Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданское право Рима




Обязательства цивильные, преторские и натуральные

1) Под гражданским правом в современном обществе понимают ту область права, которая регулирует имущественные отношения в данном обществе.

В качестве единого термина, подразумевающего гражданское право в современном понятии, в римском правовом лексиконе применяется ius privatum - или частное право. Римское частное право соответствует современному гражданскому праву ius privatum. Основными институтами римского частного права являлись:

-право собственности;

-другие права на вещи;

-семейные правоотношения;

-наследование;

-защита частных прав (иски)

ius privatum включало в себя:

2) ius civile (цивильное право) - национальное право граждан римской общины, оно включало в себя все правила, регулирующие сакральные и светские отношения предусматривающие кару за преступления, в условиях неразвитой экономики отдельной общины, при господстве натурального хозяйства.

Цивильное право именовалось также ius quiritis или квиритским правом (от "курия", от г.Кура, от копьеносцев-квиритов...). Позже ius civile стало правом, которым пользовались исключительно римские граждане.

3) ius gentium (право народов) - "право, которым пользуются все народы человечества" (Ульпиан).

Право народов - более универсальное, чем ius civile, способное удовлетворять интересы всех включенных в мировую державу народов, лишенное всяких местных и национальных особенностей.

Право народов формировалось под непосредственным влиянием деятельности магистрата по делам перегринов (неримлян). Для защиты прав иностранцев претор перегринов использовал правовые нормы, действовавшие в разных провинциях державы. Таким образом, создавался синтез наиболее совершенных правовых норм мира.

Претор-перегринус мог издавать эдикты, тем самым юридич.закрепляя чужеземные правовые нормы.

Вобрав в себя лучшие нормы народов державы, ius gentium обладало рядом положительных черт:

1. свобода от формальностей, присущих ius civile;

2.предпочтение подлинной воли участников правоотношения всем прочим обстоятельствам и формальностям;

3. письменная форма договорных связей;

4. простота судопроизводства;

5.атмосфера взаимного доверия сторон в спорах;

6. равенство сторон правоотношения;

7. третейский суд.

Итак, римское гражданское право развивалось в виде параллельных и взаимодействующих систем ius civile и ius gentium. Со временем эти системы стали сближаться. Однако более значительным было влияние ius gentium на ius civile, т.к. ius gentium содержало более совершенные нормы и отличалось положительными чертами.

С рецепцией цивильным правом перегринского права неразрывно связана и эксцепция ius civile, как средство ревизии старого права - принцип exeptio doli - "возражение из обмана", который использовался для отмены норм, противоречащих принципа справедливости. В 212 г. с введением Каракаллой общ. граж данства ius civile и ius gentium - слились воедино.

4) ius naturale - это представление о добре и зле, должном и ненадлежащем. По мнению римлян законы не должны были нарушать этого общего порядка. Соответствие людских законов естественному праву - это справедливость (aequitas). соответствующие понятию справедливости. Таким образом следует рассматривать ius naturale не как систему норм.

Эта философская конструкция позволяла преторам и юристам классического периода устранять нормы, уже не как философское обоснование прогрессивной правотворческой деятельности.

Такой подход говорил о восприятии римлянами права нравственного явления. Теория ius naturale в настоящее время называется неотолизмом (учение Фомы Аквинского).

5) ius praetorium (преторское право) - система права, сложившаяся в практике преторов и др.магистратов через их эдикты. Ius praetorium, по словам римского юриста Марциана, сделалось живым голосом цивильного права, эффективным средством удовлетворения новых жизненных интересов, возникших с ростом производства, торговли и т. д.

Понятие ius gonorarium несколько шире, чем ius praetorium, т.к. включает эдикты других магистратов, например курульных эдилов. Между ius gonorarium и ius civile также происходило взаимодействие, в результате чего эти системы слились воедино. Преторскому праву отдавалось предпочтение над ius civile, в результате чего появилось понятие nudum ius - право, лишенное юридической защиты, потерявшее гарантии государства.

Оно ограничивало рамки преторского правотворчества в 250-80 г.д




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.