Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. Коррекционная психолого-педагогическая работа при заикании 5 страница




С первых занятий речь пациента, благодаря использованию навыков темпо-ритмической организации речи свободна от заикания. Установка: «Я больше не заикаюсь» повторяется пациентом на каждом занятии, изо дня в день.

Логопед, который работает с заикающимся, подобен дирижеру большого оркестра, режиссеру, кропотливо работающему вместе с актером над созданием образа Победителя. Для активной мобилизации потенциальных резервов характера и личности специалисту необходимо добиться от пациента «переоценки ценностей», снятия «зажимов», психологических барьеров.

Долгие годы работали и работают с заикающимися подростками и взрослыми наши замечательные современники: В. М. Шкловский, Л. З. Андронова (Арутюнян), Ю. Б. Некрасова, Б. З. Драпкин, В. И. Селиверстов, Е. Ф. Рау, уникальный творческий коллектив ЦПРиН: Л. Г. Бондарева, В. И. Исагулиев, П. И. Исагулиев и многие другие специалисты. Все они — незаурядные, яркие, талантливые, самоотверженные люди, Мастера своего дела. Очень хочется, чтобы с каждым годом пополнялась армия таких специалистов, которые готовы прийти на помощь страдающим от этого недуга.

Хочу пожелать молодым специалистам учиться у корифеев, приобретать уверенность в своих профессиональных возможностях, испытывать постоянное желание помочь пациентам, страдающим заиканием, и творческого воплощения знаний и умений в процессе индивидуальных и групповых занятий!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абелева И. Ю. и др. В помощь взрослым заикающимся. — М.,1969.

2. Андронова Л. З., Лохов М. И. Использование методов дестабилизации устойчивого состояния в клинике и лечении заикания // Физиология человека. — М., 1983.

3. Андронова-Арутюнян Л. З., Жданова О. Д. Заикание как патологически измененное функциональное состояние // Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. — Куйбышев, 1990.

4. Асатиани Н. М. и др. Клиника, дифференциальная диагностика и принципы комплексной терапии затяжных форм заикания у взрослых в условиях стационара. — М., 1980.

5. Белоключевский Г. С. Из опыта работы коррекции заикания по методике Л. З.Андроновой-Арутюнян // Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. — Куйбышев, 1990.

6. Белякова Л. И., Лубенская А. И. Прием угашения страха речи у взрослых заикающихся // Дефектология. 1975. Вып. 3.

7. Бехтерев В. М. Избранные произведения. — Л., 1954.

8. Богомолова А. И. Устранение заикания у детей и подростков: из опыта работы. — М., 1977.

9. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. — СПб., 1997.

10. Визель Т. Г. Ритм речи и его нарушения // XV съезд оториноларингологов России.1995. Т.2.

11. Визель Т. Г. Коррекция нарушений плавности фразовой речи у детей // Диагностика и коррекция речевых нарушений: сборник. — СПб, 1997.

12. Власова Н. А. Психотерапевтические моменты в логопедической работе с детьми, страдающими заиканием // Вопросы психотерапии. — М., 1983.

13. Вольперт И. Е. Психотерапия. — Л., 1972.

14. Герасимова А. С., Степанова Г. М. Виды логокоррекционной работы с заикающимися школьниками при закреплении навыков правильной речи // Расстройства речи. — СПб., 1994.

15. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. — Я.-М., 1967.

16. Данилов И. В., Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов. — Л., 1970.

17. Драбкин Б. З. «Терапия радостью» — сущность детско-подростковой психотерапии // 7-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. — М., 1981. Т.З.

18. Ершов П. М. Технология актерского искусства. — М.,1992.

19. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М., 1958.

20. Жинкин Н. И. Механизмы заикания. — Харьков, 1959.

21. Заикание / под ред. Н. А. Власовой, К.-П. Беккер. — М., 1983.

22. Заикание у подростков / Сост. М. И. Буянов. — М., 1989.

23. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте: пер. с чешек. — М., 1962.

24. Иванов Е. С. Подростковый возраст и неврозы // В мире подростка / под ред. А. А. Бодалева. — М., 1980.

25. Казаков В. Г. Клиническая характеристика больных затяжными формами заикания: Автореф. дис....канд. мед. наук. — М., 1973.

26. Калягин В. А., Киселева М. Н. Методика психологического тестирования заикающихся: Методические рекомендации. — СПб., 1992.

27. Калягин В. А. Результаты психологического тестирования взрослых больных с заиканием // Вопросы патологии голоса и речи. — М., 1983.

28. Карвасарский Б. Д. Неврозы // Руководство для врачей. — М., 1980.

29. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. — Л., 1982.

30. Карвасарский Б. Д. Психотерапия. — М., 1985.

31. Ковшиков В. А. Особенности заикания и педагогические пути его устранения у больных с различными нервно-психическими расстройствами: Автореф. дис....канд. мед. наук. — Л., 1972.

32. Кочергина B. C. Роль органического поражения центральной нервной системы в патогенезе заикания у взрослых // Журнал невропат, и психиатр. 1971. Вып. 12.

33. Лавкай И. Ю. О характерологических изменениях у подростков, страдающих заиканием // Дефектология. 1976. №2.

34. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1977.

35. Миссуловин Л. Я. Лечение заикания. — Л., 1988.

36. Миссуловин Л. Я. Заикание и его устранение. — СПб., 1997.

37. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л., 1960.

38. Неткачев Г. Д. Новый психологический способ лечения заикания и его противники. — М., 1911.

39. Оганесян Е. В. Дифференцированные занятия с заикающимися подростками и взрослыми // дефектология. 1983. №3.

40. Осокин Б. К. О некоторых особенностях личности больных логоневрозами // Клинико-психологическое исследование личности (в связи с задачами профилактики, диагностики и лечения нервно-психических заболеваний): Материалы симпозиума, 16-17 декабря, 1971. — Л., 1971.

41. Покрасс М. Л. Социально-психологические проблемы заикающегося и логопеда // Использование комплексной системы устойчивой нормализации речи заикающихся. — Куйбышев, 1990.

42. Pay Е. Ф. О заикании детей дошкольного возраста: советы родителям. — М., 1964.

43. Романенко O. K. Гештальттерапия. — М., 1994.

44. Селиверстов В. И. Заикание у детей. — М., 1979.

45. Сикорский И. А. О заикании. — Киев, 1889.

46. Станиславский К. С. Об искусстве театра: сб. работ. — М., 1982.

47. Тартаковский И. И. Психология заикания и коллективная психотерапия. - М., 1934.

48. Тяпугин Н. П. Заикание. — М., 1949.

49. Флоренская Ю. А. Клиника и терапия нарушений речи. — М., 1949.

50. Фрешельс Э. Расстройства речи и голоса (косноязычие, заикание и т.д.) // Психогигиенические исследования: пер. с нем. — М., 1930. Т.2. Вып.1.

51. Хватцев М. Е. Заикание — недуг устраняемый. — Л., 1972.

52. Шевцова Е. Е. Артикуляционный массаж при заикании. Методические рекомендации. — М.: Институт общегуманитарных исследований (изд. В. Секачев), 2002.

53. Шевцова Е. Е., Воробьева Е. В. От первого слова до первого класса. Книга для родителей. — М.: Институт общегуманитарных исследований (изд. В. Секачев), 2002.

54. Шкловский В. М. Заикание. — М., 1994.

55. Шкловский В. М., Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Методы групповой психотерапевтической работы с больными, страдающими заиканием. — М., 1985.

56. Bloodstein О. Communication attitudes of school — age stutters // J. of fluency disorders. 1993/

57. Finn P. Adults recovered from stuttering without formal treatment // J. of speech, language and hearing research. 1997. 40.

58. Fox Peter T. et al. A PET study of the neural systems of stuttering // Nature (Gr. Brit.) 1996. 382. N 6587.

59. Froeschless E. Stuttering and Psychotherapy // Folia phoniatr. 1953.3.1.

60. Gustman A. Das Stottern Rine Monographie fur Aerste Padagogen und Re-horden. — Frankfurt, 1898.

61. Ingham R., Cordes A. Identifing the Authoritative Judgement of Stuttering: Comparisons of Sell-Judgements and Observer Judgements // Y. of speech, language and hearing research. 1997. 40.

