Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Московская область 4 страница




В 1684-98 гг. -владение украинского гетмана П.Д.Дорошенко. Южная часть Яропольца с 1823 г. принадлежала Н.И.Гончаровой, матери жены А.С.Пушкина. Усадьба Гончаровых включает главный корпус с флигелями, дом управляющего, хозяйственные постройки, Екатерининскую церковь, парковый павильон и другие строения, созданные в стиле классицизма, в стиле псевдоготики (предполагаемый автор ансамбля - И.В.Еготов). В связи с пребыванием здесь в 1833 г. Пушкина а усадебном доме создан музей-комната - <Пушкинская комната>.

Северная часть Яропольца с 1717 г. принадлежала Чернышёвым. Как архитектурный ансамбль усадьба сложилась в 1770 г., когда ее владельцем был генерал-фельдмаршал З.Г.Чернышёв (его загородную резиденцию называли русским Версалем).Архитектурный ансамбль в стиле классицизма с элементами барокко включает дворец, службы и конный двор, въездные ворота с оградой, двукупольную церковь (с усыпальницей Чернышёвых - надгробие З.Г.Чернышёва), регулярный террасный парк с обелиском (в память о посещении усадьбы Екатериной II в 1775 г.).

 

УСАДЬБЫ

ПОДМОСКОВЬЕ

Подмосковные монастыри

(Данилов, Новоспасский, Петровский, Андроников, Симонов)

В XIV-XV веках среди русских городов главенствующую роль начинает играть Москва, ставшая в годы правления Ивана III столицей единого Российского государства.

Московские князья проявляли заботу об укреплении своей столицы. Прежние деревянные стены Московского Кремля в середине XIV века были заменены белокаменными, а в конце XV века вместо них были воздвигнуты укрепления из кирпича, рассчитанные на применение артиллерии. Оборонительными сооружениями были опоясаны и городские посады, причем со временем и здесь деревянные крепости уступают место каменным.

Но помимо укреплений самого города значительное внимание уделялось и сооружению опорных пунктов на подступах к Москве, в частности, на месте пересечения важных путей, у дорог, по которым обычно продвигалась ордынская конница. Большое значение в этом плане приобрели крепости-монастыри, создававшиеся у окраин столицы уже со времен первых московских князей. Особенно существенную роль играли Данилов, Андроников, Симонов и Новоспасский монастыри, о которых и пойдет речь в данном очерке.

Как показали данные новейших исследований, Москва впервые стала центром самостоятельного владения при младшем сыне Александре Невского, князе Данииле.

Современники отмечали благоразумие и справедливость этого князя. Несмотря на сложные времена, Даниилу, младшему из сыновей Александра Невского, удалось укрепить свое княжество и расширить владения. Даниил Московский неоднократно поддерживал и защищал переяславцев и их князя - своего племянника Ивана Дмитриевича. В 1302 году князь Иван, умиравший бездетным, завещал свое княжество Даниилу. Благодаря разумной политике Даниила Александровича, увеличивались военные силы Москвы (в научной литературе высказано предположение, что это было связано с переходом на службу к московскому князю бояр из пострадавших вследствие междоусобных конфликтов соседних княжеств). В результате Даниил смог одержать победу над весьма опасным противником - рязанским князем Константином, которого поддерживали татары.

Даниил Александрович вошел в историю также в качестве основателя первого московского монастыря - Данилова, получившего название по имени небесного покровителя князя. Правда, ранние источники точных указаний по этому поводу не содержат. Но предания отмечают заслугу Даниила Александровича в создании указанной иноческой обители. А одна из поздних летописей свидетельствует: <Князь Даниил Александрович устроил монастырь за Москвой-рекой, иже и доныне зовется Данилов>.

Датой основания Данилова монастыря принято считать 1282 год. Московскому князю было тогда немногим более двадцати лет, и едва ли, создавая иноческую обитель, он помышлял о ней как о месте принятия пострига и молитвенных подвигов во искупление совершенных на протяжении жизни грехов. Вероятнее всего, Даниил тогда главным образом заботился об обороне своего стольного града.

