Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические корни политкорректности




В Западной Европе сегодня господствует чуждая ей система убеждений, взглядов и ценностей, ставшая известной как политкорректность. Политкорректность стремится навязать всем европейцам одинаковое мышление и поведение, и, таким образом, тоталитарна по своей сути. Ее корни лежат в варианте марксизма, который добивается коренного извращения традиционной культуры, чтобы начать социальную революцию.

У идеи социальной революции долгая история, возможно, восходящая к «Республике» Платона. Но именно французская революция 1789 года вдохновила Карла Маркса на создание его теорий в XIX веке. В ХХ веке успех большевистской революции 1917 года в России вызвал среди марксистов в Европе и Америке волну оптимистичных ожиданий рождения, наконец, нового пролетарского мира равенства. Россия, первая коммунистическая страна в мире, должна была привести революционные силы к победе.

Марксисты в Европе с радостью ухватились за эту возможность. Сразу после окончания Первой мировой войны, в 1919 году произошло коммунистическое восстание спартакистов в Берлине, возглавляемое Розой Люксембург; была основана Баварская Социалистическая Республика, одним из лидеров которой был Курт Эйснер; Бела Кун провозгласил Венгерскую социалистическую республику. В то же время существовало огромное беспокойство, что вся Европа может пасть перед знаменем большевиков. Этому страху приближающегося конца дало жизнь вторжение Красной Армии, ведомой Троцким, в Польшу в 1919 году.

 

Однако Красная Армия была побеждена польскими войсками в Варшавском сражении в 1920 года. Ни спартакисты, ни Баварская республика, ни правительство Белы Куна не смогли получить широкую поддержку рабочих и вскоре были свергнуты. Эти события вызвали недоумение среди марксистов-революционеров в Европе. По марксистской экономической теории, подавляемые рабочие должны были быть заинтересованы в социальной революции, которая поставит их на вершину иерархической лестницы. Однако, когда же представилась возможность для этой революции, рабочие не среагировали. Марксисты-революционеры не считали свою теорию виновной в этих поражениях. Они винили рабочих.

Одна их групп марксистской интеллигенции разрешила это противоречие в трудах, больше сосредоточенных на культурной надстройке общества, чем на его экономических основах, которые анализировал Маркс. Итальянский марксист Антонио Грамши и венгерский марксист Дьердь (Георг) Лукач внесли наибольший вклад в новый культурный марксизм.

 

Антонио Грамши в 1923-24 гг. работал в Коминтерне в Москве и Вене. Позже он был заключен в одну из тюрем Муссолини, где и написал свои знаменитые «Тюремные тетради»[5]. Среди марксистов Грамши известен своей теорией культурной гегемонии как средства классового превосходства. В его представлении, для того, чтобы была возможна какая-либо политическая революция, должен быть создан новый «коммунистический человек». Это заставило его сосредоточиться на усилиях интеллигенции в областях образования и культуры. Грамши предвидел долгий путь, затрагивающий общественные институты, включая правительство, суды, войска, школы и СМИ. Он также заключил, что до тех пор, пока рабочие обладают христианским сознанием, они не ответят на призывы к революции.

 

Георг Лукач был сыном успешного венгерского банкира и начал свою политическую жизнь агентом Коммунистического Интернационала. Его книга «История и классовое сознание»[6] сделала его ведущим теоретиком марксизма после Карла Маркса. Лукач верил, что для появления новой марксистской культуры существующую культуру надо уничтожить. Он говорил: «Я рассматривал революционное разрушение общества как единственное решение культурных противоречий эпохи», – и: «Такое повсеместное низвержение ценностей не может произойти без уничтожения старой системы ценностей и создания революционерами новой».

Когда в 1919 году он занял пост заместителя наркома просвещения в правительстве Белы Куна в Венгрии, Лукач начал то, что стало известно как «культурный терроризм». В качестве одного из аспектов этого терроризма он утвердил радикальную программу сексуального образования в венгерских школах. Венгерских детей учили свободной любви, сексуальным отношениям, рассказывали об архаичной природе семейных законов среднего класса, старомодности единобрачия, бесполезности религии, которая лишает человека всех удовольствий. Женщин также призывали восстать против сексуальных нравов времени. Кампания «культурного терроризма» Лукача стала предвестницей политкорректности, которую позже ввели в западноевропейских школах.