62. Johnson W., Knott J. A systematic approach to the psychology of stuttering in children and adults, Johnson W. (ed.) // Univ. of Minnesota Press. — Minneapolis, 1955.

63. Lee B. S. // J. Speech Hearing Dis. 1951. V.16.

64. Martin R., Haroldson S. Stuttering identification: standard definition and moment of stuttering // JSHR. 1981. V. 24. N 1.

65. Preus A. Cluttering upgraded // J. of fluency disorders. 1996. 21 (3/4).

66. Prins D., Vain V., Wampler S. Lexicalization in adults who stutter // J. of speech and hearing research. 1997. V. 40.

67. Van Riper С Stuttering // J. of fluency disorders. 1992. V. 17(1-2).

68. Vanryckeghem M., Brutten G. J. The speech-associated attitude of children who do and do not stutter and the differential effect of age // American J. of speech language pathology. 1997. V. 6.

69. Webster R. L. Evolution of a targetbased Behavioral therapy for stuttering // J. Fluency Dis. 1980. V. 5.

70. Williams D. J. Speech. Dis. 1957. V. 22.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Тексты для чтения и пересказа

Барабек

(как нужно дразнить обжору)

Робин Бобин Барабек/

Скушал сорок человек,/

И корову, и быка,/

И кривого мясника,/

И телегу, и дугу,/

И метлу, и кочергу,/

Скушал церковь,/ скушал дом,/

И кузницу с кузнецом,/

А потом / и говорит:/

«У меня живот болит!»//

Дженни

Дженни туфлю потеряла,/

Долго плакала,/ искала./

Мельник туфельку нашел/

И на мельнице смолол./

В гостях у королевы

Где ты была сегодня,/ киска?//

У королевы/ у английской.//

Что ты видала при дворе?//

Видала мышку на ковре./

Три мудреца

Три мудреца/ в одном тазу/

Пустились по морю в грозу.//

Будь попрочнее / Старый таз,/

Длиннее Был бы мой рассказ.//

Честное слово

Даю вам/ честное слово:/

Вчера/ в половине шестого/

Я видел двух свинок/ Без шляп и ботинок./

Даю вам/ честное слово!//

Королевский поход

По склону вверх/ король повел/

Полки своих стрелков.//

По склону вниз/ король сошел,/

Но только без полков.//

Сказка о старушке

Старушка пошла/ продавать молоко,/

Деревня от рынка/ была далеко.//

Устала старушка/ и, кончив дела,/

У самой дороги/ вздремнуть прилегла.//

К старушке/ веселый щенок подошел,/

За юбку схватил/ и порвал ей подол.//

Погода была/ в это время свежа.//

Старушка проснулась,/ от стужи дрожа.//

Проснулась старушка/ и стала искать/

Домашние туфли,/ свечу и кровать.//

Но, порванной юбки/ ощупав края,

Сказала:/ «Ах, батюшки,/ это не я!//

Пойду-ка домой./ Если я — это я,

Меня не укусит/ собака моя.//

Она меня встретит,/ визжа, у ворот,/

А если не я/ — на куски разорвет».//

В окно постучала/ старушка чуть свет.//

Залаяла громко/ собака в ответ.//

Старушка присела,/ сама не своя.//

И тихо сказала:/ «Ну,/ значит, — не я».//

Скрюченная песенка

Жил на свете человек,/

Скрюченные ножки,/

И гулял он/ целый век/

По скрюченной дорожке.//

А за скрюченной рекой/

В скрюченном домишке/

Жили летом и зимой/

Скрюченные мышки.//

И стояли у ворот/

Скрюченные елки,/

Там гуляли без забот/

Скрюченные волки.//

И была у них/ одна/

Скрюченная кошка,//

И мяукала она,/

Сидя у окошка.//

А за скрюченным мостом/

Скрюченная баба/

По болоту/ босиком/

Прыгала,/ как жаба.//

И была в руке у ней/

Скрюченная палка,/

И летела вслед за ней/

Скрюченная галка.//

Ворон к ворону летит

Шотландская народная баллада

Ворон/ к ворону летит,/

Ворон ворону кричит:/

«Ворон, где б нам отобедать?/

Как бы нам/ о том проведать?»//

Ворон ворону/ в ответ:/

«Знаю,/ будет нам обед;//

В чистом поле/ под ракитой/

Богатырь/ лежит убитый.//

Кем убит/ и отчего,/

Знает сокол лишь/ его,/

Да кобылка вороная,/

Да хозяйка молодая».//

Сокол в рощу улетел,/

На кобылку/ недруг сел,/

А хозяйка ждет милого,/

Не убитого,/ живого.//

Черный ворон

Русская народная баллада

Под зеленою ракитой/

Русский раненый лежал,/

А над ним/ и полем битвы/

Черный ворон пролетал.//

«Черный ворон!/ Что ты вьешься/

Над моею головой?//

Ты/ добычи не добьешься:/

Я солдат еще/ живой!//

Ты слетай к родному краю,/

К милой матушке моей,/

Расскажи,/ как умираю/

Среди русских я полей.//

Поклонись отцу/ от сына,/

Пусть простит,/ коль виноват,/

Но в суровую годину/

Бился накрепко/ солдат.//

Возврати/мое ты слово/

Милой Любе дорогой;/

Жизнь/ пусть начинает снова:/

Я женился на другой.//

Калена стрела венчала/

Нас средь битвы роковой./

Смерть/моей женою стала.../

Черный ворон!/Весь я твой».//

А. Чехов

Дом с мезонином

Обреченный судьбой/ на постоянную праздность,/ я не делал/ решительно ничего.// По целым часам/ я смотрел в свои окна/ на небо,/ на птиц,/ на аллеи,/ читал все,/ что привозили мне с почты,/ спал.// Иногда / я уходил из дому/ и до позднего вечера/ бродил где-нибудь.// Однажды,/ возвращаясь домой,/ я нечаянно/ забрел в какую-то/ незнакомую усадьбу./ Солнце уже пряталось/ и на цветущей ржи/ растянулись вечерние тени./ Два ряда/ старых, тесно посаженных,/ очень высоких елей/ стояли, как две/ сплошные стены,/ образуя мрачную красивую аллею.//

И. Тургенев

Бежин луг

Я пошел вправо,/ через кусты.// Между тем/ ночь приближалась/ и росла, как/ грозовая туча:// казалось,/ вместе с вечерними парами/ отовсюду поднималась/ и даже с вышины лилась/ темнота.// Мне попалась/ какая-то/ неторная, заросшая дорожка;// я отправился по ней,/ внимательно поглядывая/ вперед.//

К. Паустовский

Мещерская сторона

Можно еще много/ написать о Мещерском крае.// Можно написать,/ что этот край/ очень богат лесами/ и торфом,/ сеном и картофелем,/ молоком и ягодами.// Но я нарочно/ не пишу об этом.// Неужели мы должны/ любить/ свою землю/ только за то,/ что она богата,/ что она дает обильные урожаи/ и природные ее силы/ можно использовать/ для нашего благосостояния!//

Не только за это/ мы любим родные места.// Мы любим их/ еще за то, что, даже небогатые,/ они для нас прекрасны.//

Я люблю/ Мещерский край/ за то, что он прекрасен,// хотя вся прелесть его/ раскрывается не сразу,/ а очень медленно,/ постепенно.//

На первый взгляд/ — это тихая/ и немудреная земля/ под неярким небом./ Но чем больше/ узнаешь ее,/ тем все больше,/ почти до боли в сердце,/ начинаешь любить/ эту обыкновенную землю./ И если придется/ защищать свою страну,/ то где-то/ в глубине сердца/ я буду знать, что я защищаю/ и этот клочок земли,/ научивший меня/ видеть и понимать прекрасное,/ как бы невзрачно на вид/ оно ни было,/ — этот лесной задумчивый край,/ любовь к которому/ не забудется,/ как никогда/ не забывается первая любовь.//

И. Неверов

Золотая осень

Среди мелкорослых сосенок/ на моховых кочках/ созревает последняя/ ягода сентября — клюква./ Берешь ягодку/ и тянется тонкая нитка/ с листочками, как у мирта.//

Запоздавший тетеревок/ ткнется и исчезнет/ в бронзовом кусте багульника.// В солнечные дни/ задумчив осенний/ подмосковный пейзаж.// Изумруды озимых зеленей.// Желто-серые ковры блеклых косогоров.// Багряные перелески.// Серебряные извивы реки/ в посветлевших долинах.//

Величава русская/ золотистая осень,/ никогда не бывает она ни грустной,/ ни скучной.//

Лето отступает.// Убывают светлые дни.// Дыхание Арктики укрощает солнце,/ путь его ниже/ и короче.//

Все ярче разгораются бездымные костры листопада.// Червонной позолотой/ горят вершины деревьев.// Лес пожелтел.//

А. Жуков

Вечер в лесу

Завечерело./ Где то-то там/ далеко/ за вершины деревьев/ закатилось гаснущее солнце.// А лучи еще горят/ на луковых стволах сосен.// Еще краше темный бор,/ позолоченная сосновая колоннада.// В игольчатый бархат одеты смуглянки — зеленые елки.// Как на параде/ стоит гордо стройное дерево.//

В отсветах вечерней зари/ видна полоска далекого леса.// Зубчатый частокол еловой гряды вонзился/ в небесную высь.// Сгустились сумерки.// Ясная зорька бледнеет.// Все быстро стушевывается/ во мраке ночи.//

А вот выглянул месяц/ и мягким светом/ загоняет потемки/ в теснину лесной чащи.// Пелена волнистого снега/ на ясной поляне.// Ни сучка,/ ни соринки,/ ни былинки/ — все убрано.//

А. Барк

Удивительные грибы

Не гриб,/ а качан капусты!/ Не коситесь/ на такое «чудо природы».// Это съедобный курчавый дрягель/ весом до трех килограммов.// Пахнет орехами./ В ботанике/ это называется «грибное счастье».//

Можно встретить/ и другой редкий гриб/ — аттракцион./ Желто-розово-красные кораллы/ и петушиные гребешки/ рогатиков — булавниц.// Не надо пренебрегать/ этими оригинальными грибами/ без шляпок.// Они съедобны,/ ароматны и нежного вкуса.//

Попадаются в тех же местах,/ где растут опенки,/ грибы со светлосерыми шляпками.// Сотни на одном корню./ По-народному — гриб «баран».// Съедобен он.//

Проходу нет/ в лесу от грибов-незнакомцев./ Фарфоровая мостовая/ шляпок под ногами,/ а сборщики идут/ и не замечают/ своего грибного счастья.//

М. Усов

Мартовское утро

...Когда/ абрикосовое дерево расцвело,/ оно стало/удивительно нарядным.// Все его веточки,/ унизанные розово-белыми цветками,/ выглядели невесомыми,/ воздушными.// Подуй ветер/ — и не станет нарядного дерева:/ сорвет и унесет он/ его весенний наряд/ за тридевять земель,/ как срывает и уносит/ белые шары одуванчиков.//

Вскоре цветы дали завязь./ Это были маленькие абрикосинки,/ на вкус горьковато-кислые.// Завязь облепила все веточки,/ отчего отяжелело дерево.//

Зеленые абрикосы/ с утра до вечера глядели на солнце/ и сами становились похожими/ на маленькие кусочки солнца.// Среди зелени/ золотом отсвечивали/ бесчисленные плоды.//

Тогда все жильцы,/ от мала до велика,/ вышли на сбор абрикосов.//

А. Каминская

Дыхание поздней осени

«Дохнул ноябрь/ осенним хладом...//» Холодный ветер,/ студеные дни,/ хоть и без снега.// По народному календарю ноябрь/ — месяц ветров,/ месяц сева/ лесных семян./

Распуганные шорохом листвы/ трусливые беляки.../ снова вернулись в лесные чащи.//

Идешь/ и пристально всматриваешься/ в подернутое туманом редколесье.// Ни шороха,/ ни звука.// Не трепещет на ветру/ мятущаяся листва.//

Отзвучала на пролете/ птичья симфония осени.// Сгорели и погасли/ холодные костры/ желто-пламенных берез.//

Померкли краски листопада.//

Отзвенел/ покинутый певчими птицами,/ раздетый ветром лес.// Он утих/ под сизым пологом тумана.//

