Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Церковь




 

В Церкви христианин призван пережить всемирную трагедию, которая объемлет всю историю человечества и заключается в отчужденности людей от Бога и друг от друга, чтобы перейти с покаянием ко всемирному общению любви. Человек призван возлюбить как самого себя тех, от кого он оторван, и принять как своего брата всякого своего ближнего, друга или врага. В Церкви человек становится вселенским существом, жизнь которого в Боге соединяет его с жизнью всего творения узами космической любви (преп. Исаак Сирин). Иначе говоря, каждый человек призван стать всемирным. Это кажется недостижимым в нашей повседневной жизни, поэтому христианское учение представляется миру нелепым. Только переход в жизнь церковную делает сказанное реальным.

В православном богословии Церковь мыслится как «общение (ради) обожения» (святитель Григорий Палама, «Слово изъяснительное о Святом Духе»). Общение – главное в жизни Церкви Христовой. «По самому существу своему и названию, – говорит архимандрит Кирилл (Павлов), – Церковь есть общение, союз – высший, нравственный, духовный союз… Любовь и взаимное общение есть основное начало и существенное свойство в развитии религиозной жизни христианства… И в будущем веке она (любовь. – Авт.) будет преобладать между членами Царства Небесного» (из книги «Ищите прежде Царствия Небесного», М., 2000).

Сущность Церкви хорошо раскрывается еще в следующих словах св. прав. Иоанна Кронштадтского: «Что св. Церковь внушает нам, когда и на домашней молитве, и в церковной влагает в наши уста молитвы от лица всех, а не от одного лица? Внушает нам непрестанную взаимную любовь, чтобы мы всегда и во всем на молитве и в житейском обращении, любили друг друга как себя, чтобы мы, подражая Богу в трех Лицах, составляющих высочайшее единство, и сами были едино, из многих составленное» («Моя жизнь во Христе»).

«Церковь, – указывает Георгий Мандзаридис, – как богочеловеческое общество, как община обожения, есть место онтологического воссоздания мира. Она есть место, в которое призваны люди, дабы сделать действенным друг с другом свое единосущие, дабы объять друг друга любовью и соединиться по образу Святой Троицы … Она есть новое бытие, осуществляемое в общении» («Глобализация и глобальность…»).

Вот почему в Новом Завете Церковь называется «телом» (см.: Еф. 1, 23; 4, 16; 5, 30 и др.). Тело – не случайная совокупность членов, из которых каждый в жизни своей замкнут в себе, но именно один организм, где все члены соединены друг с другом. «Едино тело верных, и тело это не разделяет ни время, ни пространство: ибо связаны мы друг с другом не суставами и сухожилиями, но узами любви отовсюду облечены» (святитель Иоанн Златоуст).

Глава Церкви – Богочеловек Иисус Христос (см. Еф. 5, 23). Поэтому Церковь – не просто тело, но Тело Христово. Он, по слову апостола, есть «Спаситель тела» (Еф. 5, 23), Новый Адам спасенного человечества (см. 1 Кор. 15, 22), составляющего Церковь. «Тайна сия велика…» (Еф. 5, 32). Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Для нас Господь страдал, умер, погребен и воскрес. И Его смерть, погребение и воскресение есть как бы собственная наша смерть, погребение и наше общее воскресение».

Спаситель спасает «от греха, проклятия и смерти» (Катехизис). Он – наш «Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» (Евр. 7, 26). Иначе говоря, во Христе нет никакого греха, никакой отчужденности. В Нем человек получает то, что потерял в Адаме, т. е. получает жизнь, ибо Христос есть жизнь (Ин. 14, 6). Поэтому спасение есть освобождение (спасение) от отчужденности. Новый принцип жизни возрожденного во Христе человечества – личное общение, любовь.

Афонский старец Порфирий говорил: «Христос открывает Себя только внутри Церкви, там, где люди, находясь вместе, любят друг друга несмотря на грехи; не из-за их усилий, но по милости и любви Христа. Любовь Христова держит всех нас вместе. Он делает нас одним телом и мы участвуем в богочеловеческой жизни Господа. Только таким образом, и никак иначе, мы можем вознестись над разрушительной силой греха. И вершина истины есть святая Евхаристия».

Ежедневно на литургии, перед совершением таинства Евхаристии Церковь обращается к раздробленному человечеству: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа». Очам любви открывается это церковное единство, не как внешнее соединение или собрание, какое бывает во всяком мирском обществе, но как таинственная первооснова жизни человека.

Согласно Священному Писанию, «тайна воли Божией» состоит в том, чтобы «все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1, 10). Церковь есть «тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 23). Вот почему нам, христианам, заповедано «сохранять единство в союзе мира» (Еф. 4, 3). «Одно тело и один дух, - говорит апостол Павел, - как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» (Еф. 4, 4-6). Все эти и многие другие места Священного Писания говорят об одном и том же – о единстве, о всемирности.

Человечество едино во Христе, все люди суть ветви единой виноградной Лозы (см. Ин. 15 гл.). И человеческим родом это единство не ограничивается, ибо «в Церковь входит не только человеческий род, но и ангельский собор»[5].

«Аз есмь путь» (Ин. 14, 6), – говорит Христос, призывая всех нас идти этим путем. Всякий член Церкви соединяется со Христом и призывается достигнуть «в мужа совершенна, в меру возраста полноты Христовой» (Еф. 4, 13). Все мы призваны к достижению того возраста духовного, той меры, т. е. той степени личного общения, когда «изобразится в нас Христос» (см. Гал. 4, 19), чтобы мы были «совершенными во Христе Иисусе» (см. Кол. 1, 28). Он стал нашим «знамением совершенства», т. е. идеалом, целью, к которой все мы должны стремиться, «да достигается через Него мера возраста человека нашего внутреннего» (преп. Ефрем Сирин).

«Я не почитаю себя достигшим, – говорит об этом апостол Павел, – а только забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3, 14). «…И когда достигнем любви, тогда достигли мы Бога, и путь наш свершен, и пришли мы к острову тамошнего мира, где Отец, Сын и Дух Святый» (преп. Исаак Сирин, «Слова подвижнические», слово 83). Отсюда становится понятным евангельский призыв: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Георгий Мандзаридис пишет: «В единой и нераздельной Церкви реализуется единство раздробленного человечества, и вновь восстанавливается единство с Богом… Христос вместе с целокупным Своим Телом – Церковью, созидает эту новую реальность. Это та реальность, которую воздвигла любовь Божия явлением Христа: «Да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17, 26)… Христос – Новый Адам, восстанавливающий раздробленную человеческую природу ветхого Адама. Единство в Церкви не означает исчезновения личностной неповторимости (различия). Как во Святой Троице сущность общая, а личные свойства не являются общими, так и у членов Церкви. Во Христе обновившаяся природа человека подается каждой отдельной ипостаси. И каждая ипостась призвана в Церкви стать всемирной, вместить все человечество, всего Адама, по образу Нового Адама, нового Человека Христа. Человечество призвано быть единым человеком «по образу» Троического единства. Оно призвано стать одним всемирным человечеством по образу единого Троического Божества. Стремление к единству и глобальности прямо противоположно стремлению к разрыву и отчуждению» («Глобализация и глобальность…»).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.