Место для монастыря было избрано не случайно - рядом проходила дорога, ведущая из Москвы в Орду. На небольшой возвышенности при впадении реки Худенец в Москву-реку была сооружена деревянная церковь, посвященная святому Даниилу Столпнику. Рядом с храмом строились иноческие кельи, деревянная ограда.

До конца своих дней первый московский князь оказывал покровительство Данилову монастырю. Но время было тревожное. На Руси происходила напряженная борьба между двумя группировками князей, которая осложнялась к тому же постоянным вмешательством татарских властителей. Неоднократно вторгались на территорию Северо-Восточной Руси ордынские полчища, подвергались разорению и предавались огню наиболее важные центры Суздальской земли - такие, как Владимир, Переяславль Залесский. Владения Даниила Александровича в меньшей степени страдали от ордынцев.

Однако в 1293 году, во время нашествия Дюденя, беда не обошла стороной и Московское княжество. Тогда была разорена и сама столица, пострадал и подмосковный Данилов монастырь - он был разграблен и сожжен. Пришлось восстанавливать святую обитель из пепла, что удалось сделать весьма скоро благодаря материальной помощи со стороны князя.

Прошло еще несколько лет. В начале апреля 1303 года скончался покровитель обители - Даниил Александрович. По обычаю русских князей, он принял перед смертью схиму. Согласно некоторым данным, князь-инок завещал похоронить себя в основанном им Даниловом монастыре.

После Даниила в Москве поочередно княжили его сыновья - Юрий и Иван (<Калига>). При Иване Даниловиче первый подмосковный монастырь ожидали важные перемены. Проявляя заботу о безопасности иноков основанной его отцом обители, этот князь перевел их в 1330 году в Спасский монастырь, под защиту кремлевских стен. На некоторое время Данилов монастырь утрачивает значение. Он был возрожден только в конце XV или начале XVI столетия. Согласно некоторым данным, около 1555 года

Данилов монастырь ограждается мощными каменными стенами с боевыми башнями. Эти укрепления сменили прежние, деревянные.

В дальнейшем у стен Данилова монастыря неприятели появлялись неоднократно. Так, летом 1591 года к Москве приблизились войска крымского хана Казы-Гирея. В это время оборонявшие Данилов монастырь русские воины обстреливали правый фланг неприятельского полчища. К самой обители враги подойти тогда не решились. А на другой день, то есть 5 июля 1591 года, Казы-Гирей повернул свои войска обратно.

В годы Смуты в начале XVII века Данилов монастырь принимал участие в обороне Москвы от недругов царя Василия Шуйского. Действия правительственных войск против сторонников И. Болотникова оказались успешными. Но в 1610 году, когда к столице подошли шайки <Тушинского вора>, монастырские постройки пострадали от обстрела, причем сгорели увенчивавшие башни деревянные шатровые кровли.

Восстановленный после Смуты Данилов монастырь вновь пострадал во время войны с Наполеоном в 1812 году. Расположившиеся на территории монастыря французы изрядно ограбили святую обитель.

С историей Данилова монастыря тесно переплетена судьба еще одной

значительной подмосковной обители - Новоспасского монастыря, также занимавшего важную позицию на подступах к столице. Новоспасский монастырь расположен на левом берегу Москвы-реки на месте так называемого Васильцева стана - там, где некогда стоял с войском великий князь Московский Василий II (<Темный>) в ожидании нападения татар. Основание обители относится к началу 90-х годов XV века, к тому времени, когда в Москве правил сын Василия Темного - Иван III. Собираясь расширить некоторые кремлевские постройки, великий князь Иван Васильевич решил перевести спасских иноков в новую обитель. Основание Новоспасскому монастырю было положено весной 1491 года закладкой каменной церкви, строительство которой оказалось завершенным через шесть лет. В то же время сооружались монашеские кельи, трапезная, хозяйственные помещения.

Новоспасский монастырь первоначально был огражден деревянной стеной с боевыми башнями. Эти укрепления уже после Смуты, в 1630-1640-х годах, были заменены каменными. Новые стены достигли протяженности около семисот восьмидесяти двух метров; высота их равнялась приблизительно семи с половиной метрам, а ширина - двум метрам. В систему укреплений входили шесть башен, одна из которых являлась воротной. В стенах и башнях ограды Новоспасского монастыря были устроены бойницы.

