Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка и измерение качества 14 страница




Ц/ч — цена единицы <7-го материального ресурса.

6. Годовой эффект от снижения трудовых затрат на производ­ство продукта:

(6-16)

где:

ДС,., =АС,„ -ДС,.,2— снижение трудозатрат по t-му виду работ на производство годового объема продукта /-го вида в оцениваемом периоде по сравнению с базовым;

Q/i > См — трудозатраты по t-му виду работ на производство годового объема продукта /-го вида в базовом и оцениваемом пе­риодах;

п — число видов продукта, производимого в оцениваемом пе­риоде;

Т— число видов работ в оцениваемом периоде.


С,м=(13,Д.,)К;


(6-17)


где:

3ilp — трудозатраты по t-му виду работ на р-oPi технологической операции на производство единицы /-го продукта (нормо-час);

Цф, — часовая тарифная ставка за выполнение р-ой технологи­ческой операции при производстве /-го продукта;

V— годовой объем производства /-го продукта в оцениваемом периоде, в натуральном выражении.

7. Годовой эффект от сокращения накладных расходов (услов­но-постоянных) за счет увеличения объемов производства продук­та при повышении надежности оборудования:


Э =СДГ2-^),


(6-18)


 

Су — условно-постоянные накладные расходы на единицу из­готавливаемого продукта в базовом периоде (до повышения на­дежности оборудования от внедрения систем качества);

Vt и V2 — годовой объем производства продукта в базовом и оцениваемом периодах в натуральном выражении.

8. Годовой эффект от увеличения прибыли за счет роста объемов производства продукта при повышении надежности оборудования:

 

АР=Р(У2-К). (6-19)

где:

Р— прибыль на единицу продукта в оцениваемом периоде времени.

9. Годовой прирост прибыли, полученный за счет экономии де­нежных средств, предназначенных для платежей за производ­ственные фонды предприятия:

АР. =(ф.^-Ф.)е „, ffi-9ni

где:

К, и У2 — годовой выпуск продукта в базовом и оцениваемом периодах в натуральном выражении;

Ф| и Ф2 — среднегодовые производственные (основные и обо­ротные) фонды предприятия в базовом и оцениваемом периодах;

Ен.п.ф — нормативный коэффициент платы за производственные фонды предприятия (ен.п.ф— 0,06).

В итоге суммарный годовой экономический эффект предпри­ятия от управления качеством определится как:

 

F = Эр+ДП,,п+АС(,„+Эм+Э,.+Эг (6-21)

Основными показателями экономической эффективности зат-' рат на разработку и внедрение системы управления качеством являются следующие:

— коэффициент экономической эффективности (е,);

— срок окупаемости затрат (Ток).

Коэффициент экономической эффективности определяется по формуле:

 

еэ=^-, (6-22)

где:

К„ — предпроизводственные единовременные затраты нараз-работку и внедрение системы управления качеством.

Коэффициент экономической эффективности затрат на разра­ботку и внедрение системы.управления качеством показывает, какая доля суммарного годового экономического эффекта пред­приятия от ее внедрения и функционирования приходится на еди­ницу указанных затрат. Если еэ> ен, где ен — нормативный коэф­фициент экономической эффективности капитальных вложений, то система управления качеством считается достаточно эффектив­ной. При этом срок окупаемости затрат на разработку и внедре­ние системы управления качеством определяется:

 

(6-23)

В состав предпроизводственных единовременных затрат на разработку и внедрение системы управления качеством входят:

• расходы на научные разработки по создаваемой системе;

• расходы на создание проекта системы;

• расходы на привязку типовых проектных решений по систе­ме управления качеством к конкретному объекту управления;

• расходы на опытную эксплуатацию системы;

• расходы на разработку и внедрение стандартов, инструкций и других руководящих документов по системе управления каче­ством;

• расходы на подготовку и переподготовку кадров.

Как уже отмечалось, обязательным условием при определении экономической эффективности внедрения и функционирования системы управления качеством является сопоставимость всех по­казателей во времени.

