Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физкультурное образование как фактор становления личности




В.А. Востриков,

доцент, чл._корр. АБОП,

зав. кафедрой ОГПУ,

канд. техн. наук

(г. Оренбург)

П роблемы и перспективы

в том числе и направленным использованием ценнос(

тей физической культуры на основе специально смоде(

лированных видов деятельности – физкультурным

образованием.

Исторически образовательный процесс в физической

культуре складывался прежде всего под влиянием прак(

тических потребностей общества и требований к полно(

ценной физической подготовке подрастающего

поколения и взрослого населения к труду – этому перво(

му, главнейшему условию человеческого существования.

По мере становления в обществе целостной системы вос(

питания и образования физическая культура вошла в нее

в качестве базового фактора формирования разнообраз(

ных двигательных умений и навыков, необходимых как

для реализации, так и для увеличения деятельностных

возможностей человека, разностороннего воспитания, а

также в качестве одного из действенных средств интел(

лектуального, нравственного, эстетического и других ви(

дов воспитания.

Изучение проблемы формирования человека, ста(

новления его как личности в процессе физкультурно(

го образования дает возможность рассмотреть развитие

данного процесса в связи с конкретными исторически(

ми условиями.

Вплоть до конца XIX в. категории «физкультурное

образование» как таковой не существовало. Впервые дал

понятие, раскрыл содержание и ввел в научный оборот

термин «физкультурное образование» П.Ф. Лесгафт. Он

строго разграничил понятия «физическое воспитание»

и «физическое образование», подразумевая под послед(

ним не только сознательное усвоение человеком опре(

деленных знаний, двигательных умений и навыков, но

и формирование его мировоззрения, мышления, воли,

нравственных, эстетических и других чувств, характе(

ра, форм тела, мышечной силы, а также навыки оздо(

ровления организма, подготовку к жизни и обеспечение

на этой основе соответствующего уровня развития лич(

ности, что, безусловно, было актуальным и востребо(

ванным.

Логическим продолжением исследований П.Ф. Лес(

гафта стало рассмотрение вопросов физического об(

разования в работах как его современников [4], так и

современных исследователей.

Однако общим в высказываниях данных авторов яв(

ляется направленность физического образования (кото(

рое в контексте представленных характеристик логично

было бы назвать все(таки физическим воспитанием) на

развитие телесности (биологической составляющей)

человека, оптимизацию биологических процессов,

происходящих в организме человека, не затрагивая его

социальный компонент (душевно(духовную составляю(

щую).

Между тем мы считаем, что биологическая сущность

человека, являясь главной предпосылкой его культур(

ного преобразования, представлена общими важней(

шими характеристиками, такими как генетически

обусловленные задатки (морфофункциональное стро(

ение, свойства и подвижность нервной системы и др.)

и способности [3; 5; 6; 7]. Их «окультуривание» обес(

печит сформированность необходимого обществу и че(

ловеку физического развития и физической подготов(

ленности, оптимизацию физического состояния.

Социальное в человеке находит отражение в катего(

рии «личность», сущность которой – устойчивая система

социально значимых свойств и качеств, характеризую(

щих индивида как члена общества [5; 9].

Таким образом, возникает необходимость обраще(

ния к человеку как к целостной, многомерной, интег(

ративной биосоциальной системе. Реализация такого

подхода возможна, на наш взгляд, через обновление и

углубление существующего физического образования

на основе придания ему действенного статуса физкуль(

турного образования с культуропреобразующими и гу(

манизирующими функциями.

Культурологический смысл содержания физкуль(

турного образования может быть реализован двумя

способами: через достижение взаимосвязи культу(

рологического смысла с социальным и индивидуаль(

но(личностным и через системную организацию

содержания образования. При этом следует учитывать,

что социальный и индивидуально(личностный смысл

содержания образования связан в свою очередь с двумя

значениями объекта познания и изучения. Объектив_

ное значение содержания образования определяется со(

циальным заказом, теми задачами, которые общество

ставит перед образованием, исходя из уровня развития

производства, науки, культуры. В содержании обра(

зования выражается его социальный смысл, он заклю(

чен в тех целях и задачах, которые общество выдвигает

перед ним и в котором должны быть учтены интересы

личности. Субъективное значение содержания образо(

вания выражено в его индивидуально(личностном

смысле [8, с. 55–58].

Гуманистическая направленность физкультурного

образования предполагает усиление внимания к лично(

сти каждого человека как к высшей социальной ценно(

сти: это деятельностный подход к развитию личности,

превращение ученика из объекта социально(педаго(

гического воздействия педагога в субъекта активной

творческой деятельности на основе развития внутрен(

них мотивов к самосовершенствованию и самоопреде(

лению; демократизация в отношениях преподавателя с

учениками; формирование у человека мотивации к раз(

ностороннему гармоничному развитию.

