Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекций 2 страница




Р.Декарт тесно связывал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Первую и исходную определённость всякой философии он видит в определённости сознания – мышления. В основании нового метода мышления лежит Разум, что позволяет мыслителю сделать свой знаменитый вывод: «Мыслю, следовательно, существую». Соответственно из этого вытекает положение о верховенстве разумного, умопостигаемого способа познания мира над чувственным способом и трактовка истины как особого субъективного и самоосознаваемого процесса мышления. Главным принципом в познании для Декарта было сомнение, то есть чётко определённый методологический скепсис, который помогал достичь истинного знания.

Основной заслугой рационалистической философии является её принципиальная установка на познаваемость мира, какими бы условиями ни оговаривался сам путь достижения истины. Человек при этом рассматривался как особый субъект познания, очищенный от своих личностных характеристик и выступающий в качестве конструирующего мыслящего начала.

 

 

Тема 3. Основные проблемы философии. Бытие

Категория бытия – фундаментальное понятие философии, основное понятие онтологии – философского учения о бытии. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты, а именно, их существования, что задаёт миру исходную целостность и делает его объектом философского осмысления.

По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний (материальный природный мир) и мир психических состояний (мир сознания, внутренний мир человека).

Материальный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир существует субъективно, так как зависит от воли и желания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как эти два способа бытия связаны между собой, является одним из основных вопросов философии.

В зависимости от того, что кладётся в основание мира, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух), все философы делятся на материалистов и идеалистов.

3.1.Сферы бытия. Человек одновременно принадлежит двум мирам: природному телесному миру как его органическая часть и одновременно миру сознания, принадлежность к которому делает его человеком. Именно наличие сознания у человека позволяет ему не только быть, существовать, но и рассуждать о бытии мира и своём собственном бытии.

· Бытие вещей:

– бытие природы объективно,

независимо от воли и сознания людей.

– бытие «второй природы» - культуры,

существует объективно по отношению

к конкретному человеку.

· Бытие человека – диалектическое единство объективно-

предметного и субъективного, тела и духа.

· Бытие духовное:

– объективное – достояние духовной культуры

общества (все формы общественного

сознания: мораль, искусство, наука и т.д.);

– субъективное – внутренний психический мир

человека со всеми уровнями существования.

В процессе становления, развития человека

существует органическая связь между частями.

· Бытие социальное:

– бытие общества;

– бытие человека в обществе.

Помимо сфер бытия принято выделять и уровни бытия: существование в возможности и существование в действительности. Возможность не есть небытие, оно обладает статусом существования, бытия. Возможность есть потенциальное бытие, действительность – актуальное бытие.

Фактически все различия в философских воззрениях касаются, в первую очередь, различий в понимании разных форм бытия, различной трактовки их взаимоотношения и взаимодействия и прежде всего это различие в вопросе о том, какая из форм бытия является основной, исходной, а какие производны, вторичны, зависимы от основной формы бытия. Так, материализм считает основной формой природное бытие, а остальные – производными, зависимыми от природного бытия, хотя и воздействующими на это бытие. Субъективный идеализм основной формой и считает субъективное бытие; объективный идеализм в качестве таковой понимает объективный дух.

Философские учения, исходящие из признания одной и единственной субстанции, называются монистическиеми (моно – один, единственный). Так, философия Гегеля – идеалистический монизм, философия Маркса – материалистический. Дуалистические концепции мира признают существование двух начал мира как равноправных: материального и духовного (учение Декарта). К плюралистическим относятся учения, признающие множество начал в основании мира (атомы Демокрита, монады Лейбница).

Для осознания человеком своего отношения к миру и самому себе существенным является вопрос о том, как этот мир бытия устроен, как понимается сущность мира: устойчива она или изменчива. Различают диалектическое понимание субстанции как изменчивой, саморазвивающейся сущности и метафизическое понимание субстанции как неизменного начала.

3.2. Материя. Современная материалистическая философия в качестве предельного основания бытия принимает материальное бытие. Поэтому глубокое уяснение проблемы бытия его структуры предполагает прежде всего рассмотрение категории «материя». В качестве исходного определения следует взять следующее определение: материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Формирование философского понятия материи прошло несколько этапов в своём развитии.

Первый этап – наглядно-чувственное представление. В ранних древнегреческих философских учениях (Фалес, Анаксимен, Гераклит и др.) в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь, земля и т.п. Всё существующее считалось модификацией этих стихий.

Второй этап - этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, атомами, комплексами их свойств, в том числе неделимости. Так, в период с XVII – XVIII вв. и до конца XIX в. наука и философия склонялись к атомистической теории материи в её демокритовском понимании. Материя, согласно этой концепции, мыслилась в виде совокупности абсолютно плотных неделимых частиц – атомов, совершающих механическое движение в пустоте. Исходя из идеи атомистического строения материи, Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения и основные законы динамики. Вплоть до XX в. большинство философов и естествоиспытателей ставили знак равенства между материей и веществом, точнее – одним из свойств вещества – массой.

Третий этап – философско-гносеологическое представление о материи. Оно сформировалось в условиях кризиса вещественно субстратного понимания материи в начале XX века. Известно, что на рубеже XIX- XX вв. в естественных науках был сделан ряд крупных открытий и на их основе происходит отказ от ранее сложившегося представления о материи. Разрушение атомистическо-механической картины мира получило название «кризис в физике». Преодоление кризиса было связано с формированием квантово-механической картины мира в естествознании. Выход из методологического кризиса в философии состоял в переосмыслении самого понятия «материя». Необходимо было провести различие между философским понятием материи и естественно-научным представлением о её строении и свойствах. Классическое определение материи было дано В.И.Лениным в книге «Материализм и эмпириокритизм». «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (Ленин В.И. Полн. собр. соч.,Т.18.,С.131). В этом определении выделено два основных признака:1-й – материя существует независимо от сознания; 2-й – она отображается ощущениями. Первая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая – признание принципиальной познаваемости материального мира.

Определение материи через признак «быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания» ещё не даёт явного знания о том, как структурирована материя. Но отсутствие указания на конкретные свойства предполагает, что материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств, а значит, обладает определённой, пусть и очень сложной структурой.

Четвёртый этап – этап философского субстанционально-аксиологического представления о материи. Зародившись примерно в середине XX столетия, как реакция на сведение понятия материи лишь к одному её свойству – «объективной реальности» – данное представление увидело в материи систему многих атрибутов. Истоки этой концепции можно обнаружить ещё в философии природы Спинозы, в которой материи были присущи такие вечные свойства, как протяжённость и мышление.

В современных исследованиях принято различать онтологический и гносеологический аспекты изучения материи. С онтологической стороны вопроса материя есть субстанция (от лат. substanzia – «сущность, то, что лежит в основе»). Понятие «субстанция» позволяет развернуть атрибуты материи, модусы и более чётко уловить демаркацию с идеализмом. Гносеологический аспект представления о материи как об объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, не только содержит в себе момент связи этой реальности с сознанием, свидетельствуя о производности сознания, и включает в себя установку на прослеживание разных модификаций объективной реальности, ведущих к порождению сознания. Но философско-гносеологический угол зрения не способен охватить всё многообразие понятия материи. Если гносеологическая сторона является исходной, «начальной», то субстанциональная – базисной, основополагающей.

3.3 Атрибуты материи. В рамках различных дисциплин наши знания о строении материи и её свойствах углубляются и расширяются, не имея возможности (в силу неисчерпаемости свойств материи) обрести абсолютную, законченную форму. Фундаментом современных научных представлений о строении материи служит идея сложной системной организации.

Универсальными способами существования материальных предметов, связей, явлений являются движение, пространство и время. Материя неуничтожима и в количественном, и в качественном отношениях. Все формы те формы движения и уровни структурной организации материи, которые уже известны (а наука, несомненно, обнаружит ещё новые), заключены в самой материи, внутренне ей присущи, связаны между собой и способны при определённых условиях переходить друг в друга. Материя неотрывна от движения, разнообразия, самоорганизации.

Движение – это способ существования материи. В мире конечных вещей движение абсолютно, а покой относителен. Движение имеет всеобщий и необходимый характер, движение – основа существования вещей, их целостности и структуры. Вместе с тем, движение – основа изменчивости и многокачественности вещей. Ф. Энгельс высказал идею, что каждый вид материи обладает присущей ей специфической формой движения. Между формами движения существует генетическая связь, то есть высшие формы движения возникают на базе низших, но не сводимы к низшим и качественно специфичны.

В науке широко используется представление о структурных уровнях материи, конкретизирующих формы движения и виды материи.

Пространство и время представляют собой формы, выражающие определённые способы координации материальных объектов и их состояний. Пространство – отношение протяжённости и сосуществования вещей, их взаимодействия. Время – отношение длительности и последовательности вещей друг за другом.

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи: субстанциональная и реляционная (от relatio – «отношение»).

Субстанциональный подход к объяснению пространства имеет место в механистической картине мира, где пространство рассматривается как определённая субстанция, существующая наряду с материей. Так, согласно Ньютону, мир есть материя и пустота. Если можно было бы из него полностью убрать материю, то осталась бы пустота, то есть пространство.

Но по мере развития науки выяснилось, что пустоты как таковой не существует: каждая точка Вселенной занята каким-либо видом материи – веществом или полем. В такой картине мира приходится рассматривать пространство как среду существования объекта. А время понимается как абсолютная и неизменная мера длительности, одинаковая для измерения всех процессов во Вселенной.

Реляционный подход понимает пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемые взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считаются несуществующими. При этом подходе пространство и время выступают как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускается и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи. К свойствам пространства относятся протяжённость, однородность и изотропность, трёхмерность. Время обычно характеризуется следующими свойствами: длительность, одномерность, необратимость, однородность.

В современной науке ряд позитивистки настроенных учёных придерживаются субъективистского взгляда на пространство и время, основы которого заложил И.Кант. Он полагал, что пространство - это неизменное свойство сознания структурировать (оформлять) образы и ощущения по определённым законам. Сознание также упорядочивает информацию в виде последовательного расположения её единиц (образов, ощущений) – что человек называет временем.

В наше время проблема пространства и времени продолжают активно разрабатываться. Делаются попытки определить «ход» времени в рамках разных материальных систем, систем различного уровня организации.

 

 

Тема 4. Человек

Проблема человека – ключевая проблема философии. Человеку крайне важно разобраться в самом себе, так как именно он придаёт значение проявлениям мира, превращает события в факты, исходя из своих потребностей и целей. Человек – единственное существо, которое только по факту своего рождения не принадлежит ещё к совему роду, роду человеческому. Человеком надо стать!

Философия пытается выстроить целостную систему знаний о человеке, она ставит предельно фундаментальные вопросы бытия человека.

4.1.Происхождение человека

Всё многообразие теорий и гипотез происхождения человека можно разделить на две группы: использующие методы научного исследования и опирающиеся на религиозные постулаты.

1. Научно-материалистический подход гласит: «Человек – продукт естественной эволюции живого мира». Имея солидную базу доказательств гипотеза не раскрывает причину и механизм скачка от мира живой природы в мир социальный. В современной науке предпринималось множество попыток объяснения этого перехода.

· Появление человека является следствием мутаций, вызванных резкими изменениями радиационного фона Земли.

· Значительное изменение среды обитания в результате резкого похолодания вызвали новый тип поведения, основанный на интеллекте.

· Процесс превращения обезьяны в человека связан с возникновением труда.

· Переход от психики обезьяны к психике человека связан с возникновением речи.

· Случайное сочетание в жизнедеятельности обезьяны ряда высших биологических качеств (прямохождение, орудийная деятельность, сопровождение совместных действий звуками и др.) позволило совершить прыжок из животного мира в мир социальный.

В науке единой теории антропогенеза не существует. Главная трудность заключается в определении причин, лежащих в основе перехода биологической формы движения материи в социальную. Но в каждом из подходов есть доля истины.

2. Религиозный взгляд на происхождение человека утверждает: человек есть продукт творения бога. Тело его создано из природного материала, а душа имеет божественную сущность.

Вопрос о происхождении человека неразрывно связан с вопросом о его сущности.

В древности человек рассматривался как часть космоса, как элемент мирового порядка. Разум как родовая сущность человека в Новое время то отождествлялся с «естественным законом», то превращал человека в один из многочисленных модусов бытия. Только И.Кант открыто ставит проблему «Что такое человек?» в центр философского исследования.

Человек – биопсихосоциальное существо, это значит, что его жизнь регулируется и биологическими, и психологическими, и социальными законами. Но какие из них являются определяющими? Одни полагают, что человек, как продукт эволюции живого мира, есть прежде всего биологическое существо и в основе его поведения лежат анатомо-физиологические законы. Другие ищут в человеке глубинные психические качества, с помощью которых пытаются объяснить его поступки. Третьи придерживаются мнения, что человек является продуктом общественных отношений и его сущность формируется социальной средой.

4.2.Сущность человека. Долгое время в философских исканиях антропологическая проблематика не была чётко определена. Подход к человеку определялся всем строем сначала учения о сущем (бытии), потом о познании, а уж затем по другим вопросам, этического, как правило, характера.

Базируясь на признании единства макрокосма и микрокосма, в античности выделялась такая специфика человека, как разумность – человек предстаёт как «homo sapiens» (получила наибольшую устойчивость в истории философской мысли). В античности человек мыслится лишь в мире, мир же не мыслится в нём. Преобладание созерцательного восприятия определило всю греческую культуру, философию, антропологию.

