Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Лексика с точки зрения функционально-стилевой принадлежности. Эмоционально-экспрессивная парадигматика




1.Стилистические разряды слов (межстилевое, книжное, разговорно-бытовое, просторечное).

2.Экспрессивная и эмоционально-окрашенная лексика.

3. Стилистическая дифференциация лексики.

Задания

1. Разграничьте экспрессивную и эмоционально окрашенную лексику, выделяя: 1) слова с ярким оценочным значением; 2) слова, получающие оценочность при метафорическом употреблении; 3) слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств.

Брюзга, дивный, тряпка, бабуля, аккуратненько, опорочить, змея, грызть, бородища, дуб, детина, подхалим, напакостить, солнышко, ворона, пустомеля, шипеть, близехонько, тюфяк, провозвестник, нерукотворный, шипеть, плешивый, крошка, лежебока, местечко, недоносок, несуразица, осатанелый, кукситься, лучинушка.

2. Выпишите экспрессивную и эмоционально окрашенную лексику, выделив структурный компонент слова, несущий эмотивную/оценочную нагрузку.

I. Так вы-то поняли, чего мне хотелось, чего сердчишку моему хотелось! Вижу, уголочек занавески у окна вашего загнут и прищеплен к горшку с бальзамином, точнехонько так, как я вам тогда намекал; тут же показалось мне, что и личико ваше мелькнуло у окна, что и вы ко мне из комнатки вашей смотрели, что и вы обо мне думали. И как же мне досадно было, голубчик мой, что миловидного личика-то вашего я не мог разглядеть хорошенько! Было время, когда и мы светло видели, маточка. Не радость старость, родная моя! (Ф. Достоевский. Бедные люди).

II. – Порфирий! – воскликнул толстый, увидев тонкого. – Ты ли это! Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

– Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?..

– Милый мой! – начал тонкий после лобызания. – Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! (А. Чехов. Толстый и тонкий).

III. – Ах, мошенник, мошенник, – качая головой, говорил Воланд, – каждый раз когда партия его в безнадежном положении, он начинает заговаривать зубы, подобно самому последнему шарлатану на мосту. Садись немедленно и прекрати эту словесную пачкотню <…>

– Ну, что же, долго это будет продолжаться? – спросил Воланд. – шах королю.

– Я, вероятно, ослышался, мой мэтр, – ответил кот, шаха королю нет и быть не может <…>

– Что такое? – в недоумении спросил Воланд и стал глядеть на доску, где стоявший на королевской клетке офицер отворачивался и закрывался рукой.

– Ах ты подлец, – задумчиво сказал Воланд.

– Мессир! Я вновь обращаюсь к логике, – заговорил кот, прижимая лапы к груди, – если игрок объявляет шах королю, а короля между тем уже и в помине нет на доске, шах признается недействительным.

– Ты сдаешься или нет? – прокричал страшным голосом Воланд.

– Разрешите подумать, – смиренно ответил кот, положил руки на стол, уткнул уши в лапы и стал думать. Думал он долго и наконец сказал: – Сдаюсь.

– Убить упрямую тварь, – шепнул Азазелло.

– Да, сдаюсь, – сказал кот, – но сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в атмосфере травли со стороны завистников! (М. Булгаков. Мастер и Маргарита).

3. Определите стилистическую принадлежность слов (книжное, разговорное, просторечное).

Эклектичный, очуметь, разобидеть, смутьян, тавтология, воришка, засоня, балбес, подстраховать, безумец, ротонда, чудной, хаос, очник, слабак, дифирамбы, плутишка, монополия, барахло, нижеследующий, вляпаться, драндулет, чаяния, шумиха, неявка, дочурка, восславить, гоготать, изгнать, дохляк, облапошить, предначертать, зажилить, ловкач, прошмыгнуть, лекаришка, лачуга, преграда, пирушка, обормот, гражданственность, разгильдяй, глашатай, проворонить, шушукаться, хлюпик, соратник, сдуру, прогрессивный, смазливый, чертовски, манерность, смешинка, мелюзга, укокошить, педантичный, обалденный, личина, рехнуться, бутуз, продажный.

4. Пользуясь “Словарем русского языка” С. И. Ожегова, распределите слова по трем группам: 1) нейтральные (не имеющие в словаре особых помет); 2) слова книжной лексики (с пометами: книжное, научное, официальное, торжественное); 3) слова разговорно-бытовой речи (с пометами: разговорное, просторечное).

Аномалия, багряный, лагерь, абстрактный, баррикада, баста, буян, вдосталь, возгораться, вопить, дюжий, бутуз, обитель, зеленый, пинать, открытие, водрузить, ералаш, взыскания, пилигрим, заводила, импульсивный, возмездие, пенаты, лабиринт, общественный, ищейка, лебезить, трепач, подвиг, компиляция, дурнушка, лучезарный, карга, мистификация, очевидный, свершения, ответчик, близко, грядет, конопатый, забвение, барахло, бухнуться, начертать, хорохориться, веровать, эмпирический, журить, акцентология, вдрызг, окрошка, будущий, зануда, речистый, сдюжить, кафедра, просьба, хрыч, культура, колошматить, нерукотворный, кудрявый, лодырь, дедукция, нелицеприятный, скудость, доступный, нравоучение, умозрительный, отпетый, лелеять, ратный, выматывать.

5. Среди книжных слов выделите слова высокие (поэтизмы), официально-деловые, термины.

Корифей, постулат, созидание, импульс, обжаловать, акростих, всепобеждающий, сюрреализм, вдохновенно, фонема, потребитель, взыскания, державный, аффикс, абстракционизм, санкционировать, истец, глашатай, проживание, творение, во избежание, карать, уведомлять, урология, препровождать, рдеть, воспеть, вещий, дерзания, сыны, доблестный, пиетет, запротоколировать, предначертать, вышеуказанный, нижеподписавшийся, уполномочить, уведомление, благо, возвестить, внимать, отчизна, восторжествовать, вовек, доныне, претворить, жаждать, свершение.

6. Выпишите стилистически окрашенные высокие слова (поэтизмы). Установите их принадлежность к исконно русской / заимствованной лексике.

1. Но все покоится в безмолвии ночном, / И вежды томные сомкнулись тихим сном (Е. Баратынский). 2. Оракулы веков, здесь вопрошаю вас! (А. Пушкин). 3. Он стар. Он удручен годами, / Войной, заботами, трудами; / Но чувства в нем кипят, / И вновь Мазепа ведает любовь (А. Пушкин). 4. По дороге зимней, скучной / Тройка борзая бежит (А. Пушкин). 5. Нет, весь я не умру – душа в заветной лире / Мой прах переживет и тленья убежит – / И славен буду я, доколь в подлунном мире / Жив будет хоть один пиит (А. Пушкин). 6. Я предузнал мой жребий, мой конец, / И грусти ранняя на мне печать; / И как я мучусь, знает лишь творец; / Но равнодушный мир не должен знать (М. Лермонтов). 7. Под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой… / А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой! (М. Лермонтов). 8. Лилейная рука тебя мне поднесла / В знак памяти, в минуту расставанья (М. Лермонтов). 9. Облака опять поставили / Паруса свои. / В зыбь небес свой бег направили / Белые ладьи (В. Брюсов). 10. Ей пригрезился сон про меня (А. Блок). 11. Но никто под окрик журавлиный не разлюбит отчие поля. (С. Есенин). 12. Она сердцем поняла, что сын ее обрек себя навсегда чему-то тайному и страшному (М. Горький).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.