Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая поддержка




Ос новные концептуальные идеи разработаны О.С.Газманом. Позднее –Анохина Т.В., Бедерханова В.П., Крылова Н.Б. и др.Выпущен специальный номер ж.»Классный руководитель № 3, 2000,посв. Педагогической поддержке.

 

ü «П о ддержать»- значит:

ü помочь другому обрести уверенность,

ü подкрепить то положительное, что есть в личности,

ü удержать от того, что мешает развитию,является тяжестью,грузом.

Т.е. в растущем человеке, как в личности, поддерживается положительная заданность его личности, стремление к самостоятельности, самодвижению.

Педагогическая поддержка – деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной (предупреждающей) и оперативной помпщи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим или психическим здоровьем; с общением; с успешным продвижением в обучении; с жизненным и профессиональным самоопределением.

 

О.С.Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребёнком следует строить на основе гуманистических принципов, а пед.поддержка должна стать жизненным кредо учителя-воспитателя, его профессиональной педагогической позицией.

Педагог одновременно:

1) помогает а)обрести уверенность,

ребёнку б)закрепить в себе положительные ростки, качества,

проявления,

в)удержать от отрицательного,»подстраховать»,чтоб не

скатился вниз.

2)поддерживает а)субъектность (способность личности к

и развивает преобразующему отношению к собственной

в ребёнке деятельности),

б)индивидуальность (неповторимость,

особенность,умение оставаться самим собой).

 

Т.Е. суть поддержки:

1)помочь ребёнку преодолеть препятствия, трудности, опираясь на

его собственные реальные и потенциальные возможности и способности, развивая при этом потребность в успешности самостоятельных действий,

2)поддержать и подкрепить то положительное, что начало проявляться, а от отрицательного – удержать, подстраховать,чтоб не скатился вниз.

Педагог страхует ученика, не подменяя и не снижая усилий самого

Ребёнка, но поддерживая и стимулируя их (усилия)

 

Суть педагогической поддержки – в трёх понятиях:

-проблема – защита – самостоятельность.

Проблема- это индивидуальная характеристика, которая выражает доминирующее негативное состояние личности в данный момент, связанное с невозможностью устранить причину, вызывающую такое состояние.

Защита – предполагает обеспечение физической, психологической, моральной безопасности ребёнка, отстаивание его интересов и прав.

Самостоятельность- результат совместной деятельности взрослого и ребёнка, выражающийся в способности последнего без посторонней помощи и контроля решать собственные проблемы.

Схема педподдержки:

 

 

Само-  
П

Р П

стоятель-
О Е

ученик
Б Д

Л А

ность
Е Г

М О

А Г

 

Условия успешности взаимодействия взрослого и ребёнка при педагогической поддержке:

1) согласие ребёнка на помощь и поддержку.

Он либо сам просит, либо не отвергает, когда её предлагают или оказывают.

Безусловное вмешательство взрослого –только когда что-либо (кто-либо) угрожает жизни и здоровью ребёнка, или в ситуациях асоциального поведения.

2) приоритет в решении собственных проблем принадлежит

самому ребёнку.

П едагог лишь создаёт для этого условия, помогая осознать суть

Проблемы; предлагает свою помощь в поисках решения, или оказы-

Вает косвенное влияние на успешное решение собственной проблемы ребёнком.

3) совместность, сотрудничество, содействие.

Это касается как содержательной, так и технологической стороны взаимодействия.

4) соблюдение принципа конфиденциальности.

Особенно- при проведении диагностических методик, при интимных беседах и пр. Только при полном доверии ко взрослому его помощь будет принята, и даже станет импульсом к активной внутренней работе.

5) доброжелательность и безоценочность.

Не сравнивать детей друг с другом, не оценивать (ведёт к закрытости). Важнее- понять,услышать ученика, его трудности, причины поведения.

6) защита прав и интересов ребёнка на всём пространстве его жизни.

Педагог-воспитатель, как адвокат, в любых обстоятельствах держит сторону ребёнка. Даже, когда тот нарушает общепринятые нормы, педагог осуждает поступок, а не личность; ищет возможность смягчить наказание, понимая, что ребёнок, более чем взрослый, имеет право на ошибку,т.к.он только учится жить в окружающем мире.

 

Педагог, осуществляющий поддержку,-это защитник интересов ребёнка. Педподдержка становится принципом и направлением его педагогической деятельности. И тогда педагог с позиции «борьбы с..» переходит на позицию: «я помогу тебе…».

Педагогическая поддержка отличается от индивидуального и дифференцированного подходов тем, что она ставит целью – развитие уникальности личности ребёнка (а не приведение личности в соответствие с определёнными требованиями-чтобы освоил тему, вжился в коллектив, соблюдал требования…).

Виды пед. Поддержки;

1) непосредственная и опосредованная

2) групповая и индивидуальная

 

Непосредственная основана на просьбе, взаимном согласии, зависит от ситуации.

Опосредованная основана на диагностике, наблюдении, прогнозировании трудностей, создании условий по их недопущению.

Групповая форма поддержки-эта работа всего педколлектива в периоды адаптации детей к условиям школьной жизни

ü после каникул,

ü в переходных классах (1,5,10), когда меняется окружение, ощущается дискомфорт,

ü игры, тренинги с группами детей, имеющих сходные проблемы (неуспевающие, застенчивые, тревожные…),

ü включение в разнообразную коллективно-творческую деятельность, развивающую интересы, способности…,

ü специально организованная деятельность по сомопознанию в

подростковых и старших классах.

Индивидуальная поддержка направлена на то, чтобы помочь каждому ответить самостоятельно на молчаливый вопрос: Каким быть именно мне? Как строить индивидуальный образ жизни?Кем быть? Как жить? …

При этом:

Учитель-предметник помогает учащимся решать проблемы, связанные с освоением учебной деятельности.

Классный руководитель – проблемы организации жизни личности в коллективе, построения межличностных отношений.

Психолог –проблемы внутриличностных конфликтов, индивидуальных затруднений в сфере отношений.

Социальный педагог - проблемы в социальном окружении ребёнка (семья, друзья, детские сообщества).

 

Примерный механизм педагогической поддержки. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на пяти этапах при обязательной вере в успех (только при этом условии поддержка будет принята!).

1 этап – диагностический- -фиксация факта, сигнала, проблемности; диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребёнком, вербализация постановки проблемы (проговаривание её самим ребёнком),совместная оценка проблемы с точки значимости её для ребёнка.

2 этап – поисковый -- организация совместно с ребёнком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (глазами ребёнка, значимого другого…), поиск способов решения. 3 этап -договорной (проектировочный) - - проектирование действий педагога и ребёнка (разделение функций и ответственности по решению проблемы); налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме; совместное решение о том как дальше действовать совместно для решения проблемы.

4 этап – деятельностный --действует сам ребёнок и действует педагог (одобрение действий ребёнка,стимулирование его инициативы и его действий),.Кроме этого, педагог действует там, где ребёнок не может- координация деятельности специалистов в школе и вне её, разговор с родителями) При необходимости- безотлагательная помощь школьнику. 5 этап – рефлексивный - -совместное с ребёнком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности; констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения; осмысление ребёнком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

 

И конечно, на всех этапах важны: Такт, Культура, Знание основ психологии личности ребёнка, Вера в успех!

 

В заключение:

Отличительная принципиальная черта педагогической поддержки:- -проблема обозначается и в целом решается самим ребёнком при опосредованном участии взрослого.

Ребёнок сам берёт на себя ответственность за результат своих действий, не перекладывая её на взрослых.

Успешно решив для себя ряд собственных проблем, он становится субъектом своей жизнедеятельности, т.е. приобретает

Установку:самому решать свою судьбу!

 

Литература

ü В оспитательная система школы: проблемы управления.-М,1997,.

ü Степанов Е.Н.,ЛузинаЛ.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания.-М.:2002, с61-68.

ü Газман О.С. Потери и обретения.Воспитание в школе после десяти лет перестройки.!!Первое сентября,1995,21ноября.

ü Спецвыпуск журнала «Классный руководитель»,2000,№3. (посвящён весь педподдержке).

ü Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения.- М.: 1999,с 219-233.

 

 

СРС: подготовьте доп. сообщение о тактиках педагогической поддержки: *тактика защиты, * тактика помощи, * тактика содействия, *тактика взаимодействия (в узком смысле).

-см. кн. Педагогическая поддержка ребёнка в образовании./ Михайлова Н.Н. и др.- М.: 2006., стр:102-127.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 2239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.