Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самоподготовки 2 страница. Выдача лицензий (разрешений) на отдельные виды использования живых ресурсов производится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти




Выдача лицензий (разрешений) на отдельные виды использования живых ресурсов производится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству. Этот же орган совместно со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды
с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, разрабатывает правила промысла и других видов использования живых ресурсов, а также по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обороне определяет районы и сроки промысла в исключительной экономической зоне для российских судов и уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти по безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 15.12.2005 № 768 определен порядок распределения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов.

К кругу обязанностей пользователей живыми ресурсами ст. 12 Закона относит необходимость:

• соблюдать установленные правила вылова (добычи) живых ресурсов, лимиты на их вылов (добычу) и выполнять условия лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов;

• своевременно вносить установленные платежи;

• не допускать ухудшения естественных условий обитания живых ресурсов;

• не допускать неправомерной акклиматизации видов живых ресурсов и соблюдать требования карантинного режима.

Нарушение перечисленных и иных требований может служить основанием для прекращения пользования живыми ресурсами.

Помимо перечисленных видов пользования живыми ресурсами глава IV закона предусматривает возможность проведения исследований живых ресурсов на основании планов, составляемых ежегодно специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству по согласованию
со специально уполномоченными федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральным органом исполнительной власти по обороне, федеральным органом исполнительной власти по безопасности, федеральным органом исполнительной власти в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а при необходимости с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, на основе федеральных стратегии, программ и планов.

Заявителям может быть отказано в разрешении на проведение исследований живых ресурсов, если они:

несовместимы с требованиями защиты морской среды, живых или неживых ресурсов;

включают привнесение вредных веществ в морскую среду;

включают строительство, эксплуатацию или использование искусственных островов, установок и сооружений.

Исследования живых ресурсов подлежат немедленному прекращению в случаях, если они проводятся:

без разрешения соответствующего федерального органа исполнительной власти;

с изменившим проведение исследований живых ресурсов отступлением от сведений, представляемых в запросе;

без соблюдения российскими или иностранными заявителями своих обязательств перед Российской Федерацией в связи с ранее проведенными исследованиями живых ресурсов.

Полученные в результате исследований живых ресурсов данные, с которых можно сделать копии, и образцы, которые могут быть разделены без ущерба для их научной ценности, после обработки и анализа, в том числе окончательные результаты и заключения после завершения указанных исследований, российские
и иностранные заявители обязаны передать в государственные научные организации Российской Федерации, места нахождения которых указываются в разрешении на проведение исследований живых ресурсов. Уведомление о такой передаче российские
и иностранные заявители направляют в федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение исследований живых ресурсов.

Среди законодательно установленных мер защиты окружающей среды в исключительной экономической зоне Российской Федерации следует выделить:

• запрет на сброс определенных вредных веществ, указанных
в Перечне вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен, утвержденном постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 № 251 [99];

• ограничения на сброс иных вредных веществ, пределы допустимых концентраций и условий сброса которых установлены в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.10.2000 № 748 [104];

• систему экстренных мер, принимаемых Правительством РФ в соответствии с нормами международного права в случаях столкновения судов, посадки судна на мель, морской аварии при разведке или промысле живых ресурсов, при разведке или разработке неживых ресурсов либо транспортировании живых или неживых ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне, либо иной морской аварии, либо действий по ликвидации последствий таких аварий, которые привели или могут привести к серьезным вредным последствиям;

• специальное нормативное регулирование в целях предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды в отношении районов, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды может причинить тяжкий вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его;

• специальное нормативное регулирование для отдельных районов, где по признанным техническим причинам, относящимся к океанографическим и экологическим условиям указанных районов и специфике перевозок, необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения с судов нефтью, ядовитыми жидкими веществами и мусором;

• государственную экологическую экспертизу хозяйственной и иной деятельности, являющуюся обязательной мерой по защите морской среды, живых и неживых ресурсов и предшествующую выполнению федеральных стратегии, программ и планов, которая организуется и проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды с участием специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по рыболовству в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такой экспертизе подлежат все виды хозяйственной и иной деятельности в исключительной экономической зоне независимо от их сметной стоимости.

Основными функциями государственного контроля в сфере охраны и использования морской среды и природных ресурсов исключительной экономической зоны выступают:

государственный экологический контроль, который представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или законов, стандартов и правил Российской Федерации по защите морской среды, живых и неживых ресур­
сов, и осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды с участием других специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти;

государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны, являющийся составной частью единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации и представляющий собой систему регулярных наблюдений, оценки и прогноза состояния морской среды и донных отложений, в том числе наблюдений за показателями химического
и радиоактивного загрязнения, микробиологическими и гидробиологическими параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов. Мониторинг осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием специально уполномоченных федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды, федерального органа исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр, федерального органа исполнительной власти по рыболовству.

 

 

§ 24.4. Правовой режим охраны и использования
природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации

 

Континентальный шельф, равно как и исключительная экономическая зона, в настоящее время является востребованной сферой реализации интересов природопользователей. Согласно ст. 4 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» под природными ресурсами континентального шельфа понимаются минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа находятся в ведении Российской Федерации, а деятельность по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охране входит в компетенцию Правительства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 закона участки континентального шельфа могут предоставляться физическим и юридическим лицам Российской Федерации и физическим и юридическим лицам иностранных государств, а также создаваемым на основе договора о совместной деятельности и не имеющим статуса юридического лица объединениям указанных юридических лиц (товариществам), являющимся стороной соглашения о разделе продукции, при условии, что участники такого объединения несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашения
о разделе продукции для:

• регионального геологического изучения континентального шельфа в целях оценки перспектив рудоносности и нефтегазоносности крупных регионов континентального шельфа (региональные геолого­геофизические работы, геологическая съемка, инженерно­геологические изыскания, ресурсные исследования);

• поиска минеральных ресурсов;

• разведки и разработки минеральных ресурсов;

• одновременных поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов;

• строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разведкой и разработкой минеральных ресурсов;

• сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Применительно к живым ресурсам закон устанавливает такие виды пользования, как:

• вылов:

в научно­исследовательских и контрольных целях для оценки состояния их запасов и определения общего допустимого улова;

для их воспроизводства и акклиматизации;

в учебных и культурно­просветительских целях;

• разведка и промысел живых ресурсов;

• товарное выращивание живых ресурсов;

• искусственное воспроизводство живых ресурсов;

• любительский и спортивный вылов живых ресурсов.

При этом право пользования живыми ресурсами предоста­
вляется физическим и юридическим лицам Российской Феде­
рации и иностранных государств, иностранным государствам и компетентным международным организациям. Вместе с тем преимущественное право на использование живых ресурсов
имеют:

представители коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера и Дальнего Востока Российской Федерации, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на ведении промысла живых ресурсов;

население Севера и Дальнего Востока Российской Федерации в местах постоянного проживания на территориях, прилегающих к морскому побережью Российской Федерации;

российские заявители, осуществляющие мероприятия по искусственному воспроизводству живых ресурсов.

Иностранные заявители могут использовать живые ресурсы
в научных, промысловых и других целях только на основе международных договоров Российской Федерации с государствами, гражданами которых являются эти иностранные заявители или
в которых они зарегистрированы, с соблюдением требований наз­
ванного федерального закона и международных договоров Рос­
сийской Федерации.

Промысел живых ресурсов осуществляется на основании лицензий, которые выдаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с уведомлением федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, федерального органа исполнительной власти в области безопасности, федерального органа исполнительной власти в области таможенного дела и федерального органа исполнительной власти в области обороны.

К кругу обязанностей пользователей живыми ресурсами относятся:

соблюдение установленных правил и лимитов вылова живых ресурсов и выполнение условий лицензии на промысел;

своевременное внесение установленных платежей;

недопущение ухудшения естественных условий обитания живых ресурсов;

недопущение неправомерной акклиматизации видов живых ресурсов и соблюдение требований карантинного режима.

Несоблюдение перечисленных и ряда других требований может послужить основанием для прекращения права пользования живыми ресурсами.

В качестве мер по защите и сохранению минеральных и живых ресурсов континентального шельфа законодательством предусмотрены:

проведение государственной экологической экспертизы, которая является обязательной мерой по защите минеральных и живых ресурсов, предшествует выполнению федеральных стратегии, программ и планов и реализуется в отношении всех видов хозяйственной деятельности на континентальном шельфе независимо от их сметной стоимости. Ее проведение отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;

установление перечня отходов и других материалов, запрещенных к захоронению;

разрешение захоронения отходов и других материалов только при условии проведения государственной экологической экспертизы, подтверждающей обеспечение надежной локализации захороненных отходов и других материалов, после получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, федеральным органом управления государственным фондом недр, федеральными органами исполнительной власти в области технологического надзора с уведомлением федерального органа исполнительной власти в области безопасности, федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территории которых примыкают к участку континентального шельфа, где предполагается произвести захоронение;

применение Правительством РФ необходимых мер, соразмерных фактическому или грозящему ущербу, в целях защиты побережья Российской Федерации или связанных с ним интересов (включая рыболовство) от загрязнения или угрозы загрязнения
в случаях, если столкновение судов, посадка судна на мель, морская авария при разведке или разработке минеральных или живых ресурсов либо транспортировании минеральных или живых ресурсов, добытых на континентальном шельфе, либо иная морская авария, произошедшие в водах, покрывающих континентальный шельф, либо действия по ликвидации последствий таких аварий привели или могут привести к серьезным вредным последствиям.

Основными функциями государственного управления в сфере охраны и использования природных ресурсов континентального шельфа выступают:

государственный экологический контроль, представляющий собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или законов и правил Российской Федерации по защите минеральных и живых ресурсов. Он осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.

государственный мониторинг, являющийся составной частью единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации, представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием морской среды и донных отложений,
в том числе за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическим и гидробиологическим параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов. Мониторинг осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии
и мониторинга окружающей среды.

 

 

§ 24.5. Ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании природных ресурсов
территориального моря, исключительной
экономической зоны и континентального шельфа

 

Согласно ст. 40 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» ответственность могут нести:

должностные лица федеральных органов исполнительной власти, виновные в:

выдаче лицензий (разрешений) на разведку и промысел живых ресурсов, разведку и разработку неживых ресурсов, на проведение ресурсных или морских научных исследований, на сброс вредных веществ или захоронение отходов и других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне вне пределов своей компетенции;

несоблюдении условий и порядка выдачи лицензий (разрешений) в пределах своей компетенции, произвольном изменении условий выданных лицензий (разрешений), — привлекаются
к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

граждане и юридические лица за:

незаконные разведку и промысел живых ресурсов, поиск, разведку или разработку неживых ресурсов или нарушение правил, связанных с указанной деятельностью, установленных названным федеральным законом или международными договорами Российской Федерации;

передачу живых или неживых ресурсов иностранным государствам, иностранным гражданам или иностранным юридическим лицам, если это не отражено в лицензии (разрешении);

нарушение предусмотренных лицензией (разрешением) и (или) международными договорами Российской Федерации условий промысла живых ресурсов или нарушение действующих стандартов (норм, правил) по безопасному проведению поиска, разведки и разработки неживых ресурсов, а также требований защиты морской среды, живых или неживых ресурсов;

нарушения, повлекшие ухудшение условий воспроизводства живых ресурсов;

проведение без разрешения либо с нарушением условий и установленных правил ресурсных или морских научных исследований;

загрязнение морской среды с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений;

нарушения, сопровождающиеся воспрепятствованием законной деятельности должностных лиц органов охраны;

создание помех законным видам деятельности в исключительной экономической зоне, а также за нарушение данного федерального закона или международных договоров Российской Федерации.

В свою очередь, ст. 46 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» устанавливает, что должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, виновные в:

выдаче лицензий (разрешений) на поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов или промысел живых ресурсов, на создание искусственных островов, установок и сооружений, на проведение ресурсных и морских научных исследований и на захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе вне пределов своей компетенции;

произвольном изменении условий выданных лицензий (разрешений), –

привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба;

физические и юридические лица, виновные в:

проведении без разрешения или с нарушением установленных правил геологического изучения континентального шельфа, ресурсных или морских научных исследований;

незаконных региональном геологическом изучении континентального шельфа, поиске, разведке или разработке минеральных ресурсов или промысле живых ресурсов или нарушении правил, связанных с указанной деятельностью, установленных указанным федеральным законом или международными договорами Российской Федерации;

передаче минеральных или живых ресурсов иностранным государствам, их физическим и юридическим лицам, если это не отражено в соответствующей лицензии (разрешении);

нарушении действующих стандартов (норм, правил) по безопасному проведению поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов или промысла живых ресурсов, а также требований защиты минеральных и живых ресурсов;

нарушениях, повлекших ухудшение условий воспроизводства живых ресурсов континентального шельфа;

нарушениях, сопровождающихся воспрепятствованием законной деятельности должностных лиц органов охраны;

незаконном захоронении отходов и других материалов;

загрязнении в результате буровых работ;

незаконном создании искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе;

незаконной прокладке подводных кабелей и трубопроводов, используемых для разведки и разработки минеральных ресурсов,
а также в нарушении правил и условий вывода подводных кабелей и трубопроводов на территорию Российской Федерации;

необеспечении искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе средствами, постоянно предупреждающими об их наличии, а также в нарушении правил по поддержанию указанных средств в исправном состоянии и правил по удалению установок и сооружений, эксплуатация которых прекращена, нарушении других положений данного федерального закона или международных договоров Российской Федерации;

создании помех законным видам деятельности на континентальном шельфе, –

привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба.

Названные нормы нашли свою конкретизацию в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, которым предусмотрена административная ответственность за:

нарушение регламентирующих деятельность во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии (ст. 8.17);

нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.18);

нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.19);

незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 8.20).

В соответствии со ст. 11 Уголовного кодекса РФ преступления, совершенные в пределах территориальных вод Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В настоящее время ст. 253 Уголовного кодекса РФ устанавливается ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации. Названной статьей преступными признаются:

незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства;

исследование, разведка, разработка естественных богатств континентального шельфа или исключительной экономической зоны, проводимые без соответствующего разрешения.

Кроме того, следует отметить ч. 2 ст. 256 УК РФ, устанавливающую уголовную ответственность за незаконную добычу котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах.

Привлечение виновных к административной или уголовной ответственности не исключает возможности возложения на виновных обязанности по возмещению материального вреда, причиненного природным ресурсам территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.