Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б.84 Международное сотрудничество в борьбе с пиратством на море




Пиратство – один из видов преступлений, имеющих древние корни в международном праве. В настоящее время борьба с этим преступлением – одна из главных проблем государств. Преступления пиратства, совершенные в Сомали и в некоторых международных и национальных водах, вынудили государства разработать новые стратегии в борьбе с ним. Представленная статья посвящена юридическим аспектам преступления пиратства, которое нуждается в принятии срочных мер. В статье исследованы история пиратства, его современное состояние, на основе сравнительного метода проанализированы его оценки в международной юридической литературе и практике. Пиратство как преступление международного характера получило договорное закрепление в Конвенции об открытом море 1958 года (далее – Конвенция 1958 года) и Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (далее – Конвенция 1982 года). В этих международных договорах международное сообщество подвело некоторый итог поискам общеприемлемого определения пиратства. В соответствии со ст. 15 Конвенции 1958 года и ст. 101 Конвенции 1982 года пиратством является любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершенный с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный: в открытом море против какого-либо другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту; против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства. Пиратством также являются: добровольное участие в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенное со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом; любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению указанных выше действий. В соответствии со ст. 15 Конвенции 1958 года и ст. 101 Конвенции 1982 года подобными действиями могут быть также любой акт добровольного участия и использования какого-либо судна или летательного аппарата, совершенные со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом, а также любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению вышеуказанных действий. Нередко акты пиратства и вооруженного грабежа против судов могут совершать одни и те же люди, что необходимо учитывать при предупреждении и пресечении подобных действий. Часто среди высадившихся на борт грабителей узнают людей, которые ранее имели доступ на судно в качестве береговых рабочих. Имеют место случаи, когда пираты заранее засылают на судно своих сообщников под видом пассажиров. Сообщники осуществляют предварительную разведку обстановки на судне, создают условия для пиратов. Затем уже в назначенном месте судно подвергается нападению.

 

Согласно ст. 101 Конвенции ООН по международному морскому праву (ММП) 1982 г. пиратство – противозаконный акт насилия (принуждения) в отношении судов или летательных аппаратов (ЛА) в открытом море или районах за пределами зон юрисдикции каких-либо государств. Важно отметить, что в ст. 15 Конвенции 1958 года и ст. 101 Конвенции 1982 года не указывается на какие-либо характеристики предмета преступления, например на принадлежность флага судна, формы собственности и т. п. Нет указания на виды и типы судов.

Наблюдается тесная взаимосвязь признаков преступлений, предусмотренных рассматриваемыми конвенциями, которые характеризуют субъект и средства его совершения. Так, в соответствии со ст. 101 Конвенции 1958 года и ст. 102 Конвенции 1982 года субъектом данного преступления являются экипаж или пассажиры какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата. Здесь можно отметить, что спектр возможных типов судов, используемых для пиратства, может быть достаточно широк – от небольших лодок до современных скоростных катеров и судов.

Статья 103 Конвенции 1982 года определяет судно как пиратское, если оно предназначается лицами, имеющими над ним власть, для совершения любого из действий, предусмотренных в ст. 101 Конвенции 1982 года. Это также относится к судну, которым пользовались для совершения таких действий, до тех пор, пока оно остается под властью лиц, виновных в этих действиях. Л.Н.Галенская утверждает, что субъектом пиратства могут быть только физические лица, действовавшие по своему собственному усмотрению без полномочий со стороны государства. При этом она считает, что не имеет квалифицирующего значения принадлежность судна (частное, государственное), ибо определяющим моментом является наличие или отсутствие полномочий от государства. Выяснить это обстоятельство при пресечении неправомерного захвата иногда крайне проблематично.

Чтобы завладеть судном, имуществом, находящимся на его борту, достигнуть иных личных целей преступным путем, пираты, как правило, прибегают к насилию в отношении экипажа и пассажиров судна. В рассматриваемых конвенциях действия с применением насилия получили весьма обобщенную формулировку – «любой неправомерный акт насилия». Хотя в рассматриваемых международно-правовых нормах орудия, с помощью которых пираты прибегают к насилию для достижения своих целей, не указываются, в качестве орудий насилия, как показывает практика, пираты используют огнестрельное оружие (пистолеты, винтовки, пулеметы, гранатометы и т. п.), а также взрывные устройства различного характера. Это обусловлено также и тем, что пираты готовы к тому, что экипаж судна окажет им сопротивление. Нередко пираты используют в качестве орудий преступления ломики, ножи, топоры, дубинки и т. д., что позволяет заключить, что основной формой насилия, осуществляемого пиратами, является насилие, опасное для жизни и здоровья экипажа и пассажиров судов.

Несмотря на то, что в положениях Конвенции 1958 года, Конвенции 1982 года отсутствует признак угрозы применения актов насилия, эта угроза обычно сопровождает действия пиратов. Следует отметить, что захват судна, завладение имуществом, находящимся на его борту, пираты могут осуществлять и без высадки на судно. Например, пираты нередко осуществляют предупредительный обстрел судна, а когда оно застопорит ход, предъявляют свои требования. Это подтверждает, что посягательство на личность при совершении пиратства выступает как способ достижения преступниками своих целей.

Таким образом, можно заключить, что признаки состава пиратства соответствуют ряду признаков пиратства согласно нормам международного права, которые могут выступать в качестве самостоятельного международно-правового состава. То есть можно говорить о сложном международно-правовом составе пиратства.

В соответствии со ст. 15 Конвенции 1958 года и ст. 101 Конвенции 1982 года действиями пиратов считается также и «любой грабеж против лиц и имущества, находящихся на борту судна». В международном праве не раскрывается, что понимается под термином «грабеж» и тем более под его разновидностями. Подобные действия по своему содержанию применяются в основном против малых судов, катеров, шлюпок, экипаж и пассажиры которых не имеют возможности противостоять силовому воздействию группы нападающих. Но так как характеристика действия «любого акта насилия» вынесена в указанных статьях конвенций в отдельный признак объективной стороны пиратства, надо полагать, что грабеж в этих статьях – это деяние, совершенное без применения насилия. В то же время на практике пиратские нападения почти всегда сопровождаются применением насилия или угрозой его применения.

Объективная сторона пиратства, как следует из положений ст. 15 Конвенции 1958 года и ст. 101 Конвенции 1982 года, определяется так же, как и «любой неправомерный акт задержания» в отношении указанных объектов.

По мнению автора, «любой неправомерный акт задержания» в открытом море по своему значению ближе к термину «неправомерный захват судна». Нельзя задержать судно, не установив тем или иным образом контроль над ним и его действиями. Если преступники задержали судно с целью его угона, то этот признак во взаимосвязи с другими признаками, указанными в ст. 15 Конвенции 1958 года и ст. 101 Конвенции 1982 года, охватывается признаками состава преступления, предусматривающего ответственность за угон судна водного транспорта, а равно захват такого судна с целью угона. В соответствии с их положениями подобные действия могут сопровождаться применением насилия, опасным для жизни или здоровья, либо угрозой применения такого насилия. Но достаточным условием для совершения пиратства в соответствии с международным правом является его задержание без применения насилия.

Захват судна при пиратстве может перерасти и в удержание находящихся на нем пассажиров и экипажа в качестве заложников и даже в продажу этих лиц в рабство. При захвате заложников преступники выдвигают различного характера требования к заинтересованным лицам. Например, требования материального характера, освобождения из мест лишения свободы своих сообщников и т. д. Подобные действия нередко сопровождаются угрозами убийства, причинением телесных повреждений, длительным удержанием пассажиров и экипажа захваченного судна. 2 июня 2008 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию, согласно которой иностранные военные корабли получили право в течение следующих шести месяцев свободно преследовать морских разбойников в территориальных водах Сомали. ООН дала право иностранным государствам посылать свои военные корабли в воды Сомали для борьбы с пиратством. Все 15 членов Совета Безопасности единодушно поддержали проект резолюции, предложенной Францией и США. Причем помощи в борьбе с пиратством просят и правительство Сомали, и генеральный секретарь ООН. Побережье Сомали растянулось на 1800 миль вдоль Африканского Рога, и сомалийские пираты уже реально угрожают одному из самых главных водных путей мира, связывающему Индийский океан с Суэцким каналом. Правда, документ не предусматривает полной свободы действий для иностранных борцов с морскими разбойниками. Перед началом спецоперации корабли должны будут подавать запрос властям Сомали. Однако, по всей видимости, это не станет серьезным препятствием. Власти Сомали не только не возражают против того, чтобы иностранцы сами разобрались с пиратами, но и всесторонне поддерживают эту идею.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.