 

В 1923 году Лукач и другие представители марксисткой интеллигенции, связанные с Коммунистической партией Германии, основали Институт социальных исследований при Франкфуртском университете. Этот институт, который стал известен как Франкфуртская школа, был создан по образцу Института К. Маркса и Ф. Энгельса в Москве. В 1933 году, когда нацисты пришли к власти в Германии, члены Франкфуртской школы покинули страну, большинство уехало в Соединенные Штаты.

Представители Франкфуртской школы провели обширные исследования убеждений, взглядов и ценностей, на которых, как они полагали, основывалось возвышение национал-социализма в Германии. Их исследования объединили марксистский анализ с психоанализом Фрейда, чтобы подвергнуть критике основы западной культуры, включая христианство, капитализм, власть, семью, патриархат, иерархию, мораль, традиции, сексуальные ограничения, верность, патриотизм, национализм, наследственность, этноцентризм, обычаи и консерватизм. Эта критика, известная в совокупности как «критическая теория», была отражена в таких работах Франкфуртской школы как «Бегство от свободы»[7] и «Догмат о Христе»[8] Эриха Фромма, «Массовая психология фашизма»[9] Вильгельма Райха и «Исследование авторитарной личности»[10] Теодора Адорно.

«Исследование авторитарной личности», опубликованное в 1950 году, оказало существенное влияние на западноевропейских психологов и социологов. Идея этой книги основывается на том, что наличие в обществе христианства, капитализма и патриархально-авторитарных семейных ценностей создает почву для расовых и религиозных предрассудков и германского фашизма. «Исследование авторитарной личности» стало руководством для национальной кампании против любых видов предрассудков или дискриминации, будучи основано на теории о том, что если это зло не будет уничтожено под корень, на европейском континенте случится очередной холокост. Эта кампания, в свою очередь, подготовила базу для формирования политкорректности.

 

«Критическая теория» включает в себя субтеории, в том числе «теорию матриархата», «теорию андрогинности», «теорию личности», «теорию власти», «теорию семьи», «половую теорию», «расовую теорию», «теорию права» и «литературной теорию». Они предназначены для того, чтобы постепенно избавляться от отдельных элементов существующей культуры. Будучи претворенными в жизнь, эти теории должны были быть использованы для свержения существующего общественного порядка и подготовить социальную революцию.

 

Критические теоретики из Франкфуртской школы осознали, что для достижения этой цели традиционные верования и существующая социальная структура должны быть разрушены, а затем заменены. Патриархальная социальная структура будет заменена матриархатом; убеждение, что мужчины и женщины разные и должным образом имеют разные роли, будет заменено андрогинностью, а убеждение, что гетеросексуальность является нормой, будет заменено верой, что гомосексуализм не менее нормален. Так как общая схема предназначалась для отрицания самоценности европейских гетеросексуальных мужчин-христиан, критические теоретики Франкфуртской школы открыли дверь расовым и сексуальным противоречиям троцкистов. Многие считали, что угнетенные мусульмане, неевропейские меньшинства и прочие группы, такие как феминистки и гомосексуалисты, могут быть авангардом коммунистической революции в Европе. Идеи Троцкого были приняты многими идейными лидерами контркультурных движений 1960-х, которые пытались продвинуть революционно настроенных представителей меньшинств на позиции лидеров их движений.

 

Идейные революционеры также сильно зависели от идей Герберта Маркузе, другого члена Франкфуртской школы. Маркузе проповедовал «Великий Отказ», отречение от всех базовых западных идей, половое раскрепощение и достоинство феминистских и черных революций. Его основной тезис в том, что студенты университетов, негры из гетто, изгои, маргиналы и люди Третьего Мира могут заменить собой пролетариат в Коммунистической революции. В книге «Эссе об Освобождении»[11] Маркузе объявил о своей цели: радикальной переоценке ценностей, ослаблении табу, культурных изменениях, критической теории и лингвистическом бунте, который будет означать методичное изменение смыслов. Касательно расового конфликта Маркузе написал, что белые мужчины виновны, а черные являются самой подходящей силой для восстания.