С развитием христианства (и других мировых религий), наряду с идеей создания богом человека, утвердилось понимание исключительности человека, понимание его не только как индивидуальности, но и как личности, наделённой свободной волей. Теперь уже человеческое «Я» - арена битвы добра и зла, света и тьмы.

Гуманизм (от лат. homo – человек) в истории философии, опираясь на широкую социокультурную базу эпохи Возрождения как философское течение в рамках противостояния «религия – философия». Гуманизм олицетворял аксиологическую сторону философского знания, стал мировоззрением, принципом познания, практики, культурно-созидательной деятельности по организации жизненного пространства и развитию сущностных сил человека.

Возрождение и Новое время осознают бесконечность мира и бесконечность человеческого познания, разума, не связанного с конечностью человеческой жизни. Человек устремлён в будущее, как бы стараясь преодолеть свою телесную и временную сущность. Человек постепенно становится человеком действующим, а его социальность и воля проявляют себя в действии.

И.Кант впервые формулирует вопрос «Что такое человек?» как главный вопрос философии в её «общегражданском значении». Так начинается антропологическое осмысление всей философской проблематики, продолжающееся по сей день. У Канта человек – субъект всей познавательной и практической деятельности как сферы приложения и критического, и практического разума.

Л.Фейербах видит сущность человека в общности, «в единстве человека с человеком». Проблему дуализма души и тела он решает с позиций противостояния не внутри человека, а вовне, в отношениях между людьми, провозглашая объединяющим принципом любовь.

Марксистская концепция гуманизма связана с анализом социальных основ отчуждения и его преодоления. Ранее отчуждение истолковывалось прежде всего как отчуждение сознания, духа, поскольку природа была противопоставлена человеку как объекту, а общество воспринималось как совокупность индивидов, пытающихся как-либо примирить частные интересы и общие. К.Маркс видел своеобразие человека в его способности трудиться. Результатом трудовой общественно-практической деятельности являются не только конкретные предметы, но, самое главное, общественные отношения, общество и связанные с этим формы общения, познания, мышления. Тем самым реализуются способности человека, открываются для него новые возможности. Явление отчуждения есть, в сущности, побочный продукт процесса опредмечивания человеком своих способностей, что в условиях разделения труда и складывающихся на этой основе социальных отношений приводит к отчуждаемости этих отношений, когда они воспринимаются не как собственная объединённая сила индивидов, а как некая чуждая, вне их стоящая власть, о происхождении и тенденциях которой они ничего не знают.

А.Шопенгауэр считал, что человек способен раскрыть тайну своего бытия путём предельной обособленности от других.

Ф.Ницше и А.Бергсон вновь вернули человека из мира общения к напряжённости снутренней проблемы: постичь, что же такое я, предопределена ли мне судьба Богом или природой, или человек может стать подлинным волеизъявляющим, творящим свою судьбу субъектом – «сверхчеловеком».

Феноменология, персонализм, экзистенциализм и собственно философская анторопология предмет философии видят как разъяснение и раскрытие смысла бытия, то есть через обращение к субъективности (человеку как индивидуальному субъекту) как действующей перовооснове всякой объективности, раскрытии субъективных человеческих форм создания и структуризации мира.

Но если экзистенциалисты сосредотачивают своё внимание на неповторимом, уникальном в человеке, то представители психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг), философской антропологии и структурализма (К.Леви-Стросс, М.Фуко, Ж.Лакан, Ж.Деррида и др.), нестмотря на различия в их воззрениях, предлагают в понимании и объяснении человека обращаться к объективным и безличным основам человеческого существа (к сфере бессонательного, особенностям биологической структуры, базисным моделям культуры в структурализме).

Построение гармоничного учения о человеке – цельной философии человека – в принципе незавершимый процесс в человеческом самопознании, ибо проявления человеческой сущности крайне многообразны – это разум и воля, характер и эмоции, труд и общение и т.д. Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, стремится к новым целям и идеалам.

4.3.Проблема смысла жизни. Смысл жизни – это личностная характеристика отношения к жизни, включающая в себя как непосредственное бытие индивида, так и его деятельное включение в социальную жизнь, соотнесённое с системой ценностей и детерминированное внутренней личностной митовацией поступков. Смысл жизни – личностное осознание своего места в мире, свободное целеполагание личностью своей деятельности и волеизъявление его как морального существа, несущее также эмоциональную окраску и сопровождающееся эстетическим восприятием окружающего мира, человеческих взаимоотношений.

