Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть I. Директивное голосование краплеными бюллетенями




Хрестоматийный материал.

Макаров Б. А. Россия: Особенности национального голосования // Сайт виртуального клуба юристов // http://www.yurclub.ru/docs/izbir/article9.html [дата посещения 27.02.2013]

Берегитесь, господа. Как только народ поймет, что такое ваши выборы

и тайное голосование, - все, вашей власти придет конец”.

(Перефразируя писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина)

 

По старой традиции, ведущей свое начало еще со времен царя Николая II, каждый раз перед проведением общегосударственных выборов в России принимается новое избирательное законодательство, то есть в очередной раз меняются правила проведения электорального марафона. Но жизнь не стоит на месте, и в современной России возникла новая электоральная традиция – объявлять после проведения очередных общефедеральных выборов широкую амнистию, под которую обязательно попадают все лица, совершившие в ходе этих выборов различные нарушения избирательного законодательства, в том числе подлог избирательной документации, фальсификацию итогов выборов и т.д. Последняя такая амнистия была объявлена в 2006 году в связи со 100-летием созыва первой Государственной Думы России.

В преддверии общероссийских избирательных кампаний 2007-2008 и 2011-2012 годов опять спешно корректировалось и корректируется электоральное законодательство страны. Инновации в области избирательного процесса проводятся под девизом дальнейшей демократизации института выборов и устранения выявленных в последние годы недостатков выборных процедур в России. Однако, как и прежде, спешно скорректированное и келейно принятое базовое избирательное законодательство, грешит отсутствием слаженности и системного взаимодействия, следствием чего является его полная беспомощность при столкновении с реальной электоральной жизнью российского общества. По существу, в российской избирательной системе, в этом важнейшем разделе конституционного права царит настоящая правовая вакханалия. Типичными примерами этого утверждения могут служить скандально-анекдотичная эволюция законодательных норм о досрочном голосовании, о выборах губернаторов, о переходе на пропорциональную избирательную систему или отмена варианта голосования против всех.

Можно привести бесчисленное множество примеров фальсификации итогов выборов во всех странах мира, в том числе и в России. Подтасовки результатов тайного голосования приняли в России массовый характер. Это происходило на всех прошлых выборах, произошло и 4 декабря 2011 года. Поэтому не случайно многие политические партии, общественные организации и рядовые избиратели не признали объявленные итоги последних выборов в Государственную Думу РФ. Печатные и электронные средства массовой информации запестрели сообщениями о многочисленных нарушениях и грубых фальсификациях при проведении тайного голосования. Однако сильно заблуждается тот, кто думает, что фальсификация была проведена только во время этих последних выборов. Это далеко не так. В качестве примера можно сослаться на статью автора “Российские выборы: скандал за скандалом” написанную еще по итогам российской электоральной кампании 2003-2004 годов.

Но особенно катастрофическое и опасное положение сложилось в области российских технологий тайного голосования. По сути дела в России сейчас невозможно провести ни одни выборы в органы федеральной, региональной или муниципальной власти без нарушения Конституции РФ, базовых федеральных электоральных законов и международных обязательств России в области избирательных систем, и самое главное, без массового нарушения избирательных прав граждан. Это в свою очередь во весь рост ставит вопрос о легитимности всей вертикали российской власти, формируемой с помощью таких выборов и таких технологий тайного голосования.

Чтобы эти утверждения не были голословными, приведем ряд конкретных примеров. Вначале проанализируем применяемые на российских выборах не автоматизированные технологии тайного голосования (использующие заполняемый избирателем бумажный бюллетень, сортировку и “ручной” подсчет голосов) с точки зрения их соответствия Конституции РФ, базовым федеральным электоральным законам и международным обязательствам России в области избирательных систем. Кроме Конституции РФ, это прежде всего, Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, ФЗ №51-ФЗ от 18 мая 2005 года (вступил в силу 7 декабря 2006 года) и Федеральный Закон “ Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” ФЗ №67-ФЗ с изменениями 2005 года, также федеральный закон “О выборах президента Российской Федерации” №19-ФЗ с изменениями и дополнениями.

Неавтоматизированные базовые технологии тайного голосования (использующие заполняемый избирателем бумажный бюллетень, их сортировку и ручной подсчет) опираются на так называемый принцип “секретного австралийского бюллетеня”. Он называется так потому, что впервые эта технология была использована в 1858 году на выборах в штате Виктория, Австралия. Этот принцип в основном подразумевает:

· централизованную печать унифицированных бюллетеней по заказу и, как правило, за счет организации, проводящей выборы;

· бюллетени являются документом строгой отчетности, все их перемещения контролируются избирательными комиссиями и обязательно отражаются в итоговых протоколах;

· формируются примерно равные избирательные округа и участки, составляются списки граждан, имеющих право голоса. Затем, по предъявлению удостоверения личности осуществляется регистрация избирателя и однократная выдача комплекта бюллетеней под его роспись;

· голосование осуществляется в строго установленном законом месте и в определенное время;

· процедура голосования должна обеспечить каждому избирателю свободу выбора варианта голосования и сохранение полной конфиденциальности;

· покидая избирательный участок, гражданин не должен иметь на “руках” какие либо документальные свидетельства, подтверждающие его электоральные предпочтения. Это необходимо для предотвращения подкупа избирателей и массовой скупки голосов;

· возможность доступа к промежуточным итогам голосования должна быть исключена абсолютно;

· контролем за ходом и установлением итогов голосования занимается специально сформированная комиссия в присутствии отечественных и международных наблюдателей.

С небольшими модификациями эта электоральная процедура дожила до наших дней и используется во многих странах мира либо как основная и единственная технология голосования, либо как дублирующая (резервная) технология, например, в случае выхода из строя машин для голосования. Эта старинная “ручная” технология тайного голосования является на сегодняшний день единственной удовлетворяющей всем требованиям избирательного права и криптографической стойкости, предъявляемым к подобного рода электоральным системам, но только в том случае, если избирательная комиссия состоит из кристально честных людей, которые ставят свою честь и доброе имя выше, чем собственную жизнь и благополучие своё и своей семьи. К сожалению, как показывает история российских электоральных кампаний, задача сформировать все избирательные комиссии, состоящие из кристально честных людей, практически не реализуема.

Как показывает анализ, изложенная в этих законах процедура голосования является абсолютно нелегитимной с точки зрения российского конституционного и избирательного права. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно прочитать тексты российских базовых федеральных электоральных законов.

Преамбула федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации гласит: “ Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме”. Статья 3 этого закона перечисляет принципы проведения в РФ выборов и референдума. В частности утверждается что:

· Гражданин РФ участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;

· Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Далее в статье 7 говорится:

· Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

А теперь посмотрим, в какой мере эти продекларированные права и принципы избирательного права соблюдаются при практической реализации тайного голосования на избирательных участках нашей Родины.

Начнем с прямого избирательного права. Этот принцип означает, что избиратель голосует непосредственно за того или иного кандидата, или за вопрос, вынесенный на голосование. Прямое избирательное право может быть реализовано только при условии проведения прямых выборов. В действительности, используемые в России процедуры тайного голосования позволяют проводить не прямые, а “псевдопрямые” выборы. На практике, голосуя, избиратель опускает бюллетень в ящик (урну) для сбора и временного хранения бюллетеней непосредственно за того или иного кандидата. Но в процесс установления итогов выборов включена избирательная (счетная) комиссия или машина (автомат) для тайного голосования. При использовании такой процедуры голосования российский избиратель лишен права контролировать правильность учета выбранного им конкретного варианта голосования при подведении итогов выборов. Это право в соответствии с российским избирательным законодательством избиратель делегирует избирательным комиссиям различного уровня (от участковой избирательной комиссии до Центральной Избирательной Комиссии). Такое положение противоречит статье 3 Конституции Российской Федерации, которая торжественно провозглашает: “Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”. В действительности в России единственным источником власти фактически является “его величество российский чиновник”.

Устранить этот фундаментальный недостаток любых российских выборов можно с помощью нового поколения юридически значимых, социально безопасных, прозрачных технологий тайного голосования избирательными бюллетенями с ретроспективным контролем. Эти технологии предоставляют каждому избирателю право и техническую возможность при желании самостоятельно и конфиденциально проверить результат учета его “голоса” при установлении общих итогов голосования. Родиной этого нового поколения технологий тайного голосовая является Россия. Они защищены 13 патентами РФ. Один из возможных вариантов этих технологий тайного голосования используется на выборах в Республике Казахстан.

Посмотрим теперь, являются ли выборы свободными и добровольными. Не может ли кто-то осуществлять контроль за волеизъявлением избирателей. Свободное “волеизъявление” означает, что никто не может прямо или косвенно оказывать какое-либо давление на избирателя. Тем не менее, в России появился новый способ давления на избирателя, с помощью которого его заставляют проголосовать за того или иного кандидата. Этот способ появился из-за расплывчатой формулировки в статье 64 федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав ……..”, пункт 7 которой гласит: “ Голосование проводится путем нанесения избирателем......…в избирательном бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящимся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор …….”. Аналогичная запись содержится в статье 75, пункт 8 федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации” и статье 69, пункт 8 федерального закона “О выборах президента Российской Федерации” и в соответствующих статьях других электоральных законов страны.

Такая расплывчатая формулировка “ любой знак ”, то есть отсутствие конкретизации о форме и способе документирования выбранного избирателем варианта голосования сделало возможным в России способ голосования, который можно назвать “директивным голосованием”. Родиной этой инновации в избирательном процессе считается одна из российских республик Северного Кавказа. Этот метод “давления” на избирателей получил широкое распространение во многих регионах страны, особенно там, где велик так называемый “административный ресурс”. Именно его широкое использование дает возможность получать 90% результатов голосования в пользу кандидатов и партий, поддерживаемых федеральной или региональной властью.

Суть способа состоит в следующем. До начала выборов представители местной администрации или “общественных организаций” совершают обход всех домов и квартир на территории избирательного участка и предлагают всем проживающим в этом доме или квартире проголосовать за кандидата “А” или за партию “Б”. А в качестве знака, внесенного (поданного голоса) за указанного кандидата или партию вписать конкретную букву, цифру или иной знак. Далее следует прозрачный намек: если после вскрытия урны для голосования обнаружится, что количество бюллетеней с “рекомендованными, правильными” вариантами голосования окажется меньше, чем число избирателей в вашей квартире (доме), то отключим газ и воду, а у вас и ваших детей могут быть неприятности и т.д. Как правило, такую “агитацию” среди избирателей проводят работники ЖЭКов и ДЭЗов, участковые милиционеры, работники системы социального обеспечения и т.д. Они адресно посещают граждан, имеющих задолженность по квартплате, получающих жилищные субсидии, нелегально сдающих жилищную площадь, одиноких, хронических больных, нуждающихся в уходе и дорогих медикаментах и т.п. По сути этой категории избирателей предлагают выборы без выбора. Или проголосовать за угодного кому-то кандидата, или выселение из квартиры за неуплату, лишение жилищных или иных субсидий, возбуждение уголовного дела за незаконное занятие коммерческой деятельностью и так далее. В терминах уголовного права эти действия квалифицируются как шантаж избирателя. Такое формально “свободное” голосование по существу является издевательством над принципами демократии. Можно ли такие выборы называть “свободными и тайными”? Центральная Избирательная Комиссия РФ, Государственная Дума, Совет Федерации РФ прекрасно осведомлены об использовании таких инноваций, но никаких мер по пресечению этого безобразия не принимают. Поможет ли пресечь эти безобразия закупка на миллиарды рублей и установка на избирательных участках веб - камер? Ответ очевиден – НЕТ. Абсолютно не помогает и присутствие на избирательных участках отечественных и иностранных наблюдателей.

Для решения этой проблемы можно, как в ряде зарубежных стран, законодательно ограничить виды отметок, которыми избиратель может зафиксировать в бюллетень свой выбранный вариант голосования. Так, избирательное законодательство ряда штатов США требует, чтобы избиратель для отметки выбранного варианта голосования использовал только либо крестик, либо галочку. Причем эта отметка не должна выходить за рамки прямоугольника напротив фамилии кандидата или вопроса голосования, или напротив варианта – “против всех кандидатов”. Можно также при голосовании использовать принцип “ненужное зачеркнуть”. Такой способ фиксации в бюллетене выбранного варианта голосования известен уже более ста лет и до 12 декабря 1993 года он использовался и на выборах в СССР и России. Имеются и другие процедуры, устраняющие этот дефект.

Избирательные законы России также не уточняют, чем должен быть нанесен “любой знак” в избирательный бюллетень. Он может быть нанесен карандашом (простым или цветным), ручкой, фломастером с чернилами различного цвета. Он может быть проколот шилом, ножом, отверткой, электродрелью, компостером и т.д. Наконец этот знак может быть нанесен с помощью отпечатка пальца или кончика носа, предварительно покрытых красящим веществом. На некоторых избирательных участках избирателям предлагают для выбора варианта голосования воспользоваться ручками с исчезающими через некоторое время чернилами, в результате чего после вскрытия урн из них извлекают пачки чистых бюллетеней, которые избирательная комиссия может повторно заполнить по своему “вкусу”. Поэтому, направляясь на избирательный участок, гражданин обязательно должен захватить свою ручку.

Теперь рассмотрим, обеспечивается ли анонимность (конфиденциальность) голосования избирателя. Статья 7 федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав ……” декларирует: “Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя”. Но, тем не менее, такой контроль может быть обеспечен в полном соответствии с пунктом 16 статьи 63 федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав.......”. Этот пункт гласит: “На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии”. (Аналогичная запись содержится в пункте 12 статьи 67 федерального закона “О выборах президента РФ” и в пункте 17 статьи 73 федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы ….”.)

Появление такой законодательной нормы было мерой защиты от вала фальшивых бюллетеней. Но этот способ защиты позволяет проводить скрытое кодирование бюллетеней, которое может осуществляться с помощью:

· Изменения персонального состава членов избирательной комиссии, ставящих свои подписи на бюллетень;

· Изменения порядка следования двух подписей (в строке или в столбце);

· Изменения наклона подписей (вверх или вниз);

· Изменения характера подписи (пропуская в подписи одну или несколько букв и т.д.);

· Изменения места расположения и ориентацию оттиска печати и т.д.

Такая простая операция позволяет, во-первых, скрытно закодировать тысячи бюллетеней, а во-вторых, при желании осуществлять контроль за волеизъявлением каждого избирателя, контролируя выбранный им вариант голосования. В самом простейшем случае избирательные бюллетени могут быть дополнительно пронумерованы невидимыми “симпатическими” чернилами, сложены в стопку по порядку номеров и выданы избирателю после регистрации с отметкой в отдельном списке: кому какой номер бюллетеня выдан.

Аналогично, скрытое кодирование можно осуществить, наклеивая на лицевой или оборотной стороне бюллетеня марку со специальной голографической защитой. Наклеивая марку в определенной области листа, можно скрытно закодировать все бюллетени, и затем также разложить их стопкой и отмечать кому какой бюллетень был выдан.

Поэтому процесс голосования такими “краплеными” бюллетенями, допускающий такие процедуры скрытого кодирования, не может считаться свободным и тайным.

Таким образом, (повторим еще раз) используемые на российских выборах базовые неавтоматизированные технологии тайного голосования (опирающиеся на бумажный бюллетень и “ручной подсчет голосов”) обладают следующими принципиальными недостатками:

· Выборы, проводимые в России с их использованием, фактически являются не прямыми, а псевдопрямыми, так как, избирателю не предоставлена техническая возможность следить за тем, как учитывается выбранный им вариант голосования при подведении итогов выборов по участковой избирательной комиссии. Фактически российскому избирателю предоставлено только ограниченное (усеченное) активное избирательное право, так как итоги голосования, без какого-либо участия и контроля со стороны избирателя подводят дяденьки и тетеньки из избирательных комиссий. Это обстоятельство создает условия для всевозможных потенциальных и реальных злоупотреблений со стороны избирательных комиссий различного уровня, прежде всего участковых.

· Не соблюдается конфиденциальность (тайна голосования), так как избирательная комиссия имеет возможность скрытно закодировать избирательные бюллетени.

· Голосование не является свободным, так как вместо унифицированного знака в квадрате напротив выбранного варианта голосования законодательство позволяет ставить любой знак.

Заметим, что вышеуказанные недостатки российской официально-государственной версии неавтоматизированной технологии тайного голосования во многом являются результатом невежественной “модернизации” общепринятой в цивилизованном мире этой базовой не автоматизированной технологии.

Даже такой беглый анализ российских технологий тайного голосования на соответствие Конституции РФ, федеральным базовым избирательным законам и международным обязательствам страны в области избирательных систем, позволяет сделать вывод, что Конституция России провозглашает одни принципы организации избирательного права, а фактически “классическая” базовая технология тайного голосования реализуют совершенно другие принципы. В России проводятся не прямые, а “псевдопрямые” выборы, не обеспечивается анонимность (конфиденциальность) голосования, оно не является свободным. По сути, на всех российских выборах осуществляется директивное голосование краплеными бюллетенями.

Не сумев навести хотя бы относительный порядок при использовании “классической” технологии голосования, опирающейся на принципы австралийского, секретного, бумажного избирательного бюллетеня, и ручной подсчет голосов, российские власти начали поспешно и активно внедрять машины для голосования. Это так называемые Комплексы Обработки Избирательных Бюллетеней (КОИБ), использующие технологию оптического сканирования бумажных бюллетеней с помощью оптоэлектронных устройств и последующего компьютерного распознавания изображений. Внедрение в практику выборов этих машин осуществляется в рамках создания Государственной Автоматизированной Системы “Выборы”. В последнее время в практику голосования активно внедряются также Комплексы Электронного голосования (КЭГ). Причем, агитируя за внедрение в практику тайного голосования таких машин, их сторонники приводят ложные аргументы, лукавые доводы и откровенные небылицы. Но о достоинствах и недостатках этих любимых игрушек российской ЦИК подробно во второй и третьей частях статьи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.