КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть III. Детская одаренность и школьное обучение. И умственное развитие ребенка
И умственное развитие ребенка ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ И ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И домашнее образовательное пространство Часть II. Детская одаренность электронные системы охраны, слежения, оружейные и технические новшества. Многие «ноу-хау» во время защиты были с ходу раскритикованы слушателями, но авторы отчаянно сражались за свой проект, аргументированно доказывая жизненность своих изобретений. Может быть, милитаристская направленность данного проекта делает его несовременным, не поощряется подобная тематика в цивилизованных странах. Наверное, это правильно. Но дети видели реальную проблему и — пусть фантастическими методами — решали общественно значимую задачу. Другие фантастические проекты, выполненные младшими школьниками в рамках нашего исследования, были посвящены самым разным проблемам. Перечислим наиболее интересные темы: «Космическая электростанция», «Защита Земли от астероида», «Школа будущего», «Защита городских деревьев», «Подводная лодка для туристов», «Жилой дом будущего», «Домашний робот». ЧАСТЬ III. К разработке проблем школьного обучения родителей обычно не допускают — это предмет творчества профессионалов в области педагогики. Мы не будем покушаться на их приоритет в этом вопросе, но поскольку все, что связано со школьным обучением, живо интересует родителей и непосредственно касается воспитания ребенка в семье, мы не можем обойти эти вопросы молчанием. Только коснемся мы их ровно настолько, насколько это необходимо родителям, интересующимся проблемой развития детской одаренности. Два главных вопроса теории обучения звучат очень просто: чему учить и как учить. Но ответы на них столь сложны и многообразны, книги, посвященные этим вопросам, столь объемны, что можно потратить массу времени только на то, чтобы познакомиться с ними. Задача этого раздела — кратко охарактеризовать то, насколько традиционная система образования содействует и насколько препятствует развитию детской одаренности. Мы попытаемся определить, что можно сделать родителям, чтобы усилить позитивные моменты школьного образования и нейтрализовать негативные.
глава 10. Чему учить, или Содержание образования Один главных вопросов теории обучения и образовательной практики — чему учить детей? Вряд ли кто-то усомнится в утверждении, что от содержания школьного образования зависит уровень развития общества, его культура, наука, экономика. Поэтому к решению проблемы отбора содержания всегда подходили очень серьезно. За многовековую историю развития педагогической мысли накоплен огромный опыт, найдено множество решений, выраженных в самых разных концепциях. Мы не будем вникать в тонкости этих сложных профессиональных решений, рассмотрим лишь некоторые, наиболее интересные с точки зрения развития интеллектуально-творческого потенциала личности. Всем известно, что в ходе обучения ребенок приобретает знания и развивает собственное мышление. Так же естественно и то, что эти процессы неразделимы. Но при этом все же возникает вопрос о том, что должно быть на первом месте — знания или мышление. На первый взгляд это даже может показаться неважным, но это только на первый взгляд. Педагоги спорят об этом уже много веков. Чему обучать — мыслям или мышлению? Этот древний, как сама школа, спор особенно активизировался более трехсот лет тому назад. Одна группа ученых утверждала: главное, что в первую очередь необходимо давать ребенку в школе, — это обширные, разносторонние знания. Они станут базой для дальнейшего образования. Чем объемнее, разностороннее и разнообразнее будут эти знания, тем надежнее фундамент для продолжения учения, получения специальности и социализации личности в целом. Этот подход с учетом его направленности стали называть энциклопедизмом (в специальной литературе его чаще условно называют «дидактический материализм»).
