Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гутников О. Государственная регистрация права аренды. // Хозяйство и право.-1999.-№5. 3 страница




Если же обнаружены существенные нарушения требований к качеству жилища (неустранимые недостатки, недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо появляются вновь после их устранения и другие подобные недостатки), покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за жилое помещение денежной суммы, однако потребовать замены жилья ненадлежащего качества помещением, соответствующим договору (ст. 557 ГК РФ) невозможно. Это изъятие обусловлено тем, что любое недвижимое имущество является уникальной, незаменимой вещью.

1 См.: Жариков ЮГ, Масевич М.Г. Недвижимое имущество: правовое регулирование. М.: Бек. 1997, с. 20.


Федеральный закон от 15.06.1996 № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья»1 в ст. 13 содержит дополнительные требования для продавца при заключении договора купли-продажи помещений в многоквартирном доме. Эти требования связаны с предоставлением информации. При этом объем информации зависит от того, создано товарищество или нет. Во втором случае (когда товарищество не создано) продавец предоставляет данные о наличии или об отсутствии задолженности по оплате расходов по содержанию помещения и общего имущества, сведения о залоге помещения, сведения о страховании общего имущества в кондоминиуме. В первом случае (когда товарищество создано) в дополнение к перечисленным сведениям сообщаются данные действующего бюджета и финансового отчета товарищества, сведения о любых известных капитальных затратах, которые товарищество собирается произвести в течение двух предстоящих лет, и сведения о любых сборах и накоплениях, которые могут возникнуть в связи с этими затратами.

Кроме того, в дополнение к этим сведениям предоставляется устав товарищества, определяющий права и обязанности будущего собственника.

Представляется, что не вся информация по товариществу собственников жилья может быть точной и объективной, и, следовательно, норма практически нерабочая2. В тех случаях, когда законодатель использует такие обороты как «любые известные...», «сведения..., которые могут возникнуть...», правоприменение весьма затруднительно3.

Согласно ст. 16 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» освобождающиеся изолированные жилые помещения в коммунальных квартирах, где проживает несколько нанимателей, могут быть проданы им при условии отсутствия: граждан, нуждающихся в улучшении

1 СЗ РФ, 1996, № 25, ст. 2963.

2 Причем, согласно п. 2 ст. 13 указанного закона, продавец отвечает за убытки, понесенные покупателем в
результате непредставления указанных сведений либо искажения или неточностей.

См.: Крашенинников П.В. Сделки с жилыми помещения ми. М.: Статут. 2001, с. 21-24.


жилищных условий, имеющих жилую площадь менее установленной нормы с учетом права на дополнительную площадь.

Широкое распространение такая практика продажи получила в г. Москве, которая проводится Департаментом жилищной политики и жилищного фонда через уполномоченные им организации в целях ликвидации коммунальных квартир1 и получения дополнительных средств для строительства, реконструкции и ремонта жилищного фонда. Правила продажи определены «Положением о продаже свободных жилых помещений в коммунальных квартирах, находящихся в собственности города Москвы»2. Цена выкупаемых жилых помещений определяется в каждом случае индивидуально Городской комиссией по приватизации и управлению жилищным фондом в г. Москве.

Продажа комнат производится только гражданам, проживающим в этих квартирах по договорам социального найма либо имеющим жилые помещения в данной квартире в собственности, причем очередники муниципального округа имеют приоритетное право покупки3. Граждане, желающие купить жилое помещение, дополнительно предоставляют следующие документы: заявление о покупке, заявление о приватизации, справку о проверке жилищных условий на момент покупки.

При наличии на свободную жилую площадь нескольких претендентов она может быть продана при согласии всех нанимателей покомнатно в долевую собственность. В случае возникновения спора, он выносится на обсуждение общественных жилищных комиссий территориальных управлений, решения которых можно обжаловать в комиссиях округа, города или в суде.

На территории ряда субъектов РФ приняты нормативные акты, предусматривающие меры по пресечению неправомерных действий при

1 Распоряжение департамента муниципального жилья и жилищной политики от 22.11.1999 № 169 «О порядке
расселения квартир коммунального заселения при наличии свободных комнат, находящихся в собственности г.
Москвы». Документ опубликован не был.

2 Постановление Правительства Москвы от 27.08.2002 № 706-ПП «О продаже свободных жилых помещений в
коммунальных квартирах, находящихся в собственности города Москвы» // Вестник Мэрии Москвы, 2002,
№35.

