КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Решение проблемы познаваемости мира в философии XVIII – XX вв
ТЕМА 5.
Гносеология как учение о механизмах человеческого познания, о границах и возможностях достижения истинного знания о мире. «Оптимистическая» и «пессимистическая» гносеология. Формирование субъективно-идеалистического этапа в развитии гносеологии. Идеалистический сенсуализм Дж.Беркли и агностицизм Д.Юма как продолжение традиций античного скептицизма. Рационализм и сенсуализм. Созерцательный характер докантовской философии. Гносеология И.Канта как утверждение активности познавательного процесса. Принцип деятельности в гносеологии. Понятия объекта и субъекта в кантовской теории познания. Мир феноменов и мир ноуменов. Место и роль научного и вненаучного познания в системе человеческого знания. Априоризм И. Канта. Рационализм и эмпиризм. Смысл кантовского агностицизма. Диалектика интуитивного и дискурсивного в познании. Влияние идей И. Канта на последующее развитие гносеологии. Диалектико-материалистический сенсуализм К.Маркса и Ф.Энгельса. Принцип отражения в марксистской концепции познания. Гносеологические функции практики. Сциентистская направленность марксистской философии. Развитие пессимистических представлений о познавательном процессе. Возникновение иррационалистической философии во второй половине 19 века. Философия А.Шопенгаура – «мир как воля и представление». «Философия жизни» Ф.Ницше. Рационализм и иррационализм. Возникновение и развитие интуитивизма. Основные концепции истины. Классический подход к трактовке истины. Понятия «истина» и «заблуждение». Гносеологическая роль заблуждений. Корреспондентная концепция истины. Марксистская интерпретация корреспондентной истины. Понятия абсолютной и относительной истины, конкретности истины. Субъективистские концепции истины: конвенциональная, прагматистская, экзистенциальная. Проблема критериев истины. Ограниченность марксистской трактовки критерия истины.
Проблема понимания в философии.
Рекомендуемые понятия для изучения темы 5: Гносеология, гносеология оптимистическая, гносеология пессимистическая, агностицизм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, иррационализм, интуитивное, дискурсивное, объект – субъект познания, созерцательность, истина, классическая концепция истины, конвенциональная концепция истины, истина прагматическая, диалектико-материалистическая концепция истины, сциентизм – антисциентизм, неопозитивизм, структурализм, феноменология, прагматизм.
Тема 6. Проблема методологической роли философии и Осмысление природного бытия, человека и истории в немецкой классической философии XVIII-XIX вв.
Методология как совокупность методов и область знания, изучающая средства, предпосылки, принципы организации теоретической и практической деятельности. Классификация методов познания. Характеристика всеобщих философских методов. Материализм как воззрение, видящее основу и субстанцию всей действительности в материи. Идеализм как воззрение, определяющее объективную действительность как проявление идеи, духа, разума. Основные формы идеализма – субъективный и объективный идеализм. Диалектическая система Г.Гегеля – учение, представляющее природу и общество в качестве ступеней развития мирового духа. Гегелевская философия истории как фундаментальное обоснование историцизма: принцип наличия разума в истории, являющегося ее основополагающей субстанцией; принцип целостности исторического процесса и телеологичности, подразумевающей осознание духом своей свободы как конечной цели истории.
Учение о развитии материи – основа материалистической диалектики. Материалистическая диалектика как философская теория бытия и средство критически-революционного преобразования действительности. Марксистское учение о производстве материальных благ как основе функционирования и развития общества. Учение о социальных революциях как качественных изменениях всей системы общественных отношений. Теории социальной эволюции – процесса развития, заключающегося в постепенных изменениях и реформах. Обоснование эволюционного подхода Г.Спенсером. Развитие теории социального эволюционизма Э.Дюркгеймом и Ф.Тённисом. Концепции индустриального и постиндустриального общества.
Рекомендуемые понятия для изучения темы 6: Методология, метод, методы частнонаучные, методы общенаучные, методы всеобщие, диалектический подход к трактовке бытия, метафизический подход к трактовке бытия, субстанция, детерминизм, материализм, идеализм, идеалистическая диалектика, материалистическая диалектика, материальное единство мира, материалистическое понимание истории, проблема свободы в немецкой классической философии, диалектико-материалистическая концепция истины, классическая концепция истины, революция социальная, эволюция социальная, социальный прогресс, сциентизм – антисциентизм, позитивизм, неокантианство, феноменология, философия жизни.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |