса усредняется с применением, случайной последовательности и остальных кросс-индивидуальных схем. Последствия асимметричного взаимовлияния условий зачастую не устраняются даже при случайном предъявлении каждого из них;

 

— Э. ряда (range) — благоприятный (или неблагоприятный) Э. асимметричного переноса на действие того или иного уровня независимой переменной в многоуровневом эксперименте. Ряд —это последовательность уровней независимой переменной от наименьшего количественного значения к наибольшему. Э. Р. зависит от удаленности позиции предъявления уровня от концов ряда и объясняется тем, что в позиционно уравненных последовательностях, используемых в кросс-индивидуальных схемах, каждому уровню ни разу не предшествуют идентичные уровни: более низким предшествуют более высокие и наоборот;

 

— Э. центрации (centering) — частный вариант Э. ряда, благоприятный для действия уровней независимой переменной, предъявляемых в середине ряда, связанный с тем, что именно этим уровням предшествовали как более низкие, так и более высокие уровни. Э. ряда и центрации определяются характером взаимовлияний между настоящим и предшествующим уровнями независимой переменной в последовательности их предъявления и могут сохраняться при использовании любых кросс-индивидуальных схем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.