Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законный римский брак и иные виды сожительства мужчины и женщины




Заключение брака

Самому браку предшествовало обручение, помолвка (по-латыни sponsalia) – взаимное обещание родителей жениха и невесты либо их самих при согласии родителей вступить в брак. Такая помолвка основывалась на клятве. В ранние времена нарушение этого обещания вело к иску с требованием возместить ущерб. Однако позднее, в классическую эпоху, помолвка перестала обладать таким эффектом: согласно классическим юристам такая sponsalia считалась заключенной «против добрых нравов» (contra bonos mores) – это связано с тем, что заключение брака в классическом праве рассматривалось как совершенно свободное дело. Таким образом, помолвка в это время представляла собой просто старинный обряд, который ни к чему не обязывал с юридической точки зрения.

Впрочем, если человек совершал вторую помолвку, не объявив о расторжении прежней, то уже в преторскую эпоху он подвергался инфамии (такое двойное обручение именуется термином bina sponsalia).

В постклассическом законодательстве (начиная с IV в.) под влиянием христианства помолвка вновь все более становится юридически значащим актом. Появляются правила, по которым безосновательное расторжение помолвки для виновного заканчивалось потерей данного им задатка или подарка, сделанного женихом невесте по случаю обручения как обычный знак внимания (donatio ante nuptias) Если же виновным в расторжении помолвки является тот, кто принял задаток, то для него возникает обязанность заплатить двойную стоимость этого задатка.

Особой разновидностью обручения являлась помолвка путем поцелуя (osculum). По закону императора Константина (336 г.), если в знак помолвки был дан поцелуй, а затем брак не состоялся по причине смерти жениха (или невесты), то пережившей невесте (или жениху) принадлежала половина подарков, полученных им от умершего по случаю предполагавшегося брака.

Заключение самого брака – свадьба (nuptiae) – обычно сопровождалось праздничными обрядами. Во время этих обрядов часто составлялись особые документы, в которых содержались подробности о браке и о приданом, что-то наподобие современного брачного контракта (instrumentum nuptiale или instrumentum dotale).

Для того, чтобы женщина при заключении брака юридически перешла в семью супруга и под его manus (либо под отеческую власть домовладыки своего супруга), требовалось осуществить особое соглашение о таком переходе (convevtio in manum). Римскому праву были известны два основных формализованных и торжественных варианта такого соглашения.

Древнейшим вариантом, доступным исключительно членам патрицианских родов, являлась т.н. конфарреация (confarreatio, от лат. far – полба, вид пшеницы). Это был религиозный свадебный обряд, связанный с принесением в жертву Юпитеру хлеба из полбы. В данном обряде должны были принимать участие десять свидетелей и фламин Юпитера (возможно, также и верховный понтифик). Конфарреация основывала полный союз мужчины и женщины по божескому и человеческому праву (communicatio divini et humani juris). Женщина посредством такого обряда входила в агнатическую систему отношений в семье мужа.

Более поздним, но и более регулярным вариантом была т.н. коэмпция (coёmptio – в дословном переводе «покупка»), осуществлявшаяся в форме манципации, т.е. торжественного акта с использованием меди и весов и в присутствии 5 свидетелей, при котором муж – новый господин женщины – как бы «покупал» ее у прежнего господина (обычно у отца или деда). Коэмпция, в отличие от конфарреации, была доступна всем гражданам, а не только членам патрицианских родов.

В классические времена конфарреация почти совершенно вышла из употребления, сохранившись лишь в жреческих семействах, поскольку по древнему божественному праву только человек, рожденный в таком браке, мог претендовать на одну из высших жреческих должностей. Коэмпция, напротив, в течение долгого времени сохраняла свое значение, причем с конца республиканского периода ее очень часто стали применять не для заключения брака, а для освобождения женщины от той или иной зависимости. Например, с помощью коэмпции женщина могла сменить опекуна: «покупатель» (фактически, это было доверенное лицо) после манципации освобождал женщину и, как правило, сам становился ее новым опекуном.

Если брак заключался без мужней власти (matrimonium sine manu) и у супругов не было цели ввести женщину в систему агнатических связей мужа, юридическим эффектом обладал сам факт начала совместной жизни (за такой факт признавалось введение невесты в дом жениха при взаимном согласии супругов). Это обстоятельство приводило к тому, что порой было весьма затруднительно ответить на вопрос, заключен ли в данном конкретном случае законный римский брак (matrimonium), или это только лишь конкубинат (concubinatus). На этот вопрос уже классические римские юристы обычно отвечали, используя презумпцию законного брака: если в сожительство вступают лица одинакового социального статуса, то в случае каких-либо сомнений относительно качества их связи предполагается, что они заключили законный брак (matrimonium justum). По этому поводу Модестин рассуждал следующим образом: «Сожительство со свободной женщиной нужно рассматривать не как конкубинат, а как брак, если она не занимается продажей своего тела» (D. 23. 2. 24).

По Законам XII таблиц, если женщина желала сохранить брак в качестве matrimonium sine manu, она должна была один раз в году исчезать из дома мужа на три ночи, при этом супруг не должен был знать, где она находится. В противном случае брак превращался в matrimonium cum manu по давности господства мужа над женой (usus). Впрочем, уже в республиканский период (т.е. в эпоху архаического римского права) данное правило перестало соблюдаться (эта норма Законов XII таблиц была выведена из употребления путем desuetudo – «отвыкания» от закона).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.