Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педколлектив 1 страница




Модули

Умения Специальные компетенции

48 Н аучно(методическая работа СПО 6’2009

Таблица

Способность и готовность к

применению технологии

профессиональной деятельности

педагога по физической культуре и

спорту

Анализировать основы техники

движений.

Применять технологии обучения

двигательным действиям

12.1. Основы техники движений.

12.2. Технология обучения

двигательным действиям

Способность и готовность к

ведению и пропаганде здорового

образа жизни

Характеризовать методы и

средства формирования интереса,

мотивации и потребностей в

здоровом образе жизни,

соблюдении личной гигиены,

профилактике и контроле

состояния организма

занимающихся.

Использовать различные методики

и средства ведения и пропаганды

здорового образа жизни

11.1. Методы и средства

формирования интереса,

мотивации и потребностей в

здоровом образе жизни,

соблюдении личной гигиены,

профилактике и контроле

состояния организма

занимающихся.

11.2. Использование различных

методик и средств ведения и

пропаганды здорового образа

жизни

Способность и готовность

формировать нравственно(

этические нормы поведения и

морали

Характеризовать нравственно(

этические нормы поведения и

моральные ценности человека.

Соблюдать и транслировать

нравственно(этические нормы и

моральные ценности общества

10.1. Нравственно(этические

нормы поведения и моральные

ценности человека.

10.2. Соблюдение и

транслирование нравственно(

этических норм и моральных

ценностей общества

Способность и готовность

применять методики

психологического воздействия на

личность для достижения

поставленных задач

Характеризовать методики

психолого(педагогического

воздействия.

Применять на практике различные

методики психолого(

педагогического воздействия на

занимающихся

9.1. Методики психолого(

педагогического воздействия.

9.2. Применение на практике

различных методик психолого(

педагогического воздействия на

занимающихся

Способность и готовность

использовать в физкультурно(

спортивной деятельности

различные методы

Характеризовать методы

воспитания физических качеств.

Применять на практике

эффективные методы воспитания

физических качеств

8.1. Методы воспитания

физических качеств.

8.2. Применение на практике

эффективных методов воспитания

физических качеств

Н аучно(методическая работа

Модульная организация процесса обучения на ком(

петентностной основе призвана обеспечить высокий

уровень качества подготовки выпускника Иркутского

техникума физической культуры.

Литература

1. Макет Федерального государственного образова(

тельного стандарта среднего профессионального обра(

зования нового поколения. М., 2007.

2. Модульно(компетентностный подход в российской

системе довузовского профессионального образования:

Теория и практика: Коллективная монография / Под ред.

Н.Ю. Посталюк. Самара, 2006.

3. Новиков А.М. Методология учебной деятельности.

М., 2005.

4. Скамницкий А.А. Формирование системы обеспе(

чения качества подготовки специалистов среднего зве(

на как основное направление модернизации среднего

профессионального образования // Среднее профессио(

нальное образование. 2003. № 6.

5. Юферова А.А. Педагогические условия подготовки

компетентного специалиста // Среднее профессиональ(

ное образование. 2004. № 1.

СПО 6’2009 49

Окончание таблицы

Анализирует состояние

исследовательской работы

учебного заведения (предметно(

цикловой комиссии), принимает

решение

Анализирует проект, дает

рекомендации

Устраняет недостатки в

исследовательском проекте,

представляет работу

Осуществляет педагогическое

руководство учебными

исследованиями студентов

Обучает способам

исследовательской деятельности,

консультирует

Выполняет исследование

Н аучно(методическая работа

Урайский профессиональный колледж (УПК) реа(

лизует программы базового и повышенного уровня. Ста(

тус колледжа учебному заведению присвоен не так

давно, но традиции научно(исследовательской работы

зародились еще в бытность его профессиональным

лицеем. В то время основной формой научной работы

учащихся было участие в научно(практических конфе(

ренциях и олимпиадах внутри учебного заведения. Но(

вый статус требует несколько других подходов и более

высокого уровня работ. В связи с этим в колледже ве(

дется разработка программы по организации научно(

исследовательской деятельности педагогов и студентов.

Цель программы – формирование и развитие интел(

лектуальных и творческих способностей студентов и пе(

дагогов.

