Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспресс-контрольные




Самостоятельная работа

Терминологический словарик

IH. НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ НАПИСАНИЯ

II. БЕСПРОВЕРОЧНЫЕ (СЛОВАРНЫЕ) НАПИСАНИЯ

I. ПРОВЕРЯЕМЫЕ НАПИСАНИЯ

В них постоянный буквенный состав морфемы, выбор каждой буквы в морфеме обоснован сильной позицией соответствующего зву­ка, т.е. каждая буква морфемы выбрана для звука сильной позиции.

Постоянный буквенный состав морфемы, но сильной позиции для «сомнительных», слабых, гласных и согласных звуков нет, т.е. на письме передается гиперфонема. Нужно запомнить написание каж­дого такого слова, уточняя его по орфографическому словарю, ис­пользуя для справок словари иностранных слов и этимологические.

Буквы в морфеме меняются («чередуются»), сильная позиция звуков возможна, но ориентировать на нее выбор буквы нельзя, т.к. выбор чередующихся букв опирается на специальные для каж­дой группы морфем правила.

Орфография, орфограмма, орфографический принцип. Мор­фологический (морфемный, морфофонематический, фонематичес­кий) П. Фонетический П.

Традиционный, исторический, этимологический П. Дифферен­цирующие написания. Графические орфограммы. Орфографичес­кие варианты и подсистемы.

Сгруппируйте на фонетической основе в соответствии с орфо­графическими принципами орфограммы из учебников русского язы­ка 5—7-го классов.


(Примерные вопросы)

Экспресс-контрольные предполагают подведение итога предше­ствующей лекции. Формулировка вопроса требует осмысления ус­лышанного и значительной самостоятельной работы, без чего пол­ный правильный ответ невозможен.

1. Объект и задачи курса «Современный русский язык». Как Вы
объясните выражение: «Русский язык не только предмет изучения,
но и средство обучения»?

2. Назовите фонетические единицы языка, покажите многоас-
пектность их характеристик.

3. Почему речевые сигналы хорошо опознаются, несмотря на то,
что звуки речи по сравнению с другими обладают очень «невыгод­
ными» характеристиками: длительность их очень мала, качество зву-
чания неустойчиво?

4. «Звук. — фонема — буква». Каким представляется Вам их со­
отношение?

5. «Фонема — автономная фонетическая единица, потенциально
связанная со смыслом». «Фонема — компонент морфемы». Не про­
тиворечат ли друг другу эти определения фонемы? Докажите.

6. Что общего в понимании фонемы учеными МФШ и ЛФШ?

7. Общее или различное в понимании фонемы проявляется уче­
ными МФШ и ЛФШ при определении фонемного состава языка,
фонемного состава слова? Аргументируйте свои ответы.

8. Чем вызваны расхождения в фонемном инвентаре (составе
фонем языка), у московских и ленинградских фонологов?

9. Почему при наличии артикуляционной характеристики звука
нужна еще и акустическая?

 

10. Определите основные артикуляционно-акустические разли­-
чия гласных и согласных; звонких и глухих согласных; твердых и
мягких согласных. Покажите, что артикуляционные характеристи­-
ки исходны.

11. Охарактеризуйте суть фонетических процессов аккомодации,
ассимиляции и редукции, показав, что иллюстративный языковой
материал будет разным у ЛФШ и МФЩ.

12. Правила переноса слов (на конкретном языковом материале).

13. Методические приемы обучения определению ударного сло­-
га, его значимость для выработки орфоэпических и орфографиче-­
ских навыков.


 

14. Практическая значимость ИК, методические приемы ра­-
боты с ИК при обучении синтаксису, пунктуации, выразительному
чтению.

15. Назовите основные орфоэпические нормы русского языка и
«неосновные».

16. Понятие фонетической подсистемы.

17. «Орфоэпическая норма — вариант орфоэпической нормы —
орфоэпическая ошибка». Как Вы будете разграничивать пошйия дан­
ного ряда?

18. С чего начинается работа по предупреждению орфоэпичес­
ких ошибок учащихся?

' 19. «Звук — фонема — буква». Вы уже делали попытку опреде­лить их соотношение, какие коррективы могли бы теперь внести в свои определения?

20. Какие-понятия станут опорными при работе с орфограмма­ми, базирующимися на морфологическом принципе?

21- Фонетика и орфоэпия. Фонетика и графика. Фонетика и ор­фография. Покажите определяющую роль фонетики в этих взаимо­связях.

22. Основные тенденции развития русской фонетической систе­мы и орфоэпических норм («закон Бодуэна де Куртенэ»).

Для конспектирования:

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного
языка. М., 1956 (III глава «Типы научно-лингвистической транс­-
крипции»).

2. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1973 (ЭФМ).

3. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. Л., 1987.

 

4. Фонетика современного русского литературного языка: со-
циолого-лингвистическое исследование. М., 1968. Закон Бодуэна
де Куртенэ, отражающий тенденции развития фонетической си-­
стемы.)

5. Бондарко Л.В. и др. Основы общей фонетики. Л., 1983 (терми­-
нологический инвентарь),

6. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного язы­
ка. Л., 1971. (Понятие нормы. Нормы произношения и ударения.)

7. РуделевБ.Г; Фонология слова. Тамбов, 1975 (о фонологиче­-
ских школах).


 







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.