Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Последовательность действий




Рекомендуемая последовательность действий – в алгоритме единой деятельности. Здесь действия не могут быть расценены только как части деятельности. Они должны предстать в схеме в определенной последовательности, диктуемой еще и многочисленными «если» (см. рис. 52).

Рис. 52

Запись в схеме принципиально, мы думаем, ясна. Но обратим внимание, что «ЕСЛИ» у нас представлено в прямоугольниках. Вот как раз здесь контраст прямоугольника с прочими элементами оказался нужным. А слияния двух прямоугольников нет — они расположены далековато друг от друга.

Из предшествующих рассуждений следует, что логико-графической структурой мы можем записывать любые временные последовательности. Если возникнет необходимость в записи просто увеличения чего-либо со временем, можно применить своеобразную стрелку, например такую (см. рис. 53).

 

Рис. 53

 

Плюс текстуальные вставки в фигуры-понятия. Вот перед нами фраза: «Терроризм в двадцать первом веке существенно больше, чем в двадцатом веке». Превратим ее в логико-графическую схему (см. рис. 54).

 

Рис. 54

 

А уменьшение чего-либо изобразим так (см. рис. 55).

 

Рис. 55

 

Фраза «Численность населения в России уменьшилась со 170 миллионов в 1990 г. до 147 миллионов в 1998 г.» будет выглядеть просто и гештальтно (см. рис. 56).

Рис. 56

 

Еще одно обстоятельство стоит зафиксировать навсегда. Допустим, в тексте имеется указание только на временную последовательность, но ничего не говорится о характере этой последовательности. То есть это не причинно-следственная связь, не трансформация, не алгоритм деятельности с последовательностью действий и не еще что-то определенное), а просто что-то случившееся раньше, а что-то позже. В этом случае будем употреблять стрелку с пунктирной полужирной линией (см. рис. 57).

Рис. 57

 

7. «СВОБОДНАЯ ЗАПИСЬ»

Уже говорилось, что вариантов соотношений понятий много. Они далеко не исчерпываются теми, которые мы подробно здесь обсудили и способ отображения которых оговорили. Повторим, что есть еще соотношение понятий «местонахождение»: Волга — в России, звезда на небе. Или «принадлежность»: очки учителя, шляпка девушки. Или «перемещение»: журавли осенью улетают на юг, люди мигрируют из городов в деревни. Вообще, наверное, многие средства языка служат для обозначения того или иного соотношения понятий. Если именно это соотношение привлекает научное внимание, то они достойны логико-графического структурирования, можно применить всеобщий способ.

Выделяем в рамках главные понятия и обозначаем характер их соотношений текстом или условными символами в расширении связующей линии (см. рис. 58).

Рис. 58

Если вы обратили внимание на стрелки до и после расширения связующей линии, то предупредим: они не указывают на причинно-следственную связь, а лишь показывают направление мысли от одного понятия к другому. Так что такая свобода вполне приемлема. При такой «свободной» форме логико-графического структурирования увеличивается роль текстуальных вставок. Но чтобы текст не очень мешал воспринимать соотношения фигур-понятий, можно позаимствовать из разных наук применяемые в них условные символы. Больше (>), меньше (<), равно (=), сумма (X). С одним важным условием: все условные обозначения надо либопояснить (в выноске), сославшись на источник, либо расшифровать его в доступном месте листа).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.