Противники энциклопедизма утверждали обратное. Они говорили о том, что школа прежде всего должна
глава 10. Чему учить, или Содержание образования и умственное развитие ребенка |заботиться о развитии мышления, познавательных потреб-|ностей, творческих способностей. Ей следует ориентироваться не на то, чтобы дать ребенку больше информа-щи (знаний), а на то, чтобы научить работать с этой информацией, прежде всего на то, как добывать эту информацию самостоятельно. Они стали говорить о том, что объем знаний постоянно возрастает. Знания стремительно меняются, даже устаревают и отвергаются. Темп их обновления ускоряется год от года. Угнаться за этим невозможно. Так стоит ли стремиться объять необъятное? Они не уставали повторять вслед за великим И. Кантом, что обучать ребенка следует «не мыслям, а мышлению». В педагогике это направление условно было обозначено термином «формализм». Естественно, что любому здравомыслящему человеку точка зрения формалистов покажется более справедливой. В наше время объем научной информации растет с такой быстротой, что угнаться за ним нет никакой возможности. Так зачем же загружать голову ребенка? Тем более в специальных исследованиях давно доказано, что объем знаний далеко не всегда помогает в творчестве. Известные немецкие психологи М. Вертгеймер, К. Дун-кер, Л. Секей еще в начале XX века, изучая процесс продуктивного мышления, экспериментально доказали, что есть некий предел объема знаний. Стоит его перейти, как знания превращаются в тормоз творчества. В творчестве знания используются очень избирательно. Избыток сведений может помешать обобщению этих сведений, их концентрированию и приглушить оригинальность процесса. Конечно, взрослому специалисту необходимо стремиться к максимальной информированности в своей области, чтобы отвечать профессиональным требованиям, чтобы не изобрести однажды велосипед. Но зачем набирать почти тот же объем знаний ребенку, тем более одновременно по многим предметам? Бессмысленность этого кажется очевидной. Но с точки зрения
часть III. Детская одаренность и школьное обучение профессиональных педагогов, увы, не все так просто. Что же они говорят об этом? В современных книгах по теории обучения постоянно пишут о том, что современная отечественная педагогика давным-давно «преодолела односторонность каждого из этих подходов». И в действующих концепциях содержания образования и объем знаний, и направленность на развитие познавательных, творческих способностей ребенка находятся в диалектическом единстве. На этом основании принято считать, что никакой проблемы не существует. Она якобы достояние истории педагогики. Для того чтобы убедиться в ошибочности или, скажем точнее, лживости данного утверждения, не надо быть специалистом в области теории обучения. Вспомните, каким было содержание образования, когда вы учились в школе. Какой из вышеназванных подходов действительно лежал в основе вашего образования? На что главным образом были направлены усилия педагогов — на развитие вашего мышления, умения решать творческие задачи, приобретать знания или на то, чтобы вы овладели определенным объемом знаний, чтобы определенная информация осела у вас в голове? Что спрашивали с вас, когда вы сдавали выпускные экзамены в школе или вступительные в вузе: как вы владеете навыками творческого, исследовательского поиска, или насколько прочно знаете законы, например, классической механики, теорему Пифагора или теорию эволюции живых организмов? Посмотрите, какие ориентиры у современного школьного обучения, насколько существенно оно изменилось. Что на первом месте в той школе, в которую пойдет или уже ходит ваш ребенок: объем знаний или развитие мышления? Фундаментальные положения содержания образования меняются медленно. Но движение в сторону формализма в отечественном образовании проявляется все более явно, в особенности при обучении одаренных детей.
глава 10. Чему учить, или Содержание образования и умственное развитие ребенка Содержание образования и интерес к учению Мысль о том, ребенок приходит в мир с уже генетически предопределенным желанием его познать, неоднократно подчеркивалась нами. Обратимся теперь к вопросу о том, почему наше искреннее желание учить так часто не находит взаимности. Ведь учитывая эту двустороннюю заинтересованность, естественно было бы предположить, что процесс обучения ребенка должен бы идти легко, свободно и очень продуктивно. Но в реальной чГсто fi™ ВЫСТраивается не совсем так, причем очень часто бывает «с точностью до наоборот». Этот вопрос задавали себе многие ученые Ответ на него оказался довольно простым: необходимо учитывать природу ребенка, она (природа) сама ориентирована на обучение. Правильно выстроенное обучение может осуществляться без насилия над детской природой Hv,n ппПРТИКС ЭТ° Д°ЛЖН° означать глубокую и детальную проработку проблемы сенситивных периодов - периодов развития, наиболее благоприятных для усвое- ЯПРеДеЛеННЫХ СТ°РОН ^^ьного опыта. Мы уже, что «урожай природы» надо собирать вовре- ВРСМЯ °бучения чтению, овладения языком, УЧеНИЯ °СНОВ матема™ческих знаний, время ки тон, На1ертательной геометрии, высшей математики тонкостей грамматики и так далее. Надо только най- собой ™ГДа необходимость в насилии отпадет сама Циал^епМУД°*ЖНЫ бЫЛИ пРивес™ эти заключения спе- Нос-гей РЗЗВИТИЯ тех или иных мыслительных способ-
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |