Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все (некоторые) S есть (не есть) P 3 страница




I и II фигуры считаются самыми распространенными и соответствующими наиболее типичным путям нашей мысли. О III и IY фигурах этого сказать нельзя, но для полноты картины они всегда рассматриваются в логике, хотя и с оговорками.

III фигура симметрична второй: средний термин находится на месте субъекта в обеих посылках.

М


М

 

Такой вариант рассуждений возможен, когда из двух общих положений нужно сделать вывод о том предмете, который в них обоих мыслится (то есть устанавливается совместимость понятий), или в случаях, когда мы формулируем исключения из правил.

Все дети беззащитны

Все дети шалуны


Следовательно, Некоторые шалуны беззащитны.

Такой странный вывод (из двух общих суждений вдруг получается частное) не случаен и соответствует правилу данной фигуры.

Правила III фигуры:

1. меньшая посылка должна быть утвердительной

2. заключение может быть только частным суждением

Наконец, симметричная первой, IY фигура силлогизма. Средний термин в ней занимает место предиката в большей посылке и субъекта в меньшей:

М

Р

 


М S

Эта фигура носит искусственный характер, но все же иногда применяется. Правила IY фигуры:

1. если большая посылка суждение утвердительное, то меньшая должна быть общей

2. если одна из посылок суждение отрицательное, то большая должна быть общей.

3. при этом общеутвердительного вывода рассуждения по этой фигуре не дают.

Ничего не скажешь, простенькие правила! А в качестве примера можно привести следующее рассуждение:

Все инженеры – специалисты с высшим образованием

Все специалисты с высшим образованием учились в ВУЗе

Следовательно, некоторые учившиеся в ВУЗе – инженеры.

Пожалуй, каждому ясно, что так «наоборот» мы действительно никогда не рассуждаем.

Каждая фигура имеет свои разновидности в зависимости от того, какие суждения в нее входят. Это модусы. В принципе их может быть 64. Но большая их часть противоречит либо общим правилам силлогизма, либо правилам той или иной фигуры. Поэтому в конечном итоге остается всего 19 модусов: по четыре в первой и второй фигурах, шесть в третьей и пять в четвертой. Они обозначаются тремя латинскими буквами в соответствии с тем, какие именно суждения в них входят (например, АЕЕ или ОАО и т.д.).

Попробуйте самостоятельно вывести модусы каждой фигуры в тетради для самостоятельных работ, отмечая причину, по которой вы исключаете неработающие модусы.

Вопросы для закрепления материала:

1. В чем отличие непосредственных и опосредованных умозаключений?

2. Какой ход рассуждений используется в умозаключениях по аналогии?

3. Как повысить степень достоверности выводов по аналогии?

4. Чем принципиально отличаются индуктивные умозаключения от дедуктивных?

5. Какая разница между научной и популярной индукцией?

6. Если нам известен полный состав группы, о которой необходимо сделать индуктивный вывод, каким он окажется, достоверным или вероятностным?

7. Что означает понятие «силлогизм»?

8. Какие суждения входят в состав простого категорического силлогизма?

9. Попытайтесь объяснить с помощью кругов Эйлера, почему из двух отрицательных посылок нельзя сделать дедуктивный вывод?

10. Чем обусловлена ошибка «учетверение терминов»?

11. Почему из двух частных суждений нельзя сделать вывод по дедуктивной схеме?

12. Почему недопустим модус ЕЕЕ?

13. В чем причина, по которой модус АЕЕ исключается из модусов первой фигуры?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.