Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренний и внешний государственный долг. Управление государственным долгом




 

Природа государственного долга. Дефицит бюджета заставляет использовать механизм «дефицитного финансирования», что обычно и приводит к возникновению государственного долга

По своему экономическому происхождению государственный долг – это сумма величин бюджетных дефицитов, накопленных правительством страны за определенный период времени и профинансированных за счет специальных источников.

В качестве показателей следует выделить общий объем госдолга, темпы его прироста, госдолг в % к ВВП, к доходной части бюджета, государственный долг в % к чистому экспорту и т. п.

В структуре госдолга различают внутренний и внешний государственный долг. Так, в финансовой системе Беларуси критерием разграничения на внутренний и внешний долг выступает «принцип резидента», а в Российской Федерации – «принцип валюты долгового обязательства», что соответствует нормам международного валютного рынка. Тем не менее, между внутренним и внешним государственным долгом существует прямая взаимосвязь.

Внутренний государственный долг есть долг центральных и местных органов власти перед резидентами страны. На практике в качестве реальных форм внутреннего государственного долга выступают:

а) государственные займы в виде краткосрочных (ГКО) и долгосрочных долговых обязательств (ГДО) (покупатель – юридические лица);

б) государственные займы (сберегательные займы) в виде облигаций Министерства финансов (рублевых, валютных) и облигаций Национального банка (валютных), распространенных среди физических лиц;

в) эмиссионный кредит, полученный правительством в Нацбанке страны («монетизация дефицита»), за минусом размещенных там депозитов (резервы), а также кредит, полученный правительством в коммерческих банках, за минусом размещенных там денежных резервов;

г) казначейские векселя Министерства финансов, использованные для оплаты общегосударственных нужд (поставка в страну энергоносителей, погашение внешних долгов и т. п.);

д) долги местных органов власти.

По состоянию на 1.12.2010 года внутренний долг достиг 8,562 трлн. руб., увеличившись с начала года на 8,6%.

Внешний государственный долг – это финансовый долг правительства страны перединостранными государствами, зарубежными банками и международными организациями. Следует отметить, что причиной наращивания внешнего государственного долга выступает не только дефицит бюджета, но и низкое качество платежного баланса (дефицит счета текущих операций и др.), разбалансированность внутреннего валютного рынка.

При этом внешний государственный долг есть лишь часть совокупного (валового) внешнего долга страны. Вторую часть валового внешнего долга страны образуют долги хозяйствующих субъектов.

Внешний государственный долг не может возникнуть без достижения соответствующей договоренности с международными организациями (Международный валютный фонд, Мировой банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития и т. п.), или потенциальными кредиторами. Страна должна иметь кредитный рейтинг, а ценные бумаги правительства должны быть ликвидными.

Цель привлечения очередного внешнего государственного займа указывается в решении правительства Беларуси, в соответствии с основными целями заимствований, предусмотренными Президентом РБ и законодательными актами (статья 52.5, БюК).

В структуре внешнего государственного долга различают: а) долгосрочные и краткосрочные обязательства; б) долг органов управления (правительства) и денежно-кредитного регулирования (Нацбанк); в) государственные займы и иностранные кредиты; г) суверенный внешний госдолг и долговые гарантии правительства. Внешний государственный долг (суверенный долг) и Договора о предоставлении гарантий правительства РБ по внешним заимствованиям образуют внешние долговые обязательства РБ.

В таблице 11.3 представлена динамика валового внешнего долга Республики Беларусь.

Таблица 11.3

Валовой внешний долг Беларуси (млрд. долларов США; на начало года)

Показатель Год
         
Валовой внешний долг Республики Беларусь 2091,5 4935,4 6844,1 15154,1 22080,3
в % к ВВП 16,0 21,3 18,5 24,9 45,1
Внешний долг органов государственного управления 460,2 501,1 589,0 3597,2 8363,0

 

Приведенные данные свидетельствуют о быстром возрастании внешнего государственного долга. С размещением двух эмиссий еврооблигаций (август, 2010 г.) правительство Беларуси стало формировать публичную кредитную историю страны.

Последствия наращивания внешнего долга. Надо признать, что неосмотрительное наращивание внешнего долга всегда сулит стране серьезными последствия. Его нарастание:

а) усиливает экономическую и политическую зависимость страны, снижает кредитный рейтинг, ведет к удорожанию внешних источников финансирования;

б) может дополняться серьезными законодательными уступками иностранному капиталу;

в) заставляет правительство распродавать иностранцам государственную собственность (предприятия, стратегические запасы), проводить непрозрачную приватизацию;

г) усиливает отток национального дохода (ВВП < ВНД), заставляет ограничивать внутреннее потребление и ведет к снижению уровня жизни населения.

В 2009 году расходы, связанные с обслуживанием валового внешнего долга, составили 5,8 млрд. долларов, включая платежи по процентам 0,476 млрд. долларов.

Управление государственным долгом. Увеличение государственного долга (особенно внешнего) и нарастание соответствующих угроз обусловливает необходимость иметь специальную систему управления. Управление государственным долгом предъявляет особые требования к сбору налогов, заставляет повышать налоговую нагрузку, изменять условия функционирования валютного рынка и привлечения иностранного капитала, предполагает контроль за нормативами безопасности страны в финансовой сфере.

11.4 Содержание и эффективность национальной
налоговой системы

Содержание налоговой системы. Важнейшей частью бюджетных доходов выступают налоги и сборы. Поэтому подсистему сбора налогов в пользу государства следует рассматривать в качестве составной части единой бюджетно-налоговой системы.

С институциональных позиций налоговая система выступает как система организаций, которые занимаются регулированием налоговых отношений, т. е. налоговым администрированием. Налоговая система предстает и как налоговый механизм, включающий совокупность средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение действий налогового законодательства. Посредством налогового механизма обеспечивается устойчивость функционирования налоговой системы, реализуются установленные правила налогообложения.

Основные принципы налоговой системы. Среди основных правил построения эффективной национальной налоговой системы выделим: а) принцип зависимости от получаемых выгод; б) платежеспособность и всеобщность; в) справедливость и нейтральность; г) стабильность; д) доходчивость и гибкость, эффективность; е) обоснованность выбора источника уплаты и объекта налогообложения.

Действующий Налоговый кодекс РБ включает общую и особенную часть.

Функции налоговой системы. Безусловно, на первом месте оказывается фискальная функция. Ведь налоговая система создается для того, чтобы сформировать финансовый фонд государства за счет распределения и перераспределения национального дохода.

Доминирование в налоговой системе Беларуси фискальной функции обнаруживается не только через высокую налоговую нагрузку, но и высокие налоговые ставки (НДС, на прибыль), а также высокий уровень штрафных санкций.

Распределительная функция связана с участием налогов в ценообразовании, в перераспределении доходов и т. п.

Стимулирующая функция налоговой системы предполагает прямое воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов. На микроуровне выполнение данной функции предполагает активное использование льгот и преференций, дифференциацию налоговых ставок.

Регулирующая функция обнаруживает свойство налогов выступать на макроэкономическом уровне в роли встроенных стабилизаторов экономической динамики.

Контролирующая функция обеспечивает государству воспроизводство налоговых отношений, повышает собираемость налогов, помогает повышать эффективность налоговой системы.

Налоговая нагрузка. Выступает как важнейший макроэкономический показатель, формирующий экономические условия хозяйствования. На национальном уровненалоговая нагрузка определяется как удельный вес налогов и сборов в объеме ВВП. Т. е. показатель налоговой нагрузки отражает ту долю ВВП, которую государство присваивает через механизм налогового перераспределения. Здесь обнаруживается ряд важнейших закономерностей:

1) чем богаче страна, тем большую часть ВВП государство изымает через налоговую систему в свою пользу. Расширение функций государства создает общую предпосылку для повышения налоговой нагрузки. В современных условиях уровень налоговой нагрузки достигает 40 – 50% от ВВП. Не случайно высокоразвитые страны трактуются не иначе как «налоговые государства»;

2) завышенная налоговая нагрузка всегда ведет к возникновению уже известного нам «эффекта Лаффера»;

3) с некоторого момента повышение налоговой нагрузки начинает тормозить экономический рост.

Совершенствование налогового администрирования. Последнее есть система налоговых требований, определенных законодательством, а также нормативный порядок исполнения самого налогового законодательства.

Поэтому совершенствование налогового администрирования должно включать не только снижение налоговой нагрузки, но и оптимизацию системы льгот и штрафов, объема исходной информации, сокращение количества налоговых деклараций и т. п.

В соответствии с Законом «О республиканском бюджете на 2011 год» отменены: три платежа в составе экологического налога, местный налог на услуги (5% от выручки), местный сбор на развитие территории (3% из прибыли), что позволит снизить налоговую нагрузку на 0,4% от ВВП. Кроме того, изменен порядок распределения налога на прибыль между бюджетами разного уровня, а также льготирования налога на прибыль, направляемой на инвестиции.

 

Задания для самоконтроля и самоподготовки

 

1. В чем состоит отличие национальной финансовой системы от государственной бюджетной системы?

2. Назовите основные бюджетные пропорции, которые учитываются при оценке состояния финансовой системы страны.

3. В чем отличие консолидированного бюджета и республиканского бюджета?

4. Какие обстоятельства предопределяют интенсивность существования межбюджетных отношений?

5. В чем отличие внутреннего и внешнего государственного долга, включая механизм образования и экономические последствия

6. Какие обстоятельства обуславливают наращивание внешнего государственного долга?

7. Какие показатели отражают уровень налоговой нагрузки в национальной экономике страны?

Литература: [4, 24, 26, 33, 35, 36, 37, 43, 50, 64, 65, 68, 78]





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.