К старинным монастырям московской земли, расположенных вблизи важных дорог (в данном случае - Тверской и Дмитровской), относится и Петровский монастырь, основанный в первой половине XFV века, а к концу XVI столетия оказавшийся в черте городских укреплений.

Весьма важное значение в системе укреплений на подступах к Москве имел знаменитый Андроников монастырь, прославившийся в первую очередь своим выдающимся вкладом в развитие русского искусства.

Этот монастырь основан в середине XIV века, во времена митрополита Алексия, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского. Немало легенд и преданий связано с первыми десятилетиями его существования. В частности, о создании Андроникова монастыря известно следующее.

Митрополит Алексий, известный церковный и государственный деятель XIV века, возвращался на Родину после утверждения его в должности вселенским патриархом. Он вез тогда из Византии икону Спаса Нерукотворного. Но по пути из Константинополя на море корабль, в котором находился святитель, был застигнут бурей. Митрополит Алексий обратился к Богу с пламенной молитвой, обещая в случае спасения построить монастырь

во имя Святого Спаса. Буря утихла, и корабль благополучно пристал к берегу.

Возвратившись в Москву, святитель во исполнение данного обета основал Спасский монастырь (сейчас более известный под названием <Андроников>, по имени первого настоятеля).

Митрополит Алексий, выходец из знатной боярской семьи Бяконтов, играл важную роль в политической жизни Руси середины XIV века. Он возглавлял Русскую церковь с 1354 по 1378 год, а в период малолетства князя Дмитрия фактически руководил и государственными делами. Этот святитель открыто использовал духовную власть для оказания давления на враждовавших с Москвой князей. Неудивительно, что в грозные годы противостояния Москвы Литве и Орде митрополита могли беспокоить и вопросы обороны подступов к столице, все еще недостаточно защищенных. Как известно, на южных и юго-восточных окраинах Москвы в XIV-XV веках ставятся крепости-монастыри - Данилов, Симонов, Новоспасский. Вошел в эту систему и Спасо-Андроников монастырь, основанный, по некоторым данным, во второй половине 50-х годов XIV столетия.

Для создания новой обители (Всемилостивого Спаса) митрополит Алексий избрал удивительно красивую и важную в стратегическом отношении местность - на высоком берегу реки Яузы, неподалеку от впадения последней в Москву-реку, в семи верстах от Кремля. В этом районе пересекались две важные дороги. Одна из них шла на восток - к Владимиру и Нижнему Новгороду, а другая - на юг, к Коломне, Рязани, а затем - в населенные ордынцами степные края.

Для руководства строительством митрополит избрал монаха Троице-Сергиевой обители Андроника, происходившего из Ростовской области. Сергий Радонежский по просьбе митрополита Алексия отпустил своего ученика в Москву. В одном из поздних летописных сводов об основании монастыря сообщается: <Бысть же другий ученик и преподобнаго игумена Сергиа, именемъ Ан-дроникъ, родомъ Ростовець, иже много летъ поживе въ послушании у святаго Сергиа. Посемъ же пресвященный Алексей митро-полить воехоте обеть свой изполнити, еже обещаел Христу Богу, идый изо Царяграда, тяжкаго плаваниа ради, и ище взя у Сергиа ученика его Андроника и постави манастырь близъ града Москвы, на реце на Явузе, нерукотвореннаго образа Господа нашегоИисуса Христа, и бысть манастырь велий, и церковь камена красна и подписана чюдно велми>. В дальнейшем Сергий Радонежский неоднократно посещал Андроников монастырь - приходил поклониться привезенному из Константинополя образу Всемило-стивого Спаса, давал наставления своему ученику Андронику.

Постепенно на холме над рекой вырастали деревянные монастырские строения - Спасский храм, кельи, крепкие рубленые стены с башнями и воротами. К 1361 году обитель была уже построена.

