Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические занятия




ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

 

Кафедра психологии

 

Клементьева М.В.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическим (семинарским) занятиям по дисциплине

 

«Психология творчества»

 

 

(для студентов 5 курса дневного отделения

специальности 030301 - "Психология")

 

Т у л а 2011 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Пояснительная записка …………………………………………………………… 3 стр.

 

Тематика и основное содержание практических занятий …………………… 4 стр.

 

Список литературы для подготовки к занятиям ………………………………… 6 стр.

 

Основные требования к уровню освоения материала …………………………… 13 стр.

 

Примерные вопросы к зачету …………………………………………………… 14 стр.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 5 курса дневного отделения специальности 030300 и позволяет совместно с преподавателем освоить практический материал дисциплины «Психология творчества».

Учебно-методическое пособие содержит тематику, основное содержание практических занятий по дисциплине, практический материал и списки рекомендуемой литературы, а также требования к уровню освоения материала.

Курс «Психология творчества» является профессионально специализированной дисциплиной для студентов 5 курса дневного отделения специальности 030300 – «Психология». Он предназначен как для теоретической подготовки студентов в профессиональном плане, так и к практической психологической работе (возрастно-семейному консультированию, психодиагностике, психопрофилактике и психотерапии, психокоррекции) в разных звеньях системы образования, в медицинских учреждениях, в органах социальной и правозащиты.

Данный курс продолжает и дополняет освоение теоретического аппарата и практических навыков других специальных дисциплин: "Социальная психология", "Клиническая психология", "Психодиагностика", "Основы психологического консультирования", "Педагогическая психология" и т.д., а также углубляют и конкретизируют знания, полученные в курсе "Общая психология" (разделы, касающиеся сознания и личности) и др.

по СПЕЦкурсу «психология творчества»

для студентов 5 курса дневного отделения специальности 030300-психология

 

ЗАНЯТИЕ 1. ВВОДНОЕ (1 час)

Аудиторная работа:

1) знакомство с содержанием и структурой спецкурса «Психология творчества»;

2) групповая дискуссия по проблемам: сходство и отличие психологии творчества от других психологических дисциплин; общенаучное содержание понятия «творчество»; в какой мере творчество присуще всем людям; виды творчества; народное творчество; творчество машин; вторичность творчества по отношению к более высоким ценностям; можно ли создать новое из «ничего»; свобода творчества;

3) индивидуальная работа по созданию синквейна на тему «творчество». «Синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк». В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении:

1 строка – заголовок, ключевое слово, тема, выраженное в форме существительного;

2 строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки и свойства;

3 строка – три глагола или деепричастия, описывающие характерные действия;

4 строка – фраза, состоящая из 4 (5) слов, выражающая личное отношение автора;

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное, характеризующее суть объекта, новую интерпретацию темы.

Максимальная оценка задания -2 балла.

 

ЗАНЯТИЕ 2. СЕМИНАР «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И РЕФЛЕКСИЯ ТВОРЧЕСТВА» (2 часа)

Подготовка к занятию: каждый студент готовит эссе (не более 1500 знаков.), в котором описывает рефлексию субъективного опыта творчества. В эссе нужно выделить: 1) те признаки, которые указывают на факт творчества (ощущения, мысли, чувства, личностные изменения и т.п.); 2) сферу и вид творчества; 3) события, поступки, встречи, взаимодействия, умения, чувства, идеи, успехи, поражения и т.п. явления, сопутствующие творчеству; 4) способы, приемы, стратегии, механизмы рефлексии, предпринятой в отношении творчества; 5) формула субъективного творчества.

Аудиторная работа: каждый студент зачитывает свои материалы. Групповое обсуждение представленных материалов; построение обобщенной «формулы творчества». Остальные студенты должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам.

В процессе работы обсуждаются следующие вопросы: 1) понятие творчества; 2) описываемые психические явления, 3) субъективность/объективность творчества, 4) процессуальные характеристики творчества, 5) субъектные корреляты творчества (патологии, болезни, мотивация, свойства личности, самоактуализация и т.п.), 6) особенности творческого продукта (при его наличии), 7) взаимодействие в системе творец-среда (отношение социума к личности творца и продуктам его творчества, роль макро- и микросредовых условий творчества), 8) развитие творчества; 9) вид творчества.

Максимальная оценка задания -3 балла.

Литература для подготовки к занятию

1) Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.

2) Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004

3) Сартр Ж.-П. Воображаемое. М., 1998

А также автобиографические тексты: Л.Н.Толстой «Исповедь», Ж.-П.Сартр «Слова», В.Набоков «Другие берега», Эккерман «Разговоры с Гете», А.К.Баборенко «И.А.Бунин. Материалы для биографии», Э.А.По «Философия творчества», А.М.Горький «Как я пишу», М.Дэвис «Автобиография», С.Дали «Тайная жизнь Сальводора Дали, рассказанная им самим», Дж. Де Кирико «Воспоминания о моей жизни», А. Гастев «Леонардо да Винчи» и т.п.

 

ЗАНЯТИЯ 3-4.

СЕМИНАР «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПРОБЛЕМА ЕГО ИНТЕПРЕТАЦИИ» (3 часа)

Подготовка к занятию: каждый студент выполняет анализ метаплана самостоятельно выбранного художественного текста (литературного, музыкального, кинопроизведения и т.п.) – выделить элементы «эстетической реакции», используя исходные положения теории Л.С.Выготского

Аудиторная работа: каждый студент комментирует (зачитывает) свои материалы интерпретации художественного произведения. Остальные студенты должны быть готовы задать вопрос или предложить собственные комментарии к чужим материалам.

Литература для подготовки к занятию

1) Выготский Л.С. Психология искусства. М.,1986

2) Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб., 1998. – С. 14 – 285.

Максимальная оценка задания – 5 баллов

 

 

ЗАНЯТИЕ 5-6. СЕМИНАР «БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В ИЗУЧЕНИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА» (4 часа)

Подготовка к занятию: каждый студент готовит индивидуально-монографическое описание жизни и творчества одного из выдающихся ученых-психологов (выбор осуществляется методами общественного признания, сопоставления авторитетных мнений или экспертных оценок). В совокупности все представленные материалы должны содержать следующее:

1)Ф.И.О. ученого, годы жизни;

2) название и описание научного открытия или открытий (указываются в хронологическом порядке, с указанием года), а также вклада в науку и его значимость для последующего развития науки (с указанием периода исторического субъективизма оценки, например, настоящее время);

3) хронология творчества ученого (период создания и опубликования работы) с указанием фактов биографии и исторических событий, которые могут быть релевантными к процессу творчества (особенности конкретной исторической эпохи, общественной системы, взглядов научного сообщества и реакции на них со стороны ученого, особенности образования, семенных отношений, стиля жизни, индивидуально-психологических особенностей автора и т.п.);

4) построение возрастной линии динамики открытий, выделение в жизни ученого наиболее продуктивного возрастного периода;

5) вывод о факторах (социально-психологических), способствующих творчеству,эпохе автора, и о самом авторе, и об истории создания произведений Также могут быть представлены отрывки из научных трудов, отзывы, рецензии и т.п. авторитетных лиц, доказывающих значимость выбранного ученого и сделанных им вкладов.

Аудиторная работа: представление работ и их обсуждение.

Максимальная оценка задания – 10 баллов.

Литература для подготовки к занятию

1) Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися. М., 2003

2) Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.

3) Буш Г.Я. Рождение изобретательских идей. Рига, 1976

4) Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Спб.: Питер, 1999.

5) Научное творчество. / Под. ред. С.Р. Микилинского и М.Г.Ярошевского. – М., 1969

6) Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М., 1997

7) Ярошевский М. Г. Оппонентный круг и научное открытие. // Вопросы философии. – 1983. – №10.

 

ЗАНЯТИЕ 7.

Тестирование

 

ЗАНЯТИЕ 8 – 10

СЕМИНАР «Механизмы творчесТВА» (6 часов)

Подготовительная работа перед занятием: самостоятельно каждый студент готовит кратное сообщение по одной из актуальный тем по проблемам психологии творчества (см. список рекомендуемых тем ККР). Защита ККР.

Аудиторная работа: представление работ и их обсуждение.

Максимальная оценка задания -25 баллов.

Литература по курсу «психология творчества»

Основная литература

1. Богоявленская Д.Б., Сусоколова И.А. Зарубежные исследования психологии творчества: Постгилфордовский период (часть 2) // Психологическая наука и образование. –2007. –№3. –C. 97 - 107

2. Боно Э. Параллельное мышление. – Мн.: Попурри, 2007. – 320с.

3. Еромолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. –М.:Академический проект, 2005. – 304с.

4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – Спб.: Питер, 2009. – 448с.

5. Калошина И.П. Психология творческой деятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 655с.

6. Кемерон Д. Путь художника. – М.: Гаятри, 2005.- 272с.

7. Клементьева М. В. Сказка в речевом развитии дошкольника: монография – Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. – 121 с.

8. Николаенко Н.Н. Психология творчества. – М.- Речь, 2005.- 288с.

9. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей./ Под ред. А.М.Матюшкина. М.: Издательство Московоского психолого-социального института, 2005. – 192с.

10. Рождественская Н.В., Толшин А.В. Креативность. Пути развития и тренинги. – М.: Речь, 2006. - 328 с.

 

Дополнительная литература

1) Айзенк Г. Проверьте свои способности. – М., 1972. – 145с.

2) Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. 2-е изд. – Новосибирск: Наука, 1991. – 224 с.

3) Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х кн. М., 1982

4) Анциферова Л.И. Теория интеллектуальных операций О. Зельца. // Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. М., 1966

5) Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. Т.5, №3 – 1984. – С.46-55.

6) Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.: Прогресс, 1970. 651с.

7) Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М.: Фолио-Аст, 2002. – 346с.

8) Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1984. 444с.

9) Бердяев Н.А. Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. – Мн.: Экономпресс, 2000. – 304с.

10) Бетти Э. Открой в себе художника. – М.: Попурри, 2004. – 252с.

11) Бремон К. Логика повествовательных возможностей // Семиотика и искусствометрия / Под ред. Ю.М. Лотмана. М.: Мир, 1972. С. 108 – 136.

12) Бобылев Е.Л.. Психология художественного творчества в теории психоанализа // История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26—29 июня 2006 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006. —С.156-160

13) Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Знание, 1996. – 320с

14) Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. – 320 с.

15) БогоявленскаяД.Б., И.А. Сусоколова. Интеллект и креативность: к истории вопроса// История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26—29 июня 2006 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006. —С.160-168

16) Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими и выдающимися? – М.: Изд-во Института Психожерапии, 2003. – 287с.

17) Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 1986. – 87с.

18) Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М.: Русский язык. 1980. - 195 с.

19) Виднеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль. 1989. - 175 с.

20) Вильчек В.М. Алгоритмы истории. М.: Прометей, 1989. – С. 20 – 25.

21) Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 288с.

22) Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.

23) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1997. - 67 с.

24) Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968. - 390 с.

25) Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. Спб: Речь, 2006 – 416с.

26) Гирш В. Гениальность и вырождение. – СПб.: «Потаённое», 2005. – 75 с.

27) Голловин Е. Программирование прекрасного. – Иностранная литература – 1966 – № 7 – С. 199-206.

28) Гутчин И.Б. Кибернетические модели творчества. – М.: Знание. - 62 с.

29) Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика. 1986. 235 с.

30) Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. / Пер. с англ. – М.: Аквариум, 1995. – 400 с.

31) Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974. С.5-35.

32) Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - Спб.: Питер., 2002. – 368с.

33) Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание. 1996. С.30-36.

34) Дьяченко О.М. Проблема развития способностей до и после Л.С.Выготского. //Вопросы психологии. – 1995. - №5. – С.98-110.

35) Дьяченко О.М., Веракса Н.С. Чего на свете не бывает? М.: Знание, 1994. 157 с.

36) Дышлевый П.С., Яценко Л.В. Регуляция творческой деятельности. Воронеж, Изд-во университета, 1986. – 231с.

37) Егорова М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) // Вопросы психологии. – 2000. - № 1. – С. 36-46.

38) Ермак Н.Т. Особенности понимания художественного текста взрослыми и детьми. //Вопросы психологии. – 1994. - №3.

39) Завалишина Д.Н. Творческий аспект практического мышления // Психологический журнал.- 1991. - №2.

40) Зеленкова Т.В. Функционально-статистический анализ сказок, сочиненных детьми. // Вопросы психологии. – 2001. - №6. – С.17-27.

41) Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. — СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2008. — 248 с.

42) Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа. 1997. 335 с.

43) Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – Спб.: Издательство Речь, 2006. – 400с.

44) Иванова Т.В. Остроумие и креативность. // Вопросы психологии. – 2002. - №1. – С. 76-87.

45) Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). - М.: Изд. Моск. Университета. 1983. – 165 с.

46) Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 688с.

47) Колесов Д.Н., Соколов Е.Н. О психофизиологии творчества // Психологический журнал. – 1992. - №6.

48) Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. – М.: Просвещение. 1992. – 173с.

49) Кривцун О.А. Психология художественного творчества // Эстетика. - М.: Аспект Пресс, 2000.- С.110-145с.

50) Крупник Е.П. психологическое воздействие искусства. – М.: Изд-во Институт психологии РАН, - 1999. – 240с

51) Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики.// Вопросы психологии. – 1990. - № 3.

52) Кудрявцев В.Т. Исследование детского развития на рубеже столетий.// Вопросы психологии. – 2002. - № 2. – С.3-21.

53) Кулютин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970

54) Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004 – 257с

55) Левин В. Воспитание творчества. – М., Просвещение., 1977. – 129с.

56) Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия // Избр. труды. М.: Изд-во "Ин-т практ. психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.- С.3 -145

57) Личность, креативность, искусство./ Под ред. Е.А.Малянова. – пермь:Пермский государственный институт искусство и культуры. – 2002. – 440с.

58) Лобок А.М. Антропология мифа. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. – 688 с.

59) Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 1998. – С. 400 – 440.

60) Лосева А.А.Психологическая диагностика одаренности. - М., Трикста, 2004. - 176 с.

61) Маслоу А. Дальнейшие рубежи развития человека. – М., 2002 – 215с.

62) Матюшкин А.М., Снек Д.А. Одаренные и талантливые дети. //Вопросы психологии. 1982. - №4. – С.88-97.

63) Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. //Вопросы психологии. – 1989. – 36. – С.29-33.

64) Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - М.: Изд-во МПСИ, 2003. -157с.

65) Мелик – Пашаев А.А. Мир художника. М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 271с.

66) Машинный поиск вариантов при моделировании творческих процессов. М.: Наука, 1983.

67) Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. – Мн.: Харвест, 2005. – 432с.

68) Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 268с.

69) Мелик- Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987. – 126С.

70) Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. – М., 2001- 278с.

71) Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка к изучению одаренности. //Вопросы психологии – 1994. - №5. – С. 86 – 95.

72) Неелов Е.М. Волшебно-исторические корни научной фантастики. Л.: ГГУ, 1986.

73) Никольская А.А. А. Бине как один из основателей экспериментальной психологии. / Вопросы психологии – 1999 г. - № 2. – С. 90 -97.

74) Носов Н. Виртуальная психология. – М., 2000 – 400с

75) Овсянико-Куликовский Д.Н. Вопросы психологии творчества. Пушкин. Гейне. Гёте. Чехов. К психологии мысли и творчества – М.: Книжный дом «Либроком», 2009. – 304с.

76) Оганесян Н.Т. Библиотерапия: самоактуализация психических состояний через поэзию. М.: Ось-89, 2002. – 272с.

77) Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества. – М.: МПСИ (Библиотека психолога), 2007. – 528с.

78) Основные современные концепции творчества и одаренности. / Под. ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия. 1997. – 402 с.

79) Психологические проблемы самореализации личности. СПб: Изд-во СПбГУ, 1997. – 342с.

80) Психология одаренности детей и подростков. /Под ред. И.С.Лейтеса. М. Изд. Центр «Академия». - 1996. - С.5-96.

81) Психология одаренности: от теории к практике. / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Пер Сэ, 2000. – 128с.

82) Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М: Изд. центр "Академия", 1996.

83) Пиз А., Данн П. Как писать так, чтобы было понятно всем. – М.: Эксмо, 2003. – 208с.

84) Пешкова В.Е. Феномен гения. М.: Феникс, 2006. – 160с.

85) Психология творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1990. – 224с.

86) Психология творчества. Школа Я.А. Пономарева/Под ред. Д.В.Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. – 457с.

87) Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 752 с.

88) Поддьяков А.Н. Тест творчества – «синяя птица» психологии // Знание – сила. 2003. - № 5. - С. 101-104.

89) Пойя Д. Математическое открытие. М., 1976. -43с.

90) Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выготского в детском художественном творчестве. //Вопросы психологии. – 1997. - №1. – С.98-107.

91) Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983.- 258с.

92) Попова Л.А. Что такое одаренность? //Школа здоровья. – 1995. - №1. – С.5-18.

93) Пушкин В.Н. Эвристика – наука о творческом мышлении. М., 1967- 231с.

94) Психология мышления. М.: Знание, 1965 – 358с.

95) Разумникова О.М., Шемелина О.С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности. // Вопросы психологии. – 1999. - №5. – С. 130-135.

96) Родари Дж. Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй: пер. с итал. – 2 Изд. – М.: Прогресс, 1990. – 192 с.

97) Роджерс Н. Творчество как усиление себя. //Вопросы психологии. – 1990. - №8. – С.164-168.

98) Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., Наука. 1973

99) Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности. СПб: Изд-во СПбГУ, 1997. С. 89 – 106.

100) Развитие и диагностика способностей // Под ред. В.Н. Дружинина и В.В. Шадрикова. М.: Наука, 1991 – 356с.

101) Рябова Т.В., Менделевич В.Д. Творческое мышление и аниципация у больных шизофренией и психически здоровых. // Вопросы психологии. – 2002. - №1. С. 69-76.

102) Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

103) Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.

104) Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора в детском воображении. //Вопросы психологии. – 1996. №2. С. 5-9.

105) Сапогова Е.Е. Морфология и психосемиотика сказки в контексте моделирующих процессов воображения. // Журнал практического психолога. – 1999 - № 10-11. С. 5 – 27.

106) Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. – Тула: Приок. Кн. Изд-во, 1993. – 264 с.

107) Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности. //Вопросы психологии. 1983. №2 - С.35-42.

108) Семенов И.Н. Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментатика, практика // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - № 4. - 2005. - С. 65 – 73

109) Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. /Под ред. Л.А.Венгера. - М: Интор, 1996. С.78-97.

110) Степанов С.Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач. // Вопросы психологии. 1982. - №1 С. 99-104.

111) Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. – М.: Просвещение, 1992.- 256с.

112) Способности и склонности: комплексные исследования. //Под редакцией Э.А.Голубевой. – М.: Педагогика, 1989. – 197с.

113) Столяренко Л. Д. Основы психологии. Практикум. Ростов-на-Дону, 2000. – С. 148 – 170.

114) Структура и закономерности творческого процесса. / Под ред. Н. А. Венгеренко. М., 1983.

115) Супрун А.П., Янова Н.Г., Носов К.А. Метапсихология. Релятивистская психология. Квантовая психология. Психология креативности. – М.: Ленанд, 2010. – 512с.

116) Теплов Б.М. Избранные труды: В.2т. т.1. М.: Наука, 1985. 328с.

117) Теоретические проблемы психологии личности. М.,1974. – 141с.

118) Творчество и общественный прогресс / Под ред. Д. Ф. Козлова, Н. А. Венгеренко. М., 1982.

119) Трошина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. // Вопросы психологии. - 1998. - №4. – С.123-132.

120) Ушаков Д.В. Современные исследования творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - Т. 2, № 4. – 2005. - С. 53-56.

121) Фрейд З. Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 224 с.

122) Фрэй Д.Н. Как написать гениальный роман. – М.: Амфора, 2005.- 240с.

123) Формирование творческих способностей: сущность, условие, эффективность: Сб. науч. тр. / Сверл. инж.-пед. ин-т. – Свердловск, 1990. – 160 с.

124) Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. - 320 с.

125) Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 2000. – 432с..

126) Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. – М.:ЧеРо, 2008. – 368 с.

127) Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М., 1997. – 256с.

128) Шадриков В.Д. Менатльное развитие человека. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 288с.

129) Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека. – М.: Изд. Корпорация «Логос», 1996. - 320 с.

130) Шауб Б., Шауб Р. Тропою Данте. –М.: Эксмо, 2006. - 304 с.

131) Шувалов А. В. Безумные грани таланта. Энциклопедия патографий. – М.: Издательство «АСТ», 2004. – 1216 с.

132) Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопр. психол. 1996. № 3. С. 34 — 43.

133) Щебланова Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных показателей одаренности у младших школьников // Вопр. психол. 1998. № 4. С. 111 — 122.

134) Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследования одаренности // Вопр. психол. 1994. - № 6.- С. 134 — 140.

135) Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса/ Психологическая диагностика. - 2004. - №11. - С. 3-20

136) Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 360с.

137) Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. – М.: Русский мир, 1998. – 554с.

138) Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2007. - 45 c.

139) Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей. //Вопросы психологии. – 1994. №5. – 37-42.

140) Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности ребенка. //Вопросы психологии. – 1996. №3. – С. 28-34.

141) Яковлев В. Философия творчества в трудах Платона// Вопросы философии. -2003. — № 6. — С. 142-154.

142) Ясперс К. Стриндберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечением случаев Сведенборга и Гельдерлина. – М.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. - 238 с.

143) Dasgupta S. Is creativity a Darwinian process? // Creativity research journal.- 2004, 16 (4). – С.35-41

144) Simonton D. Darwin as straw man: Dasgupta’s (2004) evaluation of creativity as a Darwinian process // Creativity research journal. 2004, 17 (4).- С.12-25

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.