Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПЕРСОНАЛИИ 2 страница




Правовая философия И. Канта основывается на его антропологическом учении, согласно которому история не беспредельна, а имеет своей задачей полное развитие человеческих способностей. Через смену поколений осуществляется продвижение к будущей гармонии. Основным средством этого продвижения мудрая, но суровая природа выдвинула антагонизмы между людьми. В результате нескончаемой вражды мир погряз в преступлениях. Укротить антагонизмы, обуздать зло можно только путем построения цивилизованного общества, где нормы и законы права наделяют каждого такой мерой свободы, что она может успешно сочетаться со свободой других.

Право по своей сути публично и является средством внешнего принуждения. Учитывая существование правовых норм, люди подчиняются им не из-за сознания внутреннего долга, а из-за страха наказания. Соблюдение правовых норм составляет как бы первую ступень на пути к


нравственному поведению. Нормы права содержат в себе тот минимум нравственности, без которого общество не может нормально существовать. Право не требует от людей взаимной любви. Люди могут недолюбливать, презирать и даже ненавидеть друг друга, но, подчиняясь законам, они не должны давать волю своим чувствам. Взамен же право гарантирует поддержание цивилизованного правопорядка. Эти гарантии предполагают наличие принудительно осуществляемых законов, защиту собственности и личных прав, равенство граждан перед законом, возможность разрешения споров в судебном порядке.

КИСТЯКОВСКИЙ Богдан Александрович (1868—1920) — украинский правовед и социальный философ. Учился в университетах Киева, Харькова, Дерпта. В 1898 г. в Берлине защитил диссертацию «Общество и индивидуальность». Преподавал в Московском коммерческом институте, а также на юридических факультетах Московского и Киевского университетов. Редактировал журналы «Критическоеобозрение» и «Юридический вестник». Выступал в качестве одного из авторов известного сборника «Вехи» (1909). В 1919 г. был избран академиком Украинской Академии наук. Основные сочинения: «Страницыпрошлого. (К истории конституционного движения в России)», «Сущность государственной власти», «Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права».

Б. А. Кистяковский работал в области методологических проблем философии и социологии права. Исследовал социально-исторические предпосылки правового государства. Ученый считал проблему генезиса и сущности права одной из важнейших социогуманитарных проблем, удовлетворительное решение которой возможно лишь на пути интегрального научного подхода, способного преодолеть односторонности сугубо юридической, социологической или психологической методологий. Он утверждал, что только синтез, объединение познавательных возможностей указанных подходов на базе общей философии культуры открывает возможность построения аутентичной теоретической модели правовой реальности.

КОНТ Огюст (1798—1857) — французский философ, один из создателей современной социологии и основоположник позитивизма как направления социальной мысли. В молодости был секретарем мыслителя-утописта А. Сен-Симона.

О. Конт предложил рассматривать социальную, в том числе и морально-правовую, реальность с антиметафизических позиций, не искать высших начал и причин, а исследовать наблюдаемые явления, факты, процессы и на основе этих наблюдений выявлять закономерности. Для него любая общность — это целостный организм, скрепляемый социальными связями нормативного и ценностного характера. Индивиды, функционирующие внутри этих общностей, руководствуются двумя видами инстинктов — эгоистическими и социальными («военным», «производительным», «изобретательским» и др.).

О. Конт создал концепцию исторического развития цивилизации, предполагающую прохождение трех ступеней-фаз —теологическую, метафизическую и позитивную. Теологической фазе соответствуют государственные формы военно-авторитарного правления, возникшие на основе представлений о божественном происхождении правителей. За-


вершилась эта фаза вместе с феодализмом. Развитие мореплавания, торговли, ремесел, научные открытия и технические изобретения, распространение критических умонастроений расшатали веру в Бога и в божественное происхождение верховной власти. Вместе с Ренессансом наступает метафизическая эпоха, когда философствующий разум начинает активно плодить разрушительные воззрения, подрывать устои социального порядка, создавать атмосферу ментальной анархии. Третью, позитивную фазу О. Конт относит к современной ему социальной действительности.

