Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебная программа




Методы (технологии) обучения

Структура учебной дисциплины

Данная программа содержит следующие учебные курсы:

— Социальное воспитание в школе

— Внешкольное воспитание и обучение

— Социально-педагогическая работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

— Социально-педагогические основы работы по месту жительства

— Социально-педагогические основы работы с одаренными детьми

— Работа в детских оздоровительных лагерях

— Основы профессиональной ориентации

— Социально-педагогическая валеология

Для каждого курса дисциплины представлены тематический план курса, общие основы курса, основная и дополнительная литература. В программе представлены вопросы по каждому курсу.

Социально-педагогические компетенции формируются в образовательном процессе вуза посредством технологий, способствующих повышению познавательной активности студентов, вовлечению их в поиск и управление знаниями, приобретению опыта решения разнообразных задач.

Содержание учебной дисциплины «Социально-педагогическая деятельность в учреждениях образования» находится в системной взаимосвязи с концептуальными положениями следующих учебных дисциплин: «Технологии социально-педагогической деятельности», «Социально-педагогические и психологические службы», «Охрана детства».

Основными методами (технологиями) обучения являются:

– проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы);

– научно-исследовательский характер технологии обучения.

– интерактивные и личностно ориентированные коммуникативные технологии (дискуссия, пресс-конференция, спор-диалог, учебные дебаты, круглый стол, сочинение-эссе и др.);

– игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры).

Самостоятельная работа студентов

Содержание и формы контролируемой самостоятельной работы (КСР) студентов, а также модель рейтинговой системы оценки знаний (кредитно-модульной системы), обеспечивающие контрольно-оценочную деятельность преподавателя за результатами обучения студентов, разрабатываются (или выбираются и адаптируются) вузами и кафедрами в соответствии с целями и задачами подготовки специалистов.

Диагностика компетенций студента

Для осуществления контроля и проведения диагностики уровня и качества сформированности у студентов социально-педагогических компетенций рекомендуется использовать промежуточное тестирование, зачеты и экзамены.


Пояснительная записка

Актуальность учебной дисциплины «Социально-педагогические основы работы с одарёнными детьми» обусловлена необходимостью кардинальных перемен и поиска новых подходов в решении задач выявления, поддержки и развития одарённости и креативности личности, поставленных в нормативных документах образования, реформой образования и социального заказа. В свете определения направлений этой работы необходимо расширить границы содержания образования (что связано обычно с изменением учебных планов, программ, учебных пособий и т.д.), а также спектр технологий образовательно-воспитательного процесса в контексте работы с интеллектуально-творческими и одарёнными детьми, понимаемого как своеобразное сочетание обучения (нормативно сообразной деятельности общества) и учения – индивидуально значимой деятельности отдельного субъекта, в которой реализуется опыт его жизнедеятельности.

Сегодня осуществляется принципиально другой подход к проблеме формирования личности, он разрабатывается в русле парадигмы гуманистической педагогики. Последняя предполагает зависимость воспитания от индивидуальных особенностей ребёнка, его склонностей, дарований и потребностей. Истоки гениальности рассматриваются обычно в русле изучения, выявления детской одарённости, талантливости и развития способностей.

Способность мыслить, творить, генерировать идеи – величайший из полученных человеком природных даров. Кто-то одарён этим в большей, а кто-то в меньшей степени, но отмечен природой каждый. Поэтому, говоря о детской одарённости, рассматривают и исключительную категорию детского населения – одарённых детей и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребёнка. Бесспорно одно – в специальном развитии, поддержке и коррекции нуждается интеллектуально-творческий потенциал одарённых детей, а также и те, кто к этому разряду пока не отнесён.

В программе заложен ряд позиций, которые представляются чрезвычайно важными для понимания обучения и воспитания одарённых и креативных детей: проектирование и реализация программы «Одарённые дети» в практике работы всех категорий педагогических, социальных, психологических работников, а также предусматривает приёмы проведения специальных занятий (тренинговых, коррекционных, игровых и т.д.) с детьми по развитию у них мышления, памяти, логики, навыков исследовательской работы школ и внешкольных учреждений.

В курсе «Социально-педагогическая работа с одарёнными детьми» поднимаются вопросы природы одарённости, креативности ребёнка, понимания ученика с позиции перспектив развития личности. Результатом такого развития должна явиться личность, представляющая собой полное, всестороннее и гармоническое развитие человеческих возможностей, единство индивидуальной самореализации и творческого применения своих способностей на общую пользу, единство актуализации культурного богатства общества в жизни индивида и обогащение культурного общества жизнью и творчеством индивида.

Цель и задачи учебной дисциплины.

Цель курса: формирование у студентов знаний, умений и навыков в области социально-педагогической работы с одаренными учащимися и подготовка их к самостоятельной и творческой деятельности по раннему выявлению, поддержке и развитию одаренности и таланта учащихся.

Курс предлагает взглянуть на воспитание одарённых детей как на процесс творческий, созидающий каждый раз и в каждом отдельном случае нечто новое, не бывшее ранее в опыте, и он не может быть иным в силу того, что каждая индивидуальность, каждая отдельная группа, каждое образовательное учреждение неповторимо в своём образе и социально-психологическом содержании.

Курс ставит своей целью не только рассмотреть концептуальные, методологические, теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся, но и выработать в ходе практической части курса навыки работы по данной проблеме.

Основными задачами курса являются:

· создание предпосылок и условий для развития творческого потенциала студентов;

· привитие интереса к проблеме одарённости, креативности и таланта, развитию и саморазвитию профессиональной компетенции, адекватной оценке подготовленности к педагогической деятельности по развитию одарённых и талантливых учащихся;

· вовлечение студентов в активное освоение знаний теории проблемы и практики применения знаний в социальной сфере;

· отработка методик по выявлению, проектированию, конструированию и моделированию собственной деятельности и образовательного процесса, развёртывание и варьирование разнообразными формами воспитательной работы с одарёнными и талантливыми учащимися, их родителями, социальным окружением по следующим направлениям:

Ø школа и развитие интеллектуально-творческих способностей ребёнка;

Ø внешкольные учреждения и развитие творческих способностей детей;

Ø социум и проблемы одарённости;

Ø семья и развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.

Результат изучения курса предполагает усвоение студентами следующих знаний:

· нормативно-методических документов и литературы по проблеме;

· теоретических основ проблемы одарённости, креативности и перспектив её развития;

· способов творческой педагогической деятельности, соответствующих индивидуальным особенностям личности;

· методик проведения диагностики одарённости, игр, тренингов, индивидуальных и групповых форм работы с одарёнными и талантливыми детьми, их родителями и социальным окружением;

· коррекционных приёмов и методик как основы социально-педагогической поддержки одарённых.

Результат изучения курса предполагает усвоение студентами следующих умений:

· выявления одаренности ребенка, построения с ним взаимоотношений с учетом вида одаренности;

· оказания помощи, поддержки в выявлении одаренных детей и особенностей работы с ними;

· диагностирования одаренности и составления программы социально-педагогического сопровождения одаренного ребенка.

На изучение учебного курса в соответствии с учебным планом отводится 48 часов (20 часов лекционных, 28 часов практических (семинарских) занятий, на УСР: 4 часа – лекционные, 4 часа – практические (семинарские) занятия) для специальности «Социальная педагогика. Практическая психология»; 44 часа (20 часов лекционных, 24 часа практических (семинарских) занятий, на УСР: 4 часа – лекционные, 4 часа – практические (семинарские) занятия) для специальности «Социальная педагогика. Воспитательная работа в образовательных учреждениях».

При изучении данного курса могут быть реализованы различные формы занятий: проблемно-диалоговые, информационные и обзорные лекции, дискуссии, игры-тренинги, консультации, индивидуальные собеседования, свободный выбор темы, проблемный семинар, письменные работы, зачёты.

Программа курса «Социально-педагогические основы работы с одаренными детьми» согласуется с учебными дисциплинами: «Технологии социально-педагогической деятельности», «Теория и практика социальной педагогики», «Социально-педагогическая работа с семьей.

Организация самостоятельной работы студентов осуществляется следующим образом:

· составление портфолио студента по работе с одаренными и талантливыми детьми;

· разработка диагностического инструментария выявления и помощи одаренным и талантливым детям;

· создание авторской программы социально-педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей;

· написание педагогических эссе;

· разработка рекомендаций и памяток по работе с одаренными и талантливыми детьми.

Содержание учебного материала




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.