Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История журналистской профессии 2 страница. В России еще до появления петровских «Ведомостей» был обы­чай переводить и переписывать новости из заграничных источни­ков: немецких




В России еще до появления петровских «Ведомостей» был обы­чай переводить и переписывать новости из заграничных источни­ков: немецких, голландских, польских, шведских и др. Они посту­пали в Посольский приказ, где дьяки и подьячие выбирали извес­тия, переводили их, заносили на длинные листы бумаги — свитки и из них составляли «Вестовые письма» или «Куранты» (от фр. courant — текущий). Источниками новостей служили также письма русских, живущих за границей или путешествующих там. Рукопис­ная газета готовилась для царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича. Эта так называемая газета, как правило, была в од-ном-двух экземплярах, читалась вслух царям и пряталась в приказ Тайных дел.

Петр I сам знал европейские языки, читал иноземные газеты, и ему незачем было издавать такого рода переводную газету. Зато остро требовалось издание, в котором он мог бы пропагандиро­вать свои преобразования, давать информацию о правительствен­ной политике, военных делах, новостях в стране и за рубежом. 15 декабря 1702 г. он подписал приказ о печатании первой русской газеты «Ведомости», и 17 декабря, 300 лет назад, вышел ее пер­вый номер. В разных учебниках, правда, встречаются разные даты, поскольку то был рубеж года. Одни считают временем выхода га­зеты печатание пробного номера, другие — первого номера; одни называют даты по старому стилю, другие — по новому. Сейчас мы празднуем День русской журналистики 14 января и считаем эту дату днем выхода первой русской печатной газеты в 1703 г.

Кто же выпускал первую газету и кто может носить имя первых русских журналистов? Сам Петр редактировал газету, писал для нее, отбирал материалы к очередным номерам, правил тексты, стараясь достичь доступности изложения. Однако первым офици­альным редактором был директор Печатного двора в Москве поэт Федор Поликарпов. В его задачи входило редактирование текстов, отбор материалов, обработка иностранных переводов, которые доставлялись из Посольского приказа. Он добывал известия из дру­гих ведомств, занимался корректурой, следил за версткой матери­алов в газете. 16


Начальник Монастырского приказа — И. А. Мусин-Пушкин со­бирал от приказов (государственных учреждений) сообщения об их деятельности и посылал на Печатный двор для публикации.

Когда «Ведомости» перевели в Петербург, редактором стал ди­ректор петербургской типографии Михаил Абрамов

В 1719 г. Коллегия иностранных дел, после гражданских реформ Петра пришедшая на смену Посольскому приказу, назначила от­ветственным за «Ведомости» переводчика Бориса Волкова. С ним стал работать и Яков Синявич, которого историки считают пер­вым русским репортером, потому что он давал хронику придвор­ной жизни и информацию о деятельности коллегий.

Положение литераторов в петровские времена было сродни подневольному. Их обязывали к назначенному сроку написать про­изведение в том жанре и направлении, как того желал царь или ближайшие придворные. «Исправных и податливых награждали деревнями с крестьянами, табакерками и червонцами, а... неис­правным делались внушения, замечания, выговоры, по их спинам иногда ходила историческая дубинка, по щекам раздавались... все­милостивейшие пощечины»*.

И после Петра литературный труд еще долго не изменял своей казенной организации. «Литераторы были чиновниками на жало­вании, литературная профессия — службою, литературные специ-\л алисты делились по департаментам и столам»**. г-1 Положение литератора, журналиста в России, особенно если '^ он защищал прогрессивные взгляды, было очень тяжелым. Еще в г,- XIX в. подсчитали, что верноподданные литераторы жили в сред--г нем 70 лет, а прогрессивные, выступавшие против беззаконий властей — много меньше. Все они познали на себе унизительное положение, гонение властей, преследование цензуры, «усекнове­ние» свободного вольнолюбивого слова. История знает имена вы­дающихся литераторов-журналистов, прекрасных публицистов. Радищев, Герцен, Пушкин, Белинский, Некрасов, Салтыков-Щедрин на себе испытали все тяготы тогдашнего подцензурного журнализма.

Эпоха начала журналистской профессии в России и других стра­нах — это эпоха персонального журнализма, когда газету или жур­нал издавал узкий круг лиц, а иногда и один человек, который-нередко являлся и учредителем, и владельцем, и издателем, и ре­дактором, и автором своего издания.

* Панов А. В. Некоторые неблагоприятные условия литературного труда в Рос­сии // Образование. 1900. № 7-8. С. 23.

УРНЫЙ труп R V*nc.CM}\ II Леп о 1 Г.; ■'''■; л ио тек а ' ■•'':;■•■ О Г' г к О Г в i

** Шишков С. Титгратурный труд п Рпггии // Псп" 1875. № 8. С. 3.

-ого

2-927


Массовым журнализм стал после отмены крепостного права. Массовым и по тиражам, по количеству читателей, и по числу журналистов в редакциях, когда последние постепенно становят­ся коммерческими предприятиями, финансируемыми не только официальными властями, но и частным капиталом. С развитием свободы предпринимательства и расширением рынка печатной продукции количество изданий резко возросло и стала широко распространяться провинциальная печать. Растет число газет и журналов, которые стараются удовлетворить интересы разнооб­разных групп читателей. Коммерческая выгода заставляет выпус­кать массовые бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Увеличиваются рекламные отделы.

Соответственно этим изменениям и существованию разных типов изданий выделяются и два типа журнализма — солидный, серьезный и желтый, бульварный. Беспринципные, готовые на­житься на любом скандале и сенсации, пользующиеся пером как ключом к денежному сейфу, шантажисты и клеветники — таковы характеристики журналистов бульварной прессы.

Сотрудники редакций часто комплектовались из случайных людей, искавших в газете заработка. В России до начала XX в. не было ни одного учебного заведения, которое готовило бы журна­листов.

Правовое положение журналистов, как пишет об этом Б. И. Есин, было в то время жалким. «Ни в одном законе государства права представителей печати не были предусмотрены. Администраторы различного ранга могли потребовать недопущения в печати статей и заметок, казавшихся неугодными, предосудительными... Не уди­вительно, что такие условия толкали некоторых из них на унизи­тельные поступки, заставляли сводить личные счеты»*.

Особенно тяжело было работать в провинции: «Журналист ра­ботал по 15-ти часов в сутки и месяцами питался чаем да черствой колбасой»**. Нужных людей набирали к сезону подписки, а когда тираж был набран, могли снова уволить. Крайне бесправными и неуважаемыми были репортеры. В «Биржевых ведомостях», где от­дел хроникеров занимал второй этаж, а остальные редакции на­ходились на третьем, одно время висела табличка: «Хроникерам вход в редакцию воспрещен».


Очень выразительный портрет типичного скандального репор­тера Шлепкина написал А. Чехов в рассказе «Два газетчика». Этот Шлепкин может извлечь выгоду из любой темы, даже о выеден­ном яйце:

Чем, по-твоему, плохо выеденное яйцо? Масса вопросов! Во-первых, когда ты видишь перед собой выеденное яйцо, тебя охватывает негодова­ние, ты возмущен! Яйцо, предназначенное природою для воспроизведе­ния жизни индивидуума... понимаешь? жизни!., жизни, которая, в свою очередь, дала бы жизнь целому поколению, а это поколение тысячам будущих поколений, вдруг съедено, стало жертвою чревоугодия, прихо­ти! Это яйцо дало бы курицу, курица в течение всей своей жизни снесла бы тысячу яиц... — вот тебе, как на ладони, подрыв экономического строя, заедание будущего! Во-вторых, глядя на выеденное яйцо, ты радуешься: если яйцо съедено, то, значит, на Руси хорошо питаются... В-третьих, тебе приходит на мысль, что яичной скорлупой удобряют землю, и ты советуешь читателю дорожить отбросами. В-четвертых, выеденное яйцо наводит тебя на мысль о бренности всего земного: жило и нет его! В-пя­тых... Да что я считаю? На сто нумеров хватит!

Когда его коллега (по рассказу) Рыбкин, не дослушав прияте­ля, повесился оттого, что все «кругом друг друга едят, грабят, топят, друг другу в морды плюют», «Шлепкин сел за стол и в один миг написал: заметку о самоубийстве, некролог Рыбкину, фельетон по поводу частых самоубийств <...> и еще несколько других статей на ту же тему. Написав все это, он положил в карман и весело побе­жал в редакцию, где его ждали мзда, слава и читатели»*.

Нельзя, конечно, представлять дело таким образом, будто ре­портерские отделы были сплошь заполнены сомнительными лич­ностями. Дореволюционная журналистика знала замечательных репортеров-профессионалов (взять того же Гиляровского), масте­ров своего дела, умеющих быть «мобильными, находчивыми, ост­роумными и подчас смелыми людьми... Они умели анализировать психологические (но не социальные) мотивы поведения отдель­ных людей, они особенно гордились достоверностью своих мате­риалов»**.

Один из лучших российских журналистов, король фельетона Влас Дорошевич писал о профессии репортера с большим уваже­нием. Он отмечал, что она составляет «фундамент газетного дела», хотя за репортерами тянется дурная слава с тех времен, когда их, «грязных, нечесанных, немытых не пускали дальше передней»,


 


* Есин Б. И. Краткий очерк развития газетного дела в России XVIII—XIX веков. М., 1980.

** Волков А. И. По газетному морю. М., 1926. С. 78.


* Чехов А. П. Поли. собр. соч. М., 1946. Т. 4. С. 406.

** Есин Б. И. Краткий очерк развития газетного дела в России XVIII—XIX веков. С 49.


когда они «подслушивали разговоры, сидя под столом, потому что их никуда не пускали, и их никуда нельзя было пускать». Он говорил о необходимости поднять престиж профессии репортера, чтобы каждый из них мог громко, открыто, с гордостью и досто­инством сказать: «Я репортер»*.

Существенно изменилась профессия после Октябрьской рево­люции. Поменялся строй, изменилась журналистика, другими ста­ли требования к журналисту, который должен был стать идеоло­гическим проводником и пропагандистом решений партии. Есте­ственно, старые журналисты ушли из газет, их не взяли в штат, да многие из них и сами не захотели служить новой власти. Иные эмигрировали, кто-то нашел другую работу. Многие стали просто литправщиками, поскольку новые пролетарские кадры были ма­лообразованными. Газеты испытывали нехватку кадров. Небольшая группа блестящих публицистов ленинской школы ушла на партий­ную и советскую работу.

Кризис газетчиков был налицо. И тогда VIII съезд партии, со­бравшийся в 1919 г., особое внимание уделил комплектованию редакций кадрами. Он предложил всем партийным организациям выделить для обслуживания печати наиболее «стойких, энергич­ных и преданных работников». Начался активный учет бывших журналистов, перешедших на другую работу, и перевод их в ре­дакции.

Наряду с комплектованием штатов редакций, проводилось со­циологическое изучение состояния журналистских кадров, осо­бенно руководящих. Власти были озабочены выяснением стажа работы, партийности, образования и социального происхождения журналистов**. Одновременно развернулась работа по созданию школ и институтов (см. раздел «Журналистское образование»).

К середине 20-х годов, когда руководящие кадры газет были в основном укомплектованы, занялись улучшением репортерского состава редакций. В 1926-1927 гг. активно проводились социологи­ческие исследования репортеров, велись дискуссии о том, как ук­репить и поднять авторитет профессии.

К концу 30-х годов в количественном отношении редакции были уже укомплектованы и рядовыми сотрудниками, но остро стояла проблема повышения их грамотности и квалификации. Уро­вень образования был низкий. По исследованиям конца 20-х годов

* Дорошевич В. Репортер//Журналист. 1980. № 10. С. 78-80. ** См.: Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование: Взгляд соци­олога. М., 1997.


только каждый десятый имел высшее образование, в столице — каждый четвертый. Не обходилось и без курьезов. Так, отвечая на вопросы профессионального журнала «Большевистская печать», некоторые журналисты утверждали, что «Медного всадника» на­писали Луначарский, Лермонтов, Чехов и даже Борис Годунов, а Александр Македонский, оказывается, был воеводой на Руси.

О специальном журналистском образовании и говорить было нечего. Даже в 1930 г., когда уже действовала сеть журналистских школ и институтов, только 7% опрошенных в более чем 300 ре­дакциях имели специальное образование. Опыт журналистской ра­боты у них тоже был невелик, и многие совмещали партийную работу с журналистской.

Трудились журналисты в первые годы после революции в очень тяжелых условиях. Рабочий день их длился 10 и более часов. Зачас­тую уездную газету выпускал один человек, который был и за редактора, и за корреспондента, и за корректора, и за выпускаю­щего, а иногда и за почтальона. Не хватало оборудования, транс­порта, денег.

Эмиль Финн вспоминает о работе в петроградской «Красной газете» в 1918 г.: «Трамваи тогда не ходили. Часто не было света. Помещения не отапливались, приходилось работать в пальто... От­мечу, что ни гонорара, ни зарплаты никто не получал, хотя они и начислялись. Деньги так быстро таяли в цене, что их даже молоч­ницы отказывались брать. Все — квартиры, транспорт, включая железнодорожный, телефон и прочее было бесплатным. Питались мы, подобно всем петроградцам, плохо. Нам выдавали карточки группы "Б", как и всем служащим. В месяц (в лучшем случае) давали по фунту (400 г) мяса (конины!), по фунту сахара и масла, два фунта муки или пшена, кусок душистого мыла, пачку нюха­тельного табаку. Были месяцы, когда муку заменяли овсом. В связи с этим в газете появилась рубрика "Как пользоваться овсом?"»*. Постоянная работа по повышению уровня журналистских кад­ров, развернутая система их подготовки (к 80-м годам уже 23 уни­верситета страны имели факультеты, отделения или специализа­ции по журналистике) привели к тому, что уровень образования журналистов стал очень высоким. К началу 90-х годов XX в. 95% работников редакций имели высшее и незаконченное высшее об­разование, более 50% — журналистский диплом (хотя в районных газетах этот показатель был в два-три раза ниже). Журналистская профессия стала весьма престижной, а журналистский корпус достаточно квалифицированным.

* Солдаты слова. М., 1976. С. 15-16.


Однако перестроечные процессы внесли свои коррективы, из­менив и представления о профессии, ее роли в жизни общества, как бы возвращая ее во времена, характерные для послерефор-менной журналистики XIX в. Из идеологизированной, воспита­тельно-пропагандистской, подчиненной партийной дисциплине журналистика становится коммерческой, зависимой от законов ин­формационного рынка. Резко увеличивается количество изданий, становятся разнообразнее типы изданий, рассчитанные на самые разные интересы различных групп аудитории. Коммерческий ха­рактер прессы порождает возникновение массовых бульварных из­даний, которые быстро набирают тиражи. Снова профессия ре­портера таких изданий, как и прежде, становится рискованной и скандальной. Хотя наряду с этим возникает целый ряд качествен­ных серьезных информационных и аналитических изданий, СМИ для деловых людей и элит.

Снова журнализм становится разнообразным, разножанровым, разностильным, разноменталитетным. История как бы делает спи­ралевидный виток развития профессии, которая из однообразной и идеологизированной снова становится коммерческой и разно-идейной. А идеологический диктат снова сменяется финансовым, и балом правят не столько идеи, сколько деньги и практическая выгода. Размываются этические, ценностные ориентиры профес­сии. Таким образом, можно выделить следующие характеристики современного российского журнализма как профессии:

♦ профессия ищет свое лицо в новой медиареальности;

♦ глобализировалась при помощи электронных и сетевых СМИ;

♦ стала разнообразной, многообразной, многотипной;

♦ стала интересней аудитории;

♦ коммерциализировалась;

♦ обульварилась, пожелтела;

♦ переживает размывание этических и ценностных ориента­
ции.

Итак, профессия медиаторов-информаторов эволюционировала от пророчествующих или транслирующих информацию медиато­ров, от единичных корреспондентов, сообщающих новости своим хозяевам, через государственных чиновников, состоящих на служ­бе у правителей, через корпорации сотрудников, занимающихся сбором и продажей новостей своим абонентам, до современного корпуса журналистов, одного из мощнейших информационных ин­ститутов, который порой не без основания называют четвертой властью, до журнализма, который благодаря электронным сетям и телевидению стал глобальным.


Однозначные тенденции информационной медиации на протя­жении длительных цивилизационных циклов не выявляются, пото­му что она циклична. Однако внутри определенного исторического отрезка можно выделить некие линейные эволюционные тенденции преобразования коммуникативно-информационной деятельности из:

♦ пророческой — в реальную, земную;

♦ индивидуальной — в коллективную;

♦ элитарной — в массовую;

♦ монологичной — в диалогичную;

♦ устной — в письменную;

♦ печатной — в электронную;

♦ аксиальной (осевой) — в ретиальную (многолучевую);

♦ непрофессиональной — в профессиональную;

♦ информирования как службы — в творчество и литературную
работу;

♦ литературной работы — в бизнес;

♦ качественного журнализма — в желтый.

В то же время на других этапах существования профессии тен­денции могут стать противоположными, т.е. журнализм развивает­ся как бы по спирали и отчасти возвращается на новом витке к прежним качествам: из профессионального становился полупро­фессиональным, из творческого — информационным, из реаль­ного — виртуальным, из желтого — качественным, из диалогиче­ского — монологическим и т.п.

Развитие профессии приводит к появлению, точнее говоря транс­формации, устного информирования в радиожурнализм, а синтети­ческого слово — звукоизображения — в телевизионный журнализм. В наш век информационной цивилизации наступила эра виртуаль­ного коммуникаторства, глобального сетевого журнализма.

Назовем особенности этого «нового журнализма», журнализма информационной эры.

♦ Журнализм превращается в глобальный, не имеющий про­
странственных и временных границ.

♦ Журнализм подчинен всем закономерностям нерасчлененно-
го информационного потока, циркулирующего в глобальных се­
тях, становится органично вплетенным в другие типы информа­
ции (рекламной, научной, деловой, политической, художествен­
ной, личной и т.п.).

 

♦ Становится супероперативным, когда сообщение и восприя­
тие сообщения могут совпадать во времени.

♦ Журнализм характеризуется универсальностью, полифункци­
ональностью, способностью выполнять любые роли и удовлетворять


разнообразные потребности и интересы аудитории — от информа­ционных и просветительских до развлекательных и рекламных. В то же время он все более специализируется (диверсифицируется), в свя­зи с многообразными интересами разных групп аудитории.

♦ Глобальный журнализм приобретает черты массовой культу­
ры, хотя одновременно может поставлять информацию и взаимо­
действовать со специальными, в том числе элитарными группами.

♦ Журнализм стандартизируется, шаблонизируется, подчиня­
ясь массовому стреотипизированному информационному продук­
ту, циркулирующему в сетях. Однако он имеет потенцию стать еще
более креативной творческой профессией, поскольку возможнос­
ти для проявления творчества в условиях глобального сетевого об­
щения весьма велики.

♦ Журнализм становится синтезным, объединяющим разные
способы представления информации: текст, графика, цвет, дина­
мическое изображение, звук и т.п. Особой чертой журнализма яв­
ляется его разностильность, разнохарактерность, разноплановость.

♦ Новый журнализм характеризуется интерактивностью, когда
журналист может общаться со всей аудиторией в режиме непос­
редственного диалога.

♦ Журнализм становится саморегулируемым, ибо по каналам
обратной связи немедленно получает рекламации на свои публи­
кации и постоянно корректирует их в зависимости от реакции
потребителей информационного продукта.

♦ Информация как продукт журнализма все больше приобре­
тает свойства товара или услуги наряду с другими видами услуг,
предоставляемых глобальными сетями.

♦ Необыкновенно расширяются границы и возможности полу­
чения журналистом информации по глобальным сетям для осмыс­
ления, обобщения и передачи аудитории. Но в этой связи журна­
лизм превращается в информационно-вторичный, поскольку ин­
тернет-источники нередко вытесняют непосредственное знакомство
с объектом, прямое наблюдение ситуации, общение с участника­
ми на месте события.

♦ Журнализм все чаще становится «надомной» работой с ком­
пьютером, не обязательно связанной с постоянным присутствием
в редакции, как это было прежде. Требует владения современными
компьютерными технологиями.

♦ Усиливаются его возможности к манипулированию обществен­
ным мнением, к давлению на аудиторию при помощи информа­
ционных технологий. Одновременно свобода выбора информации
в электронных сетях дает возможность аудитории противостоять
информационному диктату.


 

♦ Журнализм становится все более толерантным, терпимым к
разным позициям, циркулирующим в сетях. В то же время у журна­
листов есть возможности содействовать высоким просветитель\ским
идеалам, быть полпредами высших гуманистических ценностей,
адресоваться к духовной сфере людей.

♦ Журнализм содействует интеграции народов, интенсифика­
ции культурных и личных связей, консолидации людей, и в этом
смысле важным фактором формирования цивилизации.

Сейчас колоссально повышается роль журналистской профес­сии, созидающей информацию и ответственной за нее, поскольку планета и ее информационное поле не должны заполняться «гряз­ной» деструктивной, отрицательной информацией. Качество ин­формации становится глобальной экологической проблемой и осно­вой устойчивого развития цивилизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.