Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль




НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

О.А. Асадуллина

(Стерлитамакский филиал ММГУ им. М.А. Шолохова)

Ш кола педагога

Под педагогическим общением современные иссле(

дователи понимают систему органичного социально(пси(

хологического взаимодействия педагога и воспитуемых,

содержанием которого является обмен информацией,

оказание воспитательного воздейстия, организация

взаимоотношений с помощью коммуникативных качеств

[2, с. 12]. А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский выделяют

три стиля педагогического общения: авторитарный,

демократический, попустительский. Авторитарный стиль

общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки.

Педагог единолично решает все вопросы, касающиеся

жизнедеятельности классного коллектива и каждого уча(

щегося. Исходя из собственных установок, он определяет

положение и цели взаимодействия, субъективно оцени(

вает результаты деятельности. Противодействие студен(

тов властному давлению педагога чаще всего приводит

к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Авторитарный стиль общения, по данным Н.Ф. Масло_

вой, порождает неадекватную самооценку учащихся, при(

вивает культ силы, формирует невротиков, вызывает

неадекватный уровень притязаний в общении с окружаю(

щими людьми [5, с. 468–469].

Демократический стиль общения педагога ориенти(

рован на повышение субъектной роли каждого учаще(

гося во взаимодействии, на привлечение его к решению

общих дел. В результате открытого и свободного об(

суждения возникающих проблем учащиеся совместно

с педагогом приходят к тому или иному решению. Де(

мократический стиль общения – единственный реаль(

ный способ организации сотрудничества. Педагог

стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, ор(

ганизует условия для самореализации, что создает воз(

можности для взаимной персонализации педагога и

учащихся [5, с. 46–470].

общения характеризуется стремлением педагога мини(

мально включаться в образовательную деятельность, что

объясняется нежеланием нести ответственность за ее ре(

зультаты. Такие педагоги формально выполняют свои

функциональные обязанности, ограничиваясь лишь

преподаванием. Попустительский стиль общения реали(

зует тактику невмешательства, основу которой состав(

ляют равнодушие и незаинтересованность проблемами

как учебного заведения, так и учащихся. Следствием по(

добной тактики является отсутствие контроля за деятель(

ностью студентов и динамикой развития их личности.

Успеваемость и дисциплина в группах таких педагогов,

как правило, неудовлетворительны [5, с. 469].

Опыт показывает, что в абсолютном большинстве

случаев молодые преподаватели используют попусти(

тельский и авторитарный стили.

Неопытные преподаватели часто не владеют навы(

ками невербальной коммуникации: прячутся за кафед(

рой, зарываются в конспектах лекций, излишне зажаты,

скупы на жесты, используют монотонную либо автори(

тарную речь. Предлагаем некоторые рекомендации,

которые помогут молодым преподавателям выбрать свой

конструктивный стиль педагогического общения.

Необходимо отойти от одного конкретного стиля,

предпочтительнее использовать их комбинацию. Демо(

кратический стиль имеет следующие плюсы для учеб(

ного процесса: чтобы свободно общаться со студентами,

молодые преподаватели будут вынуждены оперировать

не только учебным материалом, но и дополнительной

литературой по теме, приводить примеры, случаи из

жизни, обогащать свою речь, расширять кругозор. Это

позволит повысить заинтересованность студентов

предметом, а использование при изложении материала

параллелей из жизни позволит доступно изложить ма(

териал всем студентам. Применение элементов демо(

кратического стиля обусловливает творческий подход

преподавателя к занятиям, опору на наглядные мате(

риалы (плакаты, схемы, иллюстрации), технические

средства обучения (проекторы, видеофильмы, компью(

терные презентации). Необходимо совершенствовать

навыки невербальной коммуникации: жесты, мимику,

учить «язык тела», осваивать специальные приемы под(

стройки к студентам для успешного установления вза(

имопонимания с ними.

Следует помнить о таком важном компоненте пе(

дагогического общения, как эмоциональная окраска

учебного процесса, которая является необходимым

условием усвоения материала и заинтересованности

студентов в предмете. Здесь основное внимание сле(

дует уделить работе над речью: ее тональностью, вы(

сотой и громкостью голоса, выразительностью. Кроме

того, важно логичное построение и изложение выска(

зывания, умение ориентировать речь на собеседника.

Речь преподавателя должна быть доступной для пони(

мания студентов, не стоит перегружать ее терминами,

демонстрируя уровень своей образованности.

При объяснении нового материала необходимо

комбинировать стили педагогического общения, учи(

тывая индивидуальные особенности каждого ученика,

например, тип темперамента или ведущей модальности

(аудиал, визуал, кинестетик): излагать материал устно,

записывать основные положения на доске, давать ра(

боту с наглядными материалами, информацию под за(

пись.

Педагогическое общение – это прежде всего взаимо(

действие преподавателя и студентов. Наиболее эффек(

тивно педагогическое общение может использоваться

на семинарских занятиях для активизации работы сту(

дентов. Часто бывает оправдан отход от стереотипного

подхода «вопрос–ответ». Необходимо делать упор на

развитие у студентов творческих способностей, расши(

рение кругозора и совершенствование речевых нывы(

ков. С этой целью следует прибегать к использованию

креативных заданий, использовать эффект новизны

(проводить семинарские занятия в разных формах –

групповая дискуссия, судебное заседание, реконструк(

ция ситуации). Задействовать в ходе работы нужно всех

студентов, создавая тем самым дружественные теплые

отношения в коллективе, чувство единства с группой

и формируя интерес к предмету.