КРОПОТКИН Петр Алексеевич (1842—1921) — русский мыслитель, теоретик анархизма. Окончил Пажеский корпус и физико-математический факультет Петербургского университета. Испытал на себе влияние анархической идеи М. А. Бакунина и выступил автором сочинений «Анархия, ее философия и идеал», «Коммунизм и анархия», «Современные наука и анархия», «Нравственные начала анархии».

П. А. Кропоткин утверждал, что государство по своей сущности является преступной организацией, поскольку позволяет сильным осуществлять насилие над слабыми. Наиболее эффективным противоядием против бесчеловечности государства выступает, согласно П. А. Кропоткину, теория и практика анархизма, позволяющая путем разрушения властных институтов уничтожить источник несправедливости и насилия. В отличие от социологов, ратовавших за уничтожение только капитала, анархисты были настроены более радикально и выступали за уничтожение капитала и государства.

П. А. Кропоткин считал, что отношения в обществе должны регулироваться не нормами права, этим варварским наследием прошлого, а нормами нравственности, взаимными добровольными соглашениями и народными обычаями.

Особое место в творческом наследии П. А. Кропоткина занимают сочинения, посвященные проблемам пенитенциарной системы. Внимание к этим вопросам возникло у него под воздействием двух факторов: первый — это работа в качестве секретаря Забайкальского комитета по тюремной реформе, второй — пребывание в качестве заключенного в Петропавловской крепости и в тюрьмах Лиона и Клэрве (Франция). Итогом явилось фундаментальное исследование «В русских и французских тюрьмах» (1906).

ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646—1716) — немецкий философ. Родился в семье профессора Лейпцигского университета. Получил юридическое образование. Служил библиотекарем и советником при дворе ганноверского герцога Иоганна-Фридриха. Был избран членом Парижской академии и Лондонского королевского общества.

Философское учение Лейбница построено на предположении, что мир, созданный Богом, — наилучший из всех возможных. Но тут же встает вопрос: как возможно то многообразие форм зла, которыми насыщено существование людей? Ответ гласит: пороки и преступления не оторваны от добра и справедливости. Зло — это инобытие добра. Оно является необходимым условием существования добра. Вместе они уравновешивают друг друга благодаря высшей премудрости Бога и позволяют существовать всеобщей гармонии.

Лейбниц охарактеризовал собственную философскую позицию как теодицею — систему доводов, оправдывающих Бога в глазах тех, кто


утверждал, будто избыток пороков и преступлений на земле — это результат либо злого умысла, либо слабости высших сил, не сумевших сотворить совершенный миропорядок. Бог желает людям только добра, а земное зло — это, согласно Лейбницу, одно из условий, позволяющих этому миру быть наилучшим.

ЛЮКК Джон (1632—1704) — выдающийся представитель английской морально-правовой философии. Родился в семье юриста. После окончания Оксфордского университета служил воспитателем и секретарем в семье лорда Эшли. Вместе с ним эмигрировал во Францию, где познакомился с философским учением Декарта. Основные труды: «Опыт о человеческом разуме», «Трактаты о правлении», «Мысли о воспитании».

Дж. Локк выступил против учения Декарта о «врожденных идеях», утверждая, что источником знаний является внешний опыт. Человек рождается без каких-либо идей, знаний и представлений о моральных принципах и правовых нормах. Мозг новорожденного — это «tabula rasa» (лат. «чистая доска»), и лишь на протяжении жизни эта «чистая доска» заполняется приобретенными знаниями, идеями, представлениями о морально-правовых нормах. У человека нет врожденной предрасположенности к моральному, законопослушному поведению. Эту способность он обретает вместе с накоплением социального опыта.

Главная задача социализации состоит в том, чтобы научить человека всегда поступать в соответствии с велениями разума. Руководствуясь накопленным опытом, действуя по собственному разумению, человек обязан развивать свою способность совершать поступки, соответствующие моральным и правовым предписаниям.

В двух «Трактатах о правлении» Дж. Локк выступает против традиционных взглядов на верховную власть, согласно которым Бог дает избранным властвовать над другими и делает это право наследуемым и неотъемлемым. По его мнению, власть в государстве имеет не божественную, а земную, светскую сущность и является результатом общественного договора. Несоблюдение властью принципов договора дает подданным право на сопротивление, борьбу за свои права.

МАКИАВЕЛЛИ Никколо (1465—1527) — итальянский социальный мыслитель, драматург, поэт. Родился во Флоренции, в семье юриста. Получил великолепное домашнее образование. В 33 года занял пост секретаря Совета Десяти, стоявшего во главе Флорентийской республики. Четырнадцать лет активной политической деятельности завершились отставкой и изгнанием. Последние пятнадцать лет жизни были целиком посвящены творчеству. Главные сочинения: «Государь», «История Флоренции», «Рассуждения на первое десятикнижие Тита Ливия».

Как опытный политик и дальновидный мыслитель, Н. Макиавелли был озабочен бедами Италии, раздираемой на части внутренними усобицами и внешними агрессиями. К этому времени объединительные процессы произошли или происходили в ряде европейских стран. Н. Макиавелли мечтал, чтобы и Италия превратилась в целостное государство с сильной властью и надежными законами. Объединить ее силою католицизма, как о том мечтал А. Данте, было невозможно, поскольку церковь успела утратить значительную часть своего былого авторитета и народ не пошел бы за ней. Оставался военно-политический путь. Для


его осуществления необходим был политический лидер большого масштаба, умеющий искусно вести политические игры и обладающий военным талантом. Фигуре такого лидера Н. Макиавелли посвящает свое главное сочинение «Государь». В нем он последовательно проводит мысль о том, что для достижения такой высокой цели, как объединение Италии, пригодны все доступные средства, в том числе аморальные и преступные. Мыслитель убежден, что иного пути просто не существует. Он выступает как трезвый реалист, предпочитающий меньшее зло ради того, чтобы избежать большего зла.

МЕРТОН Роберт Кинг (р. 1910) — американский социолог, профессор Колумбийского университета. Избирался президентом Американской социологической ассоциации. Результаты его исследований имеют важное значение для понимания дезорганизационных процессов в социальных системах. Внес значительный вклад в дальнейшую разработку дюркгеймовской категории аномии. В работе «Социальная структура и аномия» Р. Мертон выявил различные типы поведенческих реакций на кризисное состояние общественной системы, как законопослушного, так и агрессивно-криминального характера. Если для Э. Дюркгейма аномия — это в значительной степени объективное состояние социального организма, то для Р. Мертона — это субъективная форма мироотноше-ния, средство приспосабливания к дисфункциональным сбоям государственного механизма.

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689—1755) — французский философ, правовед, историк. Принадлежал к плеяде просветителей-энциклопедистов, автор ряда статей в «Энциклопедии». Был президентом парламента в Бордо, членом академии. Основные сочинения: «Персидские письма», «Рассуждение о причинах величия и падения римлян», «О духе законов».

С позиций географического детерминизма Ш. Монтескье обосновал идею влияния естественных условий, ландшафта, климата на характер государственного устройства и особенности законодательства.

Человеческое существование подчинено естественным стремлениям — стремлению жить в обществе, жить в мире, добывать себе пищу и оказывать помощь другим. На этом естественном основании выросли социальные формы регуляции человеческого поведения — мораль и право. Для Ш. Монтескье является характерным способ объяснения механизмов действия социально-правовой регуляции с позиций естественных наук. Мир права не является для него чем-то специфическим и самостоятельным. Его законы включены в мир естественных закономерностей. С одной стороны, это выглядит как редукция сложных проблем социальной регуляции. Но с другой — в этом можно увидеть стремление универ-сализовать значимость морально-правовых норм, придать им всеобъемлющий характер.