Целью физкультурного образования является удов(

летворение личной и общественной потребности –

формирование и развитие личности – создателя, пре(

образователя и потребителя материальных, духовных и

художественных ценностей общества. Отсюда, объек т

физкультурного образования – это процесс воспроиз(

водства человеческого фактора – личности, составляю(

щей единство и гармонию телесных и духовных начал;

предмет – становление специфических компонентов

культуры личности.

Системообразующим фактором физкультурного об(

разования выступает культура личности, а компонен(

тами структуры физкультурного образования являются

процессы обучения, воспитания и развития.

Рассматривая физкультурное образование с позиции

процесса преобразования биосоциальной природы че(

СПО 6’2009 17

У чебный процесс

Становление в России новой системы техническо(

го образования, ориентированной на международные

требования к качеству выпускников, сопровождается су(

щественными изменениями в педагогической теории и

практике учебно(воспитательного процесса. На государ(

ственном уровне решается проблема создания широко(

го спектра учебных материалов нового поколения и

поддержки развития творческой работы педагогов и пе(

дагогических коллективов для эффективного исполь(

зования этих материалов (проект «Информатизация

системы образования» 2005–2010 гг.). Основной зада(

чей профессионального образования является подготов(

ка специалистов, удовлетворяющих квалификационным

требованиям, способных к выполнению всех видов про(

фессиональной деятельности, определенных содержа(

нием профессионально(образовательных программ

обучения. ГОС ВПО регламентируют перечень учебных

дисциплин, изучение которых сопровождается вы(

полнением лабораторных практикумов с применением

учебного и научного оборудования. Внедрение новых

форм учебного процесса связывается с реализацией ла(

бораторных практикумов нового поколения, созданных

на основе средств информационных и коммуникаци(

онных технологий – автоматизированных лаборатор(

ных практикумов с удаленным доступом (АЛП УД).

На кафедре физики Кубанского государственного

технологического университета Е.Ю. Стригиным

создан комплекс из четырех лабораторных работ с уда(

ленным доступом в соответствии с отраслевым стан(

дартом ОСТ 9.2–98 для проведения физического

практикума со студентами технического вуза. В состав

физического практикума включены следующие лабо(

раторные работы: «Изучение дифракции лазерного

излучения с помощью дифракционной решетки»,

«Магнитное поле проводников с током различной кон(

фигурации», «Изучение внешнего фотоэффекта. Оп(

ределение постоянной Планка», «Изучение излучения

нагретых тел. Проверка закона Стефана(Больцмана».

Автоматизированный лабораторный практикум уда(

ленного доступа включает лабораторные установки,

18 СПО 6’2009

ловека, уместно будет выделить те функции, которые

присущи физкультурному образованию.

Не вдаваясь в пространственную характеристику

функций физкультурного образования, отметим, что они

могут быть представлены в двух основных направлениях.

1. Общекультурные, социальные функции, отражаю(

щие связь физкультурного образования с другими со(

циальными явлениями и видами культуры. К ним мы

относим нравственно(мировозренческие, культуроло(

гические, эстетические, ценностно(ориентационные,

нормативные, информационные, социализирующие и

коммуникативные функции.

2. Специфические функции, обеспечивающие связь

внутри самого физкультурного образования, отражаю(

щие процессуальную составляющую в формировании

личности, – обучающие, воспитывающие, развивающие

и оздоровительные.

Результатом реализации физкультурного образо(

вания (в представленной редакции) является, образно

говоря, некая «новообразованность» с присущими ей

культурологическими характеристиками, составляю(

щими образную «картину» личности, удовлетворение

потребности человека в социальной деятельности, фи(

зическом совершенстве и двигательной активности.

Литература

1. Амосов Н.М. Мое мировоззрение // Вопросы фи(

лософии. 1992. № 6.

2. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в систе(

ме воспитания культуры здорового образа жизни че(

ловека // Теория и практика физической культуры.

1990. № 1.

3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая куль(

тура: молодежь и современность // Теория и практика

физической культуры. 1995. № 4.

4. Гориевский В.В. Физическое образование. СПб.,

1913.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.

М., 1975.

6. Общая психология / Под общ. ред. А.В. Петров(

ского. М., 1986.

7. Педагогика / Под ред. В.В. Белорусовой, И.И. Ре(

шетень. М., 1986.

8. Пономарев Н.И. Некоторые проблемы функцио(

нирования и развития теории физической культуры //

Теория и практика физической культуры. 1996. № 5.

9. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова.

М., 1980.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.