Все это в совокупности положительно сказывается

не только на общей эффективности учебного процесса,

но и способствует развитию личностных и профессио(

нальных качеств молодых специалистов, активизации

творческих способностей студентов, лучшему усвоению

СПО 6’2009 71

Н аучно(исследовательская работа

преподаваемой дисциплины, что в свою очередь по(

вышает эффективность учебно(воспитательного про(

цесса.

Литература

1. Бодалев А.А. Психология общения. Избр. психол.

труды. 3(е изд. М.; Воронеж, 2002.

2. Канн_Калик В.А. Учителю о педагогическом обще(

нии: Кн. для учителя. М., 1987.

3. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. М.,

1979.

4. Общая психология: Курс лекций для первой сту(

пени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов.

М., 1995.

5. Сластенин В.А. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педаго(

гика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведе(

ний. М., 2002.

В самом общем смысле понятие «анализ» означает:

1) метод научного исследования путем рассмотрения от(

дельных сторон, свойств, составных частей чего(нибудь;

2) всесторонний разбор, рассмотрение; 3) определение

состава вещества [3, с. 26]. Зачатки анализа, согласно

доказанному научному факту, можно наблюдать уже в

действиях высших животных. Человек, как указывает

Н.И. Кондаков, в процессе производственной деятель(

ности развил эти задатки в постоянно используемый

логический прием и применяет его осознанно в связи

с другими логическими приемами (обобщением, абстра(

гированием, сравнением и синтезом). При этом процесс

анализа у человека сопровождается образованием

суждений об отдельных частях изучаемого и понятий о

его существенных свойствах. Следовательно, пока тот

или иной предмет не подвергнут анализу, он, как пра(

вило, не познан. При этом форма анализа, по мнению

Н.И. Кондакова, зависит от анализируемого объекта и

тех целей, которые человек ставит при исследовании

этого объекта [1, с. 34–36].

Сравнивая различные определения понятия «анализ»,

можно сделать несколько важных для нас выводов: во_

первых, человек обладает возможностью мысленного рас(

членения изучаемого предмета, объекта, явления,

процесса на части; во_вторых, существует связь анали(

за как логического приема мышления с другими логи(

ческими приемами: обобщением, абстрагированием,

сравнением и синтезом, образованием суждений об от(

дельных частях изучаемого и понятий о его существенных

свойствах; в_третьих, анализ имеет большое значение для

понимания и запоминания свойств вещей, которые че(

ловек запечатлевает в процессе их анализа; в_четвертых,

способность человека мысленно расчленять предмет на

составные части передается опытным путем от поколения

к поколению и тем самым совершенствуется, благодаря

чему человек скорее приходит к правильным выводам в

отношении анализируемых предметов и явлений; в_пя_

тых, познание обусловлено характером и качеством ана(

литических действий человека. Отсюда можно заключить,

что умение анализировать изучаемые явления, предметы

и процессы является одним из важнейших для действую(

щего индивида. Поскольку в нашем случае такими дейст(

вующими индивидами выступают субъекты образования

в лице администрации педагогического колледжа, пре(

подавателей и студентов, то нам необходимо определить(

ся с понятием «деятельность» (родовое понятие), которое

составляет основу исследуемого нами понятия «анали(

тическая деятельность».

Опираясь на положения теории деятельности

А.Н. Леонтьева, под деятельностью будем понимать осо(

бый процесс, имеющий трехчленную схему анализа свя(

зи человека с объектами окружающей действительности,

где в структуре «воздействие объекта → изменение те(

кущих состояний субъекта, т.е. стимул → реакция»

включается среднее звено («средний термин»), в каче(

стве которого выступает деятельность субъекта и соот(

ветственно ее условия, цели и средства. Это звено,

которое опосредствует связи между объектом и субъек(

том. Такой подход дает возможность трактовать дея(

тельность как процесс, в котором осуществляются

взаимопереходы между полюсами «субъект–объект»,

благодаря чему деятельность на бытийном, так сказать,

уровне выступает в качестве единицы жизни телесного,

материального субъекта, а в более узком смысле, т.е. на

психологическом уровне, это единица жизни, опо(

средствованной психическим отражением, реальная

функция которого состоит в том, что оно ориентирует

субъекта в предметном мире. Иными словами, как за(

ключает А.Н. Леонтьев, «деятельность – это не реакция,

не совокупность реакций, а система, имеющая строе(

ние, свои внутренние переходы и превращения, свое

развитие» [2, с. 81–82]. Это последнее замечание дает

нам право на предположение о том, что аналитическая

деятельность субъектов образования может быть пред(

метом формирования и развития.

Для понимания сути аналитической деятельности

субъектов образовательного процесса педагогического

колледжа для нас важно также положение концепции

72 СПО 6’2009




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1067; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.