Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологического эксперимента




ПРОЦЕДУРА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Краткое содержание

Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора. Социально-психологические аспекты психологического эксперимента. Типы испытуемых, мотивация участия в эксперименте. Методы контроля влияния личности испытуемого на эксперимент. Влияние личности экспериментатора на результаты, типичные его ошибки, способы контроля. Личность испытуемого и ситуация эксперимента.

Процедура и основные характеристики психологического эксперимента. Планирование эксперимента. Экспериментальные переменные. Экспериментальная выборка и способы ее создания. Экспериментальная и контрольная группы испытуемых.

Психологическое измерение. Типы измерительных шкал. Результаты эмпирического исследования и их представление.

Интерпретация и представление результатов. Обобщение экспериментальных результатов. Представление результатов исследования: графическое, символическое и вербальное. Требование к научному тексту.

Ключевые понятия: мотивация испытуемого, «эффект фасада», метод обмана, скрытый эксперимент, эффект Пигмалиона, эффект ореола, переменная, контроль переменных, валидность, выборка, контрольная и экспериментальная группа, норма эксперимента, измерительная шкала, научный текст, график, диаграмма.

Глава 1. Психологический эксперимент как совместная деятельность испытуемого и экспериментатора

Психологический эксперимент -это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемого.

Эксперимент как метод характеризуется тем, что исследователь осуществляет планомерное манипулирование одной или несколькими независимыми переменными (средства и способы воздействия на испытуемого) и регистрирует соответственные изменения зависимой переменной (изучаемые особенности вербального и невербального поведения испытуемого). Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях между переменными.

Спецификой психологического эксперимента является тот факт, что участники исследования - экспериментатор и испытуемый - живые люди; испытуемый, находясь в роли объекта исследования, фактически является субъектом (по-своему воспринимает ситуацию исследования, может влиять на его результаты). Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение. Испытуемый, как и экспериментатор, имеет свои жизненные планы, мотивы, цели участия в исследовании и, естественно, на результат эксперимента влияют особенности их личности, проявляющиеся в общении. Этими проблемами занимается социальная психология психологического эксперимента. Основоположником изучения социально- психологических аспектов психологического эксперимента стал С. Розенцвейг. В 1933 г. он опубликовал аналитический обзор по этой проблеме, где выделил основные факторы, которые могут стать причинами артефактов (искажений результатов эксперимента).

1. Ошибки «отношения в наблюдаемому». Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции.

2. Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого. Испытуемый может быть мотивирован любопытством, гордостью и действовать не в соответствии с целями эксперимента, а в соответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента.

3. Ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.