Структура деятельности по организации учебных ис(

следований студентов представлена в таблице.

Работа по формированию интеллектуальных умений

и навыков осуществляется главным образом на уроках.

Этому способствуют современные интерактивные тех(

нологии, такие как метод проектов, модульного обуче(

ния, ТРИЗ и другие, которые широко внедряются в

практику работы УПК. Однако целенаправленная ра(

бота по формированию интеллектуальных умений и на(

выков часто не укладывается в рамки урочной формы.

Поэтому в учебные планы колледжа в качестве допол(

нительного образовательного компонента необходимо

вводить спецкурсы, индивидуальные и групповые кон(

сультации.

Кроме того, предметно(цикловой комиссией «Тех(

ническое обслуживание и ремонт автомобильного

транспорта» разработаны домашние самостоятельные

расчетно(графические работы по дисциплине «Автомо(

били». Данные работы предполагают не только расчет

по алгоритму, но и построение графических зависимо(

стей различных параметров автомобилей с обязатель(

ным анализом и защитой работы на уроках.

Целью научно(исследовательской работы является

формирование личности мыслящей, жаждущей полу(

чать новые знания и умения. Педагоги колледжа стре(

мятся к тому, чтобы научить студентов учиться, добы(

вать знания самостоятельно.

Изначально определяется план организации научно(

исследовательской деятельности студентов и педагогов.

А в итоге создаются такие условия, в которых наиболее

полно отражаются интересы и возможности всех участ(

ников образовательного процесса и учебно(исследова(

тельская деятельность студентов становится технологией

развивающего профессионального образования.

Задачи научно(исследовательской работы в колледже:

– развитие творческих способностей студентов и

выработка у них исследовательских навыков;

– формирование аналитического и критического

мышления студентов в процессе творческого по(

иска и выполнения учебных исследований;

– выявление одаренных студентов и обеспечение

реализации их творческого потенциала;

– воспитание целеустремленности и системности в

учебной деятельности;

– помощь в профессиональной и постколледжной

ориентации;

– самоутверждение студентов благодаря достижению

поставленной цели.

50 СПО 6’2009

Определяет концептуальные идеи

развития колледжа, профессии,

специальности, мотивирует

исследовательскую деятельность

студентов

Индивидуально выбирает тему Мотивирует запрос

исследования

(предметно_цикловая комиссия)

Студент Преподаватель

Таблица

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО_ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

С.А. Бахмат,

преподаватель Урайского

профессионального колледжа

(Ханты_Мансийский автономный округ_Югра)

Н аучно(методическая работа

Для более полной реализации творческой инициа(

тивы студентов в колледже создано научное общество

студентов (НОС), являющееся добровольным, неполи(

тическим, научно(творческим объединением студентов,

стремящихся совершенствовать свои знания и умения

в определенной научной или профессиональной обла(

сти, развивать свои интеллектуальные способности,

приобретать умения и навыки учебно(исследователь(

ской и опытно(экспериментальной деятельности.

В НОС организуются отделения по профессиям и

специальностям, которые напрямую сотрудничают с со(

ответствующими предметно(цикловыми комиссиями.

Главным органом НОС является общее собрание членов,

которое проводится не реже одного раза в год. Общее со(

брание избирает председателя общества и руководителей

отделений, а также ученого секретаря, разрабатывает и

утверждает «Положение о научном объединении студен(

тов», в котором определяются права и обязанности чле(

нов общества, а также содержание и формы работы НОС.

НОС – это своеобразная деловая игра для студентов,

которая помогает реализовать многие задачи развиваю(

щего образования: повышает престиж профессиональных

знаний, грамотность в широком смысле слова, общую

культуру студентов, совершенствует навыки учебной ра(

боты.

Работа начинается с выявления студентов, имеющих

склонность и желание заниматься исследовательской

деятельностью. Большую роль в этом играют препода(

ватели общеобразовательных и специальных дисцип(

лин, а также родители, которые лучше, чем кто(либо,

знают возможности и стремления своих детей и могут

помочь им советом и делом.

На следующем этапе определяются конкретные

проекты, подбираются руководители работ – педагоги

колледжа, а в качестве научных консультантов пригла(

шаются преподаватели вузов города и руководящие ра(

ботники предприятий города.

Среди мотивов, побуждающих студентов заниматься

исследовательской деятельностью, можно назвать ин(

терес к дисциплине, желание углубить свои знания,

расширить кругозор, связь работы с выбранной специаль(

ностью, удовлетворение, получаемое от процесса работы,

желание самоутвердиться, получить награду на конкур(

сах и конференциях и т.д.

Педагоги могут быть мотивированы следующими об(

стоятельствами: желанием повысить свою профессио(

нальную компетентность, лучше узнать своих студентов,

углубить знания студентов в своей дисциплине, сфор(

мировать позитивное отношение к ней, научить сту(

дентов способам учебной деятельности как основе их

дальнейшей успешности, получить более высокую ка(

тегорию.

В колледже широко пропагандируется работа НОС,

успехи студентов в учении, их победы на олимпиадах

и конкурсах.

Исследовательские проекты – довольно сложный

вид деятельности как для студентов, так и для тех, кто

руководит ими. Поэтому для студентов разрабатывается

и вводится спецкурс «Учебное исследование», который

будет являться составной частью дополнительного об(

разовательного компонента в учебном плане. В спецкур(

се заняты студенты, изъявившие желание работать над

исследовательским проектом. На занятиях раскрывается

алгоритм научного способа познания, определяется от(

личие учебного исследования от научной работы, а

также творческой работы в форме реферата. Студенты

знакомятся с научной терминологией, видами научных

источников и формами работы с ними, а также мето(

дами исследования, видами оформления результатов и

критериями оценки проекта, учатся составлять библио(

графию, план исследования, собирать и обобщать ма(

териал, проводить эксперимент, писать научную статью,

доклад, тезисы, аннотации, выступать с докладами и оп(

понировать докладчику. Каждое занятие на спецкурсе

предполагается разбивать на три части: теория, прак(

тическая работа, индивидуальная консультация.

Кроме спецкурса в помощь студентам на страницах

внутриколледжной газеты «Студенческий меридиан»

вводятся рубрики «Пытливым умам на заметку», «Сло(

варь молодого исследователя», а также представляются

интересные работы молодых исследователей и отзывы

на них. Разрабатываются методические и справочные

материалы: «Типовая структура исследовательской ра(

боты», «Как выступить с докладом», «Как написать ан(

нотацию», «Как выступить с оппонированием».

Педагоги, руководители исследовательских работ,

также получают методическую помощь. Для них плани(

руется проведение спецсеминаров и индивидуальных

консультаций. На заседаниях предметно(цикловых ко(

миссий координируются задачи преподавателей по пе(

дагогическому руководству учебными исследованиями.

Работа над исследовательским проектом начинает(

ся с выбора темы, хотя ее окончательная формулиров(

ка рождается не сразу. Выбор темы исследования –

момент непростой. От чего он зависит? Обычно это

проблема, которая интересна студенту, или уже имею(

щийся материал, подходящий для исследования; тему

также может предложить преподаватель и даже роди(

тели. Какая(то окажется явно не по силам, другая хоть

и представляет интерес, но нет достаточного материала

для исследования и т.д. И здесь студента консульти(

рует педагог.

В Урайском профессиональном колледже предметно(

цикловые комиссии также предлагают список тем для ис(

следования. В качестве примера рассмотрим некоторые

из тех, что предлагает предметно(цикловая комиссия

«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного

транспорта».

1. Перспективы развития автомобильных двигате(

лей.

2. Газотурбинные автомобильные двигатели: разви(

тие и перспективы.

3. Роторно(поршневые автомобильные двигатели:

развитие и перспективы.

4. Влияние количества автомобилей на экологию го(

рода.

5. Зависимость технического состояния учебных ав(

томобилей от различных факторов.

Успех деятельности во многом зависит от четкости

ее организации. Под руководством преподавателя со(

СПО 6’2009 51

Н аучно(методическая работа

ставляется план(график выполнения учебного иссле(

дования: определяются временные рамки, объем работы

и этапы ее выполнения. В ходе работы значительные

трудности у студентов вызывают:

– выявление проблемы исследования;

– постановка цели и задач, определение объекта и

предмета исследования;

– правильный выбор методики исследования, про(

ведение эксперимента;

– отбор и структурирование материала;

– соответствие собранного материала теме и целям

исследования.

Смысл технологии учебного исследования заключает(

ся в том, чтобы помочь студенту пройти путем научного

познания, усвоить его алгоритм, чтобы затем использо(

вать приобретенные навыки при курсовом и дипломном

проектировании на завершающих этапах обучения.

Педагогическое руководство учебными исследова(

ниями осуществляется на всех этапах выполнения ра(

боты, но наиболее важно оно на этапе формулирования

темы, целей, исходных положений, а также при анализе

выполнения проекта (предварительном, уточняющем и

окончательном).

Исследовательские проекты представляются авторами

в разной форме в зависимости от целей и содержания:

это может быть полный текст учебного исследования; на(

учная статья (описание хода работы); план исследования,

тезисы, доклад (т.е. текст для устного выступления),

стендовый доклад (оформление наглядного материала,

текста, иллюстраций); реферат проблемного характера,

прибор с описанием его действия, видео(и аудиомате(

риалы, компьютерные программы.

Что касается последних, то предметно(цикловая

комиссия предлагает студентам разработать с исполь(

зованием возможностей прикладных программ про(

граммы для выполнения типовых расчетов курсового и

дипломного проектирования (расчет годовой производ(

ственной программы автотранспортного предприятия;

график постановки автомобилей на техническое обслу(

живание и т.д.).

К оформлению результатов исследования предъяв(

ляются следующие требования: наличие титульного

листа, сносок, оформление приложений. Во введении

четко определяются цели исследования, актуальность,

степень изученности темы, обзор литературы. В основ(

ной части в логической последовательности излагаются

результаты исследования. Выводы должны быть крат(

кими и четкими, соответствовать целям, задачам, ги(

потезе исследования.

Выполненные работы рецензируются педагогами,

научными консультантами и представляются на различ(

ных уровнях. Часть из них заслушивается на методиче(

ских объединениях, где студент может получить дельный

совет и критические замечания для улучшения работы.

Студенты выступают со своими исследованиями на уро(

ках, классных часах, конференциях, а также участвуют

в различных конкурсах исследовательских работ.

Лучшие работы выдвигаются для представления на

городских научно(практических конференциях, а также

конференциях, проводимых ТПП «Урайнефтегаз».

Администрация колледжа придает большое значение

стимулированию учебно(исследовательской деятельно(

сти. Студенты должны получать моральное и материаль(

ное поощрение за успехи в выполнении работ: грамоты,

подарки, именные премии. Причем процедура награж(

дения должна быть публичной и торжественной, чтобы

мотивировать и других студентов к творческому и науч(

ному поиску, а в итоге и к хорошему овладению знаниями

и специальностью.

Лучшие работы публикуются в вестниках предметно(

цикловых комиссий колледжа, а также в региональных

и всероссийских сборниках трудов молодых ученых.

Для оценивания уровня студенческих работ мож(

но предложить следующие критерии (и начисляемые

баллы):

Элементы исследования:

✓ исследование с привлечением первичных наблю(

дений, собственная обработка, анализ – 4;

✓ исследование на основе литературных источни(

ков – 3;

✓ реферативная работа с обобщением и собствен(

ными выводами – 2;

✓ компилятивная работа (трансляция знаний) – 1.

Достижения автора:

✓ собственная постановка проблемы, участие в экс(

перименте, использование аналитических мето(

дов – 3;

✓ собственная разработка отдельных вопросов – 2;

✓ усвоение знаний сверх учебной программы – 1.

Эрудиция:

✓ знание основных положений в избранной обла(

сти знаний (сверх программы) – 2.

Изложение:

✓ выразительное, логичное, компактное – 3;

✓ более или менее связное, с паузами – 2;

✓ доклад читается – 1.

Иллюстрации:

✓ самостоятельно разработан и умело используется

демонстрационный материал – 2;

✓ используется готовый иллюстрационный мате(

риал – 1.

Композиция доклада:

✓ имеется введение, обозначена цель, выдержана

логика – 2;

✓ отсутствует стройность и последовательность из(

ложения – 1.

Библиография:

✓ представлена достаточно полно, используются

ссылки – 2;

✓ число источников ограничено, изучены поверх(

ностно – 1.

Особое мнение:

✓ добавлены баллы за…

Анализируя результативность работы колледжа в

целом и предметно(цикловых комиссий по технологии

учебного исследования, можно сделать следующие

выводы:

– усвоение алгоритма научного исследования спо(

собствует формированию научного мировоззре(

ния студентов и педагогов;

52 СПО 6’2009

П ознакомьтесь

– значительно расширяется кругозор студентов в

предметных, профессиональных и внепрофессио(

нальных областях;

– студенты овладевают универсальными способами

учебной деятельности, получают импульс к само(

развитию, самоанализу, целеполаганию, самоор(

ганизации, самоконтролю и самооценке;

– формируется социальный опыт в труде и общении;

– участие в научно(исследовательской деятельности

способствует профессиональному росту педагогов,

расширяя знания как в области своей дисциплины,

так и в педагогической науке, дает возможность луч(

шее узнать студентов, раскрыв их потенциал, а также

расширяет контакты на профессиональной осно(

ве с коллегами из других учебных заведений, пре(

подавателями институтов, родителями студентов.

Наиболее перспективной для дальнейшего развития

является та система, которая сама проявляет способ(

ность развивать себя. Чтобы реализовать это на прак(

тике, необходимо найти способы такого саморазвития,

исходя из конкретных особенностей образовательного

учреждения.

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Ка(

танова является одним из крупнейших центров обра(

зования и науки юга Сибири. Университет реализует

программы высшего, послевузовского и среднего про(

фессионального образования по многим направлениям,

осуществляет подготовку, переподготовку и повышение

квалификации работников высшей квалификации,

научных и научно(педагогических работников, выпол(

няет фундаментальные и прикладные научные исследо(

вания, является научным и методическим центром в

своей области. Университет сотрудничает со многими ве(

дущими НИИ России, его научные школы известны да(

леко за пределами нашей страны: тесное сотрудничество

связывает университет с вузами Германии, Китая, Мон(

голии и др.

История колледжа начинается с 1 октября 1929 г.

За минувшие 80 лет неоднократно менялись статус и на(

звание учебного заведения, но коллектив студентов и

преподавателей сохраняет традиции, сложившиеся за

долгие годы. Вхождение колледжа в качестве структур(

ного подразделения в состав Хакасского государствен(

ного университета им. Н.Ф. Катанова открыло новые

значительные перспективы развития, обусловило повы(

шение требований к уровню научно(теоретической и

практической подготовки преподавателей, стимули(

ровало стремление педагогов к повышению квалифи(

кации. В настоящее время колледж развивается как

инновационное образовательное учреждение. В нем

организована интенсивная научно(исследовательская

работа, тесно связанная с внедрением прогрессивных

образовательных технологий – концентрированного

обучения, модульно(рейтинговой системы обучения и

контроля, позиционного обучения, метода проектов,

технологии тестового контроля, метода интеграции

содержания образования и др. Большое значение в

осуществлении образовательной деятельности имеет

кадровое обеспечение образовательного процесса: раз(

работана программа подготовки научно(педагогических

кадров, в том числе специалистов высшей квалифи(

кации, преподавателей с учеными степенями кандидата

и доктора наук.

Подготовку специалистов по программам среднего

профессионального образования обеспечивает педа(

гогический коллектив, в состав которого входят семь

кандидатов наук, 65 преподавателей, имеющих квали(

фикационные категории. У нас работают один заслу(

женный учитель РФ, два заслуженных учителя

Республики Хакасия, четыре почетных работника

СПО РФ, пять отличников народного просвещения.

Орденом им. А.С. Макаренко награжден один препо(

даватель, медалью им. А.С.Макаренко – три, медалью

«Профессионал России» – шесть преподавателей;

десять сотрудников отмечены почетными грамотами

Министерства образования и науки Российской Фе(

дерации, девять – почетными грамотами Министерства

образования и науки Республики Хакасия. Тринадцать

преподавателей выполняют диссертационные иссле(

дования на соискание ученой степени кандидата

наук, обучаясь в аспирантурах Абакана, Казани, Крас(




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.