 

6.4. ОПТИМИЗАЦИЯ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ ТРУДА

Прежде всего проанализируем детальнее зависимости, пред­ставленные на рис. 6.11 в теме 6.3. Они позволяют определить наиболее экономически эффективные для фирмы ориентиры для политики в области качества и ценовой политики.

На указанном рисунке были приведены следующие зависимости:

П(К) — функция потребительной стоимости от уровня качества, имеющая экспоненциальную зависимость (кривая «насыщения»);

3(К) — функция затрат фирмы от уровня качества, имеющая характер степенной зависимости;

ДЭ(К) = П(К) - 3(К) — функция разности между потребитель­ной стоимостью (полезностью) продукта и затратами на его созда­ние в зависимости от уровня качества.

И действительно, если, например, повышение верхней рабо­чей границы воспроизводимых кассетным магнитофоном частот (при неизменных прочих параметрах) с 8 до 13 килогерц не при­водит к существенному повышению себестоимости аппарата, то увеличение этой границы с 14 до 20 килогерц ведет к значитель­ному возрастанию себестоимости магнитофона.

В то же время первое рассмотренное увеличение уровня каче­ства данного изделия дает значительно больший эффект от исполь­зования изделия по назначению, чем второе, и, следовательно, в большей степени способствует повышению спроса на данное из­делие, более выгодно для фирмы. Однако такое изменение каче­ства выгодно и для потребителя.

Вернемся к анализу приведенных на рис. 6.1! зависимостей. На первом участке (0—К,) стоимость продукта превышает полезный эффект от его использования. Такая же картина наблюдается и в том случае, если уровень качества выше значения К2. Наиболее благоприятный для изготовителя уровень качества лежит, очевид­но, в пределах от К, до К2. При этом для производителя оптималь­ное качество соответствует той точке К„, в которой разность ор­динат кривых П(К) - 3(К) = ДЭ(К) максимальная, что позволяет ему получить максимальную эффективность от изменения каче­ства. Конкретная величина К0 определяется известными в мате­матике соотношениями поиска точки экстремума функции АЭ(К), т.е. решением уравнения:

0. (6-24)

Иначе обстоит дело с потребителем На его затраты

влияет на только размер первоначальных расходов на приобрете­ние (Зп), но и расходы, связанные с использованием продукта по назначению (Зэ). На рис. 6.13 приведены зависимости 3„(К) и 3Э(К), в сумме определяющие цену потребления.

Очевидно, что цена потребления как функция уровня качества имеет существенно другой вид. Как видно из рис. 6.13, справа от значения К' скорость нарастания Ц„(К) значительно меньше, чем скорость возрастания 3„(К).

То есть справедливо неравенство:

(6-25)

Для потребителя оптимальное (нужное) качество, очевидно, определяется сравнением функции полезности П(К) с функцией цены потребления ЦП(К).




Так, совершенствование технологического процесса позволя­ет предприятию снижать затраты на повышение качества изделий. На рис. 6.15 31(К) и П,(К) — кривые затрат и полезности до усо­вершенствования технологического процесса, 32(К) и П2(К) —то же после усовершенствования, причем 32< 3,.

 

Рис. 6.15. Динамика оптимального уровня качества

Таким образом, непрерывный научно-технический прогресс определяет динамику оптимального для фирмы уровня качества в сторону его увеличения, приближения к возрастающим запро­сам потребителей.

Как видно из рис. 6.15, П2(К) < П,(К), так как с развитием тех­нологического прогресса потребители предъяапяют все более высо­кие требования к качеству продукции. Очевидно, что К„2> К,,,.

Из сказанного можно сделать вывод: оптимальный уровень качества не есть постоянная величина, он меняется во времени, что необходимо учитывать в экономических прогнозах сбытовых параметров фирм.

Проведенный анализ позволяет понять значение зоны А, по­лученной как сечение поверхности функции прибыльности от качества и цены, т.е. зависимости П =/(К,Ц)с плоскостью, ха­рактеризующей «зону безубыточности» (рис. 6.10). При этом уро­вень П0 на оси ординат соответствует уровню рентабельности предприятия: выше этого уровня располагаются положительные значения прибыли как итогового финансового результата пред­приятия (П), а ниже — отрицательные. На рис. 6.16 представлена проекция зоны А на плоскость координат «цена—качество».