Невозмутим дремучий бор.// Кострелью/ ощетинилась навстречу ветру/ хвойная скала сосны.// Само предзимье/ как бы остановилось/ в глубине еловых чащ.// Последний покой умолкнувшей природы/ перед мятежным натиском/ ветра-снеговея.//

М. Барашнов

Осенняя радуга

Солнечной лаской/ баловало безоблачно-ясное лето.// Вот и осень/ мирволит природе.// Нагретая земля теплится,/ и серебряный иней не смеет/ приземлиться на траву,// солнце и дожди/ вместо инея и мороза.//

Идешь теперь по лесу/ и дивишься.// На каждом шагу/ цветам не уступает по яркости окраски/ листва трав.// Бронзовый багульник,/ пунцовый земляничник,/ ярко-красный черничник,/ фиолетовая голубика,/ пурпуровая толокнянка.// Зардел даже/ стебель зверобоя,/ и узкие ивовые листья иван-чая/ красным-красны.// Истлевает,/ меркнет лесная пестрота красок,/ но мухоморы, кажется,/ еще ярче краснеют/ среди блеклой травы.//

Задумчивы/ мглистые дали/ тихих осинников.// Голубеют/ ясные стволы березок,/ высветляя перелески.// Только/ зеленые пирамиды бархатных елок/ оживляют леса в эту пору.// Скомкалась, свалилась вянущая трава,/ накрытая ковром/ опавшей листвы.//

Д. Зуев

Красота зимы

А кругом-то/ какая красота!/ Глаза тешит блестящая ясность/ солнечного дня,/ хвойный бархат зелени/ и сияющая синева/ безоблачного неба!/ Величаво/ возвышается на холмах/ старый бор.// Пышнее/ и ярче, чем летом,/ кажется бархатная зелень.// Как ласкает глаз она/ среди монотонной,/ однообразной белизны снегов.// Чист и строг/ четкий рисунок/ устремленных ввысь/ пирамидальных елей.//

Покрытые снежными кружевами/ деревья/ оцепенели в зимнем сне.// Тайна жизни растения/ замкнута под корой.// Секрет вечной зелени листа/ таится/ под недосягаемым для холода/ колпачком почки.// В былинках/ сохраняют всхожесть/ и семена трав/ даже/ в сверхсильные морозы.// Хорош лес в зимнем уборе!// Зима/ облепила хвойные деревья.// В лесу лежат/ пышные сугробы.// Удивительно правильной формы/ иглистые/ чистые кристаллики.// Пышно лепятся/ и не давят одна другую/ сухие пушинки.// Алмазными искрами/ блестят снежинки/ на вздутой пелене/ пухлого сугроба.// Сыплется и сыплется/ звездная пороша.//

А. Тумбасов

В дорогу

Солнечным/ августовским утром/ городские ласточки/ собрались на высоких крышах.// Птицы облепили антенны/ и расселись на проводах,/ шумно сговориваясь/ к отлету.//

Ласточки перепархивали,/ а иные/ под общий гам/ летали по кругу/ и усаживались, вытесняя других:/ «А ну-ка, дескать,/ покажись,/ какова ты на крыле!»// И те/ описывали круг,/ другой...//

Сборы в дорогу/ — это, конечно,/ праздник/ и большие хлопоты.//

Мало-помалу/ птицы угомонились.// Лишь две-три ласточки/ еще летали,/ но, наконец,/ и они нашли себе место.// Ласточки умолкли.// Так/ бывает у людей:/ соберутся в дорогу,/ присядут/ и помолчат...//

И вот/ вся стая снялась!// Ласточки/ с громким щебетом разделились/ на две группы,/ разлетелись в разные стороны,/ снова сомкнулись/ — и шумной стаей/ полетели на юг.//

Д. Зуев

Музыка зимы

На лапнике/ причудливые фигурки.// А на коньке ели/ настоящая/ живая игрушка/ — красноперый клест!//

Наряден дремучий бор/ в обнове снегопада.// Нежный налет пороши/ гасит яркость зелени/ на соснах и елях.// Куда ни глянь,/ все сверкает,/ все искрится.../ И откуда-то/ из сплетения бахромчато-ажурных ветвей/ льется задумчиво-тихая/ музыка зимы.// Это/ мечтательно вздыхают поутуру/

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег, белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой белка не была.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Баран — буян залез в бурьян.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

Забавной обезьяне бросили бананы,

Бросили бананы забавной обезьяне.

Купила бабуся бусы Марусе.

Бабкин боб расцвел в дождь,

Будет бабке боб в борщ.

У Бори винт, у Вити бинт.

Купили Валерику и Вареньке Варежки и валенки.

Съел Валерик вареник,

А Валюшка — ватрушку.

Как на горке на пригорке

Стоят тридцать три Егорки.

Летела гагара над амбаром,

А в амбаре сидела другая гагара.

Еле-еле Лена ела,

Есть из лени не хотела.

Слишком много ножек у сороконожек.

Клала Клава лук на полку,

Кликнула к себе Николку.

Клубок упал на пол.

Кот катал клубок.

Котик ниток клубок укатил в уголок,

Укатил в уголок котик ниток клубок,

Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

Коля колет колья.

Купи кипу пик,

Кипу пик купи,

Пик кипу купи.

Кошка Крошка на окошке кашку кушала на крошке.

Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.

Перекрыть крышу пригласили Гришу.

Ишак в кишлак дрова возил,

Ишак дрова в траву свалил.

У Ивана рубашка,

У рубашки кармашки.

Иней лег на ветки ели,

Иглы на ночь побелели.

Испекла Иришка куклам по коврижке,

Нравятся коврижки Гришке и Маришке.

Играл Егорка с Игорьком,

Скатился с горки кувырком.

Огорченная сорока

Возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой.

И домой вернулась с двойкой.

Козел, мукомол, кому муку молол?

А кому не молол?

От того, кому молол, получал пироги,

От того, кому не молол, получал тумаки.

Михейка на скамейке плетет лапти Андрейке.

Не годятся лапти Андрейке на ножки,

А годятся лапти на лапки кошке.

Звала по малину Марина Галину,

Галина Марину звала по калину.

Кот молоко лакал,

А Боря булку в молоко макал.

Петя пилил пилой пень.

За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

Пара птиц порхала, порхала — да не выпорхнула.

Повтори без запинки:

На осинке росинки,

Засверкали утром перламутром.

Стоит Петр на копне в попоне и колпаке.

А в попоне у Петра гороха полколпака.

Перепел перепелочку и перепелят

В перелеске прятал от ребят.

Летят три пичужки через три пустых избушки.

Поле-то не полото, поле-то не полито,

Просит полюшко попить — нужно полюшко полить.

Петр Петру пек пироги.

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Наш Полкан попал в капкан.

Курочка-ряба пестра, с носа востра,

Уточка-белогрудочка с носа плоска.

Променяла Прасковья карася

На три пары полосатых поросят,

Пробежали поросята по росе,

Простудились поросята, да не все.

Пилил Филипп полено из лип,

Притупил пилу Филипп.

Рыбы в проруби — пруд пруди.

У Аграфены и Арины растут георгины.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,

И все со сметаной и с творогом.

Отвори, Варвара, ворота,

У двора на траве коли дрова.

Рубили древорубы сыры дубы на сруб.

Дал Макар роману карамель,

А Роман Макару карандаш.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

С виду бабушка Улита

И сурова и сердита.

Вы зайдите в гости к ней,

Да отведайте сластей.

Летел на болото носатый удод.

Глядел на удода усатый Федот.

Покуда не сел на болото удод,

Стоял и глядел на удода Федот.

Наш Филат не бывает виноват.

Филипп к печке прилип.

Михаил играл в футбол,

Он забил в ворота гол.

В поле полет Фрося просо,

Сорняки выносит Фрося.

У Фани — фуфайка,

у Феди — туфли.

Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

В огороде Фекла ахала и охала,

Уродилась свекла не на грядке — около.

Жалко Фекле свеклу, жалко свеклу Фекле,

Жаловалась Фекла: — Заблудилась свекла.

Вкусная халва — мастеру хвала.

Был в саду переполох —

Там расцвел чертополох.

Чтобы сад твой не заглох,

Прополи чертополох.

Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Бегают две курицы прямо на улице.

В цветнике цветут цветы.

Летит скворец — зиме конец.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.249 сек.