Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тело и травма




 

Хорошим помощником в поиске того, что оказывает из прошлого на нас действие, является наше тело.

Тело, бессознательно, душа ищут разрешение травмы. Они ищут способ, как жить человеку с травматическим опытом. И на телесном уровне решением для травматического опыта может быть ощущение в теле, симптом или болезнь. Произошла психотравма, после которой чувства были вытеснены, но они все равно присутствуют в семейном поле, и поэтому в виде каких‑то ощущений в теле несут их потомки.

Поиск возможен и через наши чувства, и через непонятные и неприятные ощущения в теле.

Например, одна из моих пациенток рассказывала, что ночью она нередко просыпалась оттого, что у нее было ощущение, будто она задыхается. Что‑то давило на грудь, она ловила воздух ртом и просыпалась. Когда она пришла на прием к врачу, то оказалось, что какого‑либо нарушения работы внутренних органов не было выявлено. Ее отправили к психиатру, где был назначен ряд препаратов, но они не дали эффекта. Что же оказалось на самом деле? Что стояло за ощущением удушья? Оказалось, что за этим ощущением стояла история ее деда по линии отца, который умер насильственной смертью – был задушен. Когда было найдено решение, а в этой ситуации пациентка несла это вместо своего отца, то она с удивлением вспомнила, что у ее отца тоже были такие «приступы». Это ее ощущение удушья – связь, ее любовь к отцу.

Другой клиент рассказывал о том, как часто он испытывает чувство давления в груди, «как будто все сжимается». Откуда шло это ощущение? При работе он расплакался, и это были слезы его отца из‑за смерти его брата (дяди клиента). Эти слезы – то, что он нес вместо отца.

Травма, которая сохраняется в теле, исходит из ситуаций, связанных с жизнью и смертью, именно из‑за этого подобный опыт в теле сохраняется долго. Именно из‑за этого он выражен настолько интенсивно. Ведь, когда речь шла о жизни и смерти, она была или о выживании, или об утрате. А опыт выживания и жизни после утраты – это на самом деле то, что необходимо многим последующим поколениям. Но вытесненные эмоции предков находят свой приют в нашем теле. Тогда мы чувствуем их в виде определенных ощущений в теле. Это, например, ком в горле, или тяжесть в плечах, или слабость в ногах, или затрудненное дыхание. Готов ли человек действительно осознать свои чувства, что стоит за этими ощущениями, – это его выбор.

Большинство людей избегают познания вытесненных эмоций и чувств, тем более когда речь идет о перенятом психотравматическом опыте. Ведь это сложно, тяжело, увидеть то, что создало этот опыт, почувствовать его вновь. Объяснимо отсутствие желания отправиться вновь в прошлое. То есть человек не хочет видеть, чувствовать, замечать вытесненные эмоции, ощущения в теле. Люди не хотят видеть то, что несет прошлое в их жизнь. Они словно слепы. И что тогда? Пусть лучше дети продолжают чувствовать это? Или внуки? Конечно, именно дети и внуки продолжают нести последствия психотравматического опыта. И тогда именно они ведут неосознанный поиск, который пронизывает всю их жизнь. И тогда повзрослевшие потомки встречаются с тем, что вытеснено, смотрят психотравме в глаза, чувствуют эту боль и ищут решение. Или проваливаются в болезнь, зависимость и тогда через них ищут ответы.

 

 

...

Поиск решения для ощущений в теле и симптомов

1. Определиться, с каким ощущением в теле вы хотели бы работать.

2. Для самостоятельного поиска необходимо иметь нарисованную гениосоциограмму и знания о психотравматическом опыте в своем роду и своей родительской системе (об этом я писала подробно в конце первой главы).

3. Далее вам надо, глядя на эту гениосоциограмму, внутренне задать себе следующие вопросы:

Что произошло тогда, когда возникло это ощущение?

Что когда‑то не завершилось?

Какое событие не дошло до конца?

Это личное или идущее из системы?

Можно ли историю из прошлого довести до такого конца, чтобы все завершилось?

Если вы найдете то место в системе, где это было не завершено, тогда отдайте дань судьбе этого человека, его боли и оставьте его боль и судьбу там, где ей место.

Если вы почувствуете сильное напряжение или дискомфорт, лучше вам самостоятельно работу не продолжать. Ведь, возможно, тогда, когда произошла травма, событие было слишком велико, слишком тяжело, происходило быстро, человек был один, не имел ресурсов (способов), чтобы справиться с ситуацией. Когда человек находится в группе или с психотерапевтом, то он не один, и в этом времени у него могут найтись ресурсы. Тут важно понимать, что чем внезапнее произошла психотравма, тем медленнее ведется работа. Самым главным человеком здесь является сам человек, под его контролем находится каждый шаг психотерапевта, в любой момент он может остановить его работу.

Иногда, конечно, возможно сильное сопротивление, и человек может ощутить боль в какой‑то части тела или вообще не найти ответа. Не отчаивайтесь. Может быть, нет еще важной части готовности или пока самостоятельно на этом пути вы продвинуться не сможете.

 

...

Поиск решения для заболевания

Конечно, многих читателей интересует вопрос: как самостоятельно определить, с чем связан его симптом или заболевание? Или как помочь близкому человеку выявить взаимосвязь болезни с событиями в роду? Сейчас я приведу несколько рекомендаций для самостоятельного поиска, но в отношении заболевания сложно найти ответ самому. Конечно, основные шаги – это принять то, что исключено, и занять свое место в семейной иерархии. Но вот с кем из исключенных связаны симптом или болезнь, выяснить самостоятельно чаще всего невозможно. Для этого есть несколько причин:

1. Необходимы определенные знания и опыт для подобной работы.

2. Рассматривая свою проблему, мы не можем быть объективными, поскольку рассматриваем свою семейную систему и одновременно ей принадлежим, являемся ее частью. Быть внутри и частью системы и одновременно посторонним наблюдателем невозможно. А для того, чтобы объективно вести поиск, нужно быть вне системы пациента.

Главная цель этой книги – создать внутри читателя готовность для разрешения ситуаций, поскольку у каждого она различна. Если в системе потребность к решению созрела, то информация в этой книге просто поможет созреть решению.

3. В нашей культуре есть ошибочное представление, что человек все сам должен разрешить, сам справиться, побороть что‑то внутри. Если у меня есть вопрос, который я хочу разрешить и чувствую в этом глубокую потребность, я в чем‑то веду поиск сама, а с чем‑то обращаюсь к своим коллегам. Психотерапия имеет громадный запас знаний и техник, которых не почерпнуть только читая книги. Опыт психотерапевта не заменит никакая книга. Если вы нуждаетесь в консультативном сопровождении, ищите специалиста, выбирайте по своим ощущениям.

Но все‑таки первые шаги можно сделать самостоятельно.

Первое, что вы можете сделать, чтобы понять свой симптом или заболевание, – это создать образ своей болезни. Представьте, что вы находитесь в комфортном для себя месте – на берегу моря, в лесу, на берегу речки или в собственной комнате. Подумайте о своей болезни или своем симптоме, о тех ощущениях в теле и чувствах, которые возникают, когда вы думаете о нем. А теперь представьте свою болезнь в виде образа. Словно вы рисуете внутри картину своей болезни. Что это за образ? Он красив и приятен или, наоборот, внушает страх и ужас? Как он выглядит? Что вы чувствуете, глядя на этот образ? Здесь важно понимать, что если образ приятен, красив, притягателен (например, роза, или радуга, или звездное небо), то человеку комфортно в его переплетении. То есть его болезнь отражает большую любовь к кому‑то в своей семье. Любовь так велика, что выздороветь, скорее всего, не удастся. Если образ симптома или болезни страшен, вызывает ужас, неприятие или отвращение, то пациент стремится найти решение, и можно начинать поиск.

Второе, что можно предпринять, – это выполнить следующие шаги: 1. Создать гениосоциограмму, иметь представление о событиях и психотравматическом опыте в своем роду. Здесь важно сконцентрироваться на информации того, кто, когда, кем был исключен (смотри поиск решения в первой главе).

2. Разложить на полу перед собой листы, обозначающие членов своей семьи, сначала родителей: справа от себя мать, слева отца. Затем их родителей, ваших дедушек и бабушек, и т. д. То есть поставить перед собой минимум три поколения вашего рода.

3. Взять в руки какой‑нибудь предмет, олицетворяющий вашу болезнь или симптом (например, подушку). Посмотреть на него, представить, где в теле присутствует ваша болезнь или симптом. Почувствовать свою болезнь или симптом. Представить, что симптом или болезнь словно выходят из вашего тела и переходят в предмет, который вы держите в руках.

4. Задать вопрос, где этой болезни или симптому место. Куда через болезнь течет моя любовь? Куда в болезни направлена моя любовь? Посмотреть на своих предков, не пытаться включить свои размышления, доверять только своим чувствам и ощущениям в теле. Куда вам хочется подойти со своей болезнью или симптомом? Не спешите, чтобы получить ответ от тела или чувств, нужно подождать. Попробуйте подойти к тому члену своего рода, к которому поведет вас ваш симптом или болезнь.

5. Подойти и стать напротив. Что вы сейчас чувствуете к этому человеку, к своей болезни? Можете ли вы отдать дань его судьбе, оставить свой симптом или свою болезнь там, где им место? Или вы испытываете дискомфорт или сопротивление? Здесь все может происходить само собой, без слов. Но процесс движется медленно, и поэтому спешить не нужно.

Третье, что можно сделать, – это склониться перед болезнью. Эту технику можно применять и в случае, если по причине заболевания был удален какой‑либо орган. Операции производятся в тех ситуациях, когда жизнь человека из‑за болезни находится под угрозой. Когда жить с больным органом невозможно, то принимается решение об операции. Важно поблагодарить удаленный орган, поскольку благодаря тому, что его удалили, вы живете дальше. Удаленный орган – это такая жертва, благодаря которой ваша жизнь продолжается. Поэтому можно представить удаленный орган и стать напротив него и почувствовать эту благодарность, выразить ему ее.

Если человек поблагодарит свою болезнь, даже если она отступила и в настоящее время ремиссия, то это благотворно отразится на его состоянии. Ведь симптом или болезнь выполняют важную задачу для души! Если человеку непонятно, почему он должен поблагодарить свою болезнь или симптом, то можно перечитать первую главу.

1. Поставьте напротив себя болезнь или симптом. Представьте, что вы стоите друг напротив друга. Вчувствуйтесь в свое состояние. Что вы ощущаете? Можете ли вы смотреть на свою болезнь? Хотите ли вы подойти к ней ближе или, наоборот, отдалиться от нее? Какое расстояние вы выберете между вами? Или, может быть, вам хочется убежать отсюда или убрать болезнь? Если расстояние велико, то страх ваш перед болезнью огромен. Возможно, вам хочется прильнуть к болезни и остаться у нее в объятиях? Оцените свои ощущения, но только не спеша. Что происходит с вами? Как меняются ваши чувства? Ощущения в теле?

2. Посмотрите на болезнь и скажите: «Я вижу тебя, сейчас я вижу тебя». Только когда будете готовы, поблагодарите свою болезнь. Слова вы сможете подобрать сами. Следите за ощущениями, есть ли в действительности в ваших словах благодарность? Есть ли согласие? Примирение? Не ведете ли вы себя высокомерно и надменно по отношению к болезни?

3. Если благодарность состоялась в полной мере, то закончите упражнение. Если нет, то можно вернуться к нему позже или обратиться за консультацией. Если с начала упражнения вы испытываете неприятные ощущения, страх и дискомфорт, то идти дальше самостоятельно не стоит.

Четвертое, что можно сделать, – это попросить благословения у своей мужской или женской линии рода или у родителей. Если вы мужчина, то можете обратиться к своей мужской линии, если женщина, то к женской. Можете выбрать другой вариант – это обратиться через родителей к роду в целом. Здесь важно понимать, что обращаться нужно с позиции младшего к старшим, без претензий и желаний изменить их, их судьбы или потребовать от них то, что, с вашей точки зрения, вам недодали. Тот, кто имеет претензии, ничего не получит! Представьте, что у вас за спиной стоит несколько поколений мужчин (если вы мужчина) или женщин (если вы женщина). За вами ваш отец или мать, за ними дедушка или бабушка и так далее несколько поколений в прошлое. За мужчиной стоит несколько поколений мужчин, за женщиной – несколько поколений женщин. Оцените свои ощущения. Что вы при этом чувствуете?

Если вам хочется уйти или вы ощущаете внутренний дискомфорт, то лучше дальше данное упражнение не продолжать. Вы еще не готовы. Доверяйте своим ощущениям, ведь через них бессознательное или ваша душа указывают вам путь.

Если вы хотите повернуться к ним, то повернитесь к ним лицом. Произнесите каждому: «Я вижу тебя». Затем каждому: «Ты там, я здесь». Если вы хотите спросить у кого‑то из них совет или задать вопрос, то задайте. Не ждите ответа в виде текста, следите за своими ощущения. Если вы хотите поблагодарить кого‑то или всех, сделайте это. Если хотите попросить благословения, попросите. Затем повернитесь к ним спиной, чтобы мужская или женская линия стояли у вас за спиной.

Если внутреннего дискомфорта нет, то представьте, как через много поколений, из прошлого, от поколения к поколению по направлению к вам передается мужская энергия (если вы мужчина) или женская (если вы женщина). Она приближается к вашему дедушке или бабушке, от них к отцу или матери и дальше передается вам. Оцените ваши ощущения, как воспринимается вами передача мужской или женской энергии. Можете ли вы ее принять?

На мой взгляд, эти четыре практики, кроме описанных в соответствующих главах, можно выполнять самостоятельно, или в психологическом клубе, или в ходе какого‑то тренинга.

 

 

Глава 9 ПЕРЕПИШИ СВОЮ ИСТОРИЮ

 

Жизнь вдруг подбросила внезапно,

Перевернула все вокруг,

На прошлое смотрю обратно

И к разрешению иду!

И прошлое оставлено,

На будущее вдаль смотрю,

Задачи новые поставлены,

Спокойно и с любовью к ним спешу!

Невидимые перемены

И неожиданный полет.

Чувств в отношеньях смена,

И сила изнутри растет!

Переполняет наслажденье,

Улыбки, взгляды всем дарю,

Как сладки эти перемены,

За все судьбу благодарю!

 

 

При работе с семейной историей и взаимосвязями внутри системы требуется особая внутренняя позиция от психотерапевта. В работе с заболеваниями тем более. Дело в том, что позиция многих психологов и психотерапевтов состоит в том, что они должны постоянно давать, наставлять, спасать и освобождать своих пациентов. Часто при этом психологи обладают большинством черт созависимого поведения. Именно поэтому они занимают позицию родителя, а пациент охотно берет на себя роль ребенка. Ребенок может не брать на себя ответственность, родитель начинает объяснять, поучать и спасать. Позиция быть родителем для своих пациентов и постоянно что‑то давать истощает помощника. Ему самому сложно брать от жизни, людей, общения, но на самом деле от родителей.

Психолог или психотерапевт всеми силами тянут пациента в другую, хорошую, в том числе и здоровую жизнь. Когда психотерапевт видит, что в очередной раз кого‑то спасти не удалось, он переживает это как свое поражение. Поражение перед кем или чем? Болезнью? Смертью? Они всегда сильнее самого человека и психотерапевта, поскольку, как и судьба, во власти чего‑то большего.

