КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка и измерение качества 14 страница
Ц/ч — цена единицы <7-го материального ресурса. 6. Годовой эффект от снижения трудовых затрат на производство продукта: (6-16) где: ДС,., =АС,„ -ДС,.,2— снижение трудозатрат по t-му виду работ на производство годового объема продукта /-го вида в оцениваемом периоде по сравнению с базовым; Q/i > См — трудозатраты по t-му виду работ на производство годового объема продукта /-го вида в базовом и оцениваемом периодах; п — число видов продукта, производимого в оцениваемом периоде; Т— число видов работ в оцениваемом периоде. С,м=(13,Д.,)К; (6-17) где: 3ilp — трудозатраты по t-му виду работ на р-oPi технологической операции на производство единицы /-го продукта (нормо-час); Цф, — часовая тарифная ставка за выполнение р-ой технологической операции при производстве /-го продукта; V— годовой объем производства /-го продукта в оцениваемом периоде, в натуральном выражении. 7. Годовой эффект от сокращения накладных расходов (условно-постоянных) за счет увеличения объемов производства продукта при повышении надежности оборудования: Э =СДГ2-^), (6-18)
Су — условно-постоянные накладные расходы на единицу изготавливаемого продукта в базовом периоде (до повышения надежности оборудования от внедрения систем качества); Vt и V2 — годовой объем производства продукта в базовом и оцениваемом периодах в натуральном выражении. 8. Годовой эффект от увеличения прибыли за счет роста объемов производства продукта при повышении надежности оборудования:
АР=Р(У2-К). (6-19) где: Р— прибыль на единицу продукта в оцениваемом периоде времени. 9. Годовой прирост прибыли, полученный за счет экономии денежных средств, предназначенных для платежей за производственные фонды предприятия: АР. =(ф.^-Ф.)е „, ffi-9ni где: К, и У2 — годовой выпуск продукта в базовом и оцениваемом периодах в натуральном выражении; Ф| и Ф2 — среднегодовые производственные (основные и оборотные) фонды предприятия в базовом и оцениваемом периодах; Ен.п.ф — нормативный коэффициент платы за производственные фонды предприятия (ен.п.ф— 0,06). В итоге суммарный годовой экономический эффект предприятия от управления качеством определится как:
F = Э6р+Эр+ДП,,п+АС(,„+Эм+Э,.+Эг (6-21) Основными показателями экономической эффективности зат-' рат на разработку и внедрение системы управления качеством являются следующие: — коэффициент экономической эффективности (е,); — срок окупаемости затрат (Ток). Коэффициент экономической эффективности определяется по формуле:
еэ=^-, (6-22) где: К„ — предпроизводственные единовременные затраты нараз-работку и внедрение системы управления качеством. Коэффициент экономической эффективности затрат на разработку и внедрение системы.управления качеством показывает, какая доля суммарного годового экономического эффекта предприятия от ее внедрения и функционирования приходится на единицу указанных затрат. Если еэ> ен, где ен — нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений, то система управления качеством считается достаточно эффективной. При этом срок окупаемости затрат на разработку и внедрение системы управления качеством определяется:
(6-23) В состав предпроизводственных единовременных затрат на разработку и внедрение системы управления качеством входят: • расходы на научные разработки по создаваемой системе; • расходы на создание проекта системы; • расходы на привязку типовых проектных решений по системе управления качеством к конкретному объекту управления; • расходы на опытную эксплуатацию системы; • расходы на разработку и внедрение стандартов, инструкций и других руководящих документов по системе управления качеством; • расходы на подготовку и переподготовку кадров. Как уже отмечалось, обязательным условием при определении экономической эффективности внедрения и функционирования системы управления качеством является сопоставимость всех показателей во времени.
6.4. ОПТИМИЗАЦИЯ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ ТРУДА Прежде всего проанализируем детальнее зависимости, представленные на рис. 6.11 в теме 6.3. Они позволяют определить наиболее экономически эффективные для фирмы ориентиры для политики в области качества и ценовой политики. На указанном рисунке были приведены следующие зависимости: П(К) — функция потребительной стоимости от уровня качества, имеющая экспоненциальную зависимость (кривая «насыщения»); 3(К) — функция затрат фирмы от уровня качества, имеющая характер степенной зависимости; ДЭ(К) = П(К) - 3(К) — функция разности между потребительной стоимостью (полезностью) продукта и затратами на его создание в зависимости от уровня качества. И действительно, если, например, повышение верхней рабочей границы воспроизводимых кассетным магнитофоном частот (при неизменных прочих параметрах) с 8 до 13 килогерц не приводит к существенному повышению себестоимости аппарата, то увеличение этой границы с 14 до 20 килогерц ведет к значительному возрастанию себестоимости магнитофона. В то же время первое рассмотренное увеличение уровня качества данного изделия дает значительно больший эффект от использования изделия по назначению, чем второе, и, следовательно, в большей степени способствует повышению спроса на данное изделие, более выгодно для фирмы. Однако такое изменение качества выгодно и для потребителя. Вернемся к анализу приведенных на рис. 6.1! зависимостей. На первом участке (0—К,) стоимость продукта превышает полезный эффект от его использования. Такая же картина наблюдается и в том случае, если уровень качества выше значения К2. Наиболее благоприятный для изготовителя уровень качества лежит, очевидно, в пределах от К, до К2. При этом для производителя оптимальное качество соответствует той точке К„, в которой разность ординат кривых П(К) - 3(К) = ДЭ(К) максимальная, что позволяет ему получить максимальную эффективность от изменения качества. Конкретная величина К0 определяется известными в математике соотношениями поиска точки экстремума функции АЭ(К), т.е. решением уравнения: 0. (6-24) Иначе обстоит дело с потребителем На его затраты влияет на только размер первоначальных расходов на приобретение (Зп), но и расходы, связанные с использованием продукта по назначению (Зэ). На рис. 6.13 приведены зависимости 3„(К) и 3Э(К), в сумме определяющие цену потребления. Очевидно, что цена потребления как функция уровня качества имеет существенно другой вид. Как видно из рис. 6.13, справа от значения К' скорость нарастания Ц„(К) значительно меньше, чем скорость возрастания 3„(К). То есть справедливо неравенство: (6-25) Для потребителя оптимальное (нужное) качество, очевидно, определяется сравнением функции полезности П(К) с функцией цены потребления ЦП(К). Так, совершенствование технологического процесса позволяет предприятию снижать затраты на повышение качества изделий. На рис. 6.15 31(К) и П,(К) — кривые затрат и полезности до усовершенствования технологического процесса, 32(К) и П2(К) —то же после усовершенствования, причем 32< 3,.
Рис. 6.15. Динамика оптимального уровня качества Таким образом, непрерывный научно-технический прогресс определяет динамику оптимального для фирмы уровня качества в сторону его увеличения, приближения к возрастающим запросам потребителей. Как видно из рис. 6.15, П2(К) < П,(К), так как с развитием технологического прогресса потребители предъяапяют все более высокие требования к качеству продукции. Очевидно, что К„2> К,,,. Из сказанного можно сделать вывод: оптимальный уровень качества не есть постоянная величина, он меняется во времени, что необходимо учитывать в экономических прогнозах сбытовых параметров фирм. Проведенный анализ позволяет понять значение зоны А, полученной как сечение поверхности функции прибыльности от качества и цены, т.е. зависимости П =/(К,Ц)с плоскостью, характеризующей «зону безубыточности» (рис. 6.10). При этом уровень П0 на оси ординат соответствует уровню рентабельности предприятия: выше этого уровня располагаются положительные значения прибыли как итогового финансового результата предприятия (П), а ниже — отрицательные. На рис. 6.16 представлена проекция зоны А на плоскость координат «цена—качество». Очевидно, зона между значениями уровней качества К, и К3 на рис. 6.16 соответствует аналогичной зоне на рис. 6.10. Это означает, что расстояние между точками Ц, и Ц2 определяет важнейший для фирмы диапазон, характеризующий возможности фирмы в области ценовой политики. Из приведенной зависимости наглядно видно, что чем дальше принятый уровень качества удаляется от значения Kg в сторону К, или К2, тем уже зона возможностей фирмы для использования ценовых факторов в конкурентной борьбе за расширение доли на рынке. Таким образом, значению Kq соответствует: О Ц, АЦ Ц: Ц
Рис. 6.16. Оптимальное качество и конкурентоспособность Возможности ценовых маневров имеют тесную прямую корреляцию с конкурентоспособностью продукта и обратную с финансовыми рисками (РФ), связанными с выводом на рынок продукта с тем или иным уровнем качества (рис. 6.17). То есть и с точки зрения минимальных финансовых рисков целесообразно ориентироваться на уровень качества Kq. На показаны функции долей рынка продуктов от цены в зависимости от разных уровней качества: среднего для данного рынка уровня качества рассматриваемых продуктов-конкурентов; Кн и Кв — соответственно уровни качества ниже и выше среднего на рынке (КеР). Из приведенных зависимостей следует, что в диапазонах, соответствующих значениям Ц0 для продуктов указанных уровней качества, расположены зоны относительной стабильности. Так, для продуктов относительно низкого уровня качества (Кн) — Цн0; для продуктов среднего уровня качества (К^) — Цср0 и, наконец, для продуктов относительно высокого уровня качества (К„) — Цв0.