Для Ш. Монтескье пороки и преступления людей имеют в равной степени и естественные, и социальные причины. Для борьбыс ними необходимо создание таких общественных (внешних) условий, которые естественно (внутренне) побуждали бы индивидов к соблюдению нравственных заповедей и юридических законов. Преобразование общественных условий следует начинать с реформирования законодательства и всей системы государственного правления, в том числе с разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.


НИЦШЕ Фридрих (1844—1900) — выдающийся немецкий философ, писатель, поэт. Его успешной карьере университетского профессора помешала тяжелая, неизлечимая болезнь, завершившаяся безумием. В своих сочинениях «Так говорил Заратустра», «Генеалогия морали», «Антихристианин», «По ту сторону добра и зла» Ф. Ницше попытался реформировать гуманистические принципы европейской цивилизации, осуществить радикальную переоценку ценностей. Он полагал, что с тех пор, как древнее «кулачное право», или «право сильного», стало вытесняться новообразующимися механизмами религиозной, нравственной и правовой регуляции человеческих отношений, начался процесс «порчи человеческой породы». Чтобы приостановить эту «порчу», необходимо вернуться к архаическим, доцивилизационным стереотипам социального поведения, утвердить идеал человеческого существа, наделенного огромной витальной энергией, способного обходиться без религиозных представлений, действовать, невзирая ни на какие морально-правовые ограничения. Основной жизненный стимул такого существа, называемого в сочинениях Ф. Ницше «сверхчеловеком», или «белокурой бестией», — это воля к власти.

Философская антропология Ф. Ницше носила ярко выраженный «ди-онисийский характер». Главный герой его умозрительных построений — это человеческое существо, выказывающее «необыкновенную способность к преступлению» и считающее свое право на преступление естественным, неотъемлемым, священным.

Учение Ф. Ницше оказало заметное влияние на духовную жизнь Европы и России, на формирование идеологий тоталитарных режимов.

ОРТЕГА-И-ГАССЕТ Хосе (1883—1955) — испанский философ. Получил философское образование в университетах Испании и Германии. Преподавал в Мадридском университете. Автор исследований «Восстание масс», «Человек и люди», «Дегуманизация искусства».

Философско-социологические взгляды Ортеги-и-Гассета близки воззрениям экзистенциалистов и частично воспроизводят отдельные идеи Ф. Ницше. Он резко критиковал западное «массовое общество» и порождаемый им тип «человека-массы». Призывал к отказу от рационалистического стиля мировосприятия и к возврату к внерациональным формам и способам ориентации в мире. Возлагал вину за большинство бед современного общества на процессы демократизации и считал, что избежать их можно лишь путем возрождения аристократии.

X. Ортега-и-Гассет считал, что для современной цивилизации наибольшую опасность представляет фактор переразвития государственного начала. В XX в. государственные машины, научившиеся с максимальным эффектом использовать все имеющиеся в их распоряжении средства, подминают гражданскоеобществ'о, вмешиваются во все виды общественной жизнедеятельности, грубо подавляют свежие творческие порывы, пресекают возможности произрастания свежих идей и форм. Это грозит тем, что общество будет обязано жить для государства, которое станет высасывать все соки из граждан до тех пор, пока само не начнет постепенно чахнуть, чтобы в конце концов бесславно умереть, оставив после себя развалины цивилизации.

ПЛАТОН (427—347 гг. до Р. X.) — крупнейший философ античного мира. Родился в Афинах, был потомком древнего аристократического


рода. Учился у Сократа, а в зрелом возрасте основал собственную философскую школу. Расположенная в роще, связанной с именем мифического героя Академа, она получила название Академии и просуществовала почти тысячу лет, до 529 г.

Платон — создатель учения об идеях (эйдосах) как бестелесных метафизических сущностях, первичных по отношению ко всем вещам физического мира. Сформулировал концепцию бессмертия человеческой души. Имеющая метафизическое происхождение, душа каждого человека является частицей Мировой души. Воплощаясь в телесную форму, душа помнит о своих запредельных странствиях, и эти воспоминания составляют основу истинных представлений человека о мире и бытии.

Из-под пера Платона вышел ряд философских сочинений, написанных в жанре диалога. В большинстве из них главным действующим лицом является Сократ. Его устами Платон излагает большей частью собственные воззрения. Самые крупные диалоги «Государство» и «Законы» посвящены философско-правовым вопросам, и в первую очередь проблеме идеального государственного устройства и наиболее совершенного законодательства.

Философско-правовые воззрения Платона опираются на его философскую антропологию. В представлении мыслителя люди по своей природе слабы перед лицом искушений и испытаний. Они порочны и более склонны к злу, чем к добру. Поэтому государству необходимо иметь эффективное, детально разработанное законодательство, способное регламентировать все стороны человеческого существования, вплоть до интимных отношений и вопросов духовно-творческой жизни. Строгие законы призваны предохранять общество от разрушительных проявлений несовершенств человеческой природы.

РУССО Жан-Жак (1712—1778) — французский философ, писатель. Родился в Женеве, в семье часовщика. В 1741 г. приехал в Париж, где благодаря своему философскому и художественному творчеству обретает известность. Философско-правовые воззрения мыслителя в наиболее полном виде представлены в его сочинениях «Рассуждение о происхождении и основании неравенства между людьми», «Общественный договор».

Ж.-Ж. Руссо выстраивает свою философско-правовую концепцию на антитезах «естественное — общественное». Естественному состоянию и естественному человеку он противопоставляет социальность, цивилизацию, прогресс, оценивая отрицательно все, что составляет вторую сторону антитезы. Цивилизация до такой степени разрушила прежние гармоничные отношения человека с естественной средой, что теперь ни культура, ни мораль, ни право не в состоянии удержать в равновесии и упорядоченности социальную реальность. Но поскольку вернуться в прежнее естественное состояние ни обществу, ни человеку невозможно, остается движение вперед. Социальная жизнь способна достичь приемлемой степени упорядоченности, если будет строиться на договорных началах. Согласно заключаемым конвенциям человек обменивает остатки естественной свободы на свободу и права гражданина цивилизованного государства. Народы вручают правителям полномочия на руководство ходом государственной жизни, создание законов и контроль за их практической реализацией в повседневной жизни.


Своеобразие концепции Ж.-Ж. Руссо в том, что общественный договор заключают все граждане государства между собой. Эта негласная и неписаная конвенция сплачивает индивидуумов не в механическую массу-конгломерат, а в органическую, жизнеспособную целостность цивилизованного сообщества.

Де САД Донасьен-Альфонс-Франсуа (1740—1814) — французский писатель и философ. Окончил иезуитский колледж, а затем кавалерийское училище. Во время Великой французской революции был якобинским комиссаром. За участие в скандальных дебошах неоднократно подвергался тюремным заключениям. В застенках тюрем де Сад написал свои главные сочинения, принесшие ему скандальную известность, — «Сто двадцать дней Содома», «Философия в будуаре», «Любовные преступления» и др.

Приняв за основу философские посылки европейской культуры Рококо и в первую очередь учения Ж.-Ж. Руссо с характерным для них культом всего естественного, де Сад двинулся значительно дальше — в сферу абсолютного имморализма. Как ярый атеист, напрочь отвергающий христианские культурные традиции, де Сад считал главным естественным правом человека право на свободное проявление своих витальных сил и в первую очередь сексуального инстинкта. Он утверждал, что если сексуальным влечениям человека не дать возможности проявиться в соответствующих их природе формах, то сдерживаемая витальная энергия способна устремиться в русло социально-политического активизма и принести немало беспокойств властям. Поэтому государство должно предоставить широкое пространство свободы для всего разнообразия сексуальных проявлений.

СОКРАТ (469—399 гг. до Р. X.) — великий древнегреческий философ. Сын афинского скульптора, унаследовавший профессию своего отца и только лишь в сорок лет занявшийся философией. Его увлечение было столь сильным, что все остальные житейские занятия оказались заброшены. Все дневное время Сократ проводил в философских беседах с согражданами, видя в этом свое истинное предназначение. «Меня Бог поставил в строй и обязал заниматься философией, испытуя себя и людей», — говорил он. Будучи принципиальным и ироничным собеседником, Сократ приобрел себе много недругов среди афинян. В итоге самые ярые из них объединились и написали на философа донос с обвинениями, будто тот не признает богов и развращает своими речами юношество. Состоялся суд, на котором Сократ большинством голосов был приговорен к смерти.

Если софисты и философы-циники своими выступлениями расшатывали моральные основания правопорядка в греческих полисах, то Сократ видел свое призвание в том, чтобы укреплять моральные и правовые устои. Для него характерно признание за зрелой в интеллектуальном и нравственном отношении личностью права самостоятельного анализа морально-правовых императивов и выбора собственной позиции среди разнообразия норм и ценностей. При этом он утверждал, что истинно мудрый человек, знающий, что такое добродетель, справедливость и закон, никогда не пойдет против имманентных требований, содержащихся в этих знаниях. В результате социальное поведение окажется в прямом соответствии с коренными закономерностями мироздания, духом предков и насущными требованиями развития полисной цивилизации.


СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853—1900) — крупнейший русский философ XIX в. Родился в семье выдающегося историка С. М. Соловьева. Со стороны матери его предком был украинский философ Г. С. Сковорода. Окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1874 г. защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. (Против позитивистов)», а в 1879 г. докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». За призыв к Александру III помиловать террористов, совершивших покушение на царя, был отстранен от чтения лекций. Основные сочинения: «Оправдание добра», «Критика отвлеченных начал», «Чтения о Богочеловечестве», «Три разговора».

Вл. Соловьев в своей философско-правовой концепции не столько разграничивал естественное и положительное право, сколько настаивал на идее их нераздельности, на их связи с религиозно-нравственными первоосновами социокультурного бытия. Философ утверждал, что люди способны развивать свои духовные качества только в условиях цивилизованной государственности, то есть там, где имеются принудительные законы позитивного права, ограничивающие злую волю людей и не позволяющие ей разрушать общественные и культурные устои. Без системы таких законов невозможно нравственное развитие граждан. Право обязано обеспечить человеку необходимую свободу избирательных предпочтений. Не вмешиваясь, не оказывая давление и тем более не склоняя к безнравственности, право обязано гарантировать определенное пространство свободы, позволяющее человеку маневрировать в нем без ущерба для кого бы то ни было. То есть право создает внешние, весьма относительные условия для возвышения духовных начал. Гарантируя твердый социальный порядок, оно выступает как нижняя ступень нравственности.

СОРОКИН Питирим Александрович (1889—1968) — крупнейший русский социолог XX в. Окончил Петербургский университет, был его доцентом, профессором, деканом первого в России социологического факультета. В 1921 г. эмигрировал на Запад. Преподавал в американских университетах, был деканом социологического факультета Гарвардского университета, президентом Американской социологической ассоциации. Автор многих фундаментальных исследований, в том числе: «Преступление и кара, подвиг и награда», «Социология и революция», «Социокультурная динамика», «Власть и нравственность».

П. А. Сорокин — создатель культурно-исторической концепции развития морально-правовой реальности в виде ее трех систем — идеацио-нальной, чувственной и идеалистической. Идеациональное право связано с традиционными религиями и метафизическими абсолютами. В нем покорность Богу равнозначна послушанию закону, запрещена критика судей, не допускаются сомнения в правомерности норм-заповедей. В чувственном праве религиозные мотивы и сверхчувственные ценности лишены регулятивной силы. Нормы чувственного права носят утилитарный характер и направлены на защиту частной собственности, правящей элиты и цивилизованного правопорядка. Идеалистическому праву отводится промежуточное место между первыми двумя системами.

Социальная регуляция основывается, согласно П. А. Сорокину, на базе трех ведущих типов нормативных образов — семейного, договорного и принудительного. С их помощью складываются солидаристиче-ские общественные связи. Эти связи разрушаются в периоды обществен-


ных кризисов, когда возрастает моральная индифферентность индивидов, их склонность к рутинному, отклоняющемуся и криминальному поведению.

СПЕКТОРСКИЙ Евгений Васильевич (1875—1951) — правовед, философ, культуролог. Окончил Варшавский университет. Был профессором, деканом юридического факультета, а затем ректором Киевского университета. Эмигрировал из России в 1920 г. Преподавал в Белградском и Люблинском университетах. В 1947г. переехал в США и стал профессором Православной духовной академии Св. Владимира в Нью-Йорке. Основные работы: «Понятие общества в античном мире: Этюд по семантике обществоведения», «Номинализм и реализм в общественных науках», «Государство», «Либерализм», «Христианство и культура».

Е. В. Спекторский анализировал философско-правовые проблемы в широком культурологическом контексте. Для него развитие права и правосознания неотрывно от истории религии, нравственности, искусства и философии. Активно разрабатывал концепт юридической культуры, считая ее смысловым, нормативным и ценностным ядром идею справедливости.

СПЕНСЕР Герберт (1820—1903) — английский философ и социолог, автор фундаментального труда «Основания социологии», оказавшего заметное влияние на развитие социально-философской и социологической мысли XIX—XX вв.

Исходным принципом учения Г. Спенсера явился принцип редукции социального к биологическому. Он позволил взглянуть на социальные системы как на организм, находящийся во власти естественно-эволюционных закономерностей. Каждый социальный организм дискретен, состоит из множества автономных элементов и этим отличается от биологического организма. Отсюда следует важное моральное, правовое и политическое требование: социальная система не должна поглощать и растворять в себе личность. Мыслитель фактически формирует концепцию правового государства и гражданского общества, когда в динамике социального прогресса видит необходимость перехода к такому типу отношений между социумом и индивидом, при котором целое будет служить своим частям.

Г. Спенсер указывает на три системы жизнеобеспечения в социальном организме — производящую, распределяющую и регулирующую. Последняя включает в себя религиозные, нравственные и правовые нормы, а также политические институты. Психологическим механизмом, обеспечивающим действенность регулятивной системы, является страх. С помощью «страха перед живыми» функционируют правовые и политические нормы, а при помощи «страха перед мертвыми» — религиозные. Самым древним регулятивным средством Г. Спенсер считает «церемониальные» нормы, включающие обычаи, обряды, ритуалы, традиции. С их помощью в обществе поддерживаются отношения субординации, сохраняется требуемая иерархия и дисциплина.

ТЕРТУЛЛИАН Квинт (160—200 гг.) — христианский философ.*>&;,'. из первых «отцов церкви». Родился в Карфагене, в языческой семье' В! чал юриспруденцию и служил адвокатом в Риме. В формирован взглядов важную роль сыграли философские сочинения римских сто*, В тридцать пять лет Тертуллиан принял христианство, вернулся в Кар-


фаген и посвятил себя церковно-проповеднической деятельности, в том числе написанию религиозно-философских сочинений с антиязыческой направленностью.

Тертуллиан утверждал, что в духовной жизни личности и в ее миро-отношении определяющая роль должна принадлежать не разуму и знаниям, а вере. Отсюда его резко отрицательное отношение к философскому наследию древних греков, и в первую очередь к учению рационалиста Аристотеля.

Тертуллиан разделял человеческое общество на две части — языческий «лагерь дьявола» и церковно-христианский «лагерь Бога». Первым правят демонические силы, разжигающие человеческие страсти и ведущие мир к погибели. Второй ждут великое будущее, безраздельная победа над сердцами всех людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.