Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы учебной работы




13-


менным столом с карандашом в руках. Такое чтение, которс гулирует способ и скорость чтения в зависимости от целей и| рактера книги, называется динамическим.

Художественную литературу, особенно серьезную, ci Л. Толстого, Т. Манна или У. Фолкнера, мы будем читать но, впитывая каждое слово, идею, образ. Подчеркнуто медле* проговаривая вместе с поэтом, наслаждаясь каждой строкой, дем читать стихи.

Но и среди художественной литературы есть произведе* которые читают быстро: приключенческая, детективы, сери? любовные романы, в которых, как правило, интересует сюжетная канва. Совсем быстро мы пробегаем газетный те! выискивая в море сообщений интересные именно для нас hof (информационная избыточность такого текста достигает 75%),-

А научную литературу, особенно если мы плохо осведомле! в проблеме, читаем очень медленно. Иногда на одну страницу буется целый час.

Таким образом, нужно четко определить цель чтения и в ветствии с характером книги выбрать соответствующий спс чтения. Способов этих несколько:

♦ ознакомительный, когда вы бегло знакомитесь с содерг
ем книги;

♦ выборочный, при котором углубленно изучается какой-i
один фрагмент, глава, раздел и т.п.;

♦ полный, когда все произведение осваивается глубоко и пс

Бывает чтение пассивное — так мы обычно читаем художест ную литературу, бывает активное, с проработкой, когда мы ос» ливаем текст, структурируем его, конспектируем или прямо}! тексту (если книга своя) выделяем, подчеркиваем какие-то менты, делаем на полях замечания и т.п. Библиотечную особенно нужную, конспектируем или выделяем нужные фр менты закладными листами.

Хотя художественную литературу обычно читают без npof ботки, пассивным типом чтения, студентам, изучающим истор* литературы, приходится произведения, требуемые программе читать с карандашом в руках или конспектируя, отмечая осне ные идеи, характеристики героев, особенности стиля и т.п.

Если у вас в руках художественное произведение, вы вряд будете заглядывать в конец книги, чтобы узнать, чем дело конч! ся, а читаете страницу за страницей, следя за авторским повеет ванием и судьбами героев именно в той последовательности, кую выстроил автор. Иной способ чтения разрушает художес


лу логику произведения, мешает полноценному эстетическому восприятию текста.

Совсем другое при изучении научной литературы. Тут тоже важно уяснить логику аргументации. Но обязательно нужно познакомиться помимо выходных данных с введением и заключением, полистать книгу, ее отдельные главы, заглянуть в выводы. Все это поможет вам ориентироваться в тексте, сразу выделить основные, важные ее положения, на которых следует сосредоточить внимание. При изучении научной литературы полезно членить текст на основные части, если автор не предусмотрел такого деления, и изучать каж­дую часть отдельно, постоянно соотнося ее с другими частями, другими идеями и выводами автора и главной концепцией книги.

«Самообразование требует самодеятельности, но самодеятель­ность эта должна выражаться не в самонабивании головы плохо усвоенными сведениями, а в усвоении их и в саморазвитии», — говорил известный исследователь искусства чтения Сергей Инно­кентьевич Поварнин, книга которого «Как читать книги» выдер­жала несколько изданий, и ее можно считать своеобразным бест­селлером по этой теме. Приведем некоторые из заповедей читате­ля, сформулированные Поварниным:

1. Не читайте все книги на один лад, способ должен соответствовать

цели чтения.

2. Помните, что чтение — одна из самых важных, нужных, серьезных

работ «не между прочим», не «ничегонеделание».

3. Неослабно боритесь с ленью мышления и воображения — это злей­
шие враги.

4. Добивайтесь, чтобы каждое место книги было совершенно отчет­
ливо понято.

 

5. Не зовите других на помощь без самой крайней необходимости,
напрягайте все силы, чтобы обойтись без чужой помощи.

6. Хотите хорошо читать с проработкой, читайте с пером в руке,
делайте конспекты, заметки, выписки.

7. Постоянно возвращайтесь к прочитанному.

8. Прочитав книгу, уясните ее сущность.

9. Прежде всего, старайтесь хорошо понять, а потом критикуйте.

 

10. Читайте необходимое, хотя бы и неинтересное.

11. Читайте лучшее, основное, классическое.

Как читать быстрее?

Мы уже говорили, что от цели чтения зависит и его скорость. Однако многие из вас читают очень медленно, даже самый про­стой текст не в состоянии прочитать быстрее, чем 150—200 слов в

13'


минуту. Между тем чтение — одна из основных форм вашей уче ной работы. При помощи зрения человек получает около 80% формации. А поток этой информации увеличивается в геометр» ческой прогрессии. Специалисты подсчитали, что каждые 10 ле объем информации удваивается. Ежегодно в мире выходит боле 200 тыс. названий книг, газет, журналов. Прибавьте к этому orpov ные запасы информации в Интернете.

А каковы же возможности человека освоить эту колоссалы лавину информации? Если вы будете читать ежедневно по 50 ст ниц со средней скоростью 300 слов в минуту, то прочтете за свои жизнь около 3 тыс. книг. По подсчетам ученых, существует преде для восприятия человеком письменной информации — примерно 18 тыс. книг, 1,5 млрд слов. Но это огромная цифра, к которой даже отдаленно не приближается большинство людей. В принципе мозг может овладеть 2,8 х 1020 бит информации, т.е. освоить 6 инс странных языков, программу трех вузов и запомнить все 100 тыс< статей Большой советской энциклопедии.

Поэтому очень важно научиться читать быстро, конечно, не теряя при этом скорости усвоения информации.

По сведениям специалистов по технике быстрого чтения, су-" ществует несколько степеней, по которым без труда можно прове-* рить, с какой скоростью вы читаете.

Низкая скорость чтения — около 150-200 слов в минуту.

Средняя скорость — около 250.

Выше средней — около 300.

Быстрая — около 450.

Очень быстрая — около 550.

Сверхбыстрая — более 600 слов.

Авторы методик по скорочтению (см. работы О. Андреева, Л. Кузнецова, Л. Хромова и др.) утверждают, что в результате обу­чения можно увеличить скорость чтения до 500 слов в минуту, т.е. читать около 100 страниц в час.

Известны примеры феноменальной скорости чтения. Очень быстро читали Маркс, Ленин, Толстой, Чернышевский, Блок, Горький, Бальзак, Джон Кеннеди (к слову сказать, у всех была и замечательная память). Говорят, что у Наполеона скорость чтения достигала 2 тыс. слов в минуту.

Горький успевал изучить рукопись, присланную ему на рецен­зию, за 20—30 минут, причем и через несколько месяцев мог точ­но пересказать ее содержание, отметить даже стилистические ошиб­ки. Те, кто был в музее Горького, видел его огромную в 10 тыс. томов библиотеку, которой он активно пользовался. Подсчитано,


что в романе «Клим Самгин» в той или иной связи упомянуто книг. Горький был энциклопедически образованным человеком (как и все вышеназванные писатели и общественные деятели), в зна­чительной мере благодаря тому, что умел быстро читать.

А с какой скоростью читают студенты? Исследования показы­вают, что до 70% первокурсников имеют низкую скорость чтения, т.е. 150—200 слов в минуту.

Специалисты по скорочтению указывают три основных недо­статка традиционных методов чтения.

1. Артикуляция при чтении или проговаривание того, что чита­ется. Тогда информация перерабатывается с участием речевого и слухового канала, а его пропускная способность значительно ниже,

чем зрительного.

Каким образом избавиться от этой замедляющей чтение при­вычки? Предлагается несколько способов. Можно зажать что-то в зубах, плотно сомкнуть губы и т.п. Но это механическое преодоле­ние вокализации. А желательно подавить внутреннюю вокализа­цию. Специалисты советуют читать с одновременным выстукива­нием специального ритма (1 111 1 1 1 1), пением, мысленным счетом и т.п. При этом информация воспринимается только глаза­ми, а артикуляционный аппарат в процессе чтения не участвует. 2. Малое поле зрения при чтении, когда человек читает буква­ми, слогами или словами, а не фразами. Глаз очень часто делает остановки (так называемые фиксации) на словах, что и замедляет

процесс чтения.

Быстрое чтение — это чтение понятиями, предложениями, законченными отрезками мыслей, даже абзацами. Бальзак, кото­рый читал сверхбыстро, сам описывает такой способ чтения: «Впи­тывание мысли в процессе чтения достигало у него скорости фе­номенальной. Взгляд его охватывал семь-восемь строк сразу, а ра­зум постигал смысл со скоростью, соответствующей скорости глаз. Часто одно-единственное слово позволяло ему уяснить смысл це­лой фразы».

Чтобы расширить поле зрения, можно тренировать его при помощи таблиц Шульте. Их вы найдете в пособиях по быстрому чтению. Можно воспользоваться журналом «Журналист», который есть в любой библиотеке (1973. № 10. С. 73). Таблицы — это десять прямоугольников 20 х 20 см, разграфленных на 25 клеток (5 по горизонтали и 5 по вертикали), в которых записаны цифры в про­извольном порядке от 1 до 25. Эти цифры на каждой карте нужно найти одну за другой, показывая их карандашом от 1 до 25. При этом важно фиксировать взгляд на середине таблицы. Если вначале


эта операция занимает около минуты, то в результате трениро ки, благодаря сформированному навыку видеть всю таблицу щ ликом, скорость считывания возрастает до 25 секунд или меньшей

Кроме того, есть различные упражнения с шаблонами, кото-!! рые закрывают определенные цифры или буквы (образцы шабло­нов см. в кн.: Вормсбехер В. Ф., Кабин В. А. 100 страниц в час. Кеме-рово, 1976). Сейчас широко распространены большие цветные таб­лицы, где считывать нужно цифры, окрашенные в разный цвет (см. книги О. А. Андреева).

3. Недостатком традиционного чтения являются возвратные движения, или регрессии, когда глаз возвращается к непонятным словам, фразам, предложениям и происходит повторное чтение $ текста. Конечно, содержание должно быть отчетливо понято, но, иногда эти возвратные движения глаз связаны с тем, что мы не­внимательно, лениво, не пытаясь сразу вникнуть в смысл, «про-, бегаем» текст. Поэтому лучше научиться читать с оптимальной скоростью, при которой с первого раза усваиваются основные положения текста.

Существуют механические устройства, при помощи которых можно увеличить скорость чтения, в частности тахистоскопы, пай- | серы и др., в которых текст подается с заданной скоростью или при помощи шторок показывается на определенное время. Мож- '. но воспользоваться и обычным листом бумаги: читать, закрывая уже прочитанное. Очень удобно тренировать скорость чтения при помощи определенных, все увеличивающихся скоростей скани­рования компьютерного текста.

Но такие механические приемы, естественно, не решают про­блемы полноценного и быстрого чтения, потому что, если вы чего-то не поняли сразу, необходимо прочесть это еще раз. И вот тут возникает главная проблема — проблема глубокого понимания и усвоения текста при быстром чтении. Потому что перечислен­ные механические приемы помогают ускорить процесс чтения. Но чрезвычайно важно, чтобы при этом было достигнуто и полное, глубокое усвоение и понимание смысла прочитанного.

Для этого авторы статей и книг по скорочтению предлагают разные модели работы с содержанием. В частности, чтение с алго­ритмом (см. работы О. Андреева, Л. Хромова), в который входят:

1. Выходные данные книги (наименование, автор, источник,
место и дата издания и т.п.).

2. Фактические данные.

3. Особенности излагаемого материала. Какие из них кажутся
спорными.


4. Новизна материала и возможность использования его в прак­тической работе.

Конечно, главным является уяснение смысла, основной идеи

текста.

Перед тем как обучаться по данной методике быстрого чтения, ставят задачу каждый раз ответить на эти вопросы, а также выде­лить ключевые слова, смысловые ряды и принять решение по про­читанному фрагменту текста. По содержанию текста задаются воп­росы (обычно десять), на которые читатель должен ответить. По этим ответам подсчитывают процент усвоения прочитанного.

Очень интересную методику смыслового понимания текста предлагает И. Ф. Неволин в книге об организации умственного труда. Она состоит в том, что текст делится на текстовые элементы — мини-смыслы, которые объединяются в подтемы, темы и смыс­ловые зоны. Затем строится диаграмма текста — ДИТЕКС, где на горизонтальной оси отмечены по порядку текстовые элементы, а по вертикальной — типы информации:

ФИ — фактическая информация ЭО — эмпирическое обобщение

ТИ — теоретическая информация достаточно высокого уровня обоб­щения

РИ — рефлексивная, или оценочная, информация

РФ — рефлексия на факты

РЭО — рефлексия на эмпирическое обобщение

РТ — рефлексия на теорию

РР — рефлексия на рефлексию.

В пространстве между двумя осями на пересечении порядково­го номера текстового элемента и типа информации находятся точ­ки, которые последовательно соединяются прямыми линиями. Та­ким образом получается график данного текста, который позволя­ет четко выделить его смысловые элементы, определить тип текста, его логику, отыскать смысловые нелогичности и т.п. Такая диаг­рамма помогает глубоко понять содержание и, соответственно, быстро его запомнить, а при некоторой тренировке в дальнейшем позволяет точно оценить структуру прочитанного, отчетливее его понимать и, следовательно, быстрее работать.

Сам процесс осмысления текста предполагается вести по сле­дующей схеме:

1. Общая ориентация в тексте.

2. Структурирование материала, т.е. выделение основных видов
информации и текстовых элементов.


3. Переструктурирование информации, т.е. построение диа;
мы текста, где текстовые элементы объединены в микротемы§|
смысловые зоны.

4. Свертывание информации, т.е. тематическое обобщение.

5. Развертывание, припоминание прочитанного.

Конечно, здесь не ставится цель научить вас приемам быстро!,
го чтения. Это задача сложная и требует длительных упражнений^
лучше на специальных курсах или самостоятельно. Мы лишь сооЩ
щаем информацию о том, что есть возможность ускорения темп*;
чтения, показываем причины, по которым мы читаем медлениУ|
называем литературу по скорочтению. «||

Но не увлекайтесь чрезмерно техникой быстрого чтения, взяли в руки томик Пушкина или Блока — вчитывайтесь, вслу вайтесь в каждый звук прекрасной поэзии. Медленного чтения бует и хорошая проза. Научная литература тоже не терпит слеш: Она открывается вдумчивым. А вот газетный текст, детективная сюжетная литература, популярные тексты могут читаться и побы рее. Главное — приучайтесь владеть навыками ДИНАМИЧЕСКО чтения, т.е. скорость должна соответствовать цели, способу чтен характеру текста и степени вашей осведомленности в предмете.

Все общие правила рациональной организации умственно деятельности очень пригодятся в непосредственной учебной раб те: при слушании лекций, подготовке к семинарам, при конспе! тировании литературы, написании письменных работ, создан» журналистских материалов и, конечно, при подготовке к экз нам и зачетам.

Очень важно любое новое знание связывать с будущим, таться понять, каким образом оно послужит профессионализации^ Твердое усвоение системы знаний при настойчивой самостоятелЙ| ной работе — вот основное правило, которым полезно руковоШ| ствоваться в процессе учебы на факультете журналистики. ! >|




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.253 сек.