 

Маркузе, возможно, самый важный член Франкфуртской школы с точки зрения происхождения политкорректности, потому что он являлся главным связующим звеном с контркультурой шестидесятых. Его цель была ясна: «Можно с полным правом говорить о культурной революции, поскольку протест направлен на весь культурный истеблишмент, включая мораль существующего общества». Его методы состояли в освобождении мощной, первозданной силы секса от цивилизационных запретов – это послание проповедуется в его книге «Эрос и цивилизация»[12], опубликованной в 1955 году. Маркузе стал одним из главных гуру молодежного сексуального бунта шестидесятых: именно он ввел в обращение фразу «Make love, not war» («Занимайтесь любовью, а не войной»). Цепь марксистского влияния Франкфуртской школы замкнулась: начавшись службой Лукача заместителем наркома культуры в большевистском правительстве Венгрии в 1919 году, дело закончилось сжиганием флагов и захватов административных зданий колледжей западноевропейскими и американскими студентами в шестидесятые. Теперь многие из этих колледжей стали бастионами политкорректности, а многие бывшие студенты-радикалы стали преподавателями.

 

Один из самых важных вкладов в политическую корректность сделала Бетти Фридан. Своей книгой «Тайна женственности»[13] Фридан связала феминизм с теорией самоактуализации личности Абрахама Маслоу. Маслоу был социальным психологом, который еще в раннем возрасте проводил исследование женского доминирования и сексуальности. Маслоу был другом Герберта Маркузе в Брандейском университете и познакомился с Эрихом Фроммом в 1936 году. Фроммовская идеология Франкфуртской школы произвела на него сильное впечатление. Он написал статью «Структура авторитарного характера»[14], которая была опубликована в 1944 году и повлияла на «теорию личности» критической теории. Маслоу также был вдохновлен работами Вильгельма Райха, который был еще одним из создателей теории личности Франкфуртской школы.

 

Значение исторических корней политкорректности не может быть оценено в полной мере, если не считать революцию половых ролей Бетти Фридан тем, чем она на самом деле была – проявлением социального революционного процесса, начатого Карлом Марксом. Опора Фридан на идеологию Франкфуртской школы в интерпретации Абрахама Маслоу – только один из показателей. Другие показатели включают соответствие революции половых ролей Фридан описанному Георгом Лукачем уничтожению старых ценностей и созданию новых, а также описанной Гербертом Маркузе переоценке ценностей. Но идея превращения патриархата в матриархат – а именно для этого предназначена смена половых ролей – может быть непосредственно связана с книгой Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства » [15].

Будучи впервые опубликованной в 1884 году, эта книга популяризировала ныне признанное феминистское убеждение, что глубоко укоренившееся дискриминационное угнетение женского пола было функцией патриархата. Убеждение, что матриархат является решением проблем, создаваемых патриархатом, проистекает из комментария Маркса в «Немецкой идеологии»[16], опубликованной в 1845 году. В этой работе Маркс выдвинул идею, что жены и дети были первой собственностью патриархального мужчины. Из этих источников возникли взаимосвязанные теория матриархата и теория андрогинности Франкфуртской школы.

 

Обращаясь к широкой публике, сторонники политкорректности – или, называя вещи своими именами, культурного марксизма – представляют свои убеждения привлекательно. Они говорят, что это всего лишь вопрос проявления «восприимчивости» к другим людям. Они используют такие слова, как «толерантность» и «многообразие», спрашивая «Почему мы все не можем жить дружно?».

 

Реальность выглядит иначе. Политкорректность не имеет ничего общего с «приятностью», если только не считать Гулаг приятным местом. Политкорректность – это марксизм со всеми вытекающими: потерей свободы слова, контролем над мыслями, извращением традиционного социального порядка и, наконец, тоталитарным государством. Во всяком случае, культурный марксизм, созданный Франкфуртской школой, гораздо хуже, чем старый, экономический марксизм, который разрушил Россию. В конце концов, экономические марксисты не превозносили сексуальные извращения и не пытались создать матриархат, как было сделано Франкфуртской школой и ее последователями.

Цель этого краткого очерка – показать критическую связь между классическим марксизмом и составными частями «культурной революции», которая разразилась в Западной Европе в 1960-х. Конечно, процесс не останавливается в 60-х годах; работы Франкфуртской школы еще очень сильно влияют на нас, особенно в области образования. Эта тема и другие современные следствия идей Франкфуртской школы будут проанализированы ниже.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.