Выбор специальности происходит на самом деле неосознанно, и люди спасающих профессий, в том числе и психологи, – это те, в чьих системах кого‑то спасти не удалось. Психотерапия – это путь, который требует пересмотра многого внутри себя и позиции спасательства тоже. Это не значит, что психотерапевт должен быть равнодушным и бесчувственным, нет. При работе крайне важно уважение к тому, что стоит за болезнью. Уважение к той детской внутренней любви пациента. Уважение к той любви внутреннего ребенка, которая слепа и сильнее желания выздороветь. Уважение к тому, что, возможно, пациент в своей связи и любви движется навстречу смерти и ничего поделать с этим нельзя. Придя в психологию или психотерапию спасать людей, рано или поздно приходишь к пониманию, что спасти на самом деле никого не возможно. Не все во власти человека.

Семейная система, болезнь или смерть сильнее психолога или психотерапевта. Что бы в ней ни происходило, только в согласии можно с ней работать. Осуждение здесь недопустимо. И даже если ты ничего не можешь поделать с тем, что человек движется к смерти, никакие техники не окажут на это влияния. С этим стоит только согласиться.

Есть несколько типов людей, которые появляются на приеме у психотерапевта:

1. «Посетитель» – это тот, кто приходит не сам. Его привел кто‑то из близких. У него все в порядке, жалоб нет, и изменений никаких он не ждет. Он пришел, потому что настояли близкие (например, через шантаж или манипулирование). Что тут может предложить психотерапевт? Да, в общем, ничего. Высказать свою точку зрения можно, но эти люди уходят туда, откуда пришли, ни с чем.

2. «Жалобщики» – это те, кто постоянно жалуется на других. Часто они приводят «посетителей», сопровождают их. Их четкое представление о жизни таково, что все проблемы в других. Этих других стоит изменить, и жизнь будет прекрасна. Посмотреть на себя они хотят крайне неохотно. Но при определенных шагах могут изменить свою позицию и перейти в следующую категорию. Правда, не всегда и с течением времени.

Глядя на первую и вторую категории клиентов, четко видно, что в каждой семье свои неосознаваемые правила игры. И все живут в соответствии с этим негласным правилом. При этом в семье у кого‑то больше власти, а у кого‑то меньше. Семья погружена в страдание несколько лет и, казалось бы, должна задействовать все ресурсы, чтобы двигаться в сторону выздоровления. Но этого не происходит. Со слов членов семьи, они хотят изменений, но это может оказаться пустым заявлением. Это звучит так: «Измените наше страдание, о, не меняйте нас!» Что тут можно поделать? В самом правиле заключен парадокс. Готовности в системе нет. Все остается по‑прежнему, возможно, системе придется столкнуться с еще большим страданием и болью. И при работе с заболеваниями и симптомами необходимо это учитывать.

3. «Клиенты» – это те, кто имеет жалобы или обрисовывает проблемы, изъявляя желание их активного преодоления. Это те, с кем можно приступать к совместной работе. Они реально воспринимают то, что других и мир в целом изменить нельзя. Эти люди готовы работать над тем, чтобы начать процесс своих изменений внутри. Если кто‑то скажет: «Я исцелю тебя» или «Я исцелюсь сам», то это звучит так, будто бы жизнь человека или моя жизнь в моей власти. Я всемогущ и контролирую жизнь, болезнь и смерть. Но это не так.

Почему происходит исцеление? Что играет роль? Профессионализм психотерапевта? Готовность пациента и его системы? Кто кому помогает? Исцеление, на мой взгляд, происходит в назначенное время и в назначенном месте, когда происходит встреча того, кто ищет, и того, кто консультирует. Тогда возможно найти то, что окажет действие и даст импульс к исцелению. Такая находка – это большой подарок…

Как можно прийти к этому подарку? Через согласие. Чем больше у людей претензий, тем меньше они получат. Я заметила, что те, кто оброс претензиями к своим родителям, малоспособны на перемены. Те, кто ждет, что родители изменятся, возможно, полюбят их, признают свои ошибки и наконец‑то дадут им то, чего им все эти годы не хватало, заблуждаются. Все, что родители должны были дать, они уже дали, больше ничего не должны давать. Родители не должны меняться, если они этого не хотят. А взрослые дети не вправе заставлять их меняться. Дети свои претензии должны оставить, прекратить – это первый и важный шаг к согласию. Признать то, что есть, ведь получает тот, кто не имеет претензий. Каждый человек описывает свою жизнь и свои проблемы, претензии через призму своих взглядов. Что он хочет видеть в своей жизни и в своей системе? Только тяжелое? Только то, что должно быть изменено? Только то, что тяготит и объясняет его неудачи? Или он видит то, что дала ему жизнь? Видит ли ресурсы и жизненные силы? Таланты и способности членов семейной системы? Видит ли их реализацию, творчество, способность принимать решение?

Как человек воспримет свою психотравму? Как то, что его парализовало? Или то, что дало ему какие‑то новые возможности? Что человек видит в своих родителях? Только то, что он не получил? Или их ошибки? Или то, как много они ему дали и он смог взять от них? На что человек обращает больше внимание? На боль, грусть оттого, что в его жизни что‑то не так? Или на то, что у него есть многое и в том числе его жизнь?

Многие хотят обрести свободу. Большую свободу в действиях, в выборе, в жизни. Также многие считают, что им мешают родители, семья, партнеры, дети. Например, многие, окончив школу, стремятся стать независимыми от родителей. Но получается ли на самом деле не зависеть от родителей? Ни расстояние, ни финансовая стабильность, ни успешность на самом деле не прекращают действия того, что идет через них и от них к детям. Или не зависеть ни от кого? До конца навряд ли. Ведь даже то, что мы исключили, все равно принадлежит нашей системе, например бывшие партнеры, и это тоже оказывает свое действие.

Перепишите свою историю. Претензии отделяют нас от родителей и рода в целом. В своих претензиях человек исключает родителей, высокомерно заявляя: «Я лучше, чем ты». Такая позиция делает невозможным перемены и исцеление.

Напишите о том, что вы получили от родителей и рода в целом. Что хорошего было в вашей жизни? Какими качествами и талантами вы обладаете? Что у вас есть? Дом, квартира, работа, образование, семья, дети? Посмотрите на своих родителей и род в целом. Где же это желанное ощущение свободы? Возможно, ощущение ограничений отпадает, если человек обретает свою целостность. Целостность означает, что внутри человека есть место для всех из его рода. Все в роду имеют свое место, и все равны по своему значению, несмотря ни на что. Перепишите свою историю, дав всем место в своей системе. Скажите тем, кто исключен: «У тебя есть место в моем сердце. Ты – один из нас». Обретение такой целостности позволяет человеку почувствовать себя частью целого и одновременно свободным. В обретении такой свободы всегда есть начало пути, но нет конца. Путь обретения такой целостности необычен, полон новых открытий себя, других, мира в целом. И эти открытия наполняют жизнь смыслом и новым ощущением жизни.

 

Список литературы

 

Кучера И., Шэффлер К. Что со мной такое? Симптомы болезней и семейная расстановка. М.: Институт консультирования и системных решений, 2007.

Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. 3‑е изд., перераб. и доп. М.: ПЕРСЭ, 2008.

Рупперт Ф. Травма, связь и семейные расстановки. Понять и исцелить душевные раны. М.: Институт консультирования и системных решений, 2010.

Уайнхолд Б., Уайнхолд Д. Освобождение от созависимости. М.: Независимая фирма «Класс», 2003.

Хаузнер Ш. Даже если это будет стоить мне жизни! Системные расстановки в случае тяжелых заболеваний и устойчивых симптомов. М.: Институт консультирования и системных решений, 2010.

Хеллингер Б. Любовь духа. Что к ней приводит и как она удается. М.: Институт консультирования и системных решений, 2010.

Хеллингер Б. И в середине тебе станет легко: Книга для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любви и стать счастливым / Пер. с нем. И.Д. Беляковой. М.: Изд‑во Института психотерапии, 2003.

Шутценбергер А.А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. 3‑е изд. М.: Психотерапия, 2007.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.