1-------------- 1------------------- 1------------------------ i--------------------------------------- о к, к0 кг к Рис. 6.17. Зависимость финансового риска, связанного с выводом на рынок нового товара, от уровня его качества Данные зоны характеризуются более стабильной долей рынка. При установлении цен выше этих значений для продуктов низкого и среднего уровня качества происходит резкое падение спроса и, следовательно, доли рынка (особенно при К„). Для продуктов с уровнем качества выше среднего в этом случае может до некоторого значения цены сохраняться стабильная доля рынка, так как такие товары относятся к разряду «престижных». Рассмотрим, что происходит при снижении цены ниже значения Ц0. Для продуктов с Кн такое снижение цены (ниже Ц„0 на рис. 6.18) приводит к незначительному росту доли рынка. Однако это временная стабильность. Фирмы, выходящие на рынки сбыта с таким качеством продуктов, единственно на что могут рассчитывать, так это на то, что их сегменты не привлекут внимания более сильных конкурентов. При среднем уровне качества снижение цены ниже Ц0 (Цср0 на рис. 6.18) позволяет фирме несколько увеличить долю рынка. Здесь расчет на то, что болыпий объем сбыта позволит снизить размер относительных издержек. Для фирм, выходящих на рынок с самым высоким качеством (К„), снижение цены ниже Ц0 (на рис. 6.18 — 1Дв0) позволяет существенно расширить долю рынка, вплоть до установления контроля над ним. Это происходит, когда кривая 0=/(Ц)для Кв приблизится к зоне насыщения в области Ц < Ц„0, т.е. значение доли рынка фирмы станет близким к величине емкости рынка для данного продукта (Е). Таким образом, в зависимости от уровня качества продуктов фирмы могут инициировать появление переплат Д+. и недоплат Д.. за продукты, исходя из целей и своей стратегии на рынках сбыта. Подводя итоги рассмотрения основополагающих вопросов экономики управления качеством, можно сделать следующий вывод: вкладывать средства в качество экономически выгодно для предприятия, так как это приводит не только к повышению конкурентоспособности продукта и его оборота на рынках сбыта, но и повышает фактическую производительность, снижает реальную себестоимость производства. Рассмотренные выше схемы, приведенные на рис. 6.4 и 6.5, наглядно иллюстрируют, за счет каких источников и по каким логическим зависимостям происходит повышение производительности и прибыльности тех фирм, которые не экономят на снижении затрат на качество. Для них вложение средств «в качество» — это способ реального снижения себестоимости и улучшения экономических показателей предприятия. Не принижая роли материальных экономических дивидендов, получаемых фирмами, эффективно решающими проблемы управления качеством, отметим, в заключение, что самым ценным и стратегически важным следствием для них является повышение имиджа фирмы как высококачественной организации, в значительной степени определяющего конкурентоспособность товаропроизводителей и, следовательно, их доли рынка, оборот и в конечном счете прибыль.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Какие экономические показатели характеризуют качество продуктов труда? 2. Каковы виды ущерба в экономике управления качеством? 3. Как определяется взаимосвязь категорий качества и потребительной стоимости? 4. Как определяется экономическая эффективность изменения качества? 5. Как в экономике управления качеством определяется предотвращенный убыток, положительный ущерб и упущенная выгода? 6. Как рассчитывается цена потребления? 7. Как изменяется функция степени риска от цены купли-продажи при изменении спроса и предложения на рынке сбыта данной продукции? 8. Как изменяется функция степени риска от цены купли-прода- при увеличении эластичности спроса на рынке сбыта данной продукции? 9. Из каких составляющих складываются затраты на качество? Как определяется понятие «нужное качество»? Каков характер зависимости полезности от уровня качества продукта? 13. Каков характер зависимости затрат от уровня качества продукта? 14. Как рассчитывается суммарный годовой эффект от управления качеством? Как рассчитывается срок окупаемости затрат на разработку и внедрение системы управления качеством? 16. В какой степени качество определяет возможности фирмы в области ценовой политики? 17. Как определяются доли рынка продуктов от цены в зависимости от разных уровней их качества? 18. Что означает понятие «оптимальный уровень качества продукта труда»? 19. Как определяется оптимальный для производителя уровень качества продукта труда? 20. Как определяется оптимальный для потребителя уровень качества продукта труда? ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев проблемы управления качеством и современные подходы к их решению, можно сделать следующие выводы. В процессе развития мировой экономики роль качества продуктов труда непрерывно возрастает. Сегодня на большинстве рынков ситуация складывается таким образом, что если у организации нет нужного потребителю качества, то можно считать, что у нее нет никаких аргументов в споре с конкурентами за рынки сбыта. При этом в конкурентной борьбе все большее значение приобретает функциональное качество. Это требует внедрять новые системы организации не только системы производства, но и системы менеджмента качества. Системы менеджмента качества все в большей степени интегрируются с системой управления организацией.. Высокое качество становится тем фактором, который объединяет подразделения организаций, связывает их единой целью, разрушая барьеры между ними. Становится все более очевидным, что для успешного развития отечественной экономики нашим товаропроизводителям, всем уровням государственного и общественного управления следует принять новый «образ мышления в области качества». Необходимо осознать, что сегодня для процветания нашей страны нет никаких реальных путей, кроме того, при котором на первое место в стратегии развития экономики будут поставлены цели достижения высокого качества и конкурентоспособности отечественной продукции. ГЛОССАРИЙ
Аккредитация (лабораторий) — официальное признание того, что испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания или конкретные типы испытаний. Термин «аккредитация лабораторий» может означать признание как технической компетентности и объективности испытательной лаборатории, так и только ее технической компетентности. Аккредитация обычно является положительным результатом аттестации лаборатории с последующим надзором. Аккредитованная лаборатория — испытательная лаборатория, прошедшая аккредитации. Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации — состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Гарантия качества — часть менеджмента качества, сфокусированная на обеспечении уверенности, что соответствующее требование качества будет выполнено. Двустороннее соглашение по признанию — соглашение по признанию, которое включает принятие двумя сторонами результатов работы друг друга. Декларация о соответствии — документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Декларирование соответствия — форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Диверсификация (лат. diversus — разный и facere — делать) — разностороннее развитие производства, одновременное развитие нескольких (многих) не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий, использование различных финансовых инструментов с целью минимизации риска. Дисперсия (лат. dispersus — рассеянный) — рассеяние, отклонение от среднего. Документ технических условий — документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция, процесс или услуга. Доступ к системе сертификации—возможность для соискателя свидетельства (в области сертификации) пользоваться сертификацией согласно правилам системы. Жизненный цикл продукции — совокупность процессов создания и использования (потребления) продукции определенного вида от начала научных исследований по ее разработке до утилизации или уничтожения включительно. Затраты, связанные с качеством — затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество. Заявитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия. Заявление о соответствии — заявление поставщика под его полную ответственность, что продукция, процесс или услуга соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу. Знак обращения на рынке — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Идентификация продукции — установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам. Испытание — техническая операция, заключающаяся в установлении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой. Испытательная лаборатория — лаборатория, которая проводит испытания. Термин «испытательная лаборатория» может использоваться в значении юридического или технического органа или в значении того и другого. Качество — практическое воплощение удовлетворения потребностей и ожиданий. Качество продуктов труда определяется совокупностью свойств и характеристик продуктов труда, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Термин «качество» не применяется ни для выражения превосходной степени в сравнительном смысле, ни в количественном смысле при проведении технических оценок. Например, недопустимо выражение: «первый компьютер качественнее, чем второй», следует сказать: «первый компьютер имеет более высокий уровень качества». Качество техническое — качество конкретной продукции, предлагаемой производителем или посредником потребителю, за которую потребителем производится оплата, соответствующая цене купли-продажи. Данное понятие применимо и к материальной продукции, и к любому виду услуги. Примерами технического качества могут быть: качество предлагаемого покупателю автомобиля, качество предлагаемой гостиничной услуги. Качество функциональное — качество того, как потребителю фирма предлагает (поставляет) свой продукт: материальную продукцию или услугу. Например, функциональное качество может характеризоваться качеством процесса реализации, сервиса и утилизации продаваемого потребителю автомобиля, комфортностью клиента при заключении договора на предоставление услуги, качеством процесса поставки продукции. Квалириски — возможная вероятность ущерба предприятия в связи с несоответствием качества его продукта труда установленным нормам. Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов — проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки. Международная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией, занимающейся стандартизацией (по стандартизации), и доступный широкому кругу потребителей. Менеджмент качества — полный набор процессов, используемый в системе менеджмента качества. Методы управления качеством — способы осуществления воздействия на качество с целью достижения поставленных целей. Многостороннее соглашение по признанию — соглашение по признанию, которое включает принятие более чем двумя сторонами результатов работы друг друга. Национальный орган по стандартизации—орган по стандартизации, признанный на национальном уровне, который имеет право быть национальным членом соответствующей международной или региональной организации по стандартизации. Национальный стандарт — стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей. Нормативный документ — документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Термин «нормативный документ» является родовым термином, охватывающим такие понятия, как стандарты, документы технических условий, своды правил и регламенты. Под документом следует понимать любой носитель с записанной в нем или на его поверхности информацией. Обеспечение качества — совокупность способов и методов, направленных на создание уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет определенным требованиям к качеству. Обладатель свидетельства (в области сертификации) — лицо или орган, которому каким-либо органом по сертификации выдано соответствующее свидетельство. Общее руководство качеством — аспект общей функции управления, определяющий и осуществляющий политику в области качества. Достижение желаемого качества требует вовлечения и участия всех сотрудников организации, тогда как ответственность за общее руководство качеством несет высшее руководство фирмы. Общее руководство качеством включает оперативное планирование, распределение ресурсов, а также другие систематические действия в области качества, такие, как планирование, организация, координация и контроль. Орган по аккредитации (лабораторий) — орган, который управляет системой аккредитации лабораторий, проводит аккредитацию и предоставляет право на ее проведение. Орган по аккредитации может выразить желание о полной или частичной передаче полномочий по аттестации испытательной лаборатории другому компетентному органу (агентству по аттестации). С учетом того, что такой путь может быть практическим решением по расширению признания испытательных лабораторий, считается важным, чтобы такая аттестация была эквивалентна-аттестации, проводимой органом по аккредитации, и чтобы орган по аккредитации признал свою полную ответственность за такую передачу полномочий. Орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Орган, проводящий сертификацию соответствия. Орган по сертификации может сам проводить испытания и контроль за испытаниями или же осуществлять надзор за этой деятельностью, проводимой по его поручению другими органами. Орган по стандартизации — орган, занимающийся стандартизацией, признанный на национальном, региональном или международном уровнях, основная функция которого, согласно его статусу, заключается в разработке, утверждении и принятии стандартов, которые доступны широкому кругу потребителей. Планирование качества — часть менеджмента качества, сфокусированная на установление и интерпретацию политики качества, целей качества и требований качества и специфицирующаяся (детально определяющая), как это будет достигнуто. Подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Показатель качества — количественная характеристика свойства (совокупности свойств). Политика качества — основные направления и цели организации, связанные с качеством, официально сформулированные высшим руководством. Предоставление услуги — деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги. Проверка качества — систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным показателям, а также эффективность их внедрения и степень достижения поставленных целей. Продуктивность — взаимоотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсам и Продукция — результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Процесс — система действий, которая использует ресурсы для преобразования входящих элементов в выходящие. Риск — возможная вероятность потерь. Вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда. Свидетельство в области сертификации (лицензия) — документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, посредством которого орган по сертификации наделяет лицо или орган правом использовать сертификаты или знаки соответствия для своей продукции, процессов или услуг в соответствии с правилами соответствующей системы сертификации. Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, изданный в соответствии с правилами системы сертификации.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |