Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебник. Общезапретительный (разрешительный) тип формулируется иначе:запрещено все, кроме прямо разрешенного (законодательно)




ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Общезапретительный (разрешительный) тип формулируется иначе: запрещено все, кроме прямо разрешенного (законодательно). Разрешается совершать только такие действия, которые прямо пред­писаны законодательством. Данный тип правового регулирования используется в публичном праве; на его основе должны функциони­ровать органы государства, дабы не выходить за пределы своей ком­петенции.

§ 6. Механизм правового регулирования (механизм действия права)

В этатистской традиции отечественной теории права понятие механизма правового регулирования имеет свою специфику, обу­словленную пониманием права как совокупности законодательных текстов. В качестве главного элемента данного механизма рассмат­ривается правовая норма, точнее — текстуальная норма законода­тельства, официальное издание которой предполагается достаточным для начала действия права. Субъект права оказывается вне такого механизма правового регулирования, который «запускается» волей законодателя. Такое представление о праве как о простой механи­ческой системе, начинающей действовать под влиянием внешнего импульса (воли законодателя), характерно для классического право­ведения с его механистическим подходом (см. об этом § 1 главы II «Исторические и современные типы правопонимания»). Соответ­ственно механизм правового регулирования предстает как механизм в собственном, классическом, смысле этого слова.

В этатистски ориентированной отечественной теории права традиционно выделяют следующие элементы механизма правового регулирования: 1) правовые нормы в качестве нормативного основа­ния правовых отношений; 2) предусмотренные нормами конкретные жизненные обстоятельства — юридические факты в качестве фак­тического основания для возникновения, изменения и прекращения правовых отношений; 3) сами правовые отношения, в рамках которых реализуются субъективные права и правовые обязанности; 4) право-применительные акты, а также акты толкования правовых норм (в случае необходимости). Соответственно правовое регулирование начинается с создания законодателем правовой нормы. Наступление


Глава XI. Действие права

у конкретных субъектов жизненных обстоятельств (юридических фактов), предусмотренных правовой нормой, приводит к возникно­вению (изменению или прекращению) правовых отношений. В рамках правовых отношений субъекты реализуют принадлежащие им права и обязанности. В необходимых случаях субъектам в реализации их прав и обязанностей способствует государство, осуществляя право-применительную деятельность. Представляется, что данный ме­ханизм действия права может быть дополнен в контексте коммуни­кативного подхода.

Правовое регулирование начинается со стадии правового моде­лирования. Создание текстуальных правовых моделей — первая стадия правового регулирования. Созданием текстуальных моделей права могут заниматься различные субъекты — индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица, различные социальные и государственные структуры). Первичные правовые тексты могут возникать и спонтанно (например, правовые обычаи). Легитимным приоритетом в создании текстуальных моделей пра­вового поведения обладает государство. Государство издает нор­мативные акты, которые имеют в потенции все возможности для получения приоритета правового действия. Нормы таких актов оп­ределяют правовые возможности своих адресатов: очерчивают круг их прав и обязанностей, устанавливают правовой статус субъектов.

На второй стадии правового регулирования имеет место когни­тивное (интеллектуальное, умственное) конституирование самой правовой нормы. Этому предшествует информационное и ценност­ное воздействие правового текста на социальных субъектов (так на­зываемая информационная коммуникация). Необходимым усло­вием для этого является доведение до сведения всех адресатов содержания правовых текстов. В современных государствах это осу­ществляется путем опубликования тех нормативно-правовых актов, в которых содержатся общеобязательные правила поведения. На ос­новании когнитивного (интеллектуального, умственного) усвоения нормативного материала имеет место его восприятие; возникает ког­нитивная норма. Такая норма, однако, еще не носит правового ха­рактера, она существует лишь в сознании интерпретатора (членов общества), т. е. виртуально. Когнитивная правовая норма — нор­ма, существующая в социальном сознании и представляющая собой





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.