3 Ст. 19 закона г. Москвы от 11.03. 1998 № 6 «Основы жилищной политики в городе Москве» // Ведомости
Мосгордумы, 1999, № 8, с. 5.


совершении сделок с жилыми помещениями. Так, согласно распоряжению мэра г. Москвы1, при отчуждении жилых помещений некоторым категориям граждан (одинокие пенсионеры, несовершеннолетние, нетрудоспособные, недееспособные и т.д.), которые относятся к так называемой «группе риска» установлены ограничения. Оно должно осуществляться с согласия органов социальной защиты, окружных медицинских управлений, опеки и попечительства. Мосгоркомрегистрация регистрировал такие сделки только после регистрации граждан на другое место жительства.

1.2 Договоры мены и обмена жилых помещений

По договору мены каждая из сторон договора обязуется передать в собственность другой стороне один товар в обмен на другой. По такому договору собственник жилого помещения может обменять жилье на любое имущество, не изъятое из оборота, в т.ч. на другое жилое помещение.

Каждая из участвующих сторон в договоре мены признается продавцом и одновременно покупателем жилого помещения, поэтому правовое регулирование осуществляется в большинстве своем по тем же правилам, что и купля-продажа2, если иное не противоречит принципам и существу мены (ст. 567 ГК РФ).

Договор мены считается консенсуальным, возмездным и взаимным.

В последнее время этот вид договора становится довольно распространенным3. Это связано с расширением частного жилищного фонда, что вызвано, прежде всего, приватизацией и возможностью для граждан

1 Распоряжение Мэра от 26.05.1994 № 242-РМ «О дополнительных мерах по защите граждан от
противоправных действий преступных сообществ при приватизации и отчуждении жилых помещений» //
Вестник Мэрии Москвы, 1994. № 13. Странно, но столь грамотное решение отменено в целях приведения
нормативной базы в соответствие с федеральным законодательством распоряжением мэра г. Москвы от
13.04.2001 № 354 -РМ // Вестник Мэрии Москвы, 2001, № 4.

2 См.: Пашкус Ю.В. Деньги: прошлое и современность. Л.: Юрид. лит-ра. 1990, с. 8-13.

3 См.: Седугин П.И. Жилищное право. М.: Норма. Издание второе. 2001, с. 306.


свободного распоряжения этими помещениями1, а также рядом других факторов политического, социально-экономического и иного порядка2.

По договору обмена жилыми помещениями каждая из сторон обязуется передать право пользования и владения другой стороне. Особенностью этого договора является то, что объектом сделки может быть только жилое помещение.

Общим отличительным признаком договора мены и обмена от остальных договоров является то, что с обеих сторон передается только имущество или право пользования и владения соответственно, а не денежный эквивалент жилого помещения.

Особенности двух видов договоров заключаются в следующем. Договор мены заключается только между собственниками жилья, а при заключении договора обмена жилыми помещениями происходит переход только права пользования и владения3. Некоторые авторы считали, что в случае обмена прекращаются одни и возникают другие жилищные правоотношения4, другие считали, что такое соглашение порождает перемену лиц в обязательстве5. При обмене стороны всегда физические лица, при этом как минимум одна из сторон не является собственником жилого помещения.

При договоре мены участники руководствуются нормами ГК РФ, а при обмене наряду с ГК РФ, отношения регулируются нормами ЖК, Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другими нормативными актами6, а также нормативными актами, принимаемыми субъектами РФ7 (ст. 72 ЖК).

1 Указ Президента СССР от 19.05.1990 «О новых подходах к решению жилищной проблемы в стране и мерах по
их практической реализации» // Ведомости СНД и ВС СССР, 1990, № 22, ст. 409.

2 См.: Толстой Ю.К. Заметки по жилищному праву. Обмен помещений. // Правоведение, 1994, № 4, с. 26.

3 См.: Гетман Е.С. О жилищных правах и обязанностях. М.: Знание. 1992, с. 18,

4 См.: Гонгало Б.М. Основания изменения жилищных правоотношений. Канд. дис. Свердловск: Свердловский
юридический институт. 1984, с. 82.

3 См.: Черепахин Б.Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву. М.: Госюриздат. 1962, с. 80.

6 Инструкция о порядке обмена жилых помещений, утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 09.01.1967 № 12.
Указанная инструкция подлежит применению с учетом текущего гражданского и жилищного законодательства
// Защита жилищных прав граждан. Сборник нормативных правовых актов и других документов жилищного
права. М.: ЗАО «Бизнес - школа «Интел-Синтез». 1996, с. 438-441.

7 Временное положение о порядке обмена и (или) мены жилых помещений в г. Москве, утв. распоряжением
Департамента муниципального жилья Правительства Москвы от 09.04.1996 № 74 // Экономика и жизнь, 1997,
№3.


Вопрос об обмене жилыми помещения между нанимателями и членами ЖК и ЖСК с одной стороны и собственниками с другой, долгое время не выходил за рамки теоретических исследований. Некоторые авторы указывали на недопустимость таких обменов1, другие высказывали противоположную точку зрения2.

Исходя из норм ст. 454 ПС РФ и ч. 2 ст. 20 Закона «Об основах федеральной жилищной политики» объектом договора обмена могут быть любые жилые помещения независимо от форм собственности.

Однако на практике это не соблюдается, так не производится обмен
• приватизированной квартиры на неприватизированную. Жилищные органы

ставят как условие заключения договора, установление единого правового режима жилых помещений, но в некоторых случаях это сделать невозможно, например, при полном внесении пая в ЖК и ЖСК квартира автоматически становится собственностью члена кооператива. Поэтому отказ в этих случаях в разрешении мены жилых помещений является незаконным, ущемляющим права3.

Тем не менее, государство должно стимулировать перераспределение
i
i жилья. Это касается тех случаев, когда человек живет в пятикомнатной

I квартире один, а масса людей живет в коммунальных квартирах, т.е.

необходимо стимулирование обменов жилья с тем, чтобы эти сделки не облагались налогом4.

Одной из разновидностей обмена являются случаи предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда членам ЖК и ЖСК и гражданам-собственникам жилого помещения. Согласно ст. 28 ЖК такие граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями на общих основаниях. Таким

1 См.: Марткович И.Б. Жилищное право. Закон и практика. М,: Юрид. лит-ра. 1990, с. 211.

2 См.: Маслов В.Ф. Защита жилищных прав граждан. Харьков: Харьковский университет. 1970, с. 163.

3См.: Толстой Ю.К. Заметки по жилищному праву. Обмен помещений. // Правоведение, 1994, № 4, с. 27. Возможно, отказ связан с необходимым в таком случае согласием собственника, но административные ограничения недопустимы (ч. 2, 3 ст. 20 закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики»). 4 Тезисы пресс-конференции председателя комитета ГД РФ по законодательству П.В. Крашенинникова. // Адвокат, 2002, № 6, с. 15; Российская газета, № 217 (3085), 15.11.2002.


образом, договор мены влечет за собой фактическое лишение гражданина прав собственности, т.к. другое жилое помещение передается ему в пользование.

Если из договора мены не вытекает иное, жилые помещения предполагаются равноценными, а расходы на их передачу и принятие осуществляет в каждом случае та сторона, которая несет соответствующие обязанности (п. 1 ст. 568 ГК РФ). Прежнее гражданское законодательство предусматривало мену только равноценного имущества. В ГК РФ это общее правило, однако, довольно широкое применение на практике получил договор мены с доплатой разницы в стоимости каждого из жилых помещений (п. 2 ст. 568ГКРФ).

Возможно совершение мены жилых помещений, принадлежащих как на праве единоличной частной собственности лица, так и находящегося в общей совместной или долевой собственности.

В случае обмена, когда жилое помещение принадлежит на праве общей собственности, то заявление подается от имени всех сособственников. Если кто-либо из сособственников не проживает в этом жилом помещении, находится в другом городе либо не может явиться в органы самоуправления по другим причинам, его согласие может быть выражено в отдельном документе. Подпись такого лица должна быть удостоверена нотариусом или должностным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий.

В случае отказа одного из сособственников на обмен жилого помещения, находящегося в общей совместной собственности, остальные вправе выделить свои доли и оформить обмен своей доли без предварительного согласия других сособственников. Каждый из них имеет право на обмен принадлежащей ему доли или определенной ее части, которая может быть выделена как изолированное помещение. В противном случае обмен не допускается.

Однако предметом частичного обмена может быть также часть помещения, не представляющая собой изолированное жилое помещение, приходящиеся на долю субъекта при условии, что въезжающий вселяется как член семьи или на правах участника общей собственности.


Мена жилых помещений принадлежащих государственным и муниципальным образованиям, в принципе, возможна, но на практике не производится1.

Субъектами обмена могут быть наниматели, а также арендаторы жилого помещения, причем только как физические лица. Между тем в ст. 17 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и ст. 671 ГК РФ упоминаются в качестве арендаторов юридические лица, однако они не являются участниками обмена в силу назначения жилого помещения.

По мнению автора необходимо исключить арендаторов2 из субъектов обмена, т.к. они получают жилое помещение, минуя основания, предусмотренные ст. 29 ЖК и, соответственно не проходят процедуры его получения (учет, очередность, норма площади и т.д.). Количество арендаторов - физических лиц в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов невелико. Тем более, что отношения аренды регулируются нормами ГК РФ, а в гл. 34 Кодекса обмен арендованного имущества не предусмотрен.

Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» предоставляется возможность участия в обмене нанимателей жилых помещений по договору коммерческого найма, проживающих в домах государственного, общественного и муниципального жилищных фондов, с письменного согласия проживающих совместно совершеннолетних членов семьи. На практике совершение подобных сделок нам неизвестно. Включение таких субъектов, вероятно, произошло по недоразумению, т.к. договор коммерческого найма является срочным и в гл. 35 ГК РФ также отсутствуют указания на возможность обмена.

1 См., напр.: Постановление Правительства Москвы от 02.10.2001 № 873-ПП «О передаче ведомственного
жилого дома-новостройки ФСО России в государственную собственность города Москвы (ЗАО)». Документ
опубликован не был.

2 Вероятно, при написании закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» в 1992 году в условиях
отсутствия как такового рынка жилых помещений произошло смешение понятий наниматель и арендатор в
отношении физических лиц, т.к. возможность заключения договоров социального и коммерческого найма
появилась значительно позже (с принятием второй части ГК РФ в 1996 году).


По договору обмена наниматель в домах государственного и муниципального жилищного фонда имеет право с согласия проживающих совместно лиц, в т.ч. временно отсутствующих произвести обмен жилого помещения (ст. 67 ЖК, ст, 20 Закона «Об основах федеральной жилищной политики»). Согласие совершеннолетних членов семьи собственника жилого помещения не требуется для совершения мены, но оно обязательно для договора обмена, причем в обоих случаях, при наличии несовершеннолетних детей требуется согласие или разрешение органов опеки и попечительства (ч. 4 ст. 292 ГК РФ, ч. 3 ст. 67 ЖК).

При обмене собственника с несколькими нанимателями, полученное жилое помещение передается в общую собственность равными долями если иное не установлено договором. В этом случае обязательно указывается вид общей собственности.

Участниками договора обмена могут быть члены ЖК и ЖСК, не выплатившие полностью паевые взносы, с письменного согласия проживающих совместно совершеннолетних лиц независимо от признания за ними права на паенакопления, включая временно отсутствующих, и разрешения органов местного самоуправления и правления кооператива (ст. 119 ЖК). При обмене должны быть соблюдены правила жилищного кодекса и устава кооператива.

При обмене одной кооперативной квартиры на другую равные суммы накоплений взаимно передаются, что подтверждается соответствующим документом, в случае разницы факт внесения пая подтверждается документом учреждения банка.

При отсутствии соглашения, на основании ст. 68 ЖК возможно требование в судебном порядке принудительного обмена на помещения в разных домах, при этом учитываются заслуживающие внимание доводы и интересы лиц, проживающих в обмениваемом помещении1. Это могут быть

Постановление Пленума ВС СССР от 03.04.1987 № 2 «О практике применения судами жилищного законодательства» // Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (РФ) по гражданским делам. М.: Спарк. 1994.


обстоятельства возраста, здоровья, сложившихся отношений, фактического распада семьи и др.

Особенностью обмена можно назвать, т.н. родственный обмен, когда совершеннолетний член семьи нанимателя вправе с письменного согласия нанимателя и остальных членов семьи обменять приходящуюся на его долю жилую площадь с другим лицом. При этом въезжающий обязательно должен вселяться в качестве члена семьи нанимателя1 (ст. 70 ЖК).

Договор мены и обмена заключается в простой письменной форме и подлежит, наряду с переходом прав собственности, государственной регистрации2. Письменное согласие на конкретный обмен в необходимых законом случаях должно быть нотариально удостоверено.

Порядок и перечень документов, необходимых для совершения договора мены или обмена жилым помещением устанавливается нормативными актами РФ и ее субъектов3. С сожалением приходится констатировать, что четко механизм осуществления обмена жилья в случае, когда одной стороной договора является собственник, нормативно на федеральном уровне не урегулировано4.

Однако можно выявить общий порядок заключения такого рода договоров. Заявление подается в орган местного самоуправления5 от нанимателей и собственника. После принятия им решения об обмене и выдаче обменных ордеров граждане вправе оформлять соответствующий договор. Представляется важным наличие положения о том, что обращение в орган местного самоуправления должно предшествовать оформлению договора, т.к. поможет избежать конфликтных ситуаций и проблем с выдачей ордера на

1 См.: Бюллетень ВС РСФСР, 1990, № 4, с. 9.

2 На практике встречаются случаи заключения договоров мены с нарушением общих положений ГК РФ. См.:
Бюллетень ВС РФ, 1996, № 4, с. 9.

3 Подробнее о порядке мены (обмена) в Москве см.: Калачева С.А. Справочник по жилищному
законодательству. М.: Приор. 2001, с. 92-96.

4 См. Крашенинников П.В. Сделки с жилыми помещениями. М.: Статут. 2001, с. 47.

5 Ст. 52, 62. 73 Закона РФ от 28.08.1995 № 154 «Об общих принципах организации местного самоуправлении в
РФ» // СЗ РФ, 1995, № 35, ст. 3506.


жилое помещение. Отказ в выдаче ордера может быть обжалован в судебном порядке в течение шести месяцев (ст. 71 ЖК).

К заявлению дополнительно прилагается копия ордера, выписка из решения правления ЖК или ЖСК о приеме (или исключении) в кооператив лица, документы банка о внесении паевого взноса либо справка о передаче пая выбывшему члену кооператива. Также требуется документ, подтверждающий наличие или отсутствие тяжких заболеваний, препятствующих совместному проживанию с другими лицами и другие необходимые документы.

Обменный ордер — единственное законное основание для заселения полученных по обмену жилых помещений (ст. 47 ЖК). Бланки ордеров хранятся в органах местного самоуправления как документы строгой отчетности.

Момент регистрации договора является моментом перехода прав, хотя фактическая передача может происходить значительно позже.

Если законом или договором не предусмотрено иного, право собственности либо пользования на жилое помещение переходит одновременно после исполнения обязательств. Если же сроки передачи имущества по условиям договора не совпадают, стороны должны руководствоваться общими нормами о встречном исполнении обязательств (ст. 328, 569 ГК РФ).

При необходимости жилищные условия проверяются бюро по обмену жилыми помещениями, жилищно-коммунальными органами местных администраций.

В случае какого-либо изъятия жилого помещения сторона вправе не только требовать возврата (п. 1 ст. 461 ГК РФ), но и возмещения убытков (ст. 571 ГК РФ).

Невозможность обмена заключается в том, когда право на жилое помещение поставлено под сомнение и предъявлен судебный иск (ст. 73 ЖК). Представляется аналогичным невозможность обмена в случае, если жилое помещение является предметом залога или арестовано. Данные запреты прямо


не предусмотрены в жилищном кодексе РСФСР, однако многие субъекты РФ вполне оправдано их предусмотрели1.

Также не допускается обмен в случаях, если жилое помещение подлежит сносу или переводу в нежилое, грозит обвалом, дом подлежит капитальному ремонту с переустройством и перепланировкой либо передается на государственные и общественные нужды, а также, если после обмена жилищные условия одной стороны существенно ухудшатся, в результате чего граждане становятся нуждающимся в улучшении жилищных условий. Однако в отношении договора мены эти условия не действуют.

Не допускается обмен служебного жилья и жилых помещений, имеющих режим общежития2 либо находящихся в специализированном жилищном фонде (п. 5 ст. 73 ЖК). Не допускается обмен, если он носит корыстный характер (п. 2 ст. 73 ГК РФ). Представляется, что в настоящее время этот запрет потерял актуальность, поскольку обмениваемые помещения далеко не всегда являются равноценными3.

Совершенный обмен может быть признан судом недействительным в случае нарушения правил, предусмотренных жилищным законодательством, а также по основаниям признания сделки недействительной по ГК РФ.

Действие достаточно старых нормативных актов федерального уровня4, противоречивость законодательства, приводит к появлению нормативных актов субъектов РФ в виде временных положений5, а также норм права не соответствующих федеральному законодательству6, что приводит к достаточному усложнению правоприменительной практики.

1 Правила обмена жилых помещений в Свердловской области, утв. решением малого совета Свердловского
областного Совета народных депутатов от 10.06.1992 № 133/7 // Жилищное законодательство Свердловской
области и г. Екатеринбурга. Екатеринбург: Уральское юридическое издательство. 1996, с. 136-142.

2 См. Бюллетень ВС РФ, 1995, № 7, с. 11.

3 См. Бюллетень ВС РФ, 1998. № 9.

4 Инструкция о порядке обмена жилых помещений принята в 1967 г. и с тех пор ни разу не изменялась!

5 Временное положение о порядке обмена и (или) мены жилых помещений в г. Москве, утв. распоряжением
Департамента муниципального жилья Правительства Москвы от 09.04.1996 № 74 // Экономика и жизнь, 1997,
№3.

6 Распоряжение Премьера Москвы от 15.07.19% № 622-РП «Об утверждении положения о порядке и условиях
продажи жилья с зачетом стоимости жилой площади, принадлежащей гражданам на праве собственности» //
Вестник Мэрии Москвы, 1996, № 36. Отменено через 6 лет Распоряжением Правительства Москвы от
11.02.2002 № 181-РП «О признании утратившим силу распоряжение премьера Правительства Москвы от
15.07.1996 № 622-РП»// Тверская, 13. 2002, № 25-26.


Поэтому, современное правовое регулирование таких сделок далеко от совершенства, и новый ЖК РФ, который в настоящее время разрабатывается, должен содержать развернутую регламентацию обмена жилыми помещениями1.

В ходе анализа правового регулирования отдельных видов сделок, направленных на приобретение права собственности на жилые помещения выявлен ряд правовых проблем, решение которых позволит осуществлять единую правоприменительную практику, и снизит риск признания сделки недействительной, что в конечном итоге будет способствовать развитию более цивилизованных рыночных отношений в отношении жилых помещений.

Так, необходимо реформировать методику инвентарной оценки осуществляемую органами БТИ, приведя ее в соответствие с рыночной стоимостью жилья2. Это позволит снизить риск потерь при признании возмездной сделки по отчуждению жилых помещений недействительной, увеличит объем налоговых поступлений в бюджет и позволит более ответственно относится собственникам к своим обязанностям по содержанию и эксплуатации жилищного фонда.

Предусмотреть на федеральном уровне правовые меры по пресечению неправомерных действий и обеспечения более высоких правовых гарантий при совершении сделок с жилыми помещениями в отношении граждан, принадлежащих к «группе риска»: одинокие пенсионеры, несовершеннолетние, нетрудоспособные, малоимущие и т.д., что приведет к снижению криминализации этого сегмента рынка, заметно снимет социальную напряженность и позволит гражданам чувствовать реальную защиту государства при осуществлении своих прав.

Признать, что пожертвование как особый вид договора дарения к жилым помещениям не применяется3, т.к. отличительным признаком пожертвования

1 См.: Крашенинников П.В. Жилищное право. М: Статут. 2000, с. 216.

2 В настоящее время Госстрой РФ разрабатывает новую методику оценки недвижимости. Ее применение
приведет к тому, что инвентарная стоимость жилого помещения практически сравняется с рыночной ценой. //
Деньги, № 11 (315), 21.03.2001.

3 Противоположного мнения придерживается Крашенинников ПВ. См.: Крашенинников П.В. Жилищное
право. М.: Статут. 2000, с. 223-224; Крашенинников П.В. Сделки с жилыми помещениями. М.: Статут. 2001, с.
32-33.


является использование имущества в общеполезных целях (круг пользователей неограничен), а в отношении граждан и юридических лиц по объявленному назначению (ст. 582 ГК РФ). Тогда как в п. 2 ст. 288 ПС РФ назначение жилого помещения указано императивно, а его использование неограниченным кругом лиц противоречит существу жилищных правоотношений.

В целях пресечения злоупотреблений граждан, когда при помощи недостаточно четкой правовой регламентации, осуществляется неоднократная приватизация жилых помещений, внести дополнение в ч. 1 ст. 11 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» следующего содержания: «Граждане РФ, желающие приватизировать жилое помещение, к заявлению прилагают документ1, подтверждающий, что занимаемое жилье не было приватизировано или договор передачи был расторгнут».

Также внести в вышеуказанный закон запрет на приватизацию служебных жилых помещений, т.к. они предназначаются для заселения гражданами в связи с их трудовой деятельностью (ст. 101,.102, 104 ЖК).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.