Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности развития связной речи в дошкольном детстве




Развитие связной речи происходит постепенно с развитием мышления, связано с усложнением дет­ской деятельности, формами общения с окружающими.

В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связ­ной речи.

К концу первого — началу второго года жизни появля­ются первые осмысленные слова, выражающие желания и потребности ребенка. Во второй половине второго года жизни слова начинают слу­жить обозначениями предметов, ребенок начинает использовать слова для обраще­ния к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение с ним. Слово для него имеет смысл целого предложения. Появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Речь выступает в двух функциях: как средство установления контакта и познания мира, яв­ляется средством общения и обобщения.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются понимание речи и активная речь, возраста­ет словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются естественной и первона­чальной формой речи — диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри со­вместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая граммати­чески малооформленная речь маленького ребенка ситуа­тивна. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем выска­зывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация.

Главной особен­ностью этого возраста является возникновение планирую­щей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инст­руктирующая участников игры, речь-сообщение, повеству­ющая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологичес­кой, контекстной.

Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окру­жающими. Изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрос­лыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, контекстной.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мне­нию Д.Б.Эльконина, происходит к 4— 5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2—3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно исполь­зовать средства языка. В общении со взрослыми, лег­ко понимающими их, дети ограничиваются ситуа­тивной речью.

Дети 4—5 лет активно вступают в разговор, могут уча­ствовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по иг­рушкам и картинкам. Но они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы копируют образец взрос­лого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа связаны лишь формально (словами еще, по­том).

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диа­лога детей зависит от сложности задач, решаемых в совме­стной деятельности.

Совершенствуется монологическая речь: дети осваи­вают разные типы связных высказываний (описание, по­вествование, отчасти рассуждение) с опорой на нагляд­ный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Задачи и содержание обучения связной речи

Программа детского сада предусматривает обучение диа­логической и монологической речи. Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильно­стью языковой формы, в которую облекаются мысли; слу­шать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность, вносить соответствующие изменения и по­правки.

Можно выделить несколько групп диалогичес­ких умений:

1. Собственно речевые умения:

— вступать в общение (уметь и знать, когда и как мож­но начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

— поддерживать и завершать общение (учитывать усло­вия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; дока­зывать свою точку зрения; выражать отношение к предме­ту разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приво­дить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно);

— говорить выразительно в нормальном темпе, пользо­ваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включают­ся: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, изви­нение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др. Речевой этикет — правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным кол­лективом носителей языка, малыми социальными группами в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки об­щения (Н.И.Формановская).

3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных дей­ствий, достижения результатов и их обсуждения, участво­вать в обсуждении определенной темы.

5. Невербальные умения — уместное ис­пользование мимики, жестов.

Основ­ные признаки связного монологического высказывания: целостность (единство темы, соответ­ствие всех микротем главной мысли); структурное оформ­ление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в про­цессе рассказывания).

Для достижения связности речи необходимы умения: понимать и осмысливать тему, определять ее границы; отбирать необходимый материал; располагать мате­риал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно; отбирать содержание для своих рассказов, распо­лагать его в определенной последовательности. Важно сообщать детям элементарные знания о построении текста и способах связи предложений

Связные высказывания детей можно охарактеризовать по функции (назначению), источ­нику высказывания, ведущему психическому процессу.

В зависимости от функции (назначения) выделяют четы­ре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возра­сте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них.

Описание — это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итого­вая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету. При описании важными являются лексические и синтаксические средства, направленные на определение объекта, его признаков. По­этому используются эпитеты, метафоры, сравнения; характерна перечислительная интонация.

Повествование — связный рассказ о каких-либо событиях. Его основа -сюжет, развертываю­щийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (о фактах, событиях, состоянии и настроении, пережива­ниях). Материал излагается на основе смысловых связей, которые подсказаны жизненной ситуацией. После­довательность событий определяется их фактическим хо­дом. Структура повествования требует определенной последовательности, не допускает пе­рестановки (начало события, развитие и конец). В пове­ствовательных монологах используются средства, переда­ющие развитие действия: видовременные глагольные фор­мы; лексика, обозначающая время, место, образ действия; слова для связи предложений.

Рассуждение — логическое изложение материа­ла в форме доказательства. В рассуждении содержится объяс­нение факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные свя­зи и отношения. Обязательны две смысло­вые части: то, что объясняется или доказывает­ся и само объяснение или доказательство1. В его структуре выделяются тезис (обычно начальное предложе­ние), доказательства выдвинутого тезиса и вывод-заклю­чение. Если в описании преобладают средства выражения определительных отношений, а в повествовании — сред­ства выражения последовательности действий, то в рас­суждении используются различные способы выражения причинно-следственных отношений, придаточные предло­жения с союзом потому что, глагольные словосочетания, существительные в родительном падеже с предлога­ми от, из-за, вводные слова, частица ведь и бессоюзная связь, слова вот, например.

В детском саду детей обучают двум основным типам монологов — самостоятельному рассказу (ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно) и пересказу (материалом для высказыва­ния служит художественное произведение).

Пересказ — осмысленное воспроизведение лите­ратурного образца в устной речи, где ребенок передает готовое авторское содержание и заимствует гото­вые речевые формы (словарь, грамматические конструк­ции, внутритекстовые связи).

Рассказ — самостоятельное развернутое изложе­ние ребенком определенного содержания, само­стоятельно созданные монологи разного типа (опи­сание, повествование, рассуждение, контаминация).

В зависимости от источника высказывания можно выде­лить монологи: 1) по игрушкам и предметам, 2) по карти­не, 3) из опыта, 4) творческие рассказы.

Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений, включается и рассказ о выпол­ненных или возможных действиях с игрушкой или предме­том, как появились эти вещи у ребенка. В повествовательных моноло­гах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, готовой игровой ситуацией, созданной при по­мощи игрушек, придумывают рассказ по картине, с выходом за рамки изображенного, игрушкам. В рассказывании по игрушкам и кар­тинам дети учатся отбирать предметно-логическое содер­жание для описаний и повествований, приобретают уме­ния выстраивать композицию, связывать части в единый текст.

Рассказывание из опыта опирается на представ­ления, полученные в процессе наблюдений, а также раз­ных видов деятельности, отражает переживания и чув­ства ребенка. В монологах из коллективного и индивидуаль­ного опыта формируются навыки и повествования, и опи­сания, и рассуждения.

Творческие рассказы — рассказы о вымышлен­ных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является при­думывание детьми сказок, реалистических рассказов с са­мостоятельно созданными образами, ситуациями, логичес­ки построенных, облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего - отражение художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять небылицы.

Э.П.Короткова выделила еще один вид детских рассказов — о будущих играх. По теме и содержанию это рассказы о предстоящих играх. Дети учатся в элементарной форме пла­нировать свои игры. Поскольку речь идет об играх, которых еще не было, то эти рассказы близки к творческим. Отличаются от них тем, что ребенок рассказывает о себе, а не о воображаемом действующем лице.

В зависимости от ведущего психического процесса, на который опирается рассказывание, выделяют рассказы по восприятию, памяти, воображению.

Рассказываниепо зрительному, осязательному или слуховому восприятию носит описательный характер и подводит ребенка к рассуждениям. Дети рассказывают о предметах или явлениях, которые воспринимают в данный момент. Содержание текстов, создаваемых детьми, определя­ют сами предметы и явления, а наглядно воспринимаемые признаки и качества облегчают выбор соответствующих язы­ковых средств (опи­сания игрушек, картин, натуральных предметов, явлений природы). В рассказывании по восприятию обеспечивается единство сенсорного, умственного и речевого развития.

Рассказывание по памяти —из опыта, о пережитом, воспринятом ранее. Это деятельность, которая опирается на произвольную память.

Рассказывание по воображению — творчес­кие рассказы детей, в основе которых - творческое воображение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 4163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.