В 1380 году, уже после кончины митрополита Алексия, основанная им обитель встречала победоносное русское войско, возвращавшееся с поля Куликова. Имеются сведения о том, что и накануне решающих сражений с Мамаевыми полчищами московский князь Дмитрий Иванович посещал Спасо-Андроников монастырь.

Были в истории монастыря-крепости и горестные страницы. Иноческая обитель неоднократно подвергалась нападениям иноземных завоевателей. Она пострадала от литовцев во время военных действий Ольгерда против Москвы. Затем была разграблена татарами - во время нашествия Тохтамыша, Едигея, Сеид-Ах-мета. Особенно тяжелым было разорение Спасо-Андроникова монастыря в 1571 году, когда обитель захватил крымский хан Дев-лет-Гирей. Не миновали Андроников монастырь и бедствия Смутного времени, когда обитель также потерпела большой урон. Не обошлось без грабежей и в период пребывания здесь французов в 1812 году.

В начале XV века в Спасо-Андрониковом монастыре создается каменный Спасский храм - одно из древнейших каменных зданий Москвы, уцелевшее до наших дней. Этот собор был построен при игумене Александре, возглавлявшем монашескую братию с 1410 по 1427 год. Примерно в это время в Спасо-Андрониковом монастыре находился великий

художник Андрей Рублей, начинавший иночествовать в Троице-Сергиевой обители. Из Андроникова монастыря Андрей Рублев и Даниил Черный отправились в 1425 году расписывать главный храм Троицкой лавры. А по возвращении украшали фресками Спасский собор своей родной обители, в которой вскоре знаменитому иконописцу Рублеву было суждено окончить дни своей земной жизни.

Помимо Спасского храма на монастырской территории постепенно стали создаваться и другие каменные здания. Так, например, в конце XV столетия была построена кирпичная трапезная палата. Однако ограда по-прежнему оставалась деревянной и недостаточно надежной, о чем свидетельствуют неоднократные захваты монастыря неприятелем. Только в середине XVI века взамен прежних деревянных были сооружены каменные Святые ворота, расположенные с южной стороны и до настоящего времени являющиеся главным входом в обитель. В конце того же XVI столетия Святые ворота получили завершение в виде Рождественской церкви (которая впоследствии была разобрана). Но основная часть монастырских стен оказалась заменена новыми, каменными сооружениями лишь во второй половине XVII века.

Как первоначально выглядели каменные башни и стены, оградившие Спасо-Андроников монастырь, сейчас уже достоверно не известно. От древних стен сохранился лишь небольшой участок, расположенный с восточной стороны. Эта часть крепости сооружена в какой-то мере по подобию Московского Кремля - здесь также имеются боевая площадка и несколько рядов бойниц, присутствует характерное для русских крепостей конца XV - начала XVI веков оформление зубцов, завершающих стены.

Большая же часть каменной монастырской ограды сооружена только в XVII-XIX веках. Перестраивались и монастырские башни, представлявшиеся в дальнейшем слишком низкими. А южная часть стены и одна из угловых башен оказались разобраны в связи со строительством новой колокольни, заменившей старую обветшавшую звонницу. Впрочем, сооруженная в последнем десятилетии XVIII века колокольня также не сохранилась до наших дней. Это высокое, красивое здание было снесено в 30-х годах XX

века. А несколько позже, в 1956-1960 годах реставраторы восстановили южную стену с двумя увенчанными шатровой кровлей башенками в таком виде, как они могли выглядеть в XVII веке. Был возвращен первоначальный облик и некоторым другим перестроенным в XVIII столетии зданиям.

Спасо-Андроников монастырь являлся не только религиозным и культурным центром и сторожевым пунктом на подступах к Москве. Издавна он имел еще одно предназначение - был местом заточения оказавшихся в опале духовных лиц. В XVI веке за его стенами томились противники иосифлян, а в 1653 году - вождь старообрядцев протопоп Аввакум, находившийся в этой обители накануне отправки в Сибирь.

