Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы педагогического общения




Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете.

Для педагога же общение является важнейшей и сложнейшей стороной его профессиональной деятельности, т.к. организация, стиль, модель педагогического общения в конечном счёте определяют результат учительского труда.

Общение –одна из форм взаимодействия людей в процессе их совместной деятельности. Оно имеет 2 стороны: 1) отношение (невидимая часть общения: чувства, мотивы, интересы,потребности, т.е.то, что «толкает» к общению, и 2) взаимодействие (видимая часть: серия речевых и неречевых действий).

Педагогическое общение –есть профессиональное общение педагога с коллегами, родителями, учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата в целях успешности учебно-воспитательного процесса и развития личности ученика.

Функции: через педагогическое общение происходит:

ü Познание личности, установление межличностных отношений – ведь только в общении происходит восприятие и оценка человека человеком (обоюдная),

ü Обмен информацией –общение иногда даже определяют как процесс передачи информации, т.к. именно в общении происходит обмен материальными и духовными ценностями, а также интеллектуально-эмоциональной информацией,

ü Организация деятельности и

ü Обмен ролями -общение вне деятельности, вне взаимодействия невозможно. И происходит оно через многочисленные роли, которые мы выполняем (друг,брат, покупатель и т. П.). Смена подобных ролей ведёт к шаблону социального поведения,научению ему. Другие роли,такие как учитель-ученик, руководитель похода-турист, -объеденены общими целями.Возможность обмена подобными ролями (встать на его место) приводит к раскрытию творческих способностей, а также к более глубокому пониманию «другого»(важно подключать учащихся,например, к ведению отдельных элементов урока, менять роли организатора-исполнителя и т.д.).

ü Сопереживание -реализация этой функции обеспечивает умение встать на место другого, понять его чувства, мотивы, потребности.

ü Самоутверждение, самооценка – вобщении идёт осознание своего «я»,ощущение своей личностной значимости, формирование адекватной самооценки и перспектив развития своей личности.

Это - основные функции педагогического общения. Зачем нужно их знать?

Понимание этих функций помогает учителю организовывать общение на уроке и вне его как целостный процесс. Например, планируя урок или классный час, необходимо стремиться реализовать все эти функции: и раскрыть для себя и для всего класса отдельных учеников, и передать информацию, и организовать совместную деятельность (с разными ролями), и создать условия для самовыражения и самоутверждения, и скорректировать межличностные взаимоотношения, и понять мотивы …..

 

Где общение, - там возникают отношения: отношения к человеку, к событию, к явлению, к самому себе.

· Психолог Леви В. Называет следующие личностные качества, необходимые для успешности общения:

· Интерес к другому человеку, память на события, связанные с ним,

· Отсутствие тревожности и подозрительности,

· Оптимизм,непредвзятость, симпатия к человеку. А Д. Карнеги предлагает 6 основных правил, соблюдение которых способствует положительному общению:

· Искренне интересуйтесь другими людьми.

· Улыбайтесь.

· Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

· Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

· Говорите о том, сто интересует вашего собеседника.

 

Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне. Основные трудности, возникающие у начинающих учителей в общении со школьниками:

1)Неумение наладить контакт.

2)Непонимание внутренней психологической позиции ученика.

3)Сложности в управлении общением на уроке

4)Неумение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от педагогических задач.

5)Трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к материалу. 6)Сложности в управлении собственным психическим состоянием в общении.

 

Общение – всегда взаимодействие. У каждого педагога оно имеет свой отличительный почерк (или стиль).

Стилем педагогического общения называются отличительные индивидуальные особенности взаимодействия и взаимоотношений педагога и учащихся.

В стиле общения отражаются особенности коммуникативных возможностей учителя, уровень его творческой индивидуальности, сложившийся характер взаимоотношений, особенности ученического коллектива и отдельных учащихся.

Рассмотрим стили педагогического общения.

В.А.Кан-Калик выделяет 5 основных стилей педобщения:?

1) Общение на основе увлечённости совместной деятельностью. В основе такого общения лежит устойчиво-положительное отношение педагога к детям и к делу; стремление совместно (демократично) решать вопросы организации любой деятельности. Увлечённость совместным творческим поиском – наиболее продуктивный стиль общения. Именно на этой основе строится вся система отношений с детьми у педагогов-мастеров. В этом –суть педагогики сотрудничества.

2) Общение на основе дружеского расположения.

Этот стиль тесно связан с первым и является одновременно одним из условий становления первого стиля. Культивируя в своей деятельности дружеское расположение к детям, следует в перспективе видеть творческий союз на основе увлечения совместной деятельностью. Однако, здесь важно не превратить дружественность в панибратство, что отрицательно скажется на всём ходе учебно-воспитательного процесса.

3) Общение- дистанция.

Суть его в том, что в системе взаимоотношений педагога с учащимися постоянно, в качестве ограничителя, выступает дистанция:»Вы не знаете – я знаю», «Я старше – слушайте меня» и т,д,. У такого педагога, в целом, может быть положительное отношение к детям, но организация деятельности – ближе к авторитарному стилю. В конечном итоге, несмотря на кажущийся внешний порядок, этот стиль общения ведёт к педагогическим неудачам.

4) Общение- устрашение.

Это – крайняя форма общения-дистанции. Она соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность. Формы проявления: «Слушайте внимательно, а не то я двойку поставлю», «Только не сделайте,- я вам устрою жизнь»…

Такой стиль создаёт атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия; тормозит творческую деятельность.

5) Общение- заигрывание.

Причиной такого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.

 

Сорока-Россинский выделял 4 типа учителей в зависимости от стиля их профессионального поведения:

А)учителя- теористы, у которых теории, идеи всегда преобладают над практикой.

Б)учителя- реалисты, которые хорошо ориентируются в педагогической действительности.

В)учителя- утилитаристы, - они хорошо разбираются в педагогической реальности и любым объяснениям предпочитают упражнения.

Г)учителя- интуитивисты,-они отличаются способностью действовать по вдохновению, энтузиазму, занятия проводят увлекательно, эмоционально, с частыми импровизациями.

 

Если посмотреть на общение с точки зрения организации и управления учебно-воспитательным процессом, как это делают Лутошкин А.Н., Уманский, Зязюн И.А., то выделяются следующие стили работы, определяющие характер его взаимоотношений с учащимися, стиль руководства:

1)Авторитарный стиль («разящие стрелы»).

По своей сути – это приказывающий, настаивающий, жёстко требующий стиль.

Такой педагог единолично определяет направление деятельности группы; указывает,кто с кем должен сидеть; пресекает всякую инициативу.Даже редкая благодарность звучит у него как команда, а то и как оскорбление:»Хорошо ответил, не ожидал от тебя такого..»

Обнаружив ошибку, такой педагог высмеивает виновного, не объясняя, как можно её исправить. Он лаконичен, у него преобладает начальственный тон, он не терпит возражений. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор.

Такой стиль руководства, конечно, может обеспечить кажущуюся эффективность групповой деятельности, но он создаёт крайне неблагоприятный психологический климат. При таком стиле задерживается становление коллективистских качеств. В отсутствие педагога любая работа замедляется, а то и совсем прекращается. В таких коллективах формируются невротики,-это нужно помнить педагогам.

2) Демократический стиль («возвращающийся бумеранг»).

По своей сути это коллегиальный, советующийся, консультирующийся, требующий стиль.

Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого; подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы; развивает самоуправление; старается поощрить каждого и т.д. Такой педагог старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого; поощряет активность, развивает инициативу. Основные способы общения: просьба, совет, доверие, поощрение, информация. Хорошо развивается сотрудничество.

Такой стиль работы, пожалуй, является самым лучшим. И хотя количественные показатели в таком классе могут быть ниже, чем при авторитарном руководстве, но ребята ценят свой коллектив, у них не пропадает желание совместно что-то делать, работать. Здесь повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности, гордость за свой коллектив, чувство защищенности, комфортности в коллективе.

3) Компромиссный или примиренческий стиль («снующий челнок»).

По сути- это уговаривающий, просящий, компромиссный стиль.

В жизни школьного коллектива неизбежны конфликты. И бывает, что педагог только и делает, что мечется от одной группировки к другой, пытаясь их примирить, но сам- не вступая в конфликт. А это бывает трудно, т,к, приходится приспосабливаться, уговаривать, увещевать, иногда просто «выкручиваться» из положения. Такой педагог стремится к компромиссу, примирению на любой основе, лишь бы приглушить конфликт, и самому оставаться удобным для всех.

4) Либеральный стиль («плывущий плот»).

По сути- это анархический, попустительский, уступчивый, соглашающийся стиль. Такой педагог старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально. Фактически он самоустраняется от ответственности, «плывёт по течению; и – теряет авторитет.

 

Чтобы лучше выработать свой стиль общения, избежать негативные проявления того или иного поведения и общения, полезно оглянуться на некоторые отрицательные модели общения, описанные рядом исследователей (Савина Ф.К.)

«Монблан» - педагог находится на недосягаемой высоте, «парит» в мире знаний, в мире науки. Он как бы отстраняется от учащихся, мало интересуется личностью ребёнка; сводит свои педагогические функции лишь к сообщению информации; не «выходит» на межличностные отношения.

«Китайская стена» - во взаимоотношениях педагога с воспитанниками выступают ограничители: подчёркивание учителем своего превосходства над учащимися; снисходительно-покровительственное отношение к воспитанникам; «непробиваемость» учителя…

«Локатор» -учитель строит свои взаимоотношения с детьми избирательно, проявляя внимание лишь к «сильным» или, наоборот,- к «слабым». Создаётся общение фрагментарное, обидное для той части учащихся, которая не попала в «поле общения».

«Робот» - учитель работает только по плану, не реагируя на реальные изменения обстоятельств. Часть педагогических воздействий становится формальной, не эффективной.

«Я сам» - все задачи, установки, суждения, оценки, инициативы- исходят только от педагога. Он «крадёт» личную инициативу и творческую активность учащихся, превращая их в послушных исполнителей.

«Гамлет» -эта модель чаще присуща меланхоликам. Такого учителя мучают постоянные сомнения во взаимодействии с детьми (правильно ли поймут…, не обитятся ли…). В результате отношенческие моменты начинают заботить педагога больше, чем содержательная сторона общения или обучения.

«Друг» - в общении преобладают дружеские отношения с акцентом панибратства. Теряется граница между педагогом и воспитанниками. Общение утрачивает деловй контекст, появляются отрицательные последствия.

«Тетерев» - учитель слышит только себя. Теряется обратная связь, вокруг педагога образуется психологический вакуум.

 

Очевидно, что следует избегать подобных отрицательных моделей общения.

 

Почему так важно правильно строить пед,общение?

Оказывается, характер общения учителя и учащихся на уроке и вне его, создаёт эмоциональную напряжённость, которая может дезорганизовать совместную деятельность, либо стимулировать её.

 

Чтобы научиться общению, нужно чётко представлять его этапы (структуру), и то, какие умения нужны для каждого из них.

 

1 этап – ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ –моделирование педагогом предстоящего общения с классом.

Этот этап требует знания особенностей аудитории: характера её познавательной деятельности; вероятных затруднений; динамики и особенностей внутригрупповой работы в этом классе.

Готовящийся к подаче (на уроке, на кл,часе) материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия, продуман не только от своего лица, но и от лица школьников (как этот материал может быть воспринят), причём, по возможности,- в разных вариантах.

Однако, этого мало. В педагогическом общении на первом месте должны быть воспитательные цели, сориентированные на ученика. П

Поэтому, важно думать не только о том, как подавать материал, но и о том, как организовать совместную деятельность, заинтересовать, создать творческую атмосферу.

Для этого педагогу необходимо развивать у себя следующие у м е н и я: - воображение:оно позволяет предвидеть ход, результаты, варианты предстоящей деятельности; - восприятие: от него зависит адекватность реакций между сторонами. Здесь важно руководствоваться поговоркой: «Принимай человека таким, каков он есть».; - умение распределять время: оно позволит увидеть каждого. Позволит уловить настроение. Для этого умения важно развивать в себе внимание и наблюдательность.; - самообладание – умение владеть собой; - элементы артистизма: умение владеть своей мимикой и пластикой; умение проявлять себя не только вербальными, но и невербальными способами и приёмами.

 

2 этап-«КОММУНИКАТИВНАЯ АТАКА» -организация непосредственного общения в момент НАЧАЛЬНОГО взаимодействия.

«Атака» говорит сама за себя: нужна техника быстрого включения класса в работу; нужно владеть приёмами самопрезентации и динамического воздействия.

Этот этап включает в себя несколько с т а д и й: 1) ориентировочная стадия.

Педагог, войдя в класс, в течение нескольких секунд окидывает его взглядом. При этом: - в коммуникативной памяти восстанавливаются особенности предыдущего общения в данном классе, - устанавливается новая ситуация и её оперативное соотнесение как с прошлой,так и со спланированной ранее собственной моделью взаимодействия, - уточняется стиль, система и особенность предстоящего общения.

2) стадия привлечения внимания объекта общения.

Педагог использует различные варианты привлечения: - речевой (вербальное обращение к классу), -паузальный (с активным внутренним обращением-требованием внимания), -двигательно-знаковый (проход по классу, развешивание таблиц, запись на доске и др.), -смешанный или нестандартный (удивляет).

3) стадия «зондирования души объекта».

Уточняет сложившиеся на предыдущих стадиях представления об условиях общения и неожиданных коммуникативных задачах; определяет уровень готовности к немедленному началу продуктивного общения; выбирает оптимальный момент для его начала.

4) стадия вербального общения.

Использует слово, которое должно активно воздействовать на чувства и сознание, стимулировать мышление, воображение, создавать потребность в поисковой деятельности с ярко выраженным при этом личным отношением педагога к тому, о чём идёт речь в ситуации общения.

5) стадия обратной связи.

Определяет уровень усвоения информации, общую атмосферу урока, психологический климат, настроение ребят, их готовность к взаимодействию.

 

Все эти стадии на этом этапе происходят почти мгновенно!!!

 

3этап – УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕНИЕМ_ в ходе педагогического взаимодействия (в течение урока, классного часа, огонька…).

На этом этапе осуществляется «круговорот» следующих стадий: а) стадия вербального и невербального взаимодействия, б) анализ педагогической ситуации, в)постановка и решение педагогической задачи, г) стадия обратной связи, и – всё сначала: а),б),в)…..

Здесь необходимо владеть следующими умениями: -искренне проявлять интерес к собеседнику, -поддерживать инициативу, а также слабые попытки школьников включиться в общение, -организовывать диалогическое общение, - организовывать внутригрупповое взаимодействие, -воспринимать и оценивать информацию, -корректировать свои действия с поправкой на реальные условия.

 

4 этап – АНАЛИЗ осуществлённой системы общения (самокоррекция).

На этом этапе педагог анализирует своё общение с детьми и моделирует (на уровне установки) новое общение.

Здесь соотносятся цели, средства, результаты общения.

 

 

Общая логика основных этапов общения:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 6620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.