Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самостоятельность




Перфекционизм

Творчески одаренных людей отличают некоторые чер­ты личности и способы взаимоотношений с окружаю­щими. Например, перфекционизм (от англ, perfect — «совершенный»). Это стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначи­тельных делах. Это качество проявляется уже в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня (ин­теллектуального, эстетического, нравственного). Он го­тов переписывать сочинение из-за одной помарки, зано­во собирать сложную модель, если ему пришло в голову, как ее можно усовершенствовать, и т. п.

Следствием этого постоянного стремления к совер­шенству нередко становится столь же постоянное чув­ство недовольства собой, которое отражается на само­оценке, а порой становится причиной неврозов и де­прессий. Выраженный слишком сильно перфекционизм парализует волю человека, делает для него невозмож­ным завершение любой работы: ведь всегда можно най­ти еще что-нибудь, нуждающееся в исправлении и улуч­шении. Часто это раздражает окружающих, особенно тех, кто работает вместе с перфекционистом или зависит от результатов его труда.

Учитель дал задание маленькому Нильсу Бору нари­совать дом с садом и забором. Мальчик принялся за ри­сунок, но вдруг обнаружил, что не знает, сколько в забо­ре жердей. Недолго думая, он выбежал на улицу и Пере­считал их. Нильс не мог допустить того, чтобы его рисунок хоть в чем-то не отвечал действительности.

Самостоятельность как личностное свойство пред­полагает: во-первых, независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и под­сказки, реализовывать важные решения; во-вторых, от-


ветственность за свои поступки и их последствия; в-тре­тьих, внутреннюю уверенность в том, что такое поведе­ние возможно и правильно.

Самостоятельность базируется в первую очередь на способности к оценке, умении регулировать собствен­ное поведение и эмоции, на социальной автономности, смелости и склонности брать на себя ответственность. Люди, склонные к самостоятельности, отличаются боль­шей избирательностью и интеллектуальностью. Самосто­ятельность — это практически всегда риск. Эти люди больше ценят проявления самостоятельности в своих де­тях и учениках.

Самостоятельность формируется всем стилем жиз­ни, побуждающим человека с детства принимать реше­ния, совершать поступки и нести за них ответственность. Развитие самостоятельности не может проводиться по определенным рецептам. Главным фактором, подавляю­щим формирующуюся в ребенке самостоятельность, яв­ляется тотальный внешний контроль, выражающийся в жестких дисциплинарных требованиях, не допускаю­щих индивидуальных вариаций. Но не менее вредными оказываются в этом случае и вседозволенность, и теп­личная атмосфера, ограждающие ребенка от проблем и возможности принятия самостоятельных решений. Из­вестный английский философ и педагог Джон Локк как-то заметил, что рабская дисциплина порождает рабский характер, а его немецкий коллега Иоганн Фридрих Гер-барт отметил другую грань этого процесса: без четких Дисциплинарных правил нельзя воспитать сильный ха­рактер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.