В числе подмосковных монастырей-крепостей значится еще одна обитель, основанная учеником Сергия Радонежского, - Симонов монастырь. Основателем и первым игуменом здесь был родной племенник преподобного Сергия - Феодор (в миру Иоанн). Биография этого видного церковного деятеля необычна. Феодор (сын старшего брата Сергия - Стефана) еще в годы отрочества изъявил желание покинуть суетный и грешный мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Он рано был пострижен в монахи, затем удостоился сана священства. В 1370 году с благословения своего дяди и духовного наставника, святого Сергия, преподобный Феодор основал близ Москвы-реки Старый Симонов монастырь, в 1379-м - Новый Симонов. В эти годы Феодор становится известным великому князю Дмитрию Ивановичу, который избирает его своим духовником и доверяет ответственные дипломатические поручения. В конце 80-х годов XIV века Феодор был рукоположен в епископы и в последний период своей жизни занимал ростовскую кафедру. В Ростове Великом архиепископ Феодор и скончался 28 ноября 1394 года.

Старый Симонов монастырь, расположенный в красивой местности вблизи Москвы-реки, был примечателен тем, что здесь в деревянной Рождественской церкви, построенной игуменом Феодором, были похоронены герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя. Впоследствии взамен деревянной Рождественской церкви была сооружена каменная, а над могилами троицких иноков был устроен каменный склеп.

Новый Симонов монастырь расположен в нескольких сотнях метров от старого, в более подходящей для обороны от ордынцев местности. Этот участок был подарен обители боярином Стефаном Ховриным, впоследствии принявшим монашество. Поблизости проходит дорога на юг, к Коломне (в том направлении, куда выступали русские полки, преграждавшие путь ордынцам). Эта местность имела важное военное значение, и потому высказаны предположения о том, что ученик Сергия Радонежского и наставник Дмитрия Донского поставил здесь монастырь не случайно.

 

 

Александровская слобода

В декабре 1564 года, во время Рождественского поста, государь Иван Васильевич вместе со второй женой, Марией Темрю-ковной, и сыновьями, царевичами Иваном и Феодором, покидал Москву. Царь со своей семьей отправлялся на богомолье по расположенным неподалеку от столицы храмам и монастырям. Но отъезд его на этот раз был весьма необычен. К большому недоумению москвичей, государь увозил из Кремля наиболее почитаемые иконы, богатую церковную утварь, нарядные одежды, драгоценности, деньги - на размещение всех этих сокровищ потребовались сотни саней.

Охранял царский поезд многочисленный вооруженный отряд. Сопровождали Грозного избранные им бояре и дворяне, которые, вопреки обыкновению, отправлялись в путь вместе со своими женами и детьми.

Уже сама торжественная и небывалая прежде обстановка отъезда настораживала жителей Москвы. По свидетельству старинных памятников, остававшиеся в столице бояре и лица духовного звания <в недоумении и во унынии быша, такому государьскому великому необычному подъему, и путного его шествия не ведало куды бяша>. Однако наиболее драматические события были еще впереди.

После длительного блуждания по Подмосковью и посещения села Коломенского и Троицкого монастыря царский поезд прибыл в укрепленную Александровскую слободу, расположенную к северу от столицы, на пути к Ярославлю и Вологде. Это дворцовое село, выросшее из великокняжеского охотничьего стана, Иван ГУ неоднократно посещал и прежде. Оно приобрело определенное значение еще при отце грозного самодержца - Василии III. Последний во время своих поездок по святым местам надолго останавливался в Александровской слободе, где по его повелению были возведены огромный белокаменный Покровский храм с отдельно стоящей звонницей и государевы хоромы. Но именно в годы царствования Ивана IV Александровская слобода достигает наибольшего развития, превратившись из временной резиденции московских государей в важнейший центр политической жизни страны.

В январе 1565 года из Александровской слободы Иван Грозный направил в Москву послания. Царь заявлял о своем отречении от власти ввиду <измен> бояр и князей, пособниками которых называл архиереев. В то же время он отмечал, что не держит гнева на посадских людей.

Поставленная Иваном IV цель была достигнута. Царю удалось вызвать раздор, настроить народ против служилых людей и духо-Цвенства. Ввиду опасности возникновения междоусобий и беспорядков, да еще в ту пору, когда страна находилась в состоянии войны с соседними государствами, Боярская дума не приняла отречения царя.

