Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческое рассказывание




Требования, предъявляемые к образцу расска­за воспитателя о впечатлениях из его личного опыта.

Рассказывание из опыта

Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в основ­ном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения. Это рассказы о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети.

Рассказы из опыта обычно живы, искренни и эмоцио­нальны, но недостаточно связны и последовательны. Жиз­ненные впечатления детей сложны и многообразны, и по­этому часто ребенок, говоря о происшедшим с ним собы­тии, воспроизводит его довольно специфично. Как отмеча­ла Л.А.Пеньевская, ребенок может начать свой рассказ не с того, что было раньше, а с того, что психологически сильнее на него подействовало. Структура рассказа часто определяется эмоциональными мотивами.

Сложность в том, что в процессе рассказывания у детей возникают но­вые ассоциативные связи, один образ вызывает другой, что нарушает логику и последовательность из­ложения, мешает связному рассказыванию.

Рассказы из опыта можно разделить на два вида:

— рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскур­сия на почту);

— рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»).

1. В основу рассказа воспитателя положен какой-либо случай (или событие), представляющий инте­рес для детей и близкий их жизненному опыту.

2. Рассказ должен отличаться четкой последовательнос­тью изложения (завязка, заинтересовываю­щая детей, нарастание действия, быстрая и ясная развязка)

3. Язык рассказа должен быть приближен к разговорной речи, а сам рассказ — быть понятным и кратким, образ­ным, без длинных фраз.

Возможность развития творческой речевой деятельнос­ти возникает в старшем дошкольном возрасте, когда появляется достаточный запас знаний об окру­жающем мире. Дети овладевают сложными формами связ­ной речи, словарем; возникает возможность действо­вать по замыслу. Воображение из репродуктивного превращает­ся в творческое (Л.С.Выготский).

Вопросы формирования детского словесного творче­ства исследовались Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, М.М.Кониной, Л.А.Пеньевской, Н.А.Орлановой, О.С.Ушако­вой, Л.М.Ворошниной, Э.П.Коротковой, А.Е.Шибицкой и др., разработавшими тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Творческое рассказывание детей требует активной работы воображе­ния, мышления, речи, проявления наблюдательности, во­левых усилий, участия положительных эмоций.

Словесное творчество — наиболее сложный вид творчес­кой деятельности ребенка. Особенности творческого рассказывания в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на свой прошлый опыт, облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение при­думывать завязку, ход события, кульминацию и развязку; точно, выразительно и занима­тельно передавать свой замысел.

В основе словесного творчества, отмечает О.С.Ушакова1, лежит восприятие произведений художественной литерату­ры, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фра­зеологизмы) в единстве содержания и художественной фор­мы. Словесное творчество она рассматривает как деятель­ность, возникающую под влиянием произведений искусст­ва и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: сочинении рассказов, сказок, описаний; сочи­нении стихотворений, загадок, небылиц; словотворче­стве (создании новых слов — новообразований).

Условия успеха детей в творческой деятельности: постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни; обогащение и активизацию словаря; умение детей владеть культурой связного высказывания, знать композицию повествования; правильное понимание детьми задания: создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

В иды клас­сификации творческих рассказов: сказки; описания природы, со­чинение рассказов по аналогии с литературным образцом (замена героев с сохранением сюжета; изме­нение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети со­здают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера. Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно.

Развитие словесного творчества детей под влиянием рус­ской народной сказки происходит поэтапно.

На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных указок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов.

На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования сюжета (композиция, традиционный зачин и концовка). Вос­питатель обращается к приемам совместного творчества: выби­рает тему, называет персонажей — героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подска­зывает развитие сюжета.

На третьем этапе предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет, персонажей1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.