Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Источники земельного права




Изучение вопроса целесообразно начинать с рассмотрения характера и структуры правовой системы Российской Федерации, которая получила закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 года и включает в себя:

1) федеральное законодательство;

2) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

3) правовые акты органов местного самоуправления.

Значение Конституции РФ как источника земельного права состоит в том, что она закрепляет:

- общие принципы и формы правовых актов, регулирующих земельные отношения в общей системе российского законодательства, а также компетенцию некоторых органов государственной власти в этой сфере;

- особенности правового регулирования отношений по поводу земли как природного ресурса;

- принципы и характер регулирования отношений собственности на землю;

- основы обеспечения охраны и рационального использования земель.

Ст. 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ст. 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Вне пределов ведения Российской Федерации, субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

При изучении данной темы следует уделить внимание также межотраслевым источникам земельного права: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 г. №7-ФЗ), Водный кодекс РФ (от 3.06.2006 г. №74-ФЗ)[3], Лесной кодекс РФ (от 4.12.2006 г. №200-ФЗ)[4], Уголовный кодекс РФ (от 13.06.1996 г. №63-ФЗ)[5], Кодекс РФ об административных правонарушениях (от 30.12.2001 г. №195-ФЗ)[6] и др.

Необходимо, однако, учитывать, что при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли. К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3 ЗК РФ).

Особое место в регулировании отношений по эксплуатации и охране земель отводится международным договорам и соглашениям. Ст. 15 Конституции РФ провозглашает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (см. также ст. 4 ЗК РФ).

 

Тема 3. "Земельный вопрос" в Рос­сии: история и современность.

 

Крупнейшим событием XIX в. была реформа 1861 г., с которой связаны отмена крепостного права и существен­ные изменения в области земельных отношений.

Начавшиеся в 1906 г. реформы назывались столыпинс­кими по имени российского премьер-министра П. А. Сто­лыпина.

В период столыпинской реформы окончательно сло­жился земельный правопорядок Российской империи, который затем существовал до 1917 г.

В период между Февральской и Октябрьской револю­циями в земельном вопросе не произошло значительных изменений, если не считать принятие Закона от 12 июня 1917 г., которым были введены ограничения на сделки с землей в целях пресечения спекуляций.

Для осуществления социализации земли в принятой 10 июля 1918 г. Конституции РСФСР было объявлено об отмене частной собственности на землю, а весь земель­ный фонд признавался общенародным достоянием и пе­редавался трудящимся без всякого выкупа на началах уравнительного землепользования. В следующем акте советской власти – Постановлении ВЦИК от 14 февра­ля 1919 г. «О социалистическом землеустройстве и о ме­рах перехода к социалистическому земледелию» появля­ется уже формулировка, что все земли в Российской Фе­дерации, в чьем бы пользовании они ни находились, составляют единый государственный земельный фонд. Земельный кодекс РСФСР, принятый в октябре 1922 г., однозначно установил, что вся земля в России находится в собственности рабоче-крестьянского государства. Хотя прямо в кодексе не было сказано, что государство является единственным, исключительным собственником земли, юридически оно стало таковым. Национализация земли получила окончательное правовое закрепление.

В первом кодификационном общесоюзном земель­ном законе «Общие начала землепользования и землеус­тройства», утвержденном ЦИК СССР 15 декабря 1928 г., объявлялась собственность на землю Союза ССР.

Среди институтов земельного права прочно заняли доминирующее положение право исключительной госу­дарственной собственности на землю и право колхозного землепользования. Это нашло отражение в принятой 5 декабря 1936 г. Конституции СССР, установившей, что земля, ее недра, воды и леса в СССР являются государ­ственной собственностью, т. е. всенародным достоянием.

С 1990 г. в Российской Федерации был взят курс на развитие рыночной экономики.

В ходе земельной реформы в Российской Федерации произошли значительные преобразования. Ликвидирова­на монополия государственной собственности на землю. Необходимо констатировать тот факт, что земельная реформа в России до сих пор не завершена и данная отрасль российского права является весьма динамично меняющейся.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.