В Александровскую слободу было направлено посольство с просьбой возвратиться к управлению государством и вершить дела как угодно. Воспользовавшись создавшейся ситуацией, Иван Грозный продиктовал свои условия. Он разделил государство на две части, учредив опричнину - особый государев удел, в который по своему произволению отобрал наиболее ценные города и земли. Остальной территорией (земщиной) управлять полагалось Боярской думе. В то же время царь, под предлогом борьбы с изменниками, добился права самовольно, без согласия Думы, казнить опальных бояр и отбирать в казну их имущество. На основе старого государева двора было создано опричное войско, в которое царь отбирал наиболее надежных, с его точки зрения, людей.

Наступила тяжелая для России пора - время опричного террора, жестоких расправ царя с действительными и мнимыми врагами, безнаказанных грабежей и убийств, опустошительных походов против своих же, русских городов.

В Московском Кремле Иван Грозный появлялся теперь довольно редко, главным образом - для приема иноземных послов. Он устроил для себя другой двор, за рекой Неглинной, который, однако, также представлялся мнительному государю слишком ненадежным. Иван задумал превратить в своеобразную опричную столицу северный город Вологду, откуда, в случае опасности, легче было бежать за пределы Московского государства. В Вологде было предпринято строительство мощной каменной крепости, подобной Московскому Кремлю. Сооружается главная, юго-восточная стена с десятью башнями, завезены изготовленные в Москве пушки. Однако постройка грандиозного Вологодского кремля так и не оказалась завершенной. Не суждено было Ивану Грозному и скрываться от мятежников в отдаленных от Москвы северных монастырях, об усилении оборонительных сооружений которых он проявлял большую заботу.

Зато Александровская слобода почти на целое десятилетие стала своеобразной опричной столицей. Здесь обосновался грозный царь со своим опричным воинством, которое политические противники именовали <сатанинским полком>. Отсюда он направлял свои знаменитые послания бежавшему в Литву князю Андрею Курбскому. Отсюда выступали опричники в невиданный по жестокости поход на Тверь и Новгород, завершившийся разорением русских сел и городов, убийством десятков тысяч соотечественников.

Об укреплении своей резиденции царь Иван IV, повсюду подозревавший заговоры и измены, проявлял особую заботу. Расположенная на возвышенном берегу реки Серой, слобода получила в этот период достаточно мощные оборонительные сооружения. Все дворцовые и храмовые строения оказались под защитой опоясывавших их глубокого рва и огромного земляного вала, на котором возвышались крепостные стены.

Крепость занимала довольно обширную территорию и имела в плане форму, близкую к прямоугольнику. Необычным для русского зодчества тех времен способом были сооружены стены. По свидетельству одного из иностранных авторов, видевших Александровскую слободу, крепость была срублена следующим образом: <Стены сложены из бревен, врезанных одно в другое и доверху засыпанных землей. -Снаружи поверх бревен во избежание пожара выложена стена толщиной в один кирпич - от земли до стрельниц>. Как правило, деревянные рубленые крепости ради предотвращения пожаров обмазывали глиной - что зафиксировано в источниках, в частности, относительно крепости города Твери, сооруженной в середине XIV века, при князе Михаиле Александровиче. Крепость же Александровской слободы, благодаря слою кирпичной кладки, на первый взгляд казалась каменной. Так она представлена и на старинных изображениях, и в описаниях некоторых очевидцев.

Крепость Александровской слободы имела несколько проездных ворот. Главные из них, называвшиеся Большими, находились с западной стороны. Они вели к Соборной площади, занимавшей в слободе виднейшее место. Были еще Благовещенские и Богоявленские ворота.

На территории крепости находились государевы хоромы, церкви и некоторые другие здания. При Иване Грозном в Александровской слободе располагались многочисленные парадные палаты, составляющие комплекс царского дворца. Последний, по свидетельству современников, был великолепен, отличался пышностью и богатыми украшениями. Иногда во дворце своей резиденции Иван Грозный принимал иноземных послов, как это было, в частности, в 1567, 1569, 1575 годах. В одной из роскошных палат происходили свадебные торжества.

Помимо богатого царского дворца достопримечательностями Александровской слободы являлись три каменных храма. Первый из них, Покровский, был возведен еще при Василии III. Троицкую и Успенскую церкви Иван Грозный построил после печально известного новгородского похода, принесшего богатую добычу. Тогда же рядом с собором взамен прежней небольшой колокольни сооружается новая, по своим размерам и облику увязывавшаяся с другими зданиями царской резиденции. После новгородского похода сам собор Александровской слободы получил новые украшения в виде двух великолепных церковных врат (Васильевских и Тверских), сорванных опричниками со старинных священных храмов Новгорода и Твери.

Здания Александровской слободы производили яркое впечатление на

современников. Так, например, датский посланник Я. Ульфельд, видевший в 1575 году резиденцию русского царя, упоминает про <крепость пространную и великолепно сделанную из камней, стенами и рвами окруженную, имеющую три богатых храма>.

Подступы к крепости бдительно охранялись - уже в трех верстах от Александровской слободы были установлены заставы. Верные царю стражи не допускали никого без разрешения государя ни в слободу, ни за ее пределы. А поблизости от резиденции Ивана Грозного селились те представители служилого класса, которые стремились привлечь к себе внимание государя, отличиться, получить в награду хорошие земельные наделы.

В пределах Александровской слободы царь и опричники мучили и убивали множество опальных - подчас сотни за один день. Само название царской резиденции напоминало современникам об ужасах опричного террора, о беспощадных кровопролитиях, совершавшихся по вине сумасбродного государя и его приспешников.

По своим претензиям на неограниченную власть и безоговорочное повиновение подданных, по своей не знающей предела жестокости Иван Грозный напоминал восточных деспотов. В период его царствования со всей отчетливостью проявились те негативные черты государственного устройства, которые Россия унаследовала от Золотой Орды вследствие двухвекового ига азиатских завоевателей. Не считался царь даже с наиболее видными представителями духовенства. Так, самим Иваном Грозным или исполнявшими его приказ опричниками были убиты митрополит Филипп и псково-печерский игумен Корнилий, впоследствии канонизированные Русской церковью.

Однако жестокий самодержец любил представлять себя защитником православия, ревнителем благочестия, почитателем монашеской жизни. У себя в Александровской слободе он устроил подобие иноческой обители. Несколько сотен наиболее близких к царю опричников облачились поверх дорогих мирских нарядов в монашеские одеяния.

Сам Иван Грозный стал именоваться игуменом, князь Вяземский - келарем, а жесточайший палач Малюта Скуратов - пономарем. Царь - <игумен> и опричная <братия> добросовестно отстаивали длительные церковные богослужения, по всем правилам клали поклоны и читали положенные на день жития каноны. Большое значение придавалось дисциплине, и потому опоздавших или не явившихся на службу ожидало определенное наказание. Прилежание к внешнему исполнению обрядов сочеталось здесь с полным пренебрежением к Христовым заповедям о милосердии и любви.

Усердные многочасовые моления Ивана Грозного и его опричной дружины сменялись занятиями совсем иного рода. Царь и опричники отправлялись пытать и казнить опальных, при этом <монашествующая братия> выступала в роли палачей.

Жестокие кары следовали не только за более или менее основательные подозрения в принадлежности того или иного лица к оппозиции. Опасно было иметь просто чувство человеческого достоинства, не говоря уже о том, сколь беспощадно могло караться какое-либо неугодное царю или его приближенным высказывание. Известно, например, что одного боярина Иван Грозный предал казни только за то, что тот отказался надеть шутовской колпак и развлекать царя и опричников.

Но помимо того или иного вида проявления неповиновения бывали и другие основания для расправ. При мнительном и подозрительном царе процветали слежки и доносы. Причем при любом конфликте земского с опричником последнему полностью доверяли, что подавало опричникам возможность безнаказанно обижать тех, кто не принадлежал к <государеву двору>. Нередко <монашествующая братия> Александровской слободы охотилась за чужим имением, пуская в ход клевету, подлог и другие подобные средства (корыстолюбием отличался и сам царь, который, несмотря на наличие у него богатой казны, не гнушался увеличивать ее за счет награбленного добра).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.