Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Медитация и деятельность




Человек состоит из Атмана, разума и тела. Атман имеет два аспекта: неизменный и меняющийся. Первый называют Богом, а второй — вселенной. Вселенная — это Бог в проявлении. Мир — это Бог в движении. Нельзя сказать, что мир вообще не существует, просто его существование относительно.

Атман вездесущ, всеблаженен, всемогущ, всезнающ, вечен, совершенен и чист. Он по собственной воле принимает названия и формы, представляющие собой вселенную (нама-рупа джагат, мир имен и форм). Желания нет, так как нет никаких внешних объектов. Воля Атмана именуется шакти. Это Атман в действии. В ниргуна-атмане шакти неподвижна, в сагуна-атмане — активна. Атман лишен желаний, так как он совершенен и у Него не может быть целей. Желание подразумевает влечение, а оно, в свою очередь, вызывается несовершенством. Исходящее изнутри решение действовать является отрицанием самой воли. Атман проявляет волю — и рождается вселенная. Воля Атмана подталкивает вселенную к развитию и управляет ею. Себялюбие, желания и страхи, вызванные отождествлением с ограниченными придатками разума и тела, заставляют человека метаться из стороны в сторону. Такое представление о собственной ограниченности называют ощущением собственного «я».

Целью человеческой жизни является осознание единства со всем сущим, проявленным и непроявленным. Это единство никогда не нарушалось, люди просто забыли о нем из-за неведения. Главной задачей садханы является избавление от покрова неведения, представления о том, что человек ограничен разумом и телом. Логика подсказывает, что для того, чтобы осознать единство, следует отбросить идею многообразия. Нужно постоянно помнить, что мы вездесущие, всемогущие и так далее. Эти мысли несовместимы с желаниями, поскольку в единстве не может быть чувственного влечения, есть только неизменное, устойчивое, спокойное и вечное блаженство. Жажда освобождения — терминологическая неточность. Освобождение означает переход к состоянию бесконечности. Но это состояние уже есть, это наша подлинная природа. Нельзя желать того, что было у тебя всегда. Желание продлить свой род, обрести богатство и счастье в этой или следующей жизни и даже саму жажду освобождения нужно полностью уничтожить. Все поступки, приближающие к цели, должны определяться чистой, безучастной волей.

Такую садхану, неустанные попытки ощутить себя всем сущим, можно и нужно проводить в повседневной жизни. В этом важнейший урок «Гиты». Здравый смысл подсказывает то же самое, ведь Бог — и сагуна, и ниргуна, Он одновременно обладает формой и лишен ее. Пусть тело и разум трудятся. Ощущайте себя чем-то высшим, внешним наблюдателем, который ими руководит. Не отождествляйтесь с адхарой, кругом деятельности. Разумеется, в первое время следует прибегать к медитации. Без нее могут обойтись лишь редкие люди с выдающейся силой воли, но обычному человеку медитация просто необходима. В медитации адхара устойчива, и потому садхана, попытка ощутить единство, дается сравнительно легко. Такие попытки сложны, когда предпринимаются в разгар земной деятельности. Карма-йога намного труднее чистой джняна-йоги, но, несмотря на это, ею нужно заниматься постоянно. Это совершенно необходимо, иначе развитие будет медленным. Если ощущать единство только в медитации, а в остальное время суток отождествлять себя с разумом и телом, быстрого и существенного развития не будет.

Очень полезно связывать с идеей единства слово-символ ОМ. С незапамятных времен этот символ применялся для выражения идеи единения. Поэтому лучший способ: повторять слово ОМ ипостоянно медитировать на его значении. Однако по утрам и вечерам нужно уделять несколько часов простой, чистой медитации.

 

 

ГЛАВА 6. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОМЕХИ НА ПУТИ МЕДИТАЦИИ

Во время садханы старые апскары вражды, ненависти, похоти, зависти, страха, достоинства, уважения и т. д. принимают конкретные формы и преграждают ученику путь, и потому он должен хорошо знать, какие препятствия могут стать камнями преткновения на пути к Богоосознанию. Только тогда он сможет без труда преодолеть их. Корабли ходят вдоль опасных берегов с помощью лоцмана. Сходным образом, ученик пересекает океан духовности, руководствуясь подробными познаниями о таящихся в нем опасностях и способах их преодоления. По этой причине я собираюсь как можно яснее рассказать о разнообразных помехах и действенных способах борьбы с ними.

Все по-настоящему серьезные помехи на пути медитации не приходят откуда-то извне — они таятся в самом ученике.

Будьте отважны, друзья! Занимаясь обузданием разума, приближаясь к глубокой медитации и самадхи, вы столкнетесь со множеством преград. Учитесь преодолевать их. Будда и Уддалака тоже испытывали большие трудности. Не падайте духом. Никогда не отчаивайтесь. Наши неудачи — это ступени, ведущие к успеху. Соберите все свое мужество и с удвоенной силой шагайте по духовному пути. Если необходимо, сделайте привал.

Никакие преграды не страшны человеку, обладающему пламенной решимостью и железной волей.

За одну жизнь совершенства не достичь. Просветленные мудрецы представляют собой общий итог добродетельных поступков, совершенных за несколько перевоплощений. В «Гите» Господь Кришна говорит: «Йогин, покоривший свой разум, очищенный от грехов, многими рождениями достигший совершенства, идет Высочайшим Путем» (6:45).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.