КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Миссия выполнима
«Самое российское из международных» - так всегда говорили про агентство D'Arcy у нас. Так и есть. Поэтому неудивительно, что после закрытия мировой сети они создали российскую креативную структуру. Сергей Коптев уверен, что «Родная Речь» не только сможет реально конкурировать с мировыми агентствами, но станет здесь компанией номер один. Что ж, посмотрим, получится ли у них стать самым международным из российских.
Вот появилась «Родная Речь» — российское креативное агентство. Буквально так. Мало того, еще и с амбициями ого-го. Спрашивается, зачем все это? Не проще ли было пойти по пути создания структуры, представляющей какое-нибудь сетевое агентство? Тринадцать лет я занимаюсь рекламой и могу сказать, что работа в сетевом агентстве имеет огромное количество плюсов, главный из которых - клиентская база. Это значит, что у тебя есть финансовая опора. Потому что глобальные клиенты таких агентств, независимо от того, является ли структура аффилированной или же принадлежит сети, все равно всегда «сидят» в клиентском листе. Нужны очень серьезные основания и долгая процедура, чтобы такой клиент перешел в другое агентство на локальном рынке. Вот и я к тому же. Зачем вам отказываться от этого? При всех плюсах работа в сети имеет огромный недостаток, Заключается он в том, что ты живешь по жесткому плану. За время своей работы в D'Arcy я несколько раз наблюдал смену методик, концепций, философий построения брендов. Сегодня одна история и ты настраиваешь всем сердцем коллектив на новый лад, а потом все меняется. Кроме того, не все правила применимы к конкретным условиям страны. Но хорошая сеть все-таки предполагает, что предложение должно быть абсолютно единым по всем странам. В какой-то момент становится просто откровенно тяжело жить в системе заданных определений. Сложно перепродавать философию. Именно поэтому сейчас мы занимаемся тем, что разрабатываем свои методики.
Ничего себе, это уже действительно смахивает на большие амбиции... А как же, без этого нельзя. Амбиции нужно реализовывать, на то они и амбиции. Но есть еще и другая сторона. На протяжении всех этих тринадцати лет, особенно когда я был президентом РАРА, мы говорим о том, что раз российский рынок поднимается, то российским агентствам есть место на рынке. Это всего лишь разговоры, что российские агентства не могут конкурировать с западными. Как раз намедни общалась на эту тему и слышала ровно противоположное мнение человека, который понимает толк в сетевых агентствах, поскольку возглавляет одну из самых сильных российских компаний. «Не может, — говорит, — у нас сегодня появиться хорошее агентство, потому что существует пропасть между сетками и всеми остальными. И обусловлено это чисто экономическими причинами». Вот и «Родная Речь» — это, простите, компания, которая, в общем-то, сменила вывеску. Но все эти 13 лет вы были чисто западным агентством. Если говорить об инфраструктуре, то все так и есть. Знаете, вчера возвращался из командировки и отметил интересную деталь - бордюры. У нас очень пыльные дороги ранней весной, в отличие от аккуратных западных трасс. Почему? Там такая же пыль, их не моют стиральным порошком. Но у нас грязь, а там чисто. Просто у них бордюры высокие, поэтому пыль на дорогу не летит. Если говорить о «Родной Речи», то бордюр будет высокий, мы этому научились, но вот что мы посадим и как будем выращивать - это уже наша работа и исключительно наше решение. Да уж. Теперь наивный вопрос: вы считаете, что на креативе в России можно заработать?
Можно, и неплохо. Кстати, к вопросу об амбициях. В отличие от сетевых агентств у нас, как я уже говорил, нет тыла - клиентского листа глобальных рекламодателей. Финансовый успех, поэтому целиком и полностью зависит от нас и только от нас. Это тоже определенный вызов. Если говорить о российских агентствах, то думаю, что у них еще лет десять назад был шанс составить реальную конкуренцию сетевым и оставить рынок за собой. Откуда? Ведь все глобальные клиенты все равно были в сетках, а у наших, наверное, в клиентских листах тогда наблюдались финансовые пирамиды по большей части. Не скажите, в то время, если здесь не было сетевых или в тех, которые были, «сидели» конкуренты, много западных компаний работали с локальными агентствами. Тем не менее, российские агентства упустили шанс. Почему? Две причины: они уделяли слишком большое внимание медиасоставляющей бизнеса и имели слишком большое желание заработать много денег быстро и сразу. Думаю, что была еще определенная доля беспечности, им просто в голову не приходило, что ситуация может измениться. Перелом произошел примерно в 1994 году. Тогда сетевые агентства серьезно заявили о себе. Возвращаемся к «РР». Да, я в курсе того, что вы серьезно занимаетесь методологией сейчас. Чем ваша концепция принципиально отличается от «сетевого» подхода? Для того чтобы делать хорошо продающую рекламу, строящую бренды в этой стране, нужно использовать инсайты, которые здесь сложились. Они пока еще, а может быть, и в долговременном плане, кардинально отличаются от инсайтов, которые есть в других странах. Поэтому мы серьезно занимаемся тем, чтобы все это систематизировать и формализовать. Однажды я общался с человеком, который в тот момент занимал одну из ключевых позиций в D'Arcy Worldwide. Он высказал довольно крамольную мысль: если бы СССР просуществовал еще лет 5-10, то победил бы в мировой гонке. Первый его аргумент, наиболее рациональный: появились бы компьютеры, как прекрасный инструмент в реализации той экономической модели, которая была в стране. Просто без современных технологий невозможно добиться, чтобы плановое хозяйство было эффективным. Второе - необходим был другой подход к менеджменту. Нужно было относиться к СССР как к единой, широко диверсифицированной корпорации, которая конкурирует в мировом масштабе. Но самым интересным было третье: каждый человек у нас старается думать. Почему это выдвигалось в качестве аргумента? Физический труд постепенно теряет всякий смысл в современной экономике. С его точки зрения, мы на порядок отличались от всего остального мира умением запускать космические корабли или создавать уникальную балетную школу.
Загадочная русская душа? Все, что делает российский человек, не несет никакой функциональной нагрузки. Он в этом патологически не заинтересован. Главное для нас - удовлетворение собственных амбиций, необходимость порадовать самого себя и своих близких, Но нам ни в коем случае нельзя расставаться с уверенностью в себе, в собственных силах. Не дай бог России расстаться с миссией великой страны - у нас появится страшнейший комплекс неполноценности. Если же мысль о миссии будет существовать и мы будем трезво оценивать и рационально использовать то, что можно использовать, наверное, это первый шаг к успеху. Все это, конечно, замечательно, но если спуститься с небес на землю, что мы имеем сейчас? Наш рынок пока еще не имеет отношения к конкурентной борьбе. Это борьба с самими собой, борьба за выстраивание структуры рынка под свои бренды для того, чтобы они занимали определенные места в сознании потребителей, в их быту. На Западе в большинстве случаев компания ведет себя стандартно: кто-то запустил новый товар, надо срочно провести исследования и посмотреть, какой процент доли рынка потерян, как его можно обратно вернуть - добавить сахара или убавить сахара, изменить позиционирование. Все это напоминает нишевой маркетинг: есть такие маленькие нишки (в объемном выражении они, конечно, большие), за которые идет борьба. На самом деле существует примерно 10-15 моделей действительно успешных брендов, которые «выстрелили» в свое время и стали ключевыми в своей категории. Ситуация на рынке у нас такова, что можно смело брать модели этих брендов и переносить для наших клиентов на нашу почву. До того момента, когда наш рынок станет конкурентным, нужно успеть занять эти большие зоны. Реально они формируются большими брендами.
Что значит «занять зоны»? Для того чтобы представить себе, что пока еще происходит в нашей стране, нужно сыграть очень простую шахматную партию. Есть восемь пешек, два коня, две ладьи, два слона, ферзь и король. Имеется 64 клетки, из них 32 черных, 32 белых. У противника тот же набор. Но... мы имеем год, чтобы, во-первых (доска просто разлинована), разрисовать черные и белые клеточки, как мы хотим. Допустим, мы сделаем так, что все черные будут в одном углу, а все белые - в другом. Во-вторых, мы знаем, что противник займет 16 клеток и построится на линии по правилам игры. Мы же можем расставить свои фигуры на свободных 48 клетках так, как нам нужно. Пусть себе приходит, задача для него нерешаема. Компании впадают в полную прострацию. Упражнение заключается в следующем: нужно взять любой рынок, на котором любой из брендов занимает доминирующее положение, - это может быть бренд компании Mars, или Procter& Gamble, или Соса-Со1а. Потом надо проанализировать все бренды, включая конкурентов. Забыть о своих и чужих, и сказать: я хочу, чтобы рынок выглядел так. После этого по этим крупным клеткам расставить свои бренды, чтобы они впоследствии заняли такое же доминирующее положение. Так-то оно так, но почему этого не происходит с нашими брендами? Почему они не пользуются форой? У нас никогда не было маркетинга как дисциплины. Мы никогда не понимали, что такое маркетинг. Одна из дефиниций глобальной теории маркетинга: думай глобально, планируй локально, действуй сфокусировано. Я ее перевожу следующим образом: думай о бренде, каким ты его хочешь увидеть, забудь о географии, планируй рынок под этот бренд и воздействуй на потребителя. Особенно если учесть, что наш потребитель как малый ребенок пока еще... Действительно, потребительской культуры у нас никогда не было, мы вообще не потребители, мы покупатели и юзеры. В свое время мы очень активно продвигали идею о том, что надо не бренд опускать до уровня потребителей, а в ситуации не сложившегося потребителя пытаться его поднять до уровня бренда. Сейчас я полностью отказался от этой теории. Уверен, что глубинные потребности, заложенные в нашем человеке, очень позитивны, и, может быть, они как раз станут отправной точкой успеха. В свое время мне довелось общаться с генеральным менеджером компании Procter& Gamble Питером Смитом. Дело было в курилке, мы ютились в крошечной комнатке и разговаривали. Он поделился своим главным впечатлением о России, Надо сказать, что Р&G очень много внимания уделяет исследованиям. Одно из самых главных - посещение квартир, чтобы просто посмотреть, как люди живут, поскольку компания занимается средствами гигиены.
Побывав в наших домах, он сказал: «Я все могу понять: люди испытывают определенные материальные трудности, у них нет денег и возможностей. Но я не могу понять одного: почему их туалеты выглядят так ужасно, неопрятно и грязно». Понятно, что это интересовало его, прежде всего, с профессиональной точки зрения. Но тогда, в курилке, мне стало совершенно очевидно: это растревожило его чисто по-человечески. На этом фоне у меня появился комплекс, и, приехав домой, я привел соответствующие помещения в порядок. Тем не менее, действительно, классический русский человек, наш потребитель, не думает о деталях, детали его не тревожат, он думает о чем-то большом. Кстати, по-моему, нашего родного потребителя современная реклама здорово раздражает. Он недоволен нашей рекламой не больше, чем любой потребитель в любой стране: не нравится только количество сообщений. Примечательно, что когда потребитель видит каннские ролики не в рекламном блоке, то говорит: «Ах, как это интересно». Но если то же самое просмотреть пятьсот пятьдесят раз, то реакция будет другой, появится вполне объяснимая усталость. Хотя, разумеется, общий уровень рекламы недотягивает, и это тоже раздражающий фактор. Мой любимый вопрос — почему наша реклама не побеждает на международных фестивалях и почему ' мы из-за этого так расстраиваемся? В свое время D'Arcy Worldwide к одному из каннских фестивалей выпустило журнал «Восстань». Для его создания были консолидированы лучшие ресурсы в сети - по одному-два человека из ключевых стран. Нам с Мишей Кудашкиным довелось представлять Россию. Тема, которая была задана, звучала так: «Страна Кандинского, Малевича, еtс». Сразу же возникал нормальный, закономерный вопрос: почему страна, которая была законодателем мод в мировой живописи в свое время, не дает соответствующего выхода в Каннах? Интересный момент: абсолютно все западные специалисты уезжали из России с одним и тем же странным ощущением. Они ожидали каких угодно проблем: нужно будет налаживать эккаунт-менеджмент, отстраивать медиа-дисциплины... Но им никак не приходило в голову, что в стране с такими великолепными традициями в живописи, балете, литературе, могут быть проблемы с креативом. Тут же вспоминался Акио Морита. В его книге «Сделано в Японии» есть такой эпизод: когда он первый раз приехал к нам и посетил Большой театр, то потом никак не мог понять, каким образом страна, которая в балете выступает так хорошо, может делать такие внешне отвратительные телевизоры. Действительно, может... Мы довольно долго думали, что же не работает? Здесь сразу хочется оговориться - там, где нужно применять рациональное мышление, в первую очередь в медиа, мы оказались вполне достойными и в чем-то даже опережаем Запад, При том объеме рынка, который имеется, технологии очень высоки. Почему же такие проблемы с креативом? Мы сформулировали ответ очень просто. Русский авангард никогда не был никакой национальной идеей. Просто (если говорить о стране как о совокупности личностей) в этом месте, в это время относительно случайно появились предпосылки того, что эти личности создали нечто, что явилось трендом развития в исскустве. Русский авангард - не феномен России. Ее феномен заключается в способности родить то, что может быть принято всем остальным окружающим миром и, собственно, исходя из этого, стать трендом. Вывод, который мы сделали, был следующим: как только наша реклама родит нечто не исконно российское, когда фамилии могут быть приписаны какие угодно и появится нечто, что задаст тренд глобальному креативному процессу, тогда все начнут говорить о русском феномене. Но это будет лукавство. На самом деле кто-то опять спровоцирует очередной толчок, начнутся разговоры о национальном чуде в рекламе. Может быть, это будет Россия, Китай, Индия, да кто угодно. Вас послушаешь, так все у нас будет хорошо, так? Чем дальше, тем все больше и больше прихожу к выводу, что проблем у российской рекламы нет. Точнее, проблема только одна: собственная недооценка и неудовлетворенность. Впрочем, может быть, это тоже показуха? Просто мы очень сильно себя любим и считаем, что недооценены.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |