Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К чему приводит «АВОСЬ» - он же, пресловутый «человеческий фактор»




Приношу соболезнование всем, чья жизнь после описанных событий разделилась на ДО и ПОСЛЕ. Приношу извинения за то, что затронул не заживающую боль. Ради того чтобы подобное не повторялось написана эта статья.

Первого мая 2010 года на траверзе речного порта Новомосковск, расположенном на реке Самара, в 300 м ниже по течению автодорожного моста пересекающего трасу Харьков - Симферополь, произошло столкновение маломерных судов «MAXUM 1800XP» и «Южанка». В результате четверо из пяти несовершеннолетних, находившихся в «Южанке» погибли. В.Р., 1995 г.р., в результате закрытой черепно-мозговой травмы, Г.А., 1993 г.р., З.Д., 1993 г.р. и Б.Э., 1995 г.р., утонули.

Расследованием было установлено, что 1 мая 2010 около 14.30 С.В. во время отдыха в компании решил покатать на катере свою семью. Находясь в состоянии алкогольного опьянения без разрешения владельца он взял «MAXUM 1800ХР» с подвесным двигателем «HONDA», мощностью 150 лошадиных сил.

По словам С.В. двигаясь по р. Самара в районе г. Новомосковска вверх по течению со скоростью 50-60 км/ч около 14.50 по левому борту он увидел маломерное судно типа «Южанка», оснащенного подвесным мотором «Вихрь-25», следовавшее в том же направлении со скоростью около 10 км/ч. На борту «Южанки» находилось пять несовершеннолетних. Не снижая скорость он начал обгон «Южанки» с правого борта на дистанции 4-6 м между бортами. В это время судоводитель «Южанки» внезапно резко изменил курс в право. Попытка С.В. уклонится, уйдя вправо, не удалась, и произошло столкновение.

Характеристики столкнувшихся судов представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.Сведения о судах

Название «MAXUМ 1800 ХР» «Южанка»
Место и год постройки США, 1994 СССР (Россия) - год постройки не установлен. Снято с производства в 1978 году
Материал корпуса стеклопластик Дюралюминий
Назначение прогулочное Прогулочное
Двигатель HONDA, мощность 150 л.с. (подвесной) «Вихрь – 25» мощность 25 л.с. (подвесной).
Длина, м 5,49 4,63
Ширина, м 2,42 1,60
Пассажировместимость 7 человек 4 человек
Грузоподъемность   400 кг
Место хранения в гаражном кооперативе, доставка на воду осуществлялась с помощью трейлера во дворе, доставка на воду осуществлялась вручную

 

Рис.1. Общий вид «MAXUМ 1800 ХР»

 

Рис.2. Следы от столкновения на форштевне «MAXUМ 1800 ХР»

 

Рис.3. Следы от столкновения на скуле (левый борт) «MAXUМ 1800 ХР»

 

Рис.4. Разрыв наружной обшивки левого борта «MAXUМ 1800 ХР»

 

Рис. 5. Общий вид мотолодки «Южанка» на момент осмотра.

Рис. 6. Место удара мотолодки «Южанка».

Рис. 7. Оценка направления удара. Характер повреждений свидетельствует о догоняющем ударе под углом около 45º.

 

Рис. 8. Разрыв правого борта (вид снаружи).

Сопоставление повреждений мотолодок «MAXUМ 1800 ХР» и «Южанка» показало, что:

· Удар пришелся в правый борт «Южанки» в район миделя под углом около 45 градусов в корму.

· На штевне «MAXUМ 1800 ХР» она повернулась еще примерно на 45º до примерно 90º.

· По инерции «MAXUМ 1800 ХР» вылетел на корпус «Южанки» и перелетел через нее.

· При этом кормовой частью левого борта «MAXUМ 1800 ХР» ударился о двигатель «Южанки» и получил разрыв обшивки.

Для оценки достоверности информации о столкновении было выполнено его моделирование [1] с целью выяснение того, насколько внезапным был маневр «Южанки». Судить об этом можно, определив время от момента изменения курса судоводителем «Южанки» до столкновения и дистанцию между судами в начале маневра.

Предполагается, что события развиваются так, как описывает судоводитель «MAXUM 1800 ХР»

Учитывая неопределенность в исходных данных, при выполнении расчетов принималось:

· Скорость мотолодки «MAXUM 1800 ХР» - 60 км/час.

· Скорость «Южанки» от 5 до 15 км/час.

· Поперечное расстояние между бортами моторных лодок «MAXUM 1800ХР» и «Южанка» в начале обгона - 6 м.

· Диаметр циркуляции «Южанки» принимался от 6 до 10 м.

· Угол поворота «Южанки» варьировался от 15 до 90 градусов.

Результаты расчетов представлены на графиках (рис.10-11).

 

Рис.10. Зависимость времени от начала маневра «Южанки» до столкновения (D=6 м, B=6м, скорость «MAXUM» 60 км/час) от скорости «Южанки»
Рис.11. Зависимость дистанции между судами вначале маневра «Южанки» (D=6 м, B=6м, скорость «MAXUM» 60 км/час) от скорости «Южанки»

 

Анализ расчетных результатов, их сопоставление с результатами исследования повреждений и свидетельских показаний дают возможность сделать следующие выводы:

1. Наименьшее время от момента изменения курса судоводителем «Южанки» до столкновения и дистанция соответствуют диаметру циркуляции 6 м.

2. Минимальное время от момента изменения курса судоводителем «Южанки» до столкновения и дистанция соответствуют повороту «Южанки» на 45º.

Это означает, что время от момента изменения курса судоводителем «Южанки» до столкновения составляет 9 с, при скорости «Южанки» 5 км/час; 4,4 с при скорости 10 км/час и 3 с при скорости 15 км/час. Этого времени достаточно для того, что бы среагировать на происходящее - сбросить газ и отвернуть вправо даже при скорости «южанки» 15 км/час. Дистанция в начале маневра «Южанки» составляла 150 м при ее скорости 5 км/час; 70 м при 10 км/час и 40 м при 15 км/час.

Обобщая сказанное, версия судоводителя «MAXUM 1800 ХР» о расхождении на дистанции 6-8 м, и резком повороте «Южанки» на курсе не соответствует действительности. Нужно отметить, что при такой разнице скоростей судоводитель быстроходного судна воспринимает тихоходное судно как практически неподвижный объект и имеет все возможности его безопасного обгона.

На основании сопоставления свидетельских показаний, анализа повреждений и моделирования движения судов события развивались следующим образом:

Катер «MAXUM 1800 ХР» двигался против течения в сторону автомобильного моста через р. Самара со скоростью около 60 км/час.

 

место столкновения;

Рис. 14. Схема маневрирования приведшая к столкновению (пунктир траектория движения «MAXUM 1800 ХР», сплошная траектория «Южанки»)

 

На траверзе грузового причала Новомосковского речного порта (примерно в 260 м от моста, ширина реки около 110 м) не снижая скорости «MAXUM 1800 ХР» начал обгон мотолодки «Южанка», двигавшейся в попутном направлении со скоростью до 10 км/час, уклоняясь от оси фарватера в сторону левого берега. Вопреки всем рекомендациям [2, 5, 6, 8] судоводитель «MAXUM 1800 ХР» начал обходить «Южанку» по носу левым бортом. В результате неправильных действий судоводителя «MAXUM 1800 ХР»: маневров, выбора дистанции и превышения скорости произошло столкновение. Удар произошел под углом около 45º в корму.

Произошедшее столкновение явилось результатом целой цепи нарушений, допущенных владельцами и судоводителямих обоих малых судов.

Эксплуатация судна разрешена после его регистрации, п.1.10 Правил [2] (Судно повинно мати суднові документи зазначені в «Інструкції про огляд суден, які здійснюють плавання (експлуатуються) на внутрішніх водних шляхах України». Малим суднам достатньо мати судновий білет, свідоцтво про придатність судна до плавання), нанесения на корпус опозновательных знаков п. 2.2 Правил [2] «Малі судна повинні мати реєстраційні знаки» и прохождения технического осмотра п. 1.8.1 Правил [2] «Конструкція та устаткування суден …. повинні відповідати вимогам відповідних класифікаційних товариств та забезпечувати безпеку осіб, які є на борту, безпеку судноплавства, а також дотримання вимог цих Правил». Без выполнения этих требований судно эксплуатироваться не может. Оба судовладельца эти правила не выполнили.

Маломерное судно, является источником повышенной опасности. Судовладелец должен принять меры по недопущению к управлению лиц, не имеющих на это права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.