Смысл жизни может пониматься как с рационалистических, так и с иррационалистических позиций; как сугубо нравственная проблема (Кант) и проблема реализации содержания некого мирового духа, абсолютной идеи (Гегель); как психологическое состояние индивида и как деятельностное осуществление себя личностью в процессах опредмечивания и распредмечивания. Миром жизненных смыслов могут быть глубины человеческого «Я», в том числе и бессознательного (архетипы К.Юнга), отдельные эмоционально-волевые качества (воля к жизни, воля к власти), сфера разума, индивидуальная жизнь и метафизическое «всеединство», история и культура, то есть всё то, что мы рассматриваем как факторы определяющие сущность человека. Существование – это возможность, способ реализации человеком своей сущности, понимаемой им определённым образом.

Задача культуры состоит в том, чтобы обеспечить единство, адекватность сущности человека его существованию, что представляет возможность обрести человеку подлинную свободу, выраженную в сознательном действии, творчестве.

 

Тема 5. Сознание

Всё, что мы знаем о мире, о чём говорим и пишем, дано нам в виде образов, мыслей. Насколько адекватно наша субъективная реальность – сознание – отражает объективную реальность? Этот вопрос в той или иной мере ставит любая философская система.

Появление сознания возможно только в обществе, однако для его формирования необходим нормальный здоровый человеческий мозг. Поэтому сознание имеет социальную сущность, но биосоциальную природу. Кому принадлежит сознание? Оно вроде бы принадлежит человеку, но «оживает» лишь в «поле» его реальных или предполагаемых взаимодействий с другими людьми.

Внутренний мир человека – это сфера его сознания. Но границы сознания подвижны, изменчивы. Серьёзное изучение сознания возможно лишь в том случае, если оно рассматривается в единстве с бессознательным. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчётных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

5.1.Структура сознания. Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения (А.Г.Спиркин).

Структуру сознания раскрывают по разным основаниям.

1. Предметное сознание отражает внешний мир и включает следующие компоненты:

· Когнитивный (познавательный) – все процессы, связанные с получением, хранением и воспроизведением знания: чувственно-сенситивные способности, мышление, внимание, память.

· Эмоциональный характеризует переживания человека, связанные с отношением человека к значимой для него информации.

· Мотивационно-волевой включает в себя потребности, интересы, мотивы, волю.

2. Самосознание отражение личностью самой себя. В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего мира и старается определить своё отношение к нему. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под контролем деятельность самого сознания. Факт его существования не вызывает сомнений и очевиден, что проявляется как:

· самопознание – познание своего тела, ощущений, мыслей, самонаблюдение своих состояний;

· самооценка – анализ результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормами; шкала значимых ценностей, относительно которых определяется оценка (адекватная и неадекватная);

· самоконтроль.

Результатом работы самосознания является выработка человеком системы представлений о самом себе, которое выступает основой отношения человека к другим. Высшая ступень развития самосознания – рефлексия.

5.2. Источники сознания. Этот вопрос в течение длительного времени был и остаётся предметом анализа философов и естествоиспытателей. Сложились разные стратегии его исследования. Натуралистическое направление сосредоточено на выявлении связи сознания с материально-вещественным субстратом и сводит мышление, сознание к вещественным же изменениям, только иного рода. Объективно-идеалистический подход нацеливает на выяснение структур и компонентов сознания, не зависимых от мозга, но определяемых неким духовным фактором.

Философы в понимании источников сознания выделяют следующие факторы:

· Внешний предметный и духовный мир - природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов.

· Социокультурная среда – общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, накопленные обществом знания.

· Духовный мир индивида, собственный жизненный опыт человека.

· Мозг как макроструктурная природная система.

Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.

5.3. Проблема идеальности сознания. Идеальность сознания означает, что элементы сознания не обладают материальным телом. Действительно, ни в образе предмета, ни в мысли о нём нет ни одной частицы самого предмета. Идеальность – одно из самых загадочных и плохо поддающихся научному исследованию явлений психики. Идеальные образы невозможно исследовать традиционными средствами науки. В отечественной литературе по проблемам сознания представлены в основном три концепции идеального:

· Идеальное есть особое свойство только человеческого мозга. Идеальное полностью отождествляется с субъективной реальностью и противопоставляется реальности объективной (Д.Дубровский).

· Идеальные образы есть перенесённые во внутренний план психики схемы материальной деятельности человека. Это схема, но не сама деятельность. Схема, которая существует объективно, и это объективная реальность особого рода – она жёстко не связана с материальными объектами. Идеальное – это родовое свойство человеческой практики, а не человеческого мозга, и в этом смысле оно первично по отношению к индивидуальному сознанию. (Э.Ильенков).

· Идеальное есть идеал, предел завершённости и совершенства, не зависящий от сознания человека, то есть объективно и субъективно существующий эталон, отражающий сущность определённого класса предметов (М.Лифшиц).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.