Очевидно, зона между значениями уровней качества К, и К3 на рис. 6.16 соответствует аналогичной зоне на рис. 6.10. Это озна­чает, что расстояние между точками Ц, и Ц2 определяет важней­ший для фирмы диапазон, характеризующий возможности фир­мы в области ценовой политики. Из приведенной зависимости наглядно видно, что чем дальше принятый уровень качества уда­ляется от значения Kg в сторону К, или К2, тем уже зона возмож­ностей фирмы для использования ценовых факторов в конкурен­тной борьбе за расширение доли на рынке. Таким образом, зна­чению Kq соответствует:

О Ц, АЦ Ц: Ц

 

Рис. 6.16. Оптимальное качество и конкурентоспособность

Возможности ценовых маневров имеют тесную прямую корре­ляцию с конкурентоспособностью продукта и обратную с финан­совыми рисками (РФ), связанными с выводом на рынок продук­та с тем или иным уровнем качества (рис. 6.17). То есть и с точки зрения минимальных финансовых рисков целесообразно ориен­тироваться на уровень качества Kq.

На показаны функции долей рынка продуктов от цены

в зависимости от разных уровней качества:

среднего для данного рынка уровня качества рассматри­ваемых продуктов-конкурентов;

Кн и Кв — соответственно уровни качества ниже и выше сред­него на рынке (КеР).

Из приведенных зависимостей следует, что в диапазонах, со­ответствующих значениям Ц0 для продуктов указанных уровней качества, расположены зоны относительной стабильности. Так, для продуктов относительно низкого уровня качества (Кн) — Цн0; для продуктов среднего уровня качества (К^) — Цср0 и, наконец, для продуктов относительно высокого уровня качества (К„) — Цв0.

 
 

 

1-------------- 1------------------- 1------------------------ i---------------------------------------

о к, к0 кг к

Рис. 6.17. Зависимость финансового риска, связанного с выводом на рынок нового товара, от уровня его качества

Данные зоны характеризуются более стабильной долей рынка. При установлении цен выше этих значений для продуктов низ­кого и среднего уровня качества происходит резкое падение спроса и, следовательно, доли рынка (особенно при К„). Для продуктов с уровнем качества выше среднего в этом случае может до неко­торого значения цены сохраняться стабильная доля рынка, так как такие товары относятся к разряду «престижных».

Рассмотрим, что происходит при снижении цены ниже зна­чения Ц0. Для продуктов с Кн такое снижение цены (ниже Ц„0 на рис. 6.18) приводит к незначительному росту доли рынка. Од­нако это временная стабильность. Фирмы, выходящие на рын­ки сбыта с таким качеством продуктов, единственно на что мо­гут рассчитывать, так это на то, что их сегменты не привлекут внимания более сильных конкурентов. При среднем уровне ка­чества снижение цены ниже Ц0ср0 на рис. 6.18) позволяет фир­ме несколько увеличить долю рынка. Здесь расчет на то, что болыпий объем сбыта позволит снизить размер относительных издержек.

Для фирм, выходящих на рынок с самым высоким качеством (К„), снижение цены ниже Ц0 (на рис. 6.18 — 1Дв0) позволяет су­щественно расширить долю рынка, вплоть до установления кон­троля над ним. Это происходит, когда кривая 0=/(Ц)для Кв приблизится к зоне насыщения в области Ц < Ц„0, т.е. значение доли рынка фирмы станет близким к величине емкости рынка для данного продукта (Е).

Таким образом, в зависимости от уровня качества продуктов фир­мы могут инициировать появление переплат Д+. и недоплат Д.. за продукты, исходя из целей и своей стратегии на рынках сбыта.

 
 

Подводя итоги рассмотрения основополагающих вопросов эко­номики управления качеством, можно сделать следующий вывод: вкладывать средства в качество экономически выгодно для пред­приятия, так как это приводит не только к повышению конкурен­тоспособности продукта и его оборота на рынках сбыта, но и по­вышает фактическую производительность, снижает реальную се­бестоимость производства.

Рассмотренные выше схемы, приведенные на рис. 6.4 и 6.5, наглядно иллюстрируют, за счет каких источников и по каким логическим зависимостям происходит повышение производитель­ности и прибыльности тех фирм, которые не экономят на сниже­нии затрат на качество. Для них вложение средств «в качество» — это способ реального снижения себестоимости и улучшения эко­номических показателей предприятия.

Не принижая роли материальных экономических дивидендов, по­лучаемых фирмами, эффективно решающими проблемы управления качеством, отметим, в заключение, что самым ценным и стратеги­чески важным следствием для них является повышение имиджа фирмы как высококачественной организации, в значительной степе­ни определяющего конкурентоспособность товаропроизводителей и, следовательно, их доли рынка, оборот и в конечном счете прибыль.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие экономические показатели характеризуют качество продуктов труда?


2. Каковы виды ущерба в экономике управления качеством?

3. Как определяется взаимосвязь категорий качества и потреби­тельной стоимости?

4. Как определяется экономическая эффективность изменения качества?

5. Как в экономике управления качеством определяется предотв­ращенный убыток, положительный ущерб и упущенная выгода?

6. Как рассчитывается цена потребления?

7. Как изменяется функция степени риска от цены купли-прода­жи при изменении спроса и предложения на рынке сбыта дан­ной продукции?

8. Как изменяется функция степени риска от цены купли-прода-

при увеличении эластичности спроса на рынке сбыта дан­ной продукции?

9. Из каких составляющих складываются затраты на качество?
10. Каковы особенности современной стратегии фирмы в облас-
ти затрат на качество?

Как определяется понятие «нужное качество»?

Каков характер зависимости полезности от уровня качества

продукта?

13. Каков характер зависимости затрат от уровня качества про­дукта?

14. Как рассчитывается суммарный годовой эффект от управле­ния качеством?

Как рассчитывается срок окупаемости затрат на разработку и внедрение системы управления качеством?

16. В какой степени качество определяет возможности фирмы в области ценовой политики?

17. Как определяются доли рынка продуктов от цены в зависимо­сти от разных уровней их качества?

18. Что означает понятие «оптимальный уровень качества продукта труда»?

19. Как определяется оптимальный для производителя уровень ка­чества продукта труда?

20. Как определяется оптимальный для потребителя уровень ка­чества продукта труда?


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Рассмотрев проблемы управления качеством и современные подходы к их решению, можно сделать следующие выводы.

В процессе развития мировой экономики роль качества продук­тов труда непрерывно возрастает. Сегодня на большинстве рынков ситуация складывается таким образом, что если у организации нет нужного потребителю качества, то можно считать, что у нее нет никаких аргументов в споре с конкурентами за рынки сбыта.

При этом в конкурентной борьбе все большее значение при­обретает функциональное качество. Это требует внедрять новые системы организации не только системы производства, но и сис­темы менеджмента качества. Системы менеджмента качества все в большей степени интегрируются с системой управления орга­низацией.. Высокое качество становится тем фактором, который объединяет подразделения организаций, связывает их единой це­лью, разрушая барьеры между ними.

Становится все более очевидным, что для успешного развития отечественной экономики нашим товаропроизводителям, всем уровням государственного и общественного управления следует принять новый «образ мышления в области качества».

Необходимо осознать, что сегодня для процветания нашей страны нет никаких реальных путей, кроме того, при котором на первое место в стратегии развития экономики будут поставлены цели достижения высокого качества и конкурентоспособности отечественной продукции.


ГЛОССАРИЙ

 

 

Аккредитация (лабораторий) — официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний. Термин «аккредитация лабораторий» может означать при­знание как технической компетентности и объективности испытательной лаборатории, так и только ее технической компетентности. Аккредитация обычно является положи­тельным результатом аттестации лаборатории с последую­щим надзором.

Аккредитованная лаборатория — испытательная лаборатория, про­шедшая аккредитации.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с при­чинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу фи­зических или юридических лиц, государственному или муни­ципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоро­вью животных и растений.

Гарантия качества — часть менеджмента качества, сфокусирован­ная на обеспечении уверенности, что соответствующее требо­вание качества будет выполнено.

Двустороннее соглашение по признанию — соглашение по призна­нию, которое включает принятие двумя сторонами результатов работы друг друга.

Декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответ­ствие выпускаемой в обращение продукции требованиям тех­нических регламентов.

Декларирование соответствия — форма подтверждения соответ­ствия продукции требованиям технических регламентов.

Диверсификация (лат. diversus — разный и facere — делать) — раз­ностороннее развитие производства, одновременное развитие нескольких (многих) не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изде­лий, использование различных финансовых инструментов с целью минимизации риска.


Дисперсия (лат. dispersus — рассеянный) — рассеяние, отклонение от среднего.

Документ технических условий — документ, устанавливающий тех­нические требования, которым должна удовлетворять продук­ция, процесс или услуга.

Доступ к системе сертификации—возможность для соискателя свидетельства (в области сертификации) пользоваться сертифи­кацией согласно правилам системы.

Жизненный цикл продукции — совокупность процессов создания и использования (потребления) продукции определенного вида от начала научных исследований по ее разработке до утилиза­ции или уничтожения включительно.

Затраты, связанные с качеством — затраты, возникающие при обес­печении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетво­рительное качество.

Заявитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.

Заявление о соответствии — заявление поставщика под его полную ответственность, что продукция, процесс или услуга соответ­ствуют конкретному стандарту или другому нормативному до­кументу.

Знак обращения на рынке — обозначение, служащее для информи­рования приобретателей о соответствии выпускаемой в обра­щение продукции требованиям технических регламентов.

Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требо­ваниям системы добровольной сертификации или националь­ному стандарту.

Идентификация продукции — установление тождественности харак­теристик продукции ее существенным признакам.

Испытание — техническая операция, заключающаяся в установ­лении одной или нескольких характеристик данной продук­ции, процесса или услуги в соответствии с установленной про­цедурой.

Испытательная лаборатория — лаборатория, которая проводит ис­пытания. Термин «испытательная лаборатория» может исполь­зоваться в значении юридического или технического органа или в значении того и другого.

Качество — практическое воплощение удовлетворения потребно­стей и ожиданий. Качество продуктов труда определяется со­вокупностью свойств и характеристик продуктов труда, кото­рые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Термин «качество» не применя­ется ни для выражения превосходной степени в сравнительном смысле, ни в количественном смысле при проведении техни­ческих оценок. Например, недопустимо выражение: «первый компьютер качественнее, чем второй», следует сказать: «пер­вый компьютер имеет более высокий уровень качества».

Качество техническое — качество конкретной продукции, предла­гаемой производителем или посредником потребителю, за ко­торую потребителем производится оплата, соответствующая цене купли-продажи. Данное понятие применимо и к материальной продукции, и к любому виду услуги. Примерами технического качества могут быть: качество предлагаемого покупателю авто­мобиля, качество предлагаемой гостиничной услуги.

Качество функциональное — качество того, как потребителю фир­ма предлагает (поставляет) свой продукт: материальную про­дукцию или услугу. Например, функциональное качество мо­жет характеризоваться качеством процесса реализации, серви­са и утилизации продаваемого потребителю автомобиля, комфортностью клиента при заключении договора на предо­ставление услуги, качеством процесса поставки продукции.

Квалириски — возможная вероятность ущерба предприятия в свя­зи с несоответствием качества его продукта труда установлен­ным нормам.

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регла­ментов — проверка выполнения юридическим лицом или ин­дивидуальным предпринимателем требований технических рег­ламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

Международная стандартизация — стандартизация, участие в ко­торой открыто для соответствующих органов всех стран.

Международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией, занимающейся стандартизацией (по стандарти­зации), и доступный широкому кругу потребителей.

Менеджмент качества — полный набор процессов, используемый в системе менеджмента качества.

Методы управления качеством — способы осуществления воздей­ствия на качество с целью достижения поставленных целей.

Многостороннее соглашение по признанию — соглашение по при­знанию, которое включает принятие более чем двумя сторона­ми результатов работы друг друга.

Национальный орган по стандартизации—орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, который имеет право быть национальным членом соответствующей международной или региональной организации по стандартизации. Национальный стандарт — стандарт, принятый национальным ор­ганом по стандартизации и доступный широкому кругу потре­бителей.

Нормативный документ — документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный доку­мент» является родовым термином, охватывающим такие по­нятия, как стандарты, документы технических условий, своды правил и регламенты. Под документом следует понимать лю­бой носитель с записанной в нем или на его поверхности ин­формацией.

Обеспечение качества — совокупность способов и методов, направ­ленных на создание уверенности в том, что продукция или ус­луга удовлетворяет определенным требованиям к качеству.

Обладатель свидетельства (в области сертификации) — лицо или орган, которому каким-либо органом по сертификации выда­но соответствующее свидетельство.

Общее руководство качеством — аспект общей функции управления, определяющий и осуществляющий политику в области качества. Достижение желаемого качества требует вовлечения и участия всех сотрудников организации, тогда как ответственность за общее руководство качеством несет высшее руководство фирмы. Общее руководство качеством включает оперативное планиро­вание, распределение ресурсов, а также другие систематические действия в области качества, такие, как планирование, органи­зация, координация и контроль.

Орган по аккредитации (лабораторий) — орган, который управляет системой аккредитации лабораторий, проводит аккредитацию и предоставляет право на ее проведение. Орган по аккредита­ции может выразить желание о полной или частичной переда­че полномочий по аттестации испытательной лаборатории дру­гому компетентному органу (агентству по аттестации). С уче­том того, что такой путь может быть практическим решением по расширению признания испытательных лабораторий, счи­тается важным, чтобы такая аттестация была эквивалентна-ат­тестации, проводимой органом по аккредитации, и чтобы орган по аккредитации признал свою полную ответственность за та­кую передачу полномочий.

Орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Орган, проводящий сертификацию соответствия. Орган по сертификации может сам проводить испытания и контроль за испытаниями или же осуществлять надзор за этой деятельностью, проводимой по его поручению другими органами.

Орган по стандартизации — орган, занимающийся стандартизаци­ей, признанный на национальном, региональном или между­народном уровнях, основная функция которого, согласно его статусу, заключается в разработке, утверждении и принятии стандартов, которые доступны широкому кругу потребителей.

Планирование качества — часть менеджмента качества, сфокуси­рованная на установление и интерпретацию политики качества, целей качества и требований качества и специфицирующаяся (детально определяющая), как это будет достигнуто.

Подтверждение соответствия — документальное удостоверение со­ответствия продукции или иных объектов, процессов производ­ства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утили­зации, выполнения работ или оказания услуг требованиям тех­нических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Показатель качества — количественная характеристика свойства (совокупности свойств).

Политика качества — основные направления и цели организации, связанные с качеством, официально сформулированные выс­шим руководством.

Предоставление услуги — деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.

Проверка качества — систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и резуль­татов в области качества запланированным показателям, а так­же эффективность их внедрения и степень достижения постав­ленных целей.

Продуктивность — взаимоотношение между достигнутым резуль­татом и использованными ресурсам и

Продукция — результат деятельности, представленный в матери­ально-вещественной форме и предназначенный для дальней­шего использования в хозяйственных и иных целях.

Процесс — система действий, которая использует ресурсы для пре­образования входящих элементов в выходящие.

Риск — возможная вероятность потерь. Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Свидетельство в области сертификации (лицензия) — документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, посредством которого орган по сертификации наделяет лицо или орган правом использовать сертификаты или знаки соот­ветствия для своей продукции, процессов или услуг в соответ­ствии с правилами соответствующей системы сертификации.

Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответ­ствие объекта требованиям технических регламентов, положе­ниям стандартов или условиям договоров, изданный в соответ­ствии с правилами системы сертификации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.096 сек.