Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Государственный кредит и государственный долг




Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Основная классическая форма кредитных отношений – государство выступает в качестве заемщика средств.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – имеет особенности и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.

Государственный кредит отличается от банковского кредита видом обеспечения, сроками и порядком использования.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование денежных доходов и их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

1) тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в двухстороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Под формой кредита понимается внешнее проявление тех экономических отношений, которые выражает кредит.

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения и юридических лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков:

1) по эмитентам – займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления;

2) в зависимости от места размещения – внутренние и внешние;

3) в зависимости от обращения на рынке – рыночные и нерыночные;

4) в зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

5) в зависимости от обеспеченности долговых обязательств –закладные и беззакладные;

6) по характеру выплачиваемого дохода – долговые обязательства выигрышные, процентные и с нулевым купоном;

7) в зависимости от метода определения дохода – долговые обязательства с твердым или плавающим доходом;

8) в зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске – обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения;

9) по методам размещения – добровольные, размещаемые по подписке и принудительные.

В результате заемной деятельности образуется государственный долг – долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и иными субъектами международного права.

Государственный долг включает понятия «капитальный долг» и «текущий долг». Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты по выпущенным и непогашенным государственным займам и другим ценным бумагам, кредитам, привлекаемым для покрытия бюджетного дефицита и иных целей.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по долговым обязательствам по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты.

В Беларуси государственный долг делится на внутренний и внешний.

Под государственным внутренним долгом, согласно законодательству, понимаются долговые обязательства правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами.

Обслуживание государственного долга предусматривает выплату процентов, выкуп или иное изъятие государственных долговых обязательств из обращения. Обслуживание государственного долга в Республике Беларусь осуществляется за счет средств республиканского бюджета или других активов, находящихся в республиканской собственности. Все операции осуществляют Министерство финансов и Национальный банк республики.

 

 

Рисунок - классификация государственных займов

Управление внутренним государственным долгом предусматривает определенные мероприятия по выпуску, размещению, обращению и обслуживанию государственных долговых обязательств, изменению условий ранее выпущенных займов.

Управление государственным долгом по поручению правительства Республики Беларусь осуществляет Министерство финансов страны. Основная задача управления государственным долгом Республики Беларусь – изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга.

Выделяют следующие способы регулирования долга: рефинансирование, конверсию, консолидацию, унификацию займов, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочку погашения